На главную Подросток Личностное развитие Учет индивидуальных особенностей подростков при воспитании ответственности
Учет индивидуальных особенностей подростков при воспитании ответственности
Подросток - Личностное развитие

Д.Б. Петрова
► Учет проявления индивидуально-своеобразного сочетания свойств НС

Воспитание ответственности у подростков, помимо учета ее составляющих и социума (родители, школа, друзья и т.д.), не возможно без учета их типологических особенностей. Как отмечал П.К. Анохин, многое из того, что мы считаем специфическим, приобретенным человеком после рождения, на самом деле содержится в нашей генетике, заготовлено в нашей природе.

В.П. Прядеиным было установлено, что фактор G по опроснику Р. Кэттелла коррелирует с безусловнорефлекторными индикаторами свойств НС – слабостью, лабильностью, активированностью. Фактор G имеет некоторое сходство с фактором С, в том, что он также противопоставляет самоконтроль эмоциональности, однако он прежде всего характерен энергией и постоянством. Гипотетически можно сказать, что он соответствует психоаналитическому «суперэго» (в психоаналитическом смысле не следует смешивать с социальным «я»). Лица с высоким G сами себя считают блюстителем нравов и хорошего поведения, они настойчивы, планомерны и т.п.
Высокая оценка фактора G говорит о том, что субъект ответственный, добросовестный, постоянный, сознательный, упорный, уравновешенный, точный. Им руководит долг (настойчивый, решительный), большая сила «сверх-я». Эмоционально зрелый, собранный, внимателен к людям. Следует нормам морали.
Можно предположить, что субъекты со слабой НС, отличающиеся большей чувствительностью, легче обращают внимание на какую-то несправедливость допущенную по отношению к ним и окружающим. За счет нению и выбрать более оптимальный. Этому способствует и преобладание активированности НС (преобладание процессов возбуждения над торможением) у субъекта.
Другими словами, субъекты с указанными характеристиками свойств НС, по-видимому, могут проще реализовать себя в диапазоне качеств указанных в высокой оценке фактора G (добросовестности – ответственности), чем лица с другим сочетанием свойств НС.
Вместе с тем, во многих видах деятельности определяющим является сам факт достижения результата, а не мотивация и пути его достижения. Не важно, был ли это однократный порыв, связанный с напряжением воли, исполнительское действие или выполнение приказа, реализация самостоятельного плана. Главное – результат достигнут. Впрочем, лозунг типа «Победителей не судят» не всегда подходит, а точнее совсем не подходит для ответственных субъектов, которые исходят из приоритета принципов гуманности, нравственности, совести. Они могут даже отказаться от достижения результата, если при этом могут быть ущемлены интересы других людей. Безусловно, мы не касаемся ярко выраженных эгоцентриков (хапуг, рвачей и т.п.) для которых нормы морали просто отсутствуют.
Диагностику проявления свойств НС см. в приложении 1.11.
Подчеркиваем и обращаем внимание исследователей и практических психологов, что проявление свойств НС и свойства НС – не тождественные понятия. Чтобы приблизить их значение, необходима диагностика проявления свойств НС, как минимум, по 2–3 методикам. Это касается и диагностики типов темперамента (приложение 1.12). Лица с преобладанием меланхолического типа темперамента (слабая НС), не обязательно будут отличаться большей ответственностью. Это одно из условий, которое, впрочем, не является достаточным. Как отмечалось выше, ответственность – одно из сложнейших интегративных качеств личности. Недоучет одного–двух компонентов индивидуально-психологических особенностей ответственности субъекта, или особенностей социума облекают на провал все усилия по его воспитанию.
Впрочем, не стоит отчаиваться. Как известно, в природе человека существуют компенсаторные механизмы. Главное – создать устойчивую доминанту на ответственное поведение.
► Учет индивидуальных особенностей исполнительности
Мы полагаем, что возможно два пути воспитания ответственности: 1-ый – на основе свободы выбора у нового поколения детей; 2-ой – воспитание (формирование) ответственности исходя из сформированной (не сформированной) исполнительности. Диагностику исполнительности (см. приложение 1.1).
Одним из обязательных моментов также является предоставление свободы выбора, но результаты этого выбора и достигаемый результат должны обязательно контролироваться. Дети просто не смогут, поскольку не умеют, правильно воспользоваться предоставленной свободой. Выработка нового стиля деятельности (самоконтроля), новой доминанты, достаточно трудоемкий процесс. Впрочем, это касается не только детей, но и родителей, учителей, друзей и т.д.
Гораздо проще воспитать ответственность у детей с ответственным стилем исполнительности (см. приложение 1.2). У них уже есть практически все задатки для этого.
Детям с исполнительским стилем реагирования необходимо прививать навыки самостоятельного принятия решения.
Гораздо сложнее работать с детьми, которые заставляют себя быть исполнительными (волевой стиль). В данном случае необходимо опираться на их самостоятельность, на сознание, на предоставление большей свободы. Однако, если эта свобода не будет направлена на достижение корыстных (асоциальных) целей. В любом случае, необходим контроль за использование этой свободы. Главное – убедить ребенка, добиться самосознания и необходимости реализации соблюдения норм и требований, предъявляемых учителями, взрослыми. Одно «но». Эти требования не должны быть абсурдными.
При ситуативном стиле реагирования обращать внимание и всячески поддерживать, поощрять даже малейшие проявления исполнительности. Должны отметить, что у этих детей путь к ответственности наиболее длительный из всех рассмотренных.
Не последнюю, а порой первостепенную роль играет мотивация исполнительности (см. приложение 1.3).
В многомерно-функциональной диагностике исполнительности (приложение 1.1) рассматривается два полюса исполнительности – социоцентрический, который ведет к ответственности и эгоцентрический (корыстный). В данном случае мы останавливаемся на четырех вариантах последнего.
Мотивация исполнительности ради поощрения, награды, денег и т.п. не возбраняется, однако если ребенок осознает, что это поощрение заслужено. Ребенок это тонко чувствует. Должны это чувствовать и родители. Иначе из ребенка вырастет «халявщик». Размер поощрения ребенка должен зависеть от достигнутых им результатов.
Мотив избегания наказания при исполнительности – не допустим вообще. Из ребенка, в лучшем случае, вырастет исполнительный раб.
Мотив карьеры вполне допустим, если при этом используются усилия только самого ребенка. Попутно отметим, что во многих зарубежных технологиях детям, окончившим школу, родителями (вне зависимости от того миллионеры ли они, или простые труженики) говорится, «ты уже взрослый, добивайся в дальнейшем всего сам».
Мотив исполнительности на безропотное выполнение приказов вполне допустим, если родители заведомо будут согласны с тем, что их ребенок будет прекрасным работником исполнителем. Впрочем, возможен и другой вариант – тупой исполнительный «солдафон» или «пушечное мясо» в какой-либо банде.
Подводя итог выше сказанному, отметим, что исполнительность возможно хороша на определенных этапах развития ребенка. Вспомним произнесенное им в 3–4 года: «Я сам», а это уже первые ростки ответственности. Если мы упустили этот момент, будем исходить из того, что есть. Однако путь от исполнительности к ответственности может быть разным, а возможно, без общих усилий, ответственность у ребенка не наступит никогда.
► Учет конформизма-самостоятельности (приложение 1.9)
Конформизм, как некритическое принятие и следование господствующим стандартам, стереотипам поведения у подростков допустим, если это подражание имеет социо-центрическую направленность. Он может быть использован в групповых формах работы при воспитании ответственности, когда один, менее ответственный, тянется за другими, более исполнительными, ответственными. Ведь конформность, как таковая, это тенденция допускать влияние на собственное мнение (пытаться действовать так же, как действует большинство, по внутреннему убеждению) и даже восприятие преобладающего мнения, отношения или убеждения под давлением со стороны других, которое может отражаться или не отражаться в поведении (возможны комбинации приспособленчества
к внешним обстоятельствам).
Конформизм недопустим, если в основании его вызывающем, лежит страх. При формировании ответственности педагоги и родители должны различать:
а) конформность внешнюю – внешнее соглашение с мнением большинства при внутреннем противлении. Пример: ребенок всем своим видом, мимикой и даже порой вербально поддерживает мнение окружающих, а про себя думает: «Мели Емеля, твоя неделя»;
б) конформность внутреннюю – убежденность в правильности мнения большинства и своей собственной позиции. Допустимо и приемлемо при гуманистической направленности происходящего.
в) нонконформизм – высказывание собственного мнения идущего вразрез с общепринятым – исходя из свободы слова, должно приветствоваться. Однако, если это высказывание происходит вопреки здравому смыслу, исходя из духа противоречия, оно должно обсуждаться.
Самостоятельность (отсутствие конформизма, соглашательства) – принятие решений, инициативность совершаемых действий исходя из собственных побуждений, способность противостоять внешнему давлению – это качество, которое сопутствует ответственности, к формированию которого необходимо стремиться.
► Учет особенностей воли, симптомокомплексов качеств отнесенных к воле и ответственности
Нет ничего плохого, если у подростка хорошо развита воля (приложение 1.5), если она сочетается с ответственностью. Однако плохо, если он проявляет волю, делает волевые усилия чтобы быть ответственным, казаться ответственным. Разобраться в этом поможет соотношение симптомокомплексов качеств отнесенных к воле и ответственности (приложение 1.6). Не отождествляя волю, ответственность и соответствующие им качества мы, тем не менее, можем судить об их соотношении.
При низких значениях симптомокомплексов качеств ответственности необходимо вновь обращаться к процессу ее воспитания. Происходить это будет до тех пор, пока подросток не будет задумываться о том, ответственный он или нет, а будет просто реализовывать свою ответственность в поступках. Обладать, в том числе и навыками саморегуляции (приложение 1.7), когда у него будут доминировать стенические эмоции – радость от происходящего (приложение 1.8).
► Учет особенностей возраста (приложение 1.10)
Для практического психолога, учителей, родителей, крайне важно знать и ориентироваться на психологический возраст ребенка, его возможности, взгляды, уровень зрелости. В принципе, нет ничего плохого, когда среди доминирующих характеристик возраста наблюдаются и другие черты. Например, у взрослого - детская непосредственность. Однако, когда она становится ведущей у взрослого, надо бить тревогу.

Аналогично и у подростка. Нет ничего хорошего, если у него преобладают характеристики взрослого человека (не интеллект). Это говорит о том, что подросток, не смотря на новообразование - чувство взрослости, рано «состарился». Возможно, он несет какую-то непомерную для данного возраста ношу, пережил серьезные потрясения. В данном случае речь может идти даже о помощи психотерапевта. Противоположный аспект. У подростка преобладают характеристики малыша. О воспитании какой ответственности в данном случае может идти речь? У него, скорее всего заласканного, необходимо формировать социальный опыт.
Скорее всего, не надо бить тревогу если преобладают черты юношеского возраста (характерно для девочек-подростков) или характеристики дошкольника - у мальчиков. Главное, чтобы перекрытие основного, подросткового возраста (наиболее сензитивного для развития ответственности), другими возрастами не было значительным.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что в подростковом возрасте могут быть и другие «акцентуации», однако, как правило, это единичные случаи, на которых специально мы останавливаться не будем. Вполне достаточно тех дополнительных характеристик ответственности, которые рассмотрены в вопроснике «Ответственность - 110» -трудности, эмпатия, прогноз и т.д. (приложение 2.9).
Источник: Воспитание ответственности у подростков : науч.-метод. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; науч. ред. В.П. Прядеин. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 173 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.