Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов - Особенности работы с детьми 3-6 лет |
Подросток - Половое воспитание |
Страница 2 из 6
Особенности работы с детьми 3-6 летДети этого возраста находятся на доморальном уровне развития нравственности и понятийной стадии сексуального сознания. К 3-4 годам ребенок уже четко ориентирован в своей половой принадлежности, однако надо иметь в виду, что; осознание себя мальчиком или девочкой напрямую связано с воспитанием. Феминные и маскулинные игры и игрушки, одежда, прическа, обращение окружающих, употребляющих по отношению к ребенку мужские или женские фонемы (в тех языках, где это возможно), все это основа половой идентификации ребенка. Необходимо учитывать возможное отставание детей, не успевших к 3-4 годам четко определить свою половую принадлежность в силу отсутствия достаточных воспитательных воздействий. После трех лет у ребенка идет закрепление представлений о своей половой роли. Этот процесс развивается сразу по двум схемам: копирование «своих» (однополых сверстников, старших детей, взрослых) и отвержение «чужих» (нельзя делать так, как они, потому что они другие. Поэтому при воспитании мальчиков в условиях дома ребенка, при тотальном дефиците мужчин-воспитателей, необходимо всеми возможными путями расширять эмоциональные контакты детей 3-5 лет с мальчиками более старшего возраста; юношами, мужчинами. Это необходимый фактор нормального маскулинного воспитания. Однако надо учитывать возможность попыток проникновения в детские закрытые учреждения лиц педерастической и педофилической ориентации. К 4 годам ребенок должен иметь достаточно подробные сведения о личной гигиене. Очень важно в дошкольном возрасте прочно закрепить у него навыки ухода за собой. В возрасте 5-6 лет дети проходят период психосексуальной идентификации, усваивают свою половую роль, различают свою половую принадлежность и половую принадлежность других по существенным признакам. Поэтому необходимо дать детям этого возраста достоверные сведения о половых различиях в строении человека, рассказать им о зарождении новой жизни. Ведущую роль в работе с детьми 3-6 лет играет общегигиеническое направление, привитие им общегигиенических навыков, навыков личной гигиены и их закрепление. 1. Развитие и закрепление общегигиенических навыков: 1. «Встреча с Мойдодыром» (беседы о личной гигиене) 2. «Как стать Неболейкой» (беседы о здоровье). 3. Беседы о гигиене одежды и уходе за ней. Работа по профилактике раннего детского онанизма: необходимо следить за чистотой белья ребенка, соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к белью (отсутствие грубых швов на трусах, соприкосновение с которыми провоцирует у ребенка развитие вредной привычки). 4. Ежедневная зарядка. 5. Праздники здоровья. 6. Регулярные занятия ритмикой и пластикой. II.Формирование биолого-анатомических представлениями о человеке: 1. Первые представления о двуполости мира (двудомные растения, дифференциация по половому признаку животных из живого уголка). 2. Экскурсии в зоопарк, на звероферму для наблюдения за семьями животных, начальные представления о продлении рода. 3. Уточнение представлений о продлении рода: опылении растений, наблюдение за аквариумными рыбками, зачатие и рождение животных. 4. Беседа с детьми 5-6 лет о рождении человека. Историко-культурное направление Формирование нравственных представлений. 1. Сказки народов мира о любви (чтение с последующими обсуждением: "любовь" как понятие неоднозначное, любовь к природе, к Отечеству, к жизнеобеспечивающему взрослому). 2. Человеческое тело - образец пропорции и красоты: а) знакомство с репродукциями известных картин; б) греческая, римская скульптура. 3. Занятия ритмикой и пластикой (профилактика вульгарности). 4. Занятия риторикой (интонационная работа над речью ребенка для преодоления оттенка тревожности и вульгарности, являющейся следствием постоянного пребывания в коллективе). Социально значимое направление I. Полоролевые игры: 1. Игры в семью, где каждый ребенок должен попеременно в зависимости от пола вьполнять разные роли (ребенок, старший брат или сестра, мама, папа, тетя, дядя, бабушка, дедушка) под руководством взрослого. 2. Игры в несколько соседствующих семей для закрепления навыков взаимопомощи, взаимовыручки и умения общаться на уровне "семей" (ходить в гости, дарить подарки, принимать гостей и т.д.). 3 .Феминные игры девочек (у каждой девочки собственная кукла, за которой она должна научиться всячески ухаживать, это особенно важно для девочек-отказниц, у которых часто появляется феномен Харлоу («безмамная мама»). Необходимо контролировать и корректировать поведение «девочки-мамы»). 4. Маскулинные игры мальчиков (военные, строительные, с машинками и т.п.). Необходимо участие в них мужчины или кого-либо из старших мальчиков. II.Игры-драматизации: 1. Игры, моделирующие эталоны взаимоотношений в семье (можно использовать известные сказки с участием животных: «Три медведя» и т.д.). 2. Игры, воспитывающие взаимовыручку и взаимопонимание в семье (сказки «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и т.д.). 3. Игры, способствующие формированию умения понимать другого со всеми его личностными особенностями скажем: «Журавль и Цапля», «Царевна-Лягушка», «Аленький цветочек» и т.д.). Особенностью проведения этих игр в интернатных учреждениях является изменение цели. Необходимо сформировать в детях понятие собственного "Я". "Я" как часть «мы» формируется само благодаря постоянному пребыванию детей в коллективе. Значительно труднее ребенку научится выделять собственное "Я" и отстаивать личностные интересы, выработать умение претендовать на первые роли, лидерство в будущих отношениях со сверстниками в школе. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |