На главную Подросток Половое воспитание Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов
Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов
Подросток - Половое воспитание
Индекс материала
Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов
Особенности работы с детьми 3-6 лет
Особенности работы с детьми 7-10 лет
Работа с детьми 9-10 лет
Особенности работы с детьми 11-12 лет
Особенности работы с детьми 13-14 лет
Все страницы

Платонова А.А.

Последние годы вывели на первый план проблему сексуального образования и воспитания детей и молодежи. Во всеx исторических формациях оно составляет часть культуры. У большинства цивилизованных.народов основная нагрузка в области полового воспитания, как и воспитания вообще, лежит на трех основных институтах: семьи, школы и церкви, или идеологической надстройки общества, заменяющей религиозную. Легко предположить, что отсутствие влияния одного из перечисленных институтов влечет за собой недостаточность воздействия, невозможность достижения желаемого результата. Особенно это сказывается на детях, лишенных полностью либо частично воспитательного воздействия семьи.

В этих условиях особую значимость приобретает создание системы сексуального воспитания, учитывающей дефицит воспитательных факторов и хотя бы частично заменяющей их целенаправленным воздействием. Основными его целями являются:

1. Формирование маскулинности (мужественности) и феминности (женственности) в поведении детей.

2. Сохранение репродуктивного здоровья подрастающего поколения (способности к воспроизведению потомства).

3. Формирование у детей установок на семейную жизнь.

4. Снижение уровня криминогенности в обществе.

Для реализации предложенной программы полового воспитания в детских домах и школах-интернатах необходимы:

1). Организация сексуального воспитания в интернатных учреждениях.

2). Разработка программы работы воспитателей.

3). Разработка учебной программы по основам сексологии.

Решение каждой из этих задач принесет несомненную пользу, но оптимального результата воспитания репродуктивно здорового поколения можно добиться только при их комплексной реализации.

Организация сексуального воспитания в интернатных учреждениях

Задача воспитания репродуктивно здорового поколения ставит целый ряд организационных вопросов перед администрацией интернатных учреждений, органами здравоохранения и образования. Необходимо создать условия, способствующие формированию и закреплению у детей общегигиенических навыков, навыков рефлексии, обеспечить материальную базу воспитательной и просветительской работы, в том числе по профилактике возможных трудностей, связанных с интимными проблемами детей. В связи с этим необходимы:

1. Глобальные обследования девочек, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, с целью раннего выявления у них патологии развития (проводятся региональными органами здравоохранения при участии медицинских работников интернатного учреждения с момента поступления ребенка и далее не реже 1 раза в год).

2. Обязательное консультирование всех воспитанниц и лечение в региональных учреждениях здравоохранения девочек с выявленной патологией.

3. Подготовка консультантов из числа воспитателей, пользующихся наибольшим доверием у детей, или воспитанников 16 лет и старше, проявляющих, по результатам тестирования способности к работе в системе "человек-человек", для консультирования подростков в трудных случаях, связанных с интимными вопросами.

4. Организация во всех интернатных учреждениях комнат гигиены девочек в соответствии с последними требованиями ВОЗ по сохранению репродуктивного здоровья подростков.

5. Регулярная совместная работа руководителей интернатных учреждений, психологов и медицинских работников с персоналом учреждения по предотвращению развратных дейстгвий по отношению к воспитанникам со стороны лиц с педофилической (сексуальная тяга к детям), педерастической (сек-суальная тяга к мальчикам) и гомосексуальной ориентацией.

Программа работы воспитателей

Объяснительная записка

Основные задачи полового, или сексуального, воспитания вытекают из самого понятия сексуальности. Сексуальность - это психофизиологические проявления, связанные с половой принадлежностью. Сексуальность имеет три фазы: платоническую (на уровне взглядов, идей, духовного общения), эротическую (выражающуюся во внешних проявлениях половой дифференциации: одежда, манера поведения, пластика, голос, запах, телесные контакты, за исключением коитуса) и коитальную (от лат «коитус» соитие). Исходя из этого, можно определить следующие задачи полового воспитания:

1) адекватная половая идентификация;

2) расширение знаний о себе и человеке в целом;

3) формирование эталонов маскулинности и феминности;

4) развитие эмоциональной сферы детей; снижение

половой агрессивности;

5) привитие и закрепление гигиенических навыков;

6) профилактика ранней беременности;

7) профилактика венерических заболеваний и СПИДа;

8) формирование навыков взаимоотношений в семье.

Привитие навыков сексуального самосохранения наряду с - общим сексуальным просвещением - особенность работы с детьми, лишенными опеки родителей. Перед воспитателями детских домов и школ-интернатов на сегодняшнем этапе развития российского общества стоит чрезвычайно трудная задача: с одной стороны, заполнение вакуума семейного воспитания, а с другой - коррекция негативных последствий массированного воздействия средств информации, делающих ребенка и подростка потребителями порнопродукции (слово "порнография" происходит от греческого "порно" - развратники, обозначает вульгарно-натуралистическое изображение половой жизни в любой форме).

Задача воспитателей осложняется еще и тем, что далеко не во всех регионах России (даже в ее центральной части) в школах преподаются основы сексология. Следовательно, дети лишаются воздействия еще одного института - школы. Кроме того, Россия - политеистическая страна. Большая часть населения имеет религиозные корни либо мусульманского, либо православного характера. Достаточно широко представлены в России и такие религиозные конфессии, как буддизм, различные формы православного протестантизма (адвентизм, баптизм ив пр.), иудаизм. Поэтому в работе необходимо учитывать особенности региона, в котором находится воспитательное учреждение, и состав детей каждой группы.

Программа предлагает работу с детьми и подростками по трем основным направлениям; общегигиеническому, историко-культурному, социально значимому. Данная программа не является жесткой конструкцией, она может трансформироваться воспитателем в зависимости от региональных условий, этнического, религиозного, полового состава группы, наличия в ней детей, имеющих периодические, продолжительные контакты с семьей, характера интернатного учреждения, опыта и особенностей самого воспитателя. Очень полезно разнообразить данную программу методиками, имеющимися в арсенале воспитателя, воспитательного учреждения, и теми методиками, которые упоминаются в прилагаемом списке литературы.


Особенности работы с детьми 3-6 лет

Дети этого возраста находятся на доморальном уровне развития нравственности и понятийной стадии сексуального сознания.

К 3-4 годам ребенок уже четко ориентирован в своей половой принадлежности, однако надо иметь в виду, что; осознание себя мальчиком или девочкой напрямую связано с воспитанием. Феминные и маскулинные игры и игрушки, одежда, прическа, обращение окружающих, употребляющих по отношению к ребенку мужские или женские фонемы (в тех языках, где это возможно), все это основа половой идентификации ребенка.

Необходимо учитывать возможное отставание детей, не успевших к 3-4 годам четко определить свою половую принадлежность в силу отсутствия достаточных воспитательных воздействий.

После трех лет у ребенка идет закрепление представлений о своей половой роли. Этот процесс развивается сразу по двум схемам: копирование «своих» (однополых сверстников, старших детей, взрослых) и отвержение «чужих» (нельзя делать так, как они, потому что они другие. Поэтому при воспитании мальчиков в условиях дома ребенка, при тотальном дефиците мужчин-воспитателей, необходимо всеми возможными путями расширять эмоциональные контакты детей 3-5 лет с мальчиками более старшего возраста; юношами, мужчинами. Это необходимый фактор нормального маскулинного воспитания. Однако надо учитывать возможность попыток проникновения в детские закрытые учреждения лиц педерастической и педофилической ориентации. К 4 годам ребенок должен иметь достаточно подробные сведения о личной гигиене. Очень важно в дошкольном возрасте прочно закрепить у него навыки ухода за собой. В возрасте 5-6 лет дети проходят период психосексуальной идентификации, усваивают свою половую роль, различают свою половую принадлежность и половую принадлежность других по существенным признакам. Поэтому необходимо дать детям этого возраста достоверные сведения о половых различиях в строении человека, рассказать им о зарождении новой жизни. Ведущую роль в работе с детьми 3-6 лет играет общегигиеническое направление, привитие им общегигиенических навыков, навыков личной гигиены и их закрепление.
Общегигиеническое направление

1. Развитие и закрепление общегигиенических навыков:

1. «Встреча с Мойдодыром» (беседы о личной гигиене)

2. «Как стать Неболейкой» (беседы о здоровье).

3. Беседы о гигиене одежды и уходе за ней.

Работа по профилактике раннего детского онанизма: необходимо следить за чистотой белья ребенка, соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к белью (отсутствие грубых швов на трусах, соприкосновение с которыми провоцирует у ребенка развитие вредной привычки).

4. Ежедневная зарядка.

5. Праздники здоровья.

6. Регулярные занятия ритмикой и пластикой.

II.Формирование биолого-анатомических представлениями

о человеке:

1. Первые представления о двуполости мира (двудомные растения, дифференциация по половому признаку животных из живого уголка).

2. Экскурсии в зоопарк, на звероферму для наблюдения за семьями животных, начальные представления о продлении рода.

3. Уточнение представлений о продлении рода: опылении растений, наблюдение за аквариумными рыбками, зачатие и рождение животных.

4. Беседа с детьми 5-6 лет о рождении человека.

Историко-культурное направление

Формирование нравственных представлений.

1. Сказки народов мира о любви (чтение с последующими обсуждением: "любовь" как понятие неоднозначное, любовь к природе, к Отечеству, к жизнеобеспечивающему взрослому).

2. Человеческое тело - образец пропорции и красоты:

а) знакомство с репродукциями известных картин;

б) греческая, римская скульптура.

3. Занятия ритмикой и пластикой (профилактика вульгарности).

4. Занятия риторикой (интонационная работа над речью ребенка для преодоления оттенка тревожности и вульгарности, являющейся следствием постоянного пребывания в коллективе).

Социально значимое направление

I. Полоролевые игры:

1. Игры в семью, где каждый ребенок должен попеременно в зависимости от пола вьполнять разные роли (ребенок, старший брат или сестра, мама, папа, тетя, дядя, бабушка, дедушка) под руководством взрослого.

2. Игры в несколько соседствующих семей для закрепления навыков взаимопомощи, взаимовыручки и умения общаться на уровне "семей" (ходить в гости, дарить подарки, принимать гостей и т.д.).

3 .Феминные игры девочек (у каждой девочки собственная кукла, за которой она должна научиться всячески ухаживать, это особенно важно для девочек-отказниц, у которых часто появляется феномен Харлоу («безмамная мама»). Необходимо контролировать и корректировать поведение «девочки-мамы»).

4. Маскулинные игры мальчиков (военные, строительные, с машинками и т.п.). Необходимо участие в них мужчины или кого-либо из старших мальчиков.

II.Игры-драматизации:

1. Игры, моделирующие эталоны взаимоотношений в семье (можно использовать известные сказки с участием животных: «Три медведя» и т.д.).

2. Игры, воспитывающие взаимовыручку и взаимопонимание в семье (сказки «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и т.д.).

3. Игры, способствующие формированию умения понимать другого со всеми его личностными особенностями скажем: «Журавль и Цапля», «Царевна-Лягушка», «Аленький цветочек» и т.д.).

Особенностью проведения этих игр в интернатных учреждениях является изменение цели. Необходимо сформировать в детях понятие собственного "Я". "Я" как часть «мы» формируется само благодаря постоянному пребыванию детей в коллективе. Значительно труднее ребенку научится выделять собственное "Я" и отстаивать личностные интересы, выработать умение претендовать на первые роли, лидерство в будущих отношениях со сверстниками в школе.


Особенности работы с детьми 7-10 лет

Дети этого возраста находятся на конвекционном уровне нравственности, который характеризуется тем, что личность подчиняется законам общественной нравственности, принятым окружающем ее микросообществе, и не корректирует их в соответствии со своими представлениями о добре и зле.

У детей 7-10 лет формируются чувства физиологической брезгливости и стыдливости. Именно в этот период они особенно любознательны, у них возникает потребность в расширении представлений о мире живой природы. Их общий спокойный |гормональный фон создает благоприятные условия для работы по сексуальному просвещению. При беседах старших подростков с детьми этого возраста, лишенными опеки родителей, на темы межполового общения неприемлемы общий скабрезный фон, нецензурная терминология и угрозы насилия старших детей над младшими, в том числе и сексуального насилия (принудительный петтинг-интимный телесный контакт с участием генитальных органов, но без коитуса, оральный коитус; гомосексуальные контакты; анальный коитус старших мальчиков с младшими девочками). Необходимо учитывать, что дети, лишенные опеки родителей, часто становятся жертвами сексуальных маньяков особенно в осенне-весенний период. Необходимо обучить детей минимальным навыкам самосохранения.

Особенности работы с детьми 7-8 лет

Общегигиеническое направление

I. Закрепление общегигиенических навыков:

1. «Да здравствует мыло душистое!» (беседы о личной гигиене мальчиков и девочек).

2. «Чистота - лучшая красота» (беседы об уходе за телом как основе здоровья).

3. Беседы о правилах гигиены учебного труда (режиме дня, правильной посадке, совмещении и т.д.).

4. «Как остаться «Неболейкой» (беседы о гигиене и здоровье).

5. Ежедневные занятия утренней гимнастикой.

6. Праздники здоровья.

7. Занятия ритмикой и пластикой.

II. Формирование анатомо-физиологических представлений о человеке:

1. «Такой незнакомый "Я" (знакомство с человеческим телом и расширение представлений о нем: скелет, внутренний органы, системы жизнеобеспечения, в том числе репродуктивная).

2. Внешние различия мужчин и женщин (беседы о различиях строения тела мужчин и женщин, вторичных половых признаках, названиях частей тела, схематическое изображенияе отдельных частей человеческого тела).

3. Беседы о зарождении новой жизни у растений, животных и человека.

4. Наблюдение за аквариумными рыбками с целью определения роли половых клеток в зарождении новой жизни.

5. Роль отца и матери в деторождении.

6. Беседы о сущности беременности и бережном отношении к беременным.

7. Первые представления о родах.

Историко-культурное направление

Формирование нравственных представлений:

1. Чтение и обсуждение сказок, мифов и легенд народов мира о любви с целью развития у детей способности любить.

2. Чтение и обсуждение сказок, мифов и легенд народов миpa о семье и взаимоотношениях в семье с целью закрепления в сознании детей эталонов семейных отношений.

3. Эстетика человеческого тела (просмотр произведений живописи и скульптуры на экскурсиях, репродукциях, слайдах т.д. ).

4. Продолжение занятий по риторике для профилактики вульгарности речи.

5. Продолжение занятий ритмикой и пластикой.

Сопиально-значимое направление

I. Полоролевые игры:

1. Игры, формирующие и закрепляющие в сознании детей эталоны мужественности и женственности.

2. Игры, развивающие навыки полоролевого поведения, навыки этикета.

3. Игры в семью, закрепляющие эталоны поведения мужчины и женщины в семье, навыки семейного быта.

4. Продолжение феминных игр девочек и маскулинных игр мальчиков с расширением зоны опеки девочек над «дочерьми» и усилением мужского начала в играх мальчиков.

II. Игры, развивающие эмоциональную сферу детей:

1. Тренинг по управлению эмоциями, освоению навыков релаксации.

2. Тренинг выражения чувств (словами, жестами, мимикой, пантомимикой и т.д.).
3. Игры, развивающие навыки понимания и учета состояния другого человека.


Работа с детьми 9-10 лет

Обшегигиеническое направление

I. Развитие навыков личной гигиены и здорового образа жизни:

1. «Быть Неболейкой» (беседы о роли личной гигиены в профилактике различных заболеваний).

2. Развитие навыков личной гигиены у девочек. Первые сведения о менструации.

3. Развитие навыков личной гигиены у мальчиков.

4.Как научиться правильно и красиво есть (беседы о рациональном питании, правилах поведения за столом, гигиенических тркбованиях к посуде.

5. Вредные привычки и здоровье (беседы о разрушающем влиянии на организм никотина, алкоголя, наркотиков и токсинов).

6. Ежедневные занятия утренней зарядкой.

7.Продолжение занятий ритмикой и пластикой.

II Формирования анатомо-физиологических представлений о человеке:
1. Беседы о взрослении (анатомические и физиологические изменения мальчиков и девочек на пороге взрослости).

2.Наблюдение с возрастом за изменениями в жизни животных, растений, рыб, птиц, их подготовке к исполнению детородной функции.

3. Различие в темпах развития мальчиков и девочек.

4. Беседа с девочками о сущности и назначении менструации.

5. Беседа с мальчиками о хрупкости женского организма и необходимости помогать девочкам и защищать их.

Историко-культурное направление

Формирования нравственных представлений:

1. Формирование эталонов мужского и женского поведения (чтение и обсуждение произведений мировой классики).

2. Беседы о проявлениях мужественности (помощь младшим и слабым как высшее проявление мужественности и духовности).

3.Роль женщины в различных областях человеческой жизни. Женственность, кокетство и вульгарность.

Социально-значимое направление

I.Полоролевые игры:

1. «Леди и джентльмены» (игры, закрепляющие навыки и правила межполового общения).

2. Моделирование семейных отношений в различных ролевых играх (в гостях, переживания «родителей» за больного «ребенка» при игре в больницу, помощь «детей» работающим «родителям», проводы «солдата» «на войну» и т.д.).

II Игры, развивающие эмоциональную сферу детей:

1. Игры, снимающие напряжение, развивающие навыки контроля и релаксации.

2. Игры, снимающие страхи.

3. Игры, развивающие навыки учета состояний других в ситуациях общения.


Особенности работы с детьми 11-12 лет

11-12 лет - начало пубертатного периода. Возрастает концентрация половых гормонов, появляются вторичные половые признаки. Это время первой любви, которая имеет большое значение для становления здоровой сексуальности. Начало полового созревания у девочек характеризуется их повышенной нервозностью, слезливостью, дисморфофобией непостоянным обостренным недовольством своей внешностью)

В 11 -12 лет подростки предпочитают проводить время в обществе сверстников своего пола, именно там у них формируются стереотипы возрастного полоролевого поведения. Поэтому основную часть занятий лучше проводить в однополых группах, обращая особое внимание на поведение лидеров, которые становятся эталоном для остальных.

Мальчики и девочки 11-12 лет, особенно лишенные попечения семьи, часто попадают в компанию более старших подростков на роль «незначимого другого». Именно эти дети зачастую становятся жертвами развратных действий членов компании. Это обстоятельство необходимо особо учитывать воспитателю закрытого детского учреждения. Очень важно внимательно следить за поведением более слабых детей и постараться вовремя предупредить их о возможных опасностях и помочь их избежать. Необходимо всеми средствами развивать у детей навыки сексуального самосохранения.

Обшегигиеническое направление

I. Развитие навыков личной гигиены и здорового образа

жизни:

1. Беседа о гигиене половых органов с однополыми группами.

2. Беседа с девочками о сущности менструального цикла, правила личной гигиены и использования индивидуальных гигиенических средств в период менструации.

3. Беседа с мальчиками о сущности поллюций (подготовка к первым поллюциям).

4. Беседы по профилактике инфекционных заболеваний (в том числе-венерических, СПИДа, вызываемых различными паразитами).

5. Беседы о влиянии вредных привычек на растущий организм.

6. Ежедневные занятия утренней зарядкой.
7.3анятия физическими упражнениями, а затем прохладный душ - необходимое ежевечернее гигиеническое мероприятие для мальчиков-подростков.
8. Продолжение занятий ритмикой и пластикой.

II. Формирование анатомо-физиологических представлений о человеке:

1. Психологическая подготовка девочек к первой менструации.

2. Беседа с мальчиками об особенностях мальчиков- подростков, о способах профилактики юношеской гиперсексуальности (спорт и прохладный душ перед сном как форма выхода из гиперсексуального состояния).

3. Беседы с девочками о воспалительных заболевани женской половой системы, их причинах и последствиях.

4. Беседы о мастурбации в период полового созревания. Ранняя мастурбация, подражательная мастурбация и т.д.

5. Формирование навыков рефлексии своегяо физиологического состояния.

Историко-культурное направление

Формирование культурно-нравственных представлений о человеке:

1 .Чтение и обсуждение произведений классиков-прозаиков о любви.

2. Чтение и обсуждение поэтических произведений о любви.
3.Совместный просмотр и обсуждение кинофильмов о любви.

4.Беседы, поэтические вечера, посвященные любви как основному человеческому чувству.

5. Беседы об эротике и эротическом искусстве.
6. Беседы о порнографии и ее вреде для молодого человека.

7.Беседы с девочками о красоте, моде, вкусе и женской

индивидуадьности (одежда, украшения, косметика и т.д.).
8.Беседы с мальчиками о мужественности (соотношение мужественности

и агрессивности).

Социально значимое направление

Практические и игровые занятия
1. Формирование группы воспитанников, которые должны будут оказывать помощь сверстникам в трудных ситуациях, связанных с интимными проблемами; тренинговые занятия с этой группой.

2.Установление контактов с младшими воспитанниками, участие в их играх,

формирование у старших ребят чувства ответвенности за малышей (лучше общаться с детьми из дошкольного детского дома).

3. Тренинг бесконфликтного общения.


Особенности работы с детьми 13-14 лет

Мальчики и девочки 13-14 лет вступают в период половой зрелости. Часть девочек вступает в репродуктивный период. У мальчиков это время отмечено как начало периода юношеской гиперсексуальности, продолжающейся до 18-19 лет. В возраете 13 -14 лет некоторые подростки отваживаются на коитальные формы интимной близости, причем у девочек это бывает чаще, чем у мальчиков. Особенности их жизни в закрытом учреждении способствуют возникновению подобных попыток, особенно более старшими воспитанниками или воспитателями. Следствием может стать беременность, фригидность, травмы генитальной сферы, венерические заболевания. Одна из основных задач воспитателя, работающего с детьми этого возраста, профилактика преждевременной дефлорации девочек. Также важно объяснить им необходимость в случае обнаружения первых признаков беременности обращения к кому-либо из доверенных взрослых, к консультанту по трудным вопросам, касающимся интимной жизни. Работая с мальчиками, необходимо объяснить им, что с 14 лет они несут уголовную ответственность за любую форму сексуального насилия и моральную ответственность за возможную беременность девушки.

Обшегигиеническое направление

Развитие навыков личной гигиены и здорового образа жизни:

1. Беседы о личной гигиене и гигиене половых органов.

2. Беседы о гигиеническом режиме девушки (для девушек).

3. Беседы о путях избавления от юношеской гиперсексуальности (для юношей).

4. Беседы о сущности беременности и основных способах контрацепции.

5. Беседы о сущности аборта и его последствиях.

6. Беседы о влиянии алкоголя, никотина, наркотинов на потомство.

7. Здоровый образ жизни - основа здоровья будущих детей.

8. Формирование анатомо-физиологических представлений о человеке.

9. Беседа с девушками об особенностях физиологии девушек-подростков.

10. Беседа с юношами об особенностях и темпах полового созревания у юношей-подростков.

11. Формирование навыков оценки своего физического состояния.

12. Формирование представлений о сексуальной зрелости.

13. Беседа с девушками о первых признаках беременности, информирование их о том, к кому необходимо обратиться, если обнаруживаются эти признаки.

Историко-культурное направление

Формирование культурно-нравственных представлений о человеке:

1. Чувство любви и способы выражения этого чувства (на

примере литературных героев, с использованием элементов драматизации).

2. Эротичность человека (различие между эротичностью).

3.Проявления эротичности (в голосе, манере держаться, пластике).
4.Совместное чтение книг о красоте человеческих взаимоотношений.

5. Просмотр и обсужденте кинофильмов об особенностях взаимоотношений людей в разных ситуациях, особенно в семье. 6.Сексуальные преступления. Ответственность перед законом и обществом за сексуальные преступления. 7.Ответственность мужщины за женщину, вступающую с ним в интимные отношения.
8. Юридические вопросы, связанные с интимной жизнью человека.
9. Ответственность более старших за младших – основа существования человечества.
10. Этика поведения в общественных местах.

Обшегигиеническое направление

I. Развитие навыков личной гигиены и здорового образа

жизни:

1. Беседа с юношами о причинах и последствиях воспалительных заболеваний половых органов. Меры профилактики этих заболеваний.

2. Беседы с девушками о заболеваниях женских половых органов. Нарушения менструального цикла.

3. Беседы о влиянии алкоголя, никотина, наркотических и токсических веществ на половую систему.

4. Беседы о СПИДе, путях заражения и мерах профилактики.

5. Беседы об импотенции, фригидности и бесплодии. Причины, профилактика и лечение.

6. Беседы о наркомании и токсикомании. Сущность заболеваний, их течение и меры излечения.

7. Общие представления об основах интимных отношений.

8. Некоторые виды удовлетворения полового желания (онанизм, петтинг, промискуитет и т.д.).
9. Беседа с девушками об особенностях поведения юношей в период гиперсексуальности.

10. Терпимость и взаимопонимание партнеров - основа удовлетворенности в интимных отношениях.

11. Затруднения в интимных отношениях, пути их преодоления.

12. Физиологическая сущность беременности.

13. Контрацепция и ее методы

14. Беседа о сущности и течении родов.

15. Формирование элементарных навыков ухода за грудными детьми.

Историко-культурное направление

Формирование культурно-нравственных представлений о человеке:

1. Беседы о семье, брачный клиринг, 5 его основных факторов (сексуальный, физический, культурный, материальный, психологический).

.2. Ответственность родителей за потомство.

3. Ответственность супругов друг перед другом.

4. Верность и измена. Проблема доверия в семье.

5. Материнство и отцовство.

6.Неполная семья. Проблемы ребенка в неполной семье.

Социально значимое направление

Тренинг семейных отношений:
1. Отношения супружества (работа в малых группах, двуполых и разновозрастных, подобранных по желанию самих детей).

2. Сознательное родительство (работа в малых группах, двуполых и разновозрастных, подобранных по принципу добровольности).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.