На главную Семейное право Теория Общие положения семейного права
Общие положения семейного права
Семейное право - Теория
Индекс материала
Общие положения семейного права
Соотношение семейного и гражданского права
Семейное правоотношение
Все страницы

1. Общая характеристика семейного права

Семейное право и как наука, и как учебная дисциплина представляет значительный интерес, поскольку положения, рассматриваемые данной отраслью права, являются достаточно актуальными как с юридический, так и с практической точек зрения.
Несмотря на то, что нормы российского законодательства направлены на построение, укрепление семейных отношений, ответственности и уважения членов семьи, в Семейном кодексе Российской Федерации понятие «семья» не раскрывается.

Семья - это уникальный институт общества, поэтому в науке понятие семьи рассматривается в социологическом и юридическом смыслах. По мнению С. Л. Франка, российского юриста и философа, «семья ... есть основная неустранимая ячейка, из которой складывается общество и в которой сохраняется и передается из поколения в поколение внутреннее, духовно-культурное единство исторической жизни» . Г. К. Матвеев определяет семью как «объединение лиц, связанных между собой браком или родством, моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, взаимными личными правами и обязанностями» . В. С. Нерсесянц полагал, что «семья - это особая общность, основанная на родственных и специфических отношениях, которые существенно отличаются от межиндивидуальных отношений чуждых друг другу членов общества» .

Несмотря на существенные различия в восприятии категории «семья», абсолютное большинство ученых наделяют ее двумя свойствами:
1) совместное проживание;
2) наличие взаимных прав и обязанностей.
Ввиду разных подходов семью как социальный институт можно определить как малую социальную группу людей, объединенных кровнородственными или иными, приравненными к ним, связями, а также взаимными правами и обязанностями.
С юридической точки зрения под семьей следует понимать, как правило, совместно проживающую общность людей, связанных между собой взаимными личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, которые вытекают из брака, родства, иных оснований для включения лица в конкретную семью (усыновители и усыновленные), а также социальной близости людей (отчим, мачеха и пасынок, падчерица).
Семейные отношения носят сложный характер. Некоторые из них не нуждаются в правовом регулировании, а в отдельных случаях и не могут ему подлежать (любовь, уважение, бытовые обязанности и др.). Другие же, наоборот, в силу своей высокой социальной значимости подлежат регламентации со стороны государства. Именно они в своей совокупности образуют предмет семейного права. Таким образом, предметом регулирования семейного права является не семья как таковая, а существующие между ее членами отношения.
Предмет семейного права - разнообразные семейные правоотношения, возникающие между их участниками.

В статье 2 СК РФ дается исчерпывающий перечень отношений, регулируемых семейным законодательством. С долей условности в предмете семейного права можно выделить четыре основные группы отношений:
• связанные с заключением и прекращением брака, признанием брака недействительным;
• личного неимущественного и имущественного характера между супругами; родителями и детьми (усыновителями и усыновленными);
• между родственниками и иными лицами в случаях, прямо предусмотренных семейным законодательством (дед, бабка, родные братья и сестры и т. д.);
• возникающие в связи с устройством детей, оставшихся без попечения родителей.

Можно выделить следующие особенности предмета семейного права.
1. Субъектами семейного права могут быть исключительно физические лица.
2. Субъекты семейного права, как правило, строго индивидуализированы (незаменимы), их права и обязанности непередаваемы.
3. Семейные отношения являются, как правило, длящимися и связывают между собой исключительно близких (в юридическом смысле слова) людей.
4. Содержание семейных отношений в первую очередь имеет личный неимущественный оттенок и лишь во вторую - имущественный.
5. Основаниями возникновения семейных правоотношений являются специфические юридические факты - брак, родство, отцовство и др.
Несмотря на различие представленных позиций, воспринимающих семейное право либо как подотрасль гражданского права, либо как самостоятельную отрасль системы российского права, представляется целесообразным дать следующее его определение.
Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих семейные отношения личного неимущественного и имущественного характера, возникающие у их участников вследствие брака, родства, а также иных оснований, предусмотренных законом.

Теория права позволяет определить систему семейного права как триединую совокупность элементов:
1) нормы семейного права, представляющие собой правила поведения, регулирующие общественные отношения в брачно-семейной сфере;
2) институты семейного права - качественно однородные группы норм права, объединенные общностью регулируемых отношений (институт брака);
3) принципы семейного права - его основополагающие идеи, имеющие императивный характер (принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины).
Однако такой подход приемлем лишь при восприятии семейного права как отрасли системы российского права. Семейное право как учебная дисциплина рассматривается как как совокупность двух частей:
1) общей части, включающей в себя установления, имеющие общеобязательное значение для всех остальных положений, к которым, например, следует отнести задачи и основные начала семейного законодательства, источники семейного права, порядок и сроки защиты семейных прав и др.;
2) особенной (специальной) части, состоящей из различных институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений (права и обязанности супругов, алиментные обязательства членов семьи и т. д.).
Метод семейного права - это совокупность способов и приемов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на соответствующие общественные отношения.
Необходимо отметить, что метод предопределяется особенностями предмета, что указывает на неразрывную связь, существующую между предметом и методом.

При регулировании семейных правоотношений, можно выделить следующие методы:
1. Диспозитивный метод (дозволительный) Он состоит в возможности самостоятельного усмотрения субъекта в вопросе выбора того или иного варианта поведения. В СК РФ диспозитивные начала правового регулирования усилены. (например, брачный договор, соглашение об уплате алиментов).
2. Императивный метод (властных предписаний). Выражается в основном в форме обязывающих и запрещающих норм, а также жесткой регламентации процедур реализации того или иного права. (например, запрещается заключение брака между близкими родственниками).
3. Метод дифференцированного регулирования правового статуса участников семейно-правовых отношений. Сущность указанного метода состоит в наделении субъектов семейного права различным объемом прав и обязанностей даже во взаимоотношениях друг с другом (например, правоотношения родителей и детей).
В целом, можно выделить характерные особенности для регулирования семейных правоотношений: юридическое равенство участников семейных правоотношений, автономия воли участников семейных правоотношений, усиление диспозитивного начала в семейно-правовом регулировании и индивидуальное ситуационное регулирование

Способы регулирования семейных правоотношений подразделяются на:
1. Запреты.
В зависимости от формы выражения могут быть прямые, когда воля законодателя выражена четко и открыто (например, в ст. 14 СК РФ содержит прямой запрет о недопустимости брака с перечисленными в этой статье лицами) и косвенные - это запреты из содержания которых следует вывод о недопустимости каких-либо действий (например, согласно п. 1 ст. 11 СК РФ по общему правилу заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления в органы загса, что является косвенным запретом регистрировать брак раньше)
2. Дозволения.
Адресуются частникам семейных правоотношений и юридическим лицам; менее определены и связаны с процессуальными нормами. По форме выражения могут быть прямыми - в которых разрешения выражены открыто (например, брачный договор может быть заключен как до, так и в любое время в период брака) и косвенными - когда содержание предписаний свидетельствует о возможности определенного поведения (например, родители, являясь законными представителями своих детей выступают в защиту их прав и интересов).
3. Правила-разъяснения.
Например, п. 1 ст. 27 СК РФ дается определение фиктивности брака.
4. Предписания к совершению определенных действий.
Например, согласно п. 2 ст. 25 СК РФ суд обязан в течение трех
дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения в орган ЗАГС по месту государственной регистрации заключения брака.
Принципы являются одним из ключевых элементов системы отрасли права. Принципы семейного права - это руководящие начала, определяющие сущность и содержание нормативного регулирование данной группы общественных отношений, которые в силу своего юридического закрепления имеют общеобязательный характер.

Принципы семейного права определяются его целями:
• укрепление семьи;
• недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
• обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;
• обеспечение возможности судебной защиты своих прав членами семьи.

Действующее законодательство в ст. 1 СК РФ называет следующие принципы семейного права.
1. Принцип признания брака, заключенного только в органах загса. Согласно нормам действующего законодательства, правовые по
следствия порождает только официально зарегистрированный брак. Все иные его формы (церковные, религиозные и др.) не имеют юридической силы. Исключение составляют:
• браки, зарегистрированный по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния ;
• фактический брак с 1927 по 1944 гг. , до установления момента обязательной регистрации брака в органах загса.
2. Принцип добровольности брачного союза. Он предполагает необходимо взаимное добровольного согласия мужчины и женщины при заключении брака; не требуется чье-либо разрешение на вступление в брак; установление свободы расторжения брака. Для выяснения подлинности свободы волеизявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц (п. 1 ст. 11 СК РФ). Нарушение свободы выражения воли при вступлении в брак влечет признание его недействительности.
3. Принцип равенства прав супругов в семье. Этот принцип исходит из конституционных положений о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, о равенстве прав и обязанностей родителей в отношении своих несовершеннолетних детей (ст. 19 Конституции РФ) Данный принцип предполагает наличие одинаковых правовых возможностей мужчины и женщины по отношению друг к другу, а также в решении семейных вопросов (воспитание, образование детей и др.).
4. Принцип разрешения семейных споров по взаимному согласию супругов. Он находится в тесной взаимосвязи с принципом равенства супругов в семье. Его сущность заключается в обязательности учета мнения другого супруга при решении наиболее важных семейных проблем (определение порядка несения каждым из супругов семейных расходов, заключение соглашения об уплате алиментов нетрудоспособному супругу и др.).
5. Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Указанный принцип вытекает из положений законодательства, устанавливающих, что забота о детях и их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей. Он находит свое развитие в нормах Семейного кодекса РФ, закрепляющих:
правовое положение ребенка в семье;
• основы правовой защиты детей от насилия в семье;
• права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защиту их прав и законных интересов.
6. Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Рассматриваемы принцип тесно соприкасается с морально-нравственными основами существования общества, несмотря на то, что по своей сути он имеет материальный характер. Содержание указанного принципа содержит положения, обязывающие трудоспособных совершеннолетних членов семьи оказывать в ряде случаев материальную помощь (выплачивать алименты) нетрудоспособным нуждающимся членам семьи (супругу, родителям и др.).
7. Единобрачие (моногамия). Данный принцип предполагает, что не может быть юридически оформлен брак между лицами, хотя бы одно из которых состоит в другом зарегистрированном браке (ст 14 СК РФ).


2. Источники семейного права


Под источником права понимают форму выражения правовых норм.
Применительно к семейному праву следует признать, что источниками семейного права являются те официально установленные юридические формы, в которых выражается содержание правовых норм, регулирующих семейные отношения.
Обычно в теории права называют четыре вида источников права: договор, санкционированный обычай, судебный прецедент и нормативный акт.
Правовой обычай - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Нормативный договор является источником права, если в нем содержатся общие правила, регулирующие отношения на будущее время и длительного характера.
Сущность судебного прецедента как источника права заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу.
Нормативный акт - доминирующий источник семейного права. Это официальный документ, созданный (принятый, утвержденный и т. д.) компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения), охраняемый и обеспечиваемый мерами государственного принуждения.
Круг источников семейного права разнообразен. Он включает в себя как нормативно-правовые акты федерального уровня, т. е. акты, принятые законодательными органами Российской Федерации, так и ормативно-правовые акты, исходящие от соответствующих органов субъектов Федерации.
В системе источников семейного права ведущее место занимает Конституция РФ.
В данном нормативном акте заложены основы и принципиально важные положения, определяющие содержание семейного права.

В ст. 38 Конституции РФ провозглашается, что:
а) материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства;
б) забота о детях, их воспитание является «равным правом и обязанностью родителей»;
в) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, «должны заботиться о нетрудоспособных родителях».
Основополагающее значение для нормативно-правовых актов, регулирующих семейные отношения на уровне субъектов Федерации, имеют также конституции республик - субъектов Федерации, а также уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Российской Федерации. С учетом содержащихся в них принципов и положений разрабатываются и принимаются на уровне субъектов Федерации соответствующие, непосредственно относящиеся к семейному праву нормативно-правовые акты.
Центральное место в системе источников семейного права занимает Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и вступивший в силу с 1 марта 1996 г.
Семейный кодекс РФ содержит 8 разделов и 22 главы, каждая из которых включает в себя нормы, охватывающие и регулирующие сходные семейные отношения.
В их числе, например, такие главы, как «Осуществление и защита семейных прав», «Условия и порядок заключения брака», «Прекращение брака», «Личные права и обязанности супругов», «Права несовершеннолетних детей» и др.
В действующем Семейном кодексе РФ по сравнению с прежними аналогичными кодексами введены были новые главы, такие, как «Приемная семья», «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей», «Соглашение об уплате алиментов» и «Договорный режим имущества супругов».
Источником семейного права является Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», принятый Государственной Думой 22 октября 1997 г., а также иные федеральные законы и подзаконные акты, в которых содержатся нормы семейного права. Среди них: Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ, от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также ряд постановлений Правительства РФ и другие принятые на федеральном уровне нормативные акты.
Федеральные законы, обязательны на территории всей Российской Федерации.
В системе источников семейного права определенное место занимают также законы субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что семейное законодательство состоит не только из нормативно-правовых актов, принимаемых на федеральном уровне, но и из законов субъектов Федерации.

Семейный кодекс РФ в связи с этим устанавливает, что:
а) законы субъектов Федерации регулируют семейные отношения, перечисленные в ст. 2 Семейного кодекса РФ по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Федерации, и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;
б) нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Федерации, не должны противоречить Семейному кодексу РФ.
Согласно ст. 3 Семейного кодекса РФ нормы, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Семейному кодексу РФ. В связи с этим, например, акт субъекта РФ о допустимости многоженства не может быть признан действительным, т. к. противоречит федеральному законодательству.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют отношения, которые входят в предмет семейно-правового регулирования, в двух случаях:
1) Когда вопрос отнесен к ведению субъекта РФ (например, условия и порядок вступления в брак лиц, не достигших 16 лет)
Например, Закон Ханты-Мансийского Автономного Округа от 01.07.1997 № 34-ОЗ (ред. от 31.01.2011) «О порядке и условиях разрешения вступления в брак лицам, не достигшим 16-летнего возраста»; Закон Мурманской области от 18.11.1996 № 42-01-ЗМО «Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет»; Закон Владимирской области от 11 сентября 1996 г. № 240-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» и др.
Некоторые субъекты РФ содержат соответствующие нормы в других источниках. Например, Семейный Кодекс Республики Башкортостан; в Тульской области основания и порядок заключения брака лиц, моложе шестнадцати лет установлены главой 5 Закона Тульской области от 07.10.2009 № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка».
Необходимо отметить еще одно обстоятельство, которое осталось за пределами внимания исследователей законодательства субъектов РФ. В названии законов некоторых субъектов содержатся формулировки, противоречащие общим принципам государственной регистрации заключения брака.
Так, согласно ст. 25 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, которые желают вступить в брак. Значит, что несовершеннолетние, не достигшие возраста шестнадцати лет, могут получить разрешение на заключение брака в соответствии с законом субъекта РФ по месту своего жительства. Однако подать заявление о заключении брака и в дальнейшем заключить брак они могут на территории другого субъекта.
Если обратиться к пункту 47 Порядка заполнения бланков записей актов гражданского состояния, то в нем указано, что в графе «Иные сведения и служебные отметки» следует указывать реквизиты закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего право на вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет».
Некоторые авторы считают, что с целью обеспечения прав и интересов лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, при вступлении в брак необходимо внести изменения в названия соответствующих законов субъектов РФ, исключив указание на территорию. С одной стороны, закон субъекта РФ может распространяться исключительно на лиц, постоянно проживающих на территории данного субъекта РФ. С другой стороны, сохранение подобных формулировок ограничивает действие принципа выбора органа записи актов гражданского состояния для государственной регистрации заключения брака лиц, постоянно проживающих на территории другого субъекта РФ.
Во-вторых, соответствующие законы субъектов РФ могут быть обобщены и изучены исходя из установления возрастного предела, по достижении которого в виде исключения может быть разрешено заключение брака.
Из анализа законодательства субъектов РФ следует, что ни в одном региональном законодательном акте не опущена возрастная планка ниже четырнадцати лет.
Однако законы отдельных субъектов РФ вообще не устанавливают какой-либо низшей возрастной планки для заключения брака. Например, Семейный кодекс Республики Татарстан. Однако именно возраст четырнадцать лет - возраст, предусмотренный законами большинства субъектов РФ.
Ниже возраста четырнадцати лет брачный возраст и не может быть определен, так как это приведет к невозможности даже подать заявление о заключении брака. Известно, что при подаче заявления о заключении брака необходимо предъявить документы, удостоверяющие личность. Свидетельство о рождении не относится к числу документов, удостоверяющих личность, а паспорт гражданина РФ выдается лишь при достижении возраста четырнадцати лет.
Примерно треть субъектов РФ в своих законах установили возраст пятнадцать лет. При этом используются различные формулировки, например, «...может быть разрешено вступить в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, но не моложе пятнадцати лет» (закон Рязанской области).
Анализ законов субъектов РФ позволяет сделать вывод о возможности и целесообразности решения данного вопроса на уровне федерального законодательства, то есть Семейного кодекса РФ.
Снижение брачного возраста должно иметь достаточное обоснование. Законы субъектов РФ предусматривают соответствующие обстоятельства, называя их исключительными.

Проанализировав законы субъектов РФ можно выявить следующие обстоятельства снижения брачного возраста:
1) Беременность или рождение ребенка. В законах некоторых субъектов содержится уточнение - рождение «общего» ребенка. Это правильное уточнение, поскольку исключает необходимость установления отцовства ребенка.
2) Непосредственная угроза жизни одной из сторон. Данное обстоятельство указано в большей части законов субъектов РФ.
В каждом конкретном случае необходимо оценивать реальность и существенный характер угрозы жизни одной из сторон. Важно, что в законах субъектов РФ непосредственная угроза оценивается как обстоятельство, подлежащее учету при снижении брачного возраста независимо от того, в отношении кого из будущих супругов решается вопрос о снижении брачного возраста;
3) Призыв жениха на военную службу.
Законы некоторых субъектов РФ содержат открытый перечень оснований для снижения брачного возраста лицам моложе шестнадцати лет, что позволяет органам опеки и попечительства учитывать обстоятельства каждой конкретной ситуации и квалифицировать их как необходимые и достаточные для решения вопроса о снижении брачного возраста.
Кроме того, к источникам семейного права относятся нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения:
Указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В основном, указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.
Например:
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
Постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ. В частности, постановления Правительства РФ могут издаваться по поводу определения видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82 СК), определения порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни .
Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства»;
Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»;
Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах».
Акты федеральных органов исполнительной власти. Ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ.
Для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права большое значение имеют руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и руководящие разъяснения Пленумов Верховных судов субъектов РФ. По мнению некоторых авторов, руководящие постановления и разъяснения Пленумов Верховного суда РФ не могут рассматриваться как источники семейного права.
Верховный суд РФ нормотворческими функциями не наделен. Он лишь истолковывает и применяет нормы права.
Среди постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, относящихся к судебной практике по брачно-семейным делам, важное место занимают постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (№ 15 от 5 ноября 1998 г.), «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (№ 10 от 27 мая 1998 г.).
Большое значение имеют постановления Пленума Верховного суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установления отцовства и взыскании алиментов, от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления).

 


 

2.1. Соотношение семейного и гражданского права


Наиболее тесное взаимодействие существует между нормами семейного и гражданского права. Согласно ст. 4 СК РФ к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство в рамках, не противоречащих существу семейных отношений. Случаи такого применения рассматриваются в темах, посвященных отдельным семейно-правовым институтам. По предмету правового регулирования некоторые авторы отождествляют семейное право с гражданским правом, или считают семейное право под отраслью гражданского права. Несмотря на то, что гражданское право тоже регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, такой вывод представляется спорным и разделяется не всеми специалистами в области семейного права (Ворожейкин Е. М., Рясенцев В. А., Матвеев Г. К., Нечаева А. М. и др.). Различие предметов семейного и гражданского права состоит в следующем: имущественные отношения в гражданском праве, в отличие от семейного, носят в основном стоимостный характер и строятся на возмездной основе. Имущественные отношения, регулируемые брачно-семейным законодательством, тесно связаны с личными отношениями; в гражданском праве такой связи нет; семейные правоотношения складываются между строго определенными субъектами, юридические лица в семейных правоотношениях не участвуют, во многих гражданских правоотношениях срок имеет существенное значение; семейные правоотношения носят, как правило, длящийся характер, и срок в них не указывается; основной формой существования гражданских правоотношений является договор; в семейном праве применение договоров ограничено: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, договор о передаче детей на воспитание в семью. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 СК РФ).
Опека и попечительство- это не только способ устройства в семью детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но, в первую очередь, институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав как несовершеннолетних, так и других недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. Нормы, направленные на достижение этой основной цели опеки и попечительства, помещены в ГК РФ (гл. 3 «Граждане (физические лица)», ст. 31-40), тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели - обеспечения воспитания несовершеннолетних, составили предмет главы 20 СК РФ (ст. ст. 145-150).
Содержание ст. 28 (п. 1), 37, 292 и 575 ГК РФ состоит в следующем: действия опекунов, попечителей несовершеннолетних, а также их родителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами несовершеннолетних поставлены под жесткий контроль органов опеки и попечительства, каковыми признаются органы местного самоуправления. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ). Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается с согласия органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 292 ГК РФ). При этом под жилым помещением следует понимать любое помещение, предназначенное для жилья: квартиру, дом, часть дома, комнату.
Применение гражданско-правового инструментария в регулировании семейных отношений существенно расширено. К уже отмеченному следует прибавить, что общие начала регулирования имущественных отношений между супругами установлены также ст. 256 ГК РФ.
В качестве общего правила в ст. 4 СК РФ установлено, что к отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Очевидно, к заключению, исполнению, расторжению брачного договора, а также соглашению об уплате алиментов применяются нормы ГК РФ, регулирующие заключение, исполнение, расторжение и признание недействительными гражданско-правовых сделок, равно как и нормы, устанавливающие порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Напротив, вопросы действительности брака не могут разрешаться с применением норм главы Гражданского кодекса РФ о сделках.
Особо следует остановиться на проблеме применения исковой давности в семейных отношениях. Как общее правило, на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, если срок для защиты нарушенного права установлен Семейным кодексом РФ (ст. 9).

Сроки установлены в следующих случаях:
• иск о признании недействительным брака, заключенного с лицом, скрывшим наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, может быть предъявлен в течение года со дня, когда другой супруг узнал или должен был узнать о наличии болезни или факта инфицирования (п. 4 ст. 169 Семейного кодекса РФ);
• супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки по распоряжению недвижимостью или сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации, не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки (п. 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ);
• к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности (п. 7 ст. 38 Семейного кодекса РФ);
• алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты (п. 2 ст. 107 Семейного кодекса РФ).
Семейный кодекс и другие нормативные акты действуют: по кругу лиц, во времени, в пространстве.
Семейное законодательство распространяется на всех граждан РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ), но при этом они должны соблюдать требования ст. 156-166 СК РФ. Однако к семейным отношениям нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. Тогда применяется законодательство РФ (ст 167 СК РФ)
Семейный кодекс РФ введен в действие с 1 марта 1996 г. Исключение составляют положения, для которых Семейный кодекс устанавливает иные сроки. Как правило, он применяется к отношениям, возникающим после введения его в действие. К семейным отношениям, возникшим до введения в действие СК РФ, его нормы применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие. Статья 25 СК, устанавливающая момент прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу, применяется при расторжении брака в суде после 1 марта 1996 г. Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 марта 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации брака в книге регистрации актов гражданского состояния. К признанию брака недействительным в соответствии со статьей 15 СК РФ применяются сроки исковой давности, установленные статьей 181 ГК РФ. В ней сказано, что иск о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение года со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Условия и порядок заключения брачных договоров и соглашений об уплате алиментов гл. 8 и 16 СК применяется к тем брачным договорам и соглашениям, которые заключены после 1 марта 1996 г.
Заключенные до 1 марта 1996 г. брачные договоры и соглашения об уплате алиментов действуют в части, не противоречащей СК.
Положения Семейного кодекса РФ о совместной собственности супругов и положения о собственности каждого из них (ст. 34-37 СК РФ) применяются к имуществу, нажитому супругами или одним из них до 1 марта 1996 г.
Положение о признании правовой силы только за браком, государственная регистрация заключения которого осуществлена в органах записи актов гражданского состояния, не применяется к бракам граждан РФ, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой
Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния.
Таков перечень возможных отступлений от общего правила о действии Семейного кодекса РФ во времени, предусмотренный его заключительными положениями.
Действие семейного законодательства в пространстве определяется правилом, согласно которому законы Российской Федерации распространяются на всю ее территорию. Законодательные акты субъектов РФ имеют силу на своей территории. В тех случаях, когда приходится применять нормы семейного права к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, действуют правила ст.156-165 СК.


2.2. Международные договоры как источник семейного права

Если отсутствуют нормы семейного и гражданского права, которые представляется возможным применить в той или иной жизненной ситуации по аналогии, как регулирующие сходные отношения, то права и обязанности членов семьи определяется из аналогии права, т. е. из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных в ст. 1 СК РФ и ст. ГК РФ.
Установленный Конституцией РФ (ч. 1 ст. 15) принцип приоритетного применения правил международного договора РФ в случае несоответствия ему законодательства РФ закреплен также и в ст. 6 СК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в право Конституции РФ в правовую систему РФ введены две категории международно-правовых норм:
а) общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установленные международным сообществом государств, т. е. обязательные для всех членов.
б) международные договоры РФ, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера независимо от наименования (договор, соглашение, конвенция), заключенные как с иностранными государствами, так и с международными организациями. Названные категории международно-правовых норм являются взаимодополняющими, поскольку международные договоры РФ должны заключаться, выполняться и прекращаться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Однако это не исключает возможности применения в России общепризнанных принципов и норм международного права при регулировании семейных отношений специфическим образом, исходя из национальных особенностей и традиций.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15. Конституции РФ). Это означает, что в случае обнаружения противоречия между
международным договором и российским законом правоприменительные органы должны руководствоваться не правилами нашего закона, а нормами, содержащимися в договоре. Причем договор имеет приоритет в отношении как законов Федерации, так и законов субъектов Федерации, принятых до его заключения или после того. В ст. 6 СК по этому поводу сказано: если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 46 Конституции 46 каждый вправе в соответствии с международным договором РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Благополучие детей и их права всегда были под пристальным вниманием международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
Утвержденная Лигой Наций в 1924 году Женевская Декларация прав ребенка была важным международным актом. Языком, далеким от бюрократических оборотов, характерным для международных регламентаций, Декларация объясняла, что нужно ребенку, какими правами он обладает, как следует поступать в том или ином конкретном случае. Этих правил или норм - 7, сформулированных лаконично.

Настоящей Декларацией прав ребенка мужчины и женщины всех стран, будучи уверены, что человечество должно дать ребенку все лучшее, что у него есть, признают своим долгом следующее:
I. Ребенок имеет право на защиту и покровительство независимо от его расы, национальности и веры.
II. Ребенку нужно оказывать помощь, уважая неприкосновенность семьи.
III. Ребенку должно быть гарантировано нормальное физическое, моральное и умственное развитие.
IV Голодного ребенка следует накормить; больного ребенка - лечить; ребенку, страдающему каким-либо - недостатком, следует помочь; «трудного»ребенка следует перевоспитать; сироту и покинутого ребенка приютить.
V Ребенок первым должен получать помощь во время бедствий.
VI. Ребенку должны быть полностью гарантированы все меры, предусмотренные социальным обеспечением и страхованием; ребенок должен иметь возможность по достижении соответствующего возраста зарабатывать себе на жизнь, и закон должен охранять его от эксплуатации.
VII. Ребенку следует прививать сознание того, что лучшие его качества должны быть поставлены на службу его собратьям.
В 1949 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая включила в себя статьи, специально посвященные правам детей, - о физической и моральной защите, образовании и всестороннем развитии. Таким образом, она как бы подтверждает, что определенная часть прав человека прямо и непосредственно относится к детям, которые - и это оговаривается - нуждаются в особой защите и помощи со стороны взрослых.
К тому времени выяснилось, что Женевская Декларация прав ребенка не обеспечивает защиты прав детей в самом широком смысле этого слова, жизнь требует новую, самостоятельную декларацию детских прав. Обеспокоенная положением детей в мире, проблемами их благополучия, а также правами и защитой этих прав, Организация Объединенных Наций (ООН) в 1950 году приступила к разработке проекта такой декларации.
Проект обсуждался и дорабатывался в течение нескольких лет. В 1959 году Организация объединенных наций принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы защиты и благополучия детей.
Однако время и положение детей - будущего всего человечества - потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором бы не просто декларировались права детей, а на основе юридических норм фиксировались бы меры защиты этих прав.
В период с 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. В ней были сформулированы основные понятия о том, какими правами обладает ребенок, как они реализуются, каким образом могут быть защищены.
По сравнению с Декларацией 1959 г., где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны были пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. «Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию 13 июля 1990 г., она вступила в силу 15 сентября 1990 г.
Россия и государства - участники Конвенции о правах ребенка договорились о нижеследующем: согласно ст. 1 Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее. Государства - участники уважают и обеспечивают все права каждого ребенка, находящегося в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимо для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Государства - участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.
Государства - участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. В России признано обязательным соотнесение семейного законодательства с положениями основных международно-правовых актов, включая Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о правах ребенка, Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинскую декларацию и Платформу действий Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.
Особо следует выделить такой международный договор РФ по вопросам регулирования семейных отношений, как Конвенция стран - участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, и уголовным делам. Она ратифицирована федеральным законом от четвертого августа 1994 г.
Действуют договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные с другими государствами. Это, в частности, договоры с Польшей, Венгрией, Румынией, Албанией, Монголией, Финляндией, Италией, Грецией, Ираком, Алжиром, Тунисом, Вьетнамом, Кубой и Китаем.

 


 

3. Семейное правоотношение


С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является субъектов семейных правоотношений. Которые в самом широком смысле можно охарактеризовать как отношения в семье между ее членами. Можно говорить о том, что это цепочка семейных отношений (человек рождается, взрослеет и вступает в брак, у него появляются дети), урегулированных правом.
Понятие сущности семейных правоотношений носит дискуссионный характер. И. М. Кузнецова, Е. А. Королев и др. ссылаются на то, что в семейных правоотношениях преобладают личные неимущественные отношения и большая роль в их регулировании отводится морали. Н. Д. Егоров, А. П. Сергеев и др. ученые, придерживаясь другой точки зрения отмечают, что так же, как и гражданское право, семейное право преимущественно регулирует имущественные отношения, так как они лучше поддаются правовому регулированию.
На основании ст. 2 Семейного кодекса РФ можно сформулировать понятие семейных правоотношений.
Семейные правоотношения - это волевые личные (неимущественные) или имущественные отношения, урегулированные нормами семейного права, участники которых юридически связаны правами и обязанностями, возникающими в результате заключения, прекращения брака или признания его недействительным, а также общественные отношения. возникающие на основании родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Можно выделить специфические черты семейных правоотношений:
• субъектами могут быть только граждане. В их число входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие члены семьи в случаях, прямо предусмотренных СК РФ (дедушка, бабушка, внуки, родные братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица);
• семейные правоотношения являются длящимися и связывают между собой близких людей;
• участники строго индивидуализированы;
• неотчуждаемость семейных прав и обязанностей (их нельзя подарить, завещать, продать, уступить другому лицу);
• семейные правоотношения являются личными и лишь затем имущественными;
• семейные отношения строятся на безвозмездной основе;
• возникают на основе специфических юридических фактов;
• лично-доверительный характер, так как главное место в них занимают личные связи членов семьи.
Структура семейного правоотношения включает в себя такие элементы как: субъекты, объекты и содержание.
Субъекты семейных правоотношений - это участники общественных отношений, наделённые субъективными правами и обязанностями.
Субъектами семейных правоотношений могут быть: супруги, бывшие супруги, родители, усыновители, родные и приемные дети, родные братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки, воспитанники и фактические воспитатели, пасынки и падчерицы, отчим и мачеха, опекуны и попечители.
Отдельного внимания заслуживает понятие «семья». В социологическом смысле семья - это малая социальная группа людей, объединенных кровнородственными и иными приравненными к ним связями, а также взаимными правами и обязанностями. Действующее законодательство не содержит правового определения семьи, но, если проанализировать семейное законодательство, можно сделать вывод о том, что: семья - это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью. Наряду с термином «семья» в семейном законодательстве употребляется термин «член семьи». Правового определения этого понятия также не существует. Анализ действующего семейного законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин «член семьи» применяется в отношении лиц, связанных семейными правами и обязанностями. Это могут быть лица, проживающие одной семьей, члены разных семей (братья и сестры), бывшие члены семьи (разведенные супруги).
Субъекты семейных правоотношений наделяются законом семейной правоспособностью и семейной дееспособностью.
Семейная правоспособность - это способность лица иметь семейные (личные неимущественные и имущественные) права и нести обязанности.
Семейной правоспособностью наделен каждый субъект семейных правоотношений. Она возникает у человека с момента рождения, но ее объем меняется с возрастом субъекта семейного правоотношения (например, право вступить в брак, усыновить ребенка и ряд других появляются по достижении совершеннолетия, т. е. в 18 лет). Возникновение целого ряда правоотношений происходит вне зависимости от волеизъявления лица (например, правоотношения между родителями и малолетними (до 14 лет) детьми). Семейной правоспособности присуще свойство абстрактности, которое означает, что она устанавливается законом и не зависит от воли, сознания и действий участников семейных правоотношений как реальных, так и потенциальных (например, гражданин, достигший 18 лет, приобретает брачную правоспособность независимо от того, желает ли он вступать в брак).
Семейная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать семейные права и осуществлять их, создавать и исполнять семейные обязанности.
Семейное законодательство не указывает возраста, с которого возникает полная семейная дееспособность, поскольку она не всегда имеет значение для возникновения семейного правоотношения. Чаще всего этот возраст совпадает с моментом возникновения правоспособности (например, возможность вступить в брак возникает одновременно с достижением гражданином брачного возраста).
Наличие дееспособности не является необходимой предпосылкой возникновения, изменения, прекращения всех семейных правоотношений. Например, в родительских правоотношениях малолетние дети не обладают семейной дееспособностью, но являются самостоятельными носителями прав, предусмотренных главой 11 СК РФ «Права несовершеннолетних детей».
Возникновение полной дееспособности в области гражданского права не всегда автоматически приводит к признанию полной семейной дееспособности. Статья 27 ГК РФ предусматривает возможность эмансипации несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, при этом он становится полностью дееспособным. Однако объем семейной дееспособности в определенной мере зависит от объема гражданской дееспособности. Так, при лишении судом гражданина гражданской дееспособности вследствие психического расстройства он теряет и семейную дееспособность: он не вправе вступить в брак, быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.
В общем виде, объект отношений в семье можно определить, как то, из-за чего происходит взаимосвязь между членами семейства.


Объекты семейных правоотношений - это:
1. Действия. В зависимости от объективного проявления действия могут быть:
- по объективности проявления действия активными (подача в орган ЗАГС заявления о регистрации брака) и воздержание от действия (родители не вправе совершать действия, причиняющие вред физическому или психическому здоровью детей);
- по последствия действия фактические, которое не влекут юридических последствий (индексация алиментного содержания) и действия, приводящие к юридическим последствиям (усыновление ребенка).
2. Имущество. Под ним понимается совокупность вещей (в том числе и деньги) и совокупность имущественные прав супругов по владению, пользованию и распоряжению совместным имуществом. Это вид объектов можно назвать «материальные блага».
3. Нематериальные блага. К таким благам в семейном праве относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, право на образование, на выбор места пребывания и жительства.
4. Информация, под которой понимаются сведения, о чем - либо. Например, п.4 ст. 66 СК РФ о праве родителя, проживающего отдельно от ребенка, на получение информации о нем из всех учреждений; ст. 139 СК РФ о необходимости сохранять тайну усыновления ребенка должностными лицами, осуществляющими государственную регистрацию этого факта.
Содержание семейного правоотношения - это субъективные права и обязанности его участников.
Субъективное право - это предусмотренная законодательством возможность субъекта права действовать определенным образом и требовать от других субъектов должного поведения по реализации его правомочия.
Субъективная обязанность - юридически обусловленная мера должного поведения обязанного субъекта, которая заключается в совершении определенных действий или воздержания от их совершения.
Объем прав и обязанностей членов семьи (а также основания их возникновения, изменения и прекращения) конкретизируется в отдельных институтах семейного права.
Классифицировать семейные правоотношения можно по различным основаниям.
1. По содержанию:
• личные (неимущественные);
• имущественные.
2. По субъектному составу:
• между супругами;
• между бывшими супругами;
• между родителями и детьми, усыновителями и усыновленными;
• между другими членами семьи;
• между опекунами (попечителями) и подопечными несовершеннолетними детьми;
• между приемными родителями и приемными детьми;
• между приемными родителями и органами опеки и попечительства.
Сложные - состоящие из трех участников (отношения между: родителями и несовершеннолетними детьми; родителями и совершеннолетними детьми;
Простые - состоящие их двух участников (отношения между: супругами; бывшими супругами:
3. По специфике содержания выделяют правоотношения:
• супружеские;
• родительские.
4. В зависимости от распределения прав и обязанностей семейные правоотношения могут быть:
• односторонними;
• двусторонними.
5. В зависимости от присутствия публичного интереса дифференцируют семейные правоотношения:
• регулируемые императивно (например, связанные с усыновлением);
• отношения, в которых присутствует публичный интерес, но реализация прав и обязанностей, а также инициатива защиты находятся в ведении участников (например, алиментные правоотношения);
• отношения, в которых отсутствует публичный интерес, эти отношения осуществляются только на диспозитивных началах.
6. По характеру защиты субъективных прав, входящих в их содержание:
• относительные семейные правоотношения с абсолютным характером защиты. В них четко определены носители субъективных прав и обязанностей (например, закрепленное в ст. 54 СК РФ право ребенка на воспитание порождает обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей);
• абсолютные правоотношения с некоторыми признаками относительных. Супруги являются собственниками имущества, находящегося в общей совместной собственности. Однако взаимные пра
ва и обязанности супругов как субъектов совместной собственности носят относительный характер;
• относительные семейные правоотношения, не обладающие абсолютным характером защиты (например, алиментные отношения).

Источник: Беляков, В. Г. Семейное право: учеб. пособие / В. Г. Беляков, Е. Н. Дидковская, Т. К. Кириллова, Е. Б. Макушина, И. К. Пархоменко, К. Б. Хачинский. - СПб.: СПбГАСУ, 2019. - 172 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.