На главную Семейное право Теория Общие положения семейного права
Общие положения семейного права
Семейное право - Теория
Индекс материала
Общие положения семейного права
Соотношение семейного и гражданского права
Семейное правоотношение
Все страницы

1. Общая характеристика семейного права

Семейное право и как наука, и как учебная дисциплина представляет значительный интерес, поскольку положения, рассматриваемые данной отраслью права, являются достаточно актуальными как с юридический, так и с практической точек зрения.
Несмотря на то, что нормы российского законодательства направлены на построение, укрепление семейных отношений, ответственности и уважения членов семьи, в Семейном кодексе Российской Федерации понятие «семья» не раскрывается.

Семья - это уникальный институт общества, поэтому в науке понятие семьи рассматривается в социологическом и юридическом смыслах. По мнению С. Л. Франка, российского юриста и философа, «семья ... есть основная неустранимая ячейка, из которой складывается общество и в которой сохраняется и передается из поколения в поколение внутреннее, духовно-культурное единство исторической жизни» . Г. К. Матвеев определяет семью как «объединение лиц, связанных между собой браком или родством, моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, взаимными личными правами и обязанностями» . В. С. Нерсесянц полагал, что «семья - это особая общность, основанная на родственных и специфических отношениях, которые существенно отличаются от межиндивидуальных отношений чуждых друг другу членов общества» .

Несмотря на существенные различия в восприятии категории «семья», абсолютное большинство ученых наделяют ее двумя свойствами:
1) совместное проживание;
2) наличие взаимных прав и обязанностей.
Ввиду разных подходов семью как социальный институт можно определить как малую социальную группу людей, объединенных кровнородственными или иными, приравненными к ним, связями, а также взаимными правами и обязанностями.
С юридической точки зрения под семьей следует понимать, как правило, совместно проживающую общность людей, связанных между собой взаимными личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, которые вытекают из брака, родства, иных оснований для включения лица в конкретную семью (усыновители и усыновленные), а также социальной близости людей (отчим, мачеха и пасынок, падчерица).
Семейные отношения носят сложный характер. Некоторые из них не нуждаются в правовом регулировании, а в отдельных случаях и не могут ему подлежать (любовь, уважение, бытовые обязанности и др.). Другие же, наоборот, в силу своей высокой социальной значимости подлежат регламентации со стороны государства. Именно они в своей совокупности образуют предмет семейного права. Таким образом, предметом регулирования семейного права является не семья как таковая, а существующие между ее членами отношения.
Предмет семейного права - разнообразные семейные правоотношения, возникающие между их участниками.

В статье 2 СК РФ дается исчерпывающий перечень отношений, регулируемых семейным законодательством. С долей условности в предмете семейного права можно выделить четыре основные группы отношений:
• связанные с заключением и прекращением брака, признанием брака недействительным;
• личного неимущественного и имущественного характера между супругами; родителями и детьми (усыновителями и усыновленными);
• между родственниками и иными лицами в случаях, прямо предусмотренных семейным законодательством (дед, бабка, родные братья и сестры и т. д.);
• возникающие в связи с устройством детей, оставшихся без попечения родителей.

Можно выделить следующие особенности предмета семейного права.
1. Субъектами семейного права могут быть исключительно физические лица.
2. Субъекты семейного права, как правило, строго индивидуализированы (незаменимы), их права и обязанности непередаваемы.
3. Семейные отношения являются, как правило, длящимися и связывают между собой исключительно близких (в юридическом смысле слова) людей.
4. Содержание семейных отношений в первую очередь имеет личный неимущественный оттенок и лишь во вторую - имущественный.
5. Основаниями возникновения семейных правоотношений являются специфические юридические факты - брак, родство, отцовство и др.
Несмотря на различие представленных позиций, воспринимающих семейное право либо как подотрасль гражданского права, либо как самостоятельную отрасль системы российского права, представляется целесообразным дать следующее его определение.
Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих семейные отношения личного неимущественного и имущественного характера, возникающие у их участников вследствие брака, родства, а также иных оснований, предусмотренных законом.

Теория права позволяет определить систему семейного права как триединую совокупность элементов:
1) нормы семейного права, представляющие собой правила поведения, регулирующие общественные отношения в брачно-семейной сфере;
2) институты семейного права - качественно однородные группы норм права, объединенные общностью регулируемых отношений (институт брака);
3) принципы семейного права - его основополагающие идеи, имеющие императивный характер (принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины).
Однако такой подход приемлем лишь при восприятии семейного права как отрасли системы российского права. Семейное право как учебная дисциплина рассматривается как как совокупность двух частей:
1) общей части, включающей в себя установления, имеющие общеобязательное значение для всех остальных положений, к которым, например, следует отнести задачи и основные начала семейного законодательства, источники семейного права, порядок и сроки защиты семейных прав и др.;
2) особенной (специальной) части, состоящей из различных институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений (права и обязанности супругов, алиментные обязательства членов семьи и т. д.).
Метод семейного права - это совокупность способов и приемов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на соответствующие общественные отношения.
Необходимо отметить, что метод предопределяется особенностями предмета, что указывает на неразрывную связь, существующую между предметом и методом.

При регулировании семейных правоотношений, можно выделить следующие методы:
1. Диспозитивный метод (дозволительный) Он состоит в возможности самостоятельного усмотрения субъекта в вопросе выбора того или иного варианта поведения. В СК РФ диспозитивные начала правового регулирования усилены. (например, брачный договор, соглашение об уплате алиментов).
2. Императивный метод (властных предписаний). Выражается в основном в форме обязывающих и запрещающих норм, а также жесткой регламентации процедур реализации того или иного права. (например, запрещается заключение брака между близкими родственниками).
3. Метод дифференцированного регулирования правового статуса участников семейно-правовых отношений. Сущность указанного метода состоит в наделении субъектов семейного права различным объемом прав и обязанностей даже во взаимоотношениях друг с другом (например, правоотношения родителей и детей).
В целом, можно выделить характерные особенности для регулирования семейных правоотношений: юридическое равенство участников семейных правоотношений, автономия воли участников семейных правоотношений, усиление диспозитивного начала в семейно-правовом регулировании и индивидуальное ситуационное регулирование

Способы регулирования семейных правоотношений подразделяются на:
1. Запреты.
В зависимости от формы выражения могут быть прямые, когда воля законодателя выражена четко и открыто (например, в ст. 14 СК РФ содержит прямой запрет о недопустимости брака с перечисленными в этой статье лицами) и косвенные - это запреты из содержания которых следует вывод о недопустимости каких-либо действий (например, согласно п. 1 ст. 11 СК РФ по общему правилу заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления в органы загса, что является косвенным запретом регистрировать брак раньше)
2. Дозволения.
Адресуются частникам семейных правоотношений и юридическим лицам; менее определены и связаны с процессуальными нормами. По форме выражения могут быть прямыми - в которых разрешения выражены открыто (например, брачный договор может быть заключен как до, так и в любое время в период брака) и косвенными - когда содержание предписаний свидетельствует о возможности определенного поведения (например, родители, являясь законными представителями своих детей выступают в защиту их прав и интересов).
3. Правила-разъяснения.
Например, п. 1 ст. 27 СК РФ дается определение фиктивности брака.
4. Предписания к совершению определенных действий.
Например, согласно п. 2 ст. 25 СК РФ суд обязан в течение трех
дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения в орган ЗАГС по месту государственной регистрации заключения брака.
Принципы являются одним из ключевых элементов системы отрасли права. Принципы семейного права - это руководящие начала, определяющие сущность и содержание нормативного регулирование данной группы общественных отношений, которые в силу своего юридического закрепления имеют общеобязательный характер.

Принципы семейного права определяются его целями:
• укрепление семьи;
• недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
• обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;
• обеспечение возможности судебной защиты своих прав членами семьи.

Действующее законодательство в ст. 1 СК РФ называет следующие принципы семейного права.
1. Принцип признания брака, заключенного только в органах загса. Согласно нормам действующего законодательства, правовые по
следствия порождает только официально зарегистрированный брак. Все иные его формы (церковные, религиозные и др.) не имеют юридической силы. Исключение составляют:
• браки, зарегистрированный по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния ;
• фактический брак с 1927 по 1944 гг. , до установления момента обязательной регистрации брака в органах загса.
2. Принцип добровольности брачного союза. Он предполагает необходимо взаимное добровольного согласия мужчины и женщины при заключении брака; не требуется чье-либо разрешение на вступление в брак; установление свободы расторжения брака. Для выяснения подлинности свободы волеизявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц (п. 1 ст. 11 СК РФ). Нарушение свободы выражения воли при вступлении в брак влечет признание его недействительности.
3. Принцип равенства прав супругов в семье. Этот принцип исходит из конституционных положений о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, о равенстве прав и обязанностей родителей в отношении своих несовершеннолетних детей (ст. 19 Конституции РФ) Данный принцип предполагает наличие одинаковых правовых возможностей мужчины и женщины по отношению друг к другу, а также в решении семейных вопросов (воспитание, образование детей и др.).
4. Принцип разрешения семейных споров по взаимному согласию супругов. Он находится в тесной взаимосвязи с принципом равенства супругов в семье. Его сущность заключается в обязательности учета мнения другого супруга при решении наиболее важных семейных проблем (определение порядка несения каждым из супругов семейных расходов, заключение соглашения об уплате алиментов нетрудоспособному супругу и др.).
5. Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Указанный принцип вытекает из положений законодательства, устанавливающих, что забота о детях и их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей. Он находит свое развитие в нормах Семейного кодекса РФ, закрепляющих:
правовое положение ребенка в семье;
• основы правовой защиты детей от насилия в семье;
• права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защиту их прав и законных интересов.
6. Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Рассматриваемы принцип тесно соприкасается с морально-нравственными основами существования общества, несмотря на то, что по своей сути он имеет материальный характер. Содержание указанного принципа содержит положения, обязывающие трудоспособных совершеннолетних членов семьи оказывать в ряде случаев материальную помощь (выплачивать алименты) нетрудоспособным нуждающимся членам семьи (супругу, родителям и др.).
7. Единобрачие (моногамия). Данный принцип предполагает, что не может быть юридически оформлен брак между лицами, хотя бы одно из которых состоит в другом зарегистрированном браке (ст 14 СК РФ).


2. Источники семейного права


Под источником права понимают форму выражения правовых норм.
Применительно к семейному праву следует признать, что источниками семейного права являются те официально установленные юридические формы, в которых выражается содержание правовых норм, регулирующих семейные отношения.
Обычно в теории права называют четыре вида источников права: договор, санкционированный обычай, судебный прецедент и нормативный акт.
Правовой обычай - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Нормативный договор является источником права, если в нем содержатся общие правила, регулирующие отношения на будущее время и длительного характера.
Сущность судебного прецедента как источника права заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу.
Нормативный акт - доминирующий источник семейного права. Это официальный документ, созданный (принятый, утвержденный и т. д.) компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения), охраняемый и обеспечиваемый мерами государственного принуждения.
Круг источников семейного права разнообразен. Он включает в себя как нормативно-правовые акты федерального уровня, т. е. акты, принятые законодательными органами Российской Федерации, так и ормативно-правовые акты, исходящие от соответствующих органов субъектов Федерации.
В системе источников семейного права ведущее место занимает Конституция РФ.
В данном нормативном акте заложены основы и принципиально важные положения, определяющие содержание семейного права.

В ст. 38 Конституции РФ провозглашается, что:
а) материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства;
б) забота о детях, их воспитание является «равным правом и обязанностью родителей»;
в) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, «должны заботиться о нетрудоспособных родителях».
Основополагающее значение для нормативно-правовых актов, регулирующих семейные отношения на уровне субъектов Федерации, имеют также конституции республик - субъектов Федерации, а также уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Российской Федерации. С учетом содержащихся в них принципов и положений разрабатываются и принимаются на уровне субъектов Федерации соответствующие, непосредственно относящиеся к семейному праву нормативно-правовые акты.
Центральное место в системе источников семейного права занимает Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и вступивший в силу с 1 марта 1996 г.
Семейный кодекс РФ содержит 8 разделов и 22 главы, каждая из которых включает в себя нормы, охватывающие и регулирующие сходные семейные отношения.
В их числе, например, такие главы, как «Осуществление и защита семейных прав», «Условия и порядок заключения брака», «Прекращение брака», «Личные права и обязанности супругов», «Права несовершеннолетних детей» и др.
В действующем Семейном кодексе РФ по сравнению с прежними аналогичными кодексами введены были новые главы, такие, как «Приемная семья», «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей», «Соглашение об уплате алиментов» и «Договорный режим имущества супругов».
Источником семейного права является Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», принятый Государственной Думой 22 октября 1997 г., а также иные федеральные законы и подзаконные акты, в которых содержатся нормы семейного права. Среди них: Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ, от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также ряд постановлений Правительства РФ и другие принятые на федеральном уровне нормативные акты.
Федеральные законы, обязательны на территории всей Российской Федерации.
В системе источников семейного права определенное место занимают также законы субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что семейное законодательство состоит не только из нормативно-правовых актов, принимаемых на федеральном уровне, но и из законов субъектов Федерации.

Семейный кодекс РФ в связи с этим устанавливает, что:
а) законы субъектов Федерации регулируют семейные отношения, перечисленные в ст. 2 Семейного кодекса РФ по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Федерации, и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;
б) нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Федерации, не должны противоречить Семейному кодексу РФ.
Согласно ст. 3 Семейного кодекса РФ нормы, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Семейному кодексу РФ. В связи с этим, например, акт субъекта РФ о допустимости многоженства не может быть признан действительным, т. к. противоречит федеральному законодательству.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют отношения, которые входят в предмет семейно-правового регулирования, в двух случаях:
1) Когда вопрос отнесен к ведению субъекта РФ (например, условия и порядок вступления в брак лиц, не достигших 16 лет)
Например, Закон Ханты-Мансийского Автономного Округа от 01.07.1997 № 34-ОЗ (ред. от 31.01.2011) «О порядке и условиях разрешения вступления в брак лицам, не достигшим 16-летнего возраста»; Закон Мурманской области от 18.11.1996 № 42-01-ЗМО «Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет»; Закон Владимирской области от 11 сентября 1996 г. № 240-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» и др.
Некоторые субъекты РФ содержат соответствующие нормы в других источниках. Например, Семейный Кодекс Республики Башкортостан; в Тульской области основания и порядок заключения брака лиц, моложе шестнадцати лет установлены главой 5 Закона Тульской области от 07.10.2009 № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка».
Необходимо отметить еще одно обстоятельство, которое осталось за пределами внимания исследователей законодательства субъектов РФ. В названии законов некоторых субъектов содержатся формулировки, противоречащие общим принципам государственной регистрации заключения брака.
Так, согласно ст. 25 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, которые желают вступить в брак. Значит, что несовершеннолетние, не достигшие возраста шестнадцати лет, могут получить разрешение на заключение брака в соответствии с законом субъекта РФ по месту своего жительства. Однако подать заявление о заключении брака и в дальнейшем заключить брак они могут на территории другого субъекта.
Если обратиться к пункту 47 Порядка заполнения бланков записей актов гражданского состояния, то в нем указано, что в графе «Иные сведения и служебные отметки» следует указывать реквизиты закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего право на вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет».
Некоторые авторы считают, что с целью обеспечения прав и интересов лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, при вступлении в брак необходимо внести изменения в названия соответствующих законов субъектов РФ, исключив указание на территорию. С одной стороны, закон субъекта РФ может распространяться исключительно на лиц, постоянно проживающих на территории данного субъекта РФ. С другой стороны, сохранение подобных формулировок ограничивает действие принципа выбора органа записи актов гражданского состояния для государственной регистрации заключения брака лиц, постоянно проживающих на территории другого субъекта РФ.
Во-вторых, соответствующие законы субъектов РФ могут быть обобщены и изучены исходя из установления возрастного предела, по достижении которого в виде исключения может быть разрешено заключение брака.
Из анализа законодательства субъектов РФ следует, что ни в одном региональном законодательном акте не опущена возрастная планка ниже четырнадцати лет.
Однако законы отдельных субъектов РФ вообще не устанавливают какой-либо низшей возрастной планки для заключения брака. Например, Семейный кодекс Республики Татарстан. Однако именно возраст четырнадцать лет - возраст, предусмотренный законами большинства субъектов РФ.
Ниже возраста четырнадцати лет брачный возраст и не может быть определен, так как это приведет к невозможности даже подать заявление о заключении брака. Известно, что при подаче заявления о заключении брака необходимо предъявить документы, удостоверяющие личность. Свидетельство о рождении не относится к числу документов, удостоверяющих личность, а паспорт гражданина РФ выдается лишь при достижении возраста четырнадцати лет.
Примерно треть субъектов РФ в своих законах установили возраст пятнадцать лет. При этом используются различные формулировки, например, «...может быть разрешено вступить в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, но не моложе пятнадцати лет» (закон Рязанской области).
Анализ законов субъектов РФ позволяет сделать вывод о возможности и целесообразности решения данного вопроса на уровне федерального законодательства, то есть Семейного кодекса РФ.
Снижение брачного возраста должно иметь достаточное обоснование. Законы субъектов РФ предусматривают соответствующие обстоятельства, называя их исключительными.

Проанализировав законы субъектов РФ можно выявить следующие обстоятельства снижения брачного возраста:
1) Беременность или рождение ребенка. В законах некоторых субъектов содержится уточнение - рождение «общего» ребенка. Это правильное уточнение, поскольку исключает необходимость установления отцовства ребенка.
2) Непосредственная угроза жизни одной из сторон. Данное обстоятельство указано в большей части законов субъектов РФ.
В каждом конкретном случае необходимо оценивать реальность и существенный характер угрозы жизни одной из сторон. Важно, что в законах субъектов РФ непосредственная угроза оценивается как обстоятельство, подлежащее учету при снижении брачного возраста независимо от того, в отношении кого из будущих супругов решается вопрос о снижении брачного возраста;
3) Призыв жениха на военную службу.
Законы некоторых субъектов РФ содержат открытый перечень оснований для снижения брачного возраста лицам моложе шестнадцати лет, что позволяет органам опеки и попечительства учитывать обстоятельства каждой конкретной ситуации и квалифицировать их как необходимые и достаточные для решения вопроса о снижении брачного возраста.
Кроме того, к источникам семейного права относятся нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения:
Указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В основном, указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.
Например:
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
Постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ. В частности, постановления Правительства РФ могут издаваться по поводу определения видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82 СК), определения порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни .
Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства»;
Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»;
Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах».
Акты федеральных органов исполнительной власти. Ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ.
Для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права большое значение имеют руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и руководящие разъяснения Пленумов Верховных судов субъектов РФ. По мнению некоторых авторов, руководящие постановления и разъяснения Пленумов Верховного суда РФ не могут рассматриваться как источники семейного права.
Верховный суд РФ нормотворческими функциями не наделен. Он лишь истолковывает и применяет нормы права.
Среди постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, относящихся к судебной практике по брачно-семейным делам, важное место занимают постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (№ 15 от 5 ноября 1998 г.), «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (№ 10 от 27 мая 1998 г.).
Большое значение имеют постановления Пленума Верховного суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установления отцовства и взыскании алиментов, от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления).

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.