На главную Подросток Эмоции и чувства Особенности эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренных подростков - ГЛАВА II. Исследование особенностей эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренных подростков
Особенности эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренных подростков - ГЛАВА II. Исследование особенностей эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренных подростков
Подросток - Эмоции и чувства
Индекс материала
Особенности эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренных подростков
1.2 Теоретический анализ проблемы одаренности. Интеллектуальная одаренность
Особенности эмоциональной сферы личности одаренных детей
ГЛАВА II. Исследование особенностей эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренных подростков
Все страницы

 

2.1 Организация и методы исследования

Данное исследование проводилось в январе 2011 года на базе МОУ Боханская средняя школа №2. В исследовании приняли участие 58 учащихся (36 девочек и 22 мальчика) в возрасте от 14 до 16 лет.
Наше исследование проходило в несколько этапов:
- подготовительный этап: выбор диагностических методов и определение хода исследования;
- исследовательский этап: проведение методик с целью выявления интеллектуальной одаренности у подростков; формирование контрольной и экспериментальной выборок;
- завершающий этап: обработка полученных данных и их интерпретация.
В проведенном исследовании мы использовали следующие методики:
- «Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)» Р.Кеттелла (см. Приложение 1);
- «Четырехмодальностный эмоциональный опросник» Л.А. Рабинович (см. Приложение 2);
- «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда (см. Приложение 3);
- «Самооценка эмоциональных состояний» Г.Айзенка (см. Приложение 4);
- Метод статистической обработки данных.
Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла предназначен для определения уровня интеллектуального развития человека независимо от влияния таких факторов, как культурный уровень, образование и т.п. Аббревиатура «CFIT» расшифровывается как Culture Free Intellect Test. Английское «free» чаще всего переводится как «свободный» (другое значение — «независимый», для англичан это одно и то же), поэтому тест Кэттелла имеет еще определение «культурно-свободный». Данный тест может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования. Нами был использован вариант теста для детей старше 8 лет и взрослых, не имеющих высшего образования. Тест состоит из двух частей, в каждой из которых есть четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму. Время выполнения каждого субтеста ограничено:
Так же в ходе исследования нами была использована психодиагностическая тестовая методика «Шкалы дифференциальных эмоций» К. Изарда.
Шкалы дифференциальных эмоций (ШДЭ) — инструмент самоотчета (рефлексии), созданный для оценки выражения самим индивидом своих собственных фундаментальных эмоций и/или комплексов эмоций. Эта методика представляет собой список (перечень) общеупотребительных (массовых) определений (суждений), которые, в то же время, стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные общие категории эмоций (обобщенных переживаний).
С помощью данной целостной шкалы (см. бланк ответов) можно оценивать целый ряд эмоций человека. Шкала состоит из 30-ти прилагательных (по 3 для каждой из 10-ти фундаментальных эмоций, - концепция К.Изарда), характеризующих психические эмоциональные состояния человека.
Далее мы использовали такую методику как «Самооценка эмоциональных состояний». Методика предложена Г.Айзенком и представляет собой тест, состоящий из 20 вопросов. В используемом нами варианте были взяты две шкалы из четырех, относящиеся к эмоциональным состояниям - шкала тревожности и шкала фрустрированности.
Последней используемой нами методикой стал «Четырехмодальностный эмоциональный опросник» Л.А.Рабинович. Вопросы этой методики помогают выявлять не собственно эмоции, а настроение, оптимизм или пессимизм, агрессивность и другие характеристики личности, что, собственно, было предопределено целью создания этого опросника: выявить устойчивые эмоциональные переживания испытуемых. Поэтому данную методику можно рассматривать не как выявление в чистом виде переживаемых эмоций (радости, гнева, страха и печали), а как склонность субъекта к оптимистичности или пессимистичности, к позитивному или негативному эмоциональному фону.
При проведении статистического анализа полученных данных нами был использован критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Статистически значимыми считались результаты не выше уровня р<0,05.

2.2 Анализ результатов исследования

В результате проведения Культурно-свободного теста на интеллект Р.Кеттелла были выявлены одаренные подростки, то есть подростки, чей уровень IQ был выше среднего (IQ>110). Таким образом, нами были сформированы две выборки – контрольная и экспериментальная. Контрольную выборку составили подростки со средним уровнем IQ, всего 41 человек. В экспериментальную выборку вошли подростки с уровнем IQ выше среднего (одаренные подростки), всего - 18 человек.
По окончанию проведения методики «Самооценка эмоциональных состояний» Г. Айзенка среди интеллектуально одаренных подростков нами были получены следующие результаты (см. Рис.1):

тревожность результаты

По шкале «Тревожность» средний балл по выборке составил 7,55 балла. Это говорит о низкой выраженности склонности одаренных подростков к данному состоянию. То есть такие дети не боятся трудностей, они чувствуют уверенность в себе и в своих силах, их сложно в чем-то убедить помимо их воли.
По шкале «Фрустрированность» средний балл по выборке составил 5,77 балла. Этот показатель говорит о низкой выраженности склонности одаренных подростков к данному состоянию. В этом случае можно говорить о том, что одаренные подростки не склонны без достаточных оснований винить себя при больших неприятностях, они не чувствуют растерянности перед трудностями и предпочитают борьбу простому смирению с обстоятельствами.
Используемый нами далее «Четырехмодальностный эмоциональный опросник» Л.А.Рабинович был направлен на выявление склонности обследуемых к оптимистичности или пессимистичности, к позитивному или негативному эмоциональному фону.

тревожность результаты2

Таким образом, можно говорить о том, что среди возможных перечисленных эмоциональных состояний у интеллектуально одаренных подростков по степени устойчивости доминирующее место занимает радость, далее в порядке снижения степени устойчивости идут такие эмоциональные состояния, как гнев, страх и печаль. То есть одаренные подростки легко заражаются радостным настроением окружающих, являются активными участниками в веселых компаниях, не склонны предаваться мрачным мыслям, но часто бывают неуступчивы в спорах, небольшое затруднение в деятельности может вызвать у них раздражение. Менее характерным для одаренных подростков является состояние уныния, печали и страха.
«Шкала дифференциальных эмоций» К.Изарда позволяет оценить целый ряд эмоций человека. В используемом нами варианте данной методики диагностируются такие эмоции, как интерес, отвращение, радость, презрение, удивление, страх, горе, стыд, гнев, вина. Всего 10 эмоций. Результаты проведенного исследования по данной методике предоставлены на рисунке 3.

тревожность результаты3

Примечание: I- интерес, II- радость, III- удивление, IV- горе, V- гнев, VI- отвращение, VII- презрение, VIII- страх, IX-стыд, X- вина.

Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что такие эмоции, как горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина имеют низкую степень выраженности в данной выборке испытуемых. То есть для одаренных подростков в меньшей степени характерно чувство уныния, застенчивости, сожаления. Самый высокие показатели были получены по шкале I (интерес) и шкале II (радость). Это свидетельствует о том, что одаренные подростки часто бывают внимательными, концентрированными, склонны переживать чувство наслаждения, радости.
В ходе проведения методики «Самооценка эмоциональных состояний» Г.Айзенка среди подростков со средним уровнем IQ были получены следующие результаты (см. Рис. 4):

тревожность результаты4

Средний балл по шкале «Тревожность» в данной выборке составил 7,45 балла. Это говорит о низком уровне выраженности склонности подростков со средним уровнем IQ к состоянию тревожности. То есть такие подростки не любят копаться в своих недостатках, их не пугают трудности, они чувствуют уверенность в себе и в своих силах.
По шкале «Фрустрированность» средний балл составил 5,97 балла. Это говорит о низком уровне выраженности склонности к состоянию фрустрированности. То есть подростки со средним уровнем IQ не чувствуют растерянности перед трудностями, в трудные минуты жизни не допускают жалости к себе, редко впадают в состояние уныния и отчаяния.
Результаты методики «Четырехмодальностный эмоциональный опросник» Л.А.Рабинович представлены на рисунке 5:

тревожность результаты5

Средний балл по шкале радости составил 27,45 балла. Это самый высокий показатель среди всех предложенных шкал методики, что говорит о устойчивости данного эмоционального состояния. То есть подростки со средним уровнем IQ любят веселое оживление и суету вокруг себя, испытывают радость, когда находят решение важной для себя задачи, им свойственно состояние удовлетворенности жизнью.
Средний балл по шкале гнева составил 20 баллов. Это эмоциональное состояние для испытуемых данной выборки является менее устойчивым, чем состояние радости. То есть для подростков со средним уровнем IQ в меньшей степени характерна неуступчивость, раздражение, негодование при невыполнении их требований, а так же частое желание с кем-нибудь поссориться.
Далее в порядке убывания степени устойчивости идут состояния страха (средний балл - 16,45) и печали (средний балл - 15,85). Это говорит о наименьшей устойчивости данных эмоциональных состояний. В этом случае можно говорить о том, что для подростков со средним уровнем IQ наименее характерным является переживание чувства неудовлетворенности собой, разочарование в себе, переживание страха при грозе и в незнакомой обстановке и так далее.
В результате проведения методики «Шкала дифференциальных эмоций» К.Изарда были получены следующие данные (см. Рис.6):

тревожность результаты6

Примечание: I- интерес, II- радость, III- удивление, IV- горе, V- гнев, VI- отвращение, VII- презрение, VIII- страх, IX-стыд, X- вина.

Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что такие эмоции, как горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина имеют низкую степень выраженности в данной выборке испытуемых. То есть для подростков со средним уровнем IQ переживание чувства печали, гнева, стыда, страха, пренебрежения характерно в наименьшей степени по сравнению со степенью выраженности переживания чувства радости (средний балл – 9,6) и интереса (средний балл - 9,45). Высокие показатели по этим двум шкалам позволяют говорить о том, что подростки со средним уровнем IQ в большей мере склонны переживать состояние радости, счастья, наслаждения, а так же часто бывают собранными и внимательными.
Далее нами был осуществлен сравнительный анализ полученных результатов.
Сравнительные показатели по шкалам тревожности и фрустрированности методики «Самооценка эмоциональных состояний» между одаренными подростками и подростками со средним уровнем IQ представлены на рисунке 7.

тревожность результаты7

Средний балл по шкале «Тревожность» в выборке интеллектуально одаренных подростков составил 7,55 балла, а в выборке подростков со средним уровнем IQ – 7,45 балла. Эти показатели говорят о том, что интеллектуально одаренные подростки и подростки со средним уровнем IQ имеют низкую степень выраженности склонности к состоянию тревожности. То есть для них характерна уверенность в себе и в своих силах, их не пугают трудности, и они не любят копаться в своих недостатках.
Средний балл по шкале «Фрустрация» в выборке интеллектуально одаренных подростков равен 5,77 балла, а в выборке подростков со средним уровнем IQ – 5,97 балла. Данные показатели свидетельствуют о том, что одаренные подростки и подростки со средним уровнем IQ имеют низкую степень выраженности склонности к состоянию фрустрированности. То есть они не впадают в уныние при неприятностях, предпочитают борьбу простому смирению с обстоятельствами и не терпят жалости к себе при неудачах со стороны окружающих.
Сравнительный анализ показателей по шкалам методики «Четырехмодальностный эмоциональный опросник» Л.А.Рабинович представлена на рисунке 8:

тревожность результаты8

Из рисунка видно, что показатели интеллектуально одаренных подростков и подростков со средним уровнем IQ по шкале «Радость» имеют некоторые различия, но в то же время в обеих выборках эта шкала является доминирующей. Это говорит о том, что и интеллектуально одаренные подростки и подростки со средним уровнем IQ более всего склонны испытывать состояние радости, нежели состояния гнева, страха и печали, причем у интеллектуально одаренных подростков эта склонность выражена сильнее, чем у подростков со средним уровнем IQ. Исходя из различий показателей по шкале «Гнев», можно говорить о том, что для интеллектуально одаренных подростков характерна более устойчивая склонность к переживанию данного эмоционального состояния. Средний балл по шкале «Страх» совпадает в обеих выборках испытуемых. То есть, степень устойчивости данного эмоционального состояния характерна для интеллектуально одаренных подростков и подростков со средним уровнем IQ в равной мере. Сравнительная характеристика интеллектуально одаренных подростков и подростков со средним уровнем IQ по шкале «Печаль» позволяет говорить о том, что степень устойчивости данного состояния в обеих выборках испытуемых различна, причем у подростков со средним уровнем IQ устойчивость переживания данного эмоционального состояния выражена более ярко, чем у интеллектуально одаренных подростков. Статистический анализ полученных результатов (критерий Манна-Уитни) позволит установить являются ли данные различия значимыми.
На рисунке 9 представлен сравнительный анализ результатов по методике «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда.

тревожность результаты9

Примечание: I- интерес, II- радость, III- удивление, IV- горе, V- гнев, VI- отвращение, VII- презрение, VIII- страх, IX-стыд, X- вина.

Из рисунка видно, что такие эмоциональные реакции, как удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина имеют низкую степень выраженности и для интеллектуально одаренных подростков и для подростков со средним уровнем IQ.
Особый интерес для исследования представляют полученные данные по шкале «Радость». Средний балл по данной шкале в выборке подростков со средним уровнем IQ равен 9,6 балла, а в выборке интеллектуально одаренных подростков – 11,61 балла. Это свидетельствуют о том, что интеллектуально одаренные подростки имеют высокую степень выраженности данной эмоции, в то время, как для подростков со средним уровнем IQ характерна средняя степень выраженности радости, как эмоции. То есть интеллектуально одаренные подростки более склонны к переживанию состояния радости, чем подростки со средним уровнем IQ. Установить, являются ли данные различия в показателях значимыми, поможет статистический анализ результатов (критерий Манна-Уитни).
С целью определения значимости различий нами был осуществлен статистический анализ полученных результатов с применением критерия Манна-Уитни.
Результаты статистического анализа результатов, полученных в ходе проведения методики «Самооценка эмоциональных состояний», при помощи U-критерия Манна-Уитни (при р<0,05) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты математической обработки данных, полученных в ходе проведения методики «Самооценка эмоциональных состояний» при помощи U-критерия Манна-Уитни (при р<0,05)


Сравниваемые показатели

Т

Уровень значимости
(р)

Тревожность

501,5

0,730

Фрустрация

496,0

0,660


При сравнении результатов по шкалам тревожности и фрустрации статистически значимых различий обнаружено не было.
Результаты математической обработки данных, полученных в ходе проведения методики Л.А.Рабинович при помощи U-критерия Манна-Уитни (при р<0,05) представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты математической обработки данных, полученных в ходе проведения методики Л.А. Рабинович при помощи U-критерия Манна-Уитни (при р<0,05)


Сравниваемые показатели

Т

Уровень значимости
(р)

Радость

658,5

0,033*

Гнев

615,0

0,160

Страх

522,0

0,886

Печаль

481,5

0,409

* - (р< 0,05) – достоверность различий установлена

Среди всех сравниваемых показателей данной методики статистически значимые различия были выявлены по шкале радости (р=0,033). Это позволяет говорить о том, что интеллектуально одаренные подростки в большей мере склонны испытывать состояние радости, наслаждения, счастья, чем подростки со средним уровнем IQ.
Результаты математической обработки данных, полученных в ходе проведения методики «Шкала дифференциальных эмоций» при помощи U-критерия Манна-Уитни (при р<0,05) представлены в таблице 3.

 

 

Таблица 3
Результаты математической обработки данных, полученных в ходе проведения методики «Шкала дифференциальных эмоций» при помощи U-критерия Манна-Уитни (при р<0,05)


Сравниваемые показатели

Т

Уровень значимости
(р)

Интерес

628,0

0,102

Радость

683,5

0,010*

Удивление

587,0

0,349

Горе

442,0

0,133

Гнев

515,0

0,793

Отвращение

494,5

0,526

Презрение

492,0

0,505

Страх

449,5

0,157

Стыд

567,5

0,538

Вина

490,5

0,493

  • - (р< 0,05) – достоверность различий установлена

Результаты проведенного статистического анализа свидетельствуют о значимых различиях в показателях интеллектуально одаренных подростков и подростков со средним уровнем IQ по шкале радости (р=0,010). То есть с полной уверенностью можно говорить о том, что интеллектуально одаренные подростки в большей мере склонны переживать состояние радости, наслаждения, чем подростки со средним уровнем IQ.

2.3 Выводы

В ходе проведенного нами исследования удалось установить, что интеллектуально одаренные подростки имеют низкую выраженность склонности к состоянию тревожности и состоянию фрустрации. Это означает, что одаренные подростки уверены в себе и в своих силах, они не чувствуют растерянности перед трудностями, их сложно в чем-то убедить помимо их воли. Далее было выявлено, что интеллектуально одаренные подростки склонны к оптимистичному, позитивному эмоциональному фону, то есть они легко заражаются радостным настроением окружающих, являются активными участниками в веселых компаниях и не склонны предаваться мрачным мыслям. Так же характерным для них является низкая степень выраженности таких эмоций, как горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина, но при всем этом одаренные подростки часто бывают собранными, внимательными, сконцентрированными и склонны переживать чувство наслаждения и радости.
Результаты исследования эмоциональной сферы подростков со средним уровнем IQ показали, что такие подростки имеют низкий уровень выраженности склонности к состоянию тревожности и состоянию фрустрации. То есть они не любят заострять внимание на своих недостатках, не чувствуют растерянности перед трудностями, в трудные минуты жизни не допускают жалости к себе и редко впадают в состояние уныния и отчаяния. Так же было установлено, что подростки со средним уровнем IQ имеют склонность к оптимистичному и позитивному эмоциональному фону, то есть они любят веселое оживление и суету вокруг себя, испытывают радость, когда находят решение важной для себя задачи и для них в наименьшей степени характерна неуступчивость, негодование и раздражительность. Дальнейшее исследование показало, что подростки со средним уровнем.IQ в большей мере склонны переживать состояние радости, счастья, наслаждения, чем состояния гнева, страха, стыда, отвращение, горя и вины, они часто бывают собранными и внимательными.
Статистический анализ полученных результатов, проведенный с использованием критерия Манна-Уитни, позволил выявить особенности эмоциональной сферы интеллектуально одаренных подростков, а именно нам удалось установить, что интеллектуально одаренные подростки переживают состояние радости чаще и сильнее, чем подростки со средним уровнем IQ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной дипломной работы явилось изучение особенностей эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренных подростков. Актуальность данной работы определена тем, что эмоциональная сфера интеллектуально одаренных подростков в имеющихся на сегодня определениях одаренности описывается по-разному и не имеет четкой характеристики, хотя именно она играет очень важную роль при установлении контактов с окружающими людьми и формировании адекватного отношения к себе и к своим поступкам.
Объектом исследования является эмоциональная сфера личности интеллектуально одаренных подростков, а предметом – особенности эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренных подростков. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что эмоциональная сфера интеллектуально одаренных подростков имеет свои особенности. Структура и содержание работы представили теоретическое и практическое направление. В соответствии с поставленными задачами нами были изучены теоретические основы проблемы психологических особенностей эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренных подростков. В качестве теоретических и методологических оснований данного исследования выступила «Рабочая концепция одаренности», разработанная ведущими отечественными учеными: Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадриковым, Ю.Д. Бабаевой, В.Н. Дружининым и другими, а так же общие теории эмоций П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К. Изарда и других известных ученых. По окончанию данного этапа нашей работы была создана теоретическая база, которая позволила перейти к эмпирической части нашего исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ Боханская средняя общеобразовательная школа №2.
В ходе проведенного нами исследования удалось установить, что интеллектуально одаренные подростки имеют низкую выраженность склонности к состоянию тревожности и состоянию фрустрации, они склонны к оптимистичному, позитивному эмоциональному фону. Характерным для них так же является низкая степень выраженности таких эмоций, как горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина.
Результаты исследования эмоциональной сферы подростков со средним уровнем IQ показали, что такие подростки имеют низкий уровень выраженности склонности к состоянию тревожности и состоянию фрустрации. Они в большей мере склонны переживать состояние радости, счастья, наслаждения, чем состояния гнева, страха, стыда, отвращение, горя и вины, часто бывают собранными и внимательными.
Статистический анализ полученных результатов, проведенный с использованием критерия Манна-Уитни, позволил установить, что интеллектуально одаренные подростки переживают состояние радости чаще и сильнее, чем подростки со средним уровнем IQ.
Таким образом, в проведенном нами исследовании была подтверждена гипотеза и реализованы все поставленные задачи. Однако изучение проблемы особенностей эмоциональной сферы интеллектуально одаренных подростков не исчерпывается данным исследованием. Перспективным является дальнейшее изучение данной проблемы с использованием других наборов методик, что позволит более детально и полно изучить данный феномен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
2. Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1979.
3. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
4. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984.
5. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. - М.: Знание, 1982.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.
7. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - № 4.- с.73.
8. Бурменская Г. Одаренные дети. - М., 1991.
9. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - Л., 1989.
10. Васильев И.А., Поплужный В.Л. Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. - М., 1980.
11. Вилюнас В.К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. - М., 1988.
12. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976.
13. Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология современного подростка. - М., 1987.
14. Вудвортс Р. Выражение эмоций // Экспериментальная психология. - М., 1950.
15. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984.
16. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М., 1966.
17. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1995.
18. Гильбух Ю.З. и др. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. - 1990. - №4.
19. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.
20. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
21. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.
22. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. - Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993.
23. Дальто Ф. На стороне подростка - СПб., 1997.
24. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев: Политиздат, 1987.
25. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.
26. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
27. Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. - 1991. - № 4.
28. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
29. Кайдаков С.В. Эмоции как фактор познания и действия: Автореф. дис. канд. наук. - М., 1974.
30. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. - М.: Педагогика, 1991.
31. Коломинский Я.Л. Психология эмоциональных отношений // Вопросы психологии. - 1988. - № 5.
32. Краковский А.П. О подростках. - М., 1970.
33. Кривцова В.С. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997.
34. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. - Ярославль, 1996.
35. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2000.
36. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.
37. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. - 1960. - № 1.
38. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста // Журнал практического психолога. - 1998. - №3.
39. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М., 1982.
40. Макаренко Ю.А. Системная организация эмоционального поведения. - М., 1980.
41. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М.: Школа-пресс, 1993.
42. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. - М., 2001.
43. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3.
44. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1.
45. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.
46. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. - М.: Мир, 1994.
47. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М., 1995.
48. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Учебно-методическое пособие. - Минск, 1999.
49. Симонов П.В. Что такое эмоция? - М., 1962.
50. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.
51. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. - 1986. - № 3.
52. Чудновский В.Э. Одаренность: дар или испытание. - М., 1990.
53. Шадриков В. Д. Способности человека. - М., 1998.
54. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность" // Психологический журнал. - 1983. - Т.4. - № 5.
55. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.: Учебное пособие. - М.: Логос, 1996.
56. Шингаров Г.X. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М., 1971.
57. Штерн В. Умственная одаренность - СПб., 1997.
58. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996.
59. Якобсон М.Я. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966.
60. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 1999.- № 6.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.