На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методики диагностики ответственности - Многомерно-функциональная диагностика «ответственности–110» (ОТВ–110) (совместно с О.В. Мухлыниной)
Методики диагностики ответственности - Многомерно-функциональная диагностика «ответственности–110» (ОТВ–110) (совместно с О.В. Мухлыниной)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Методики диагностики ответственности
Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70)
Многомерно-функциональная диагностика «ответственности–110» (ОТВ–110) (совместно с О.В. Мухлыниной)
Тест «Ответственность раньше, сейчас» (ОРС)
Тест «экспресс–диагностика ответственности» (ЭДО)
Тест «Принятие ответственности»
Опросник «Дисциплинированность» (Д–К) (совместно с Н.В. Воротниковой)
Все страницы

Многомерно-функциональная диагностика «ответственности–110» (ОТВ–110) (совместно с О.В. Мухлыниной)

Инструкция для исследователя. Данный опросник является расширенным аналогом «Ответственности–70». Добавление диагностических шкал связано с выявлением специфических характеристик ответственности, которые не были учтены ранее.
Стремление субъекта к реализации ответственности рассматривалось в двух аспектах: инструментально-стилевом (субъект стремится к выполнению ответственных дел.) и содержательно-смысловом (субъект стремится быть ответственным, чтобы не подвести других людей).
Эмпатия субъекта рассматривалась по отношению к близким людям (выраженное сопереживание и соучастие в решении проблем близких людей) и к окружающим (эмоциональное сопереживание и посильная помощь окружающим).
О прогностических возможностях субъекта судили по его способности к интуиции (способность к внезапному предвидению явлений и событий) и экстраполяции (тщательный просчет субъектом вариантов возможных последствий от предстоящих действий и поступков).
Взятие ответственности субъектом на себя (отказ от поиска оправдательных причин при вине со стороны самого субъекта).
Трудности при реализации ответственности были подразделены на личностные и операциональные трудности. Большая зависимость эффективности выполняемых ответственных дел от самочувствия, эмоционального состояния и трудности, возникающие в процессе выполнения ответственных дел, являются существенным препятствием для их осуществления.
Искренность субъекта (шкала 22). Высокое значение – недостаточная критичность событий, происходящих с субъектом в жизни, попытки приукрасить себя, достоверность ответов на вопросы вызывает сомнение. Низкое значение – вы достаточно самокритичны и вполне искренни.
Из множества частных, парциальных характеристик ответственности можно подсчитать.
Инструкция для испытуемого. Вам предлагается последовательно ответить на ряд утверждений, касающихся некоторых сторон Вашей личности и характера. При ответах важна ваша первая реакция. В анкете нет хороших утверждений. Каждое из них имеет право на существование. За одну минуту Вы должны дать не менее 6 ответов. Свои ответы заносите в бланк для ответов в виде цифрового выражения. Приступая к ответам, помните о том, что на всю работу отпускается не более 15–20 минут. Следите за тем, чтобы каждому порядковому номеру утверждения строго соответствовал ответ в его цифровом выражении. Постарайтесь, как можно реже прибегать к нейтральному ответу «когда как», оцениваемому в 4 балла. Заранее Вам благодарны за искренние ответы и четкую работу.
Шкала оценок:
Ответ «безусловно, нет» – оценивается в 1 балл.
Ответ «нет» – оценивается в 2 балла.
Ответ «чаще нет» оценивается в 3 балла.
Ответ «когда как» – оценивается в 4 балла.
Ответ «чаще да» – оценивается в 5 баллов.
Ответ «да» – оценивается в 6 баллов.
Ответ «безусловно, да» – оценивается в 7 баллов.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Я хорошо выполняю задание, даже если оно не проверяется и не контролируется.
2. Я берусь за ответственное дело из-за желания участвовать в коллективном мероприятии.
3. Ответственность - это подотчетность за свои дела, поступки и действия.
4. Моя ответственность способствовала успешному выполнению коллективных дел.
5. Я ощущаю чувство удовольствия, когда от меня зависит успех ответственного дела.
6. Я склонен поступать по принципу «семь раз отмерь – один раз отрежь».
7. Неуверенность в себе мешает проявлению моей ответственности.
8. Я не брошу коллективное дело, даже если ответственность будет лежать только на мне одном.
9. Посмотрев на человека, я вполне определенно могу сказать, что его ожидает.
10. Меня мучает совесть, если за мой безответственный поступок несет наказание друг.
11. Если я прихожу на занятие, работу с невыполненным заданием, то не ищу оправдательных причин, если меня спросят.
12. О том, что я ответственный человек, знают многие.
13. Я могу отказаться от собственной выгоды ради успеха общего дела.
14. Ответственность – это поручительство за кого-либо.
15. Я жертвовал личными делами ради выполнения совместных ответственных дел.
16. Выполнение совместной серьезной и ответственной работы доставляет мне радость и удовольствие.
17. Я предпочитаю выполнять задания самостоятельно, а не под контролем проверяющих.
18. Мое плохое самочувствие является помехой при выполнении ответственных поручений.
19. Я не избегаю ситуаций, в которых приходится брать ответственность на себя.
20. Бывало, что в своих мыслях я опережал события, которые потом реально случались.
21. Узнав о болезни своего товарища, я навещаю его сразу же, оставив другие дела.
22. Если я невзначай разбиваю или ломаю что-нибудь, то сознаюсь в этом.
23. Выполняя какую-нибудь работу, я не успокаиваюсь, пока не будет сделано все, даже отдельные мелочи.
24. В своем поведении, я ориентируюсь на общепринятые правила и нормы.
25. Ответственность – это обдуманность выбора и предвидение его последствий.
26. Если судьба ответственного дела зависит от меня, я берусь за его завершение.
27. Это счастье, когда люди доверяют тебе осуществление ответственного дела.
28. Вне зависимости от ситуации и внешних обстоятельств я могу реализовать себя в ответственном деле.
29. Моя повышенная тревожность препятствует мне взяться за ответственное дело.
30. Я предпочитаю больше делать, чем обещать.
31. Как правило, я заранее чувствую, что со мной должно что-то случиться.
32. Я отказываюсь от намеченного, если мои действия могут я навредить близким.
33. При обучении в школе, если я получал плохую отметку или замечание в дневник, то говорил об этом самостоятельно, не дожидаясь, когда дневник попросят родители.
34. Я люблю выполнять трудные и ответственные задания.
35. Принимая решение, я руководствуюсь чувством долга.
36. Ответственность – это одна из форм проявления активности человека.
37. Я пойду против тех, кто мешает выполнению ответственного дела, не способствует достижению результата.
38. Я испытываю радость от того, что при выполнении ответственного задания меня окружают верные товарищи.
39. Прежде чем высказать свое мнение, я стараюсь убедиться, что прав.
40. У меня иногда не хватает мужества взять ответственность на себя.
41. Я стремлюсь к роли лидера, поскольку чувствую, что с этим справлюсь.
42. Я чувствую приближение природных катаклизмов.
43. Я очень огорчаюсь и бываю расстроен, если у моего товарища что-то не получается,
44. Я признаю себя виновным, когда бываю не прав.
45. Окружающие считают, что дело будет выполнено, если за него берусь я.
46. Зачастую я берусь за общественные дела и отказываюсь от собственных интересов и планов,
47. Ответственность – это усердие человека в порученном деле.
48. Я бы с удовольствием работал на таких производствах, где от моих результатов зависел бы успех общего дела.
49. Я склонен предаваться радостному волнению при выполнении ответственного дела.
50. К выполнению ответственных заданий я приступаю сразу, не откладывая их в «долгий ящик»
51. Многое из порученного я бы выполнял лучше, если бы не терялся из-за возложенной на меня ответственности.
52. Я участвую в ответственных мероприятиях из-за желания лучше узнать себя.
53. Иногда у меня бывают случаи озарения, нахождения решений, когда я не думаю о данной задаче, проблеме.
54. Я оказываю помощь близким потому, что не могу поступить иначе.
55. Я не прибегаю к обману, чтобы скрыть свою вину.
56. Участвуя в коллективной работе, я предпочитаю быть простым исполнителем.
57. Моя ответственность зачастую диктуется материальными соображениями.
58. Ответственность – это зависимость человека.
59. Моя ответственность способствовала развитию уверенности в себе
60. Я испытываю чувство страха перед тем, как взяться за ответственное дело.
61. Ко многим делам я относился бы более ответственно, если бы с меня строже спрашивали.
62. Порой я забываю сделать то, что обещал сделать.
63. Даже при плохом самочувствии я пойду на встречу, о которой мы договорились заранее.
64. Прежде чем что-либо сделать, я думаю о возможных последствиях.
65. Порой я выступаю против мнения окружающих, поскольку они противоречат этическим нормам.
66. Я никогда не опаздывал на свидание, учебу, работу, мероприятия и т.п.
67. Если поручение оказываются трудным, я отказываюсь от него.
68. Я берусь за ответственные поручения с учетом дальнейшего поощрения, повышения, награды и т.п.
69. Ответственность – это наказание не только за деятельность, но и за бездеятельность.
70. Завершение ответственных дел способствовало укреплению моей самооценки, уверенности в себе.
71. Мною овладевает злость и раздражение, если меня постигает неудача в ответственном деле.
72. Я не берусь за ответственные дела при неблагоприятных предсказаниях гороскопа
73. Ответственность – это большая дополнительная нагрузка к выполняемым мной обязательствам.
74. Я могу взять вину на себя ради спасения чести группы, коллектива.
75. Я предусмотрительный человек и «прежде чем упасть, подстилаю соломку».
76. Я оказываю помощь, если на моих глазах кто-то поскользнулся и ушибся.
77. У меня не бывает таких мыслей, которые бы я хотел скрыть от окружающих.
78. Если меня не контролировать, то я могу отложить порученное мне дело.
79. Многое из того, что я делаю и довожу до конца, лишь только потому, чтобы избежать наказания, осуждения, порицания.
80. Ответственность – это своеобразная озабоченность человека.
81. Моя ответственность помогает в учебе, работе.
82. Если ответственное дело не удается, мне страшно браться за новое
83. Я мог бы быть более ответственным человеком, но обстоятельства оказываются выше меня.
84. Дополнительной трудностью, препятствием, мешающим взяться за ответственное дело, является осознание того, что результат зависит не только от меня, но и от других людей.
85. Я тщательно и заранее готовлюсь к выполнению ответственного дела, чтобы не подвести окружающих.
86. Я зачастую задумываюсь, какое влияние окажут мои поступки на окружающих.
87. Я уступаю место пожилым людям в транспорте.
88. Я никогда и никого не обманывал и не говорил неправды.
89. Порой в мыслях я совершаю важные и ответственные поступки, а практически не решаюсь сделать то, что задумал.
90. Я стремлюсь быть ответственным, потому что не хочу лишних осложнений.
91. Ответственность – это потеря свободы, выбора.
92. Моя ответственность повлияла на развитие силы воли.
93. Конфликты, возникающие при выполнении ответственных заданий, вызывают у меня гнев и раздражение.
94. Моя ответственность часто не замечается окружающими.
95. Существенным препятствием для меня при выполнении ответственных дел является возможность наказания за действия других людей.
96. Я стремлюсь к выполнению ответственного дела, чтобы не огорчать близких мне людей.
97. Если меня вызывает директор, начальник, то я пытаюсь предугадать причину вызова.
98. Я оказываю помощь и поддержку отстающим в учебе, работе.
99. У меня нет, и никогда не было плохих привычек.
100. Даже мелкие неудачи при выполнении ответственных заданий выбивают меня из колеи.
101. Я берусь за ответственные дела, чтобы на меня обратили внимание.
102. Ответственность – это средство утверждения себя, самоутверждения своего «я».
103. Ответственные действия и поступки способствовали улучшению моего благополучия.
104. Я начинаю нервничать и бываю раздражен, если другие люди не выполняют обещанного.
105. Как правило, моя ответственность наталкивается на косность и непонимание других людей.
106. Я предпочитаю не браться за ответственные дела из-за необходимости постоянного контроля за их выполнением.
107. Я часто чувствую, что от моей добросовестности во многом зависит благополучие других людей.
108. Прежде чем что-либо сказать я думаю, какие последствия будет иметь мое высказывание.
109. Я оказываю помощь (подношу сумку, помогаю перейти через дорогу и т.п.), если в ней кто-то нуждается.
110. Я никогда не откладывал на завтра то, что должен был сделать сегодня.

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Сумма баллов:
от 25 до 35 (высокие значения) - говорит о выраженности рассматриваемой характеристики;
от 16 до 24 (средние значения) - нейтральность, ситуативное проявление параметра;
от 5 до 16 (низкие значения) - не выраженность характеристики, ее противоположное значение.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИ_____________________________________________________________________________________
Пол_______ Возраст (дата рождения)____________ Гр._______________ Дата___________ №________

ОТВ–110.
7 – безусловно да, полностью согласен; 6 – да, согласен; 5 – возможно да, согласен частично;
4 – нечто среднее; 3 – возможно нет, частично не согласен; 2 – нет;
1 – безусловно нет, полностью не согласен.

Дэ

 

мс

 

ко

 

рп

 

эс

 

ри

 

тл

 

сис

 

ин

 

эб

 

Во

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Даэ

 

мэ

 

кос

 

рс

 

эа

 

рэ

 

то

 

ссс

 

экс

 

эо

 

Лж

 

56

 

57

 

58

 

59

 

60

 

61

 

62

 

63

 

64

 

65

 

66

 

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

 

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Активность =                   Направленность =                           Регуляция =

Суммарный показатель ответственности

 

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Подсчитайте сумму баллов в каждой из соответствующих шкал:
ДЭ – динамическая эргичность (ответы на вопросы 1 + 12 + 23 + 34 + 45);
ДАЭ – динамическая аэргичность (56 + 67 + 78 + 89 + 100);
МС – мотивация сопиоцентрическая (2 + 13 + 24 + 35 + 46);
МЭ – мотивация эгоцентрическая (57 + 68 + 79 + 90 + 101);
КО – когнитивная осмысленность (3 + 14 + 25 + 36 + 47);
КОС – когнитивная осведомленность (58 + 69 + 80 + 91 + 102);
РП – результат предметный (4 + 15 + 26 + 37 + 48);
PC – результат субъектный (59 + 70 + 81 + 92 + 103);
ЭС – эмоциональность стеническая (5 + 16 + 27 + 38 + 49);
ЭА – эмоциональность астеническая (60 + 71 + 82 + 93 + 104);
РИ – регуляторная интернальность (6 + 17 + 28 + 39 + 50);
РЭ – регуляторная экстернальность (61 + 72 + 83 + 94 + 105);
ТЛ – трудности личностные (7 + 18 + 29 + 40 + 51);
ТО – трудности операциональные (62 + 73 + 84 + 95 + 106);
СИС – стремления инструментально-стилевые (8 + 19 + 30 + 41 + 52);
CCC – стремления содержательно-смысловые (63 + 74 + 85 + 96 + 107);
ИН – интуиция (9 + 20 + 31 + 42 + 53);
ЭКС – экстраполяция (64 + 75 + 86 + 97 + 108);
ЭБ – эмпатия к близким (10 + 21 + 32 + 43 + 54);
ЭО – эмпатия к окружающим (65 + 76 + 87 + 98 + 109);
ВО – взятие ответственности на себя (11 + 22 + 33 + 44 + 55);
ЛЖ – искренность (66 + 77 + 88 + 99 + 110).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
► Регуляторно-динямические составляющие ответственности.
Динамический компонент ответственности исследовался по параметрам эргичности (шкала 1) и аэргичности (шкала 2).
Эргичиость. Высокое значение – субъект а характеризуется самостоятельным, без дополнительного контроля, неоднократно подтвержденным на практике, тщательным выполнением трудных и ответственных заданий. Низкое значение – невыполнение своих обещаний, необязательность, потребность в контроле.
Аэргичность. Высокое значение – нерешительность и необязательность субъекта, характеризующаяся перенесением выполнения ответственных заданий на последний момент, низкой помехоустойчивостью субъекта. Низкое значение – активность и самостоятельность при выполнении ответственных заданий.
Эмоциональный компонент ответственности исследовался по параметрам стеничности (шкала 9) и астеничности (шкала 10).
Стеничность. Высокое значение – положительные эмоции или их появление от возможности или при выполнении ответственных дел. Низкое значение – перспектива выполнения и выполнение ответственных дел положительных эмоций у субъекта не вызывает.
Астеничность. Высокое значение – отрицательные эмоции при необходимости выполнения, в ходе реализации и при неуспехе в ответственном деле. Низкое значение – отсутствие отрицательных эмоций (злости, страха, обиды, раздражения) в ситуациях ответственной зависимости.
Регуляторный компонент ответственности рассматривался с позиции интернальности (шкала 11) и экстернальности (шкала 12) субъекта.
Интернальность. Высокое значение – независимость субъекта от внешних обстоятельств при выполнении ответственных дел. Низкое значение – поиск «объективных» причин для отхода от ответственных дел.
Экстернальиость. Высокое значение – реализация ответственных дел ставится в зависимость от других людей и внешних обстоятельств. Низкое значение – взятие ответственности на себя.
► Мотивационно-смысловые составляющие ответственности
Мотивационный компонет ответственности рассматривался с позиции социоцентричности (шкала 3) и эгоцентричности (шкала 4).
Социоцентричность. Высокое значение – социально значимая мотивация, выраженная в выполнении ответственных дел из-за желания быть среди людей, коллектива, общества. Мотивация, связанная с чувством долга, преобладанием общественных интересов над личными. Низкое значение – отказ от общественно значимой мотивации, преобладание личных мотивов.
Эгоцентричность. Высокое значение – преобладание личностно значимой мотивации, выраженной в желании обратить на себя внимание в процессе реализации ответственных дел, получить поощрение, вознаграждение, избежать личных осложнений, возможного наказания. Низкое значение – малая значимость материальных и идеальных стимулов, связанных с личным благополучием при выполнении ответственных дел.
Когнитивный компонент ответственности рассматривался с позиции осмысленности (шкала 5) и осведомленности (шкала 6).
Осмысленность. Высокое значение – схватывание стержневой основы ответственности, ее сути, глубокое и целостное представление о качестве. Низкое значение – знания о качестве ответственности поверхностны.
Осведомленность. Высокое значение недостаточное понимание ответственности, обращение внимания на одну, неспецифическую сторону качества. Низкое значение – субъект опускает частные, не существенные признаки ответственности.
Результативный компонент ответственности рассматривался в предметной (шкала 7) и субъектной (шкала 8) сферах.
Предметность. Высокое значение – продуктивность, самоотверженность и добросовестность субъекта при выполнении коллективных дел. Низкое значение – низкие результаты ответственных дел, связанных с социальным характером выполняемой работы.
Субъектность. Высокое значение – завершение ответственных дел, связанных с личностным благополучием, самореализацией, с развитием различных сторон и качеств личности. Низкое значение – малая значимость для субъекта результатов ответственной деятельности, связанной с личностным развитием и благополучием.
Трудности, которые испытывает субъект при реализации ответственных дел, были подразделены на личностные (шкала 13) и операциональные (шкала 14).
Личностные трудности. Высокое значение – большая зависимость эффективности выполняемых ответственных дел от самочувствия, эмоционального состояния. Низкое значение – эмоциональное состояние субъекта (настроение, тревожность, неуверенность) не является препятствием в реализации ответственности.
Операциональные трудности. Высокое значение – трудности, возникающие в процессе выполнения ответственных дел, являются существенным препятствием для их осуществления. Низкое значение – процесс выполнения ответственных заданий и возможность наказания не являются для субъекта существенными факторами, влияющими на его завершение.
Стремление субъекта к реализации ответственности рассматривалось в двух аспектах: инструментально-стилевом (шкала 15) и содержательно-смысловом (шкала 16).
Ияструментально-стилевое стремление. Высокое значение – субъект стремится к выполнению ответственных дел. Низкое значение – субъект избегает и боится ответственности.
Мотивационно-смысловое стремление. Высокое значение – субъект стремится быть ответственным, чтобы не подвести других людей. Низкое значение – возможность нарушения благополучия окружающих не вызывает стремления к ответственности у субъекта.
Эмпатия субъекта рассматривалась по отношению к близким людям (шкала 19) и к окружающим (шкала 20).
Эмпатия к близким людям. Высокое значение – выраженное сопереживание и соучастие в решении проблем близких людей. Низкое значение – равнодушное отношение к неудачам близких.
Эмпатия к окружающим. Высокое значение – эмоциональное сопереживание и посильная помощь окружающим. Низкое значение – проблемы окружающих не вызывают повода для переживаний.
О прогностических возможностях субъекта судили по его способности к интуиции (шкала 17) и экстраполяции (шкала 18).
Интуиция. Высокое значение – способность к внезапному предвидению явлений и событий. Низкое значение – случаев озарения по предвидению будущего не наблюдается.
Экстраполяция. Высокое значение – тщательный просчет субъектом вариантов возможных последствий от предстоящих действий и поступков. Низкое значение – импульсивность в действиях и высказываниях.
Взятие ответственности субъектом на себя (шкала 21). Высокое значение – отказ от поиска оправдательных причин при вине со стороны самого субъекта. Низкое значение – попытки ухода от ответственности.
Искренность субъекта (шкала 22). Высокое значение – недостаточная критичность событий, происходящих с субъектом в жизни, попытки приукрасить себя, достоверность ответов на вопросы вызывает сомнение. Низкое значение – вы достаточно самокритичны и вполне искренни.
Из множества частных, парциальных характеристик ответственности можно подсчитать интегральные переменные (см. ОТВ–70).
Во-первых: активность, направленность и саморегуляцию (А.И. Крупнов, 1987). В континуум активности вошли динамический и результативный компоненты. В континуум направленности – когнитивный и мотивационные компоненты, а в континуум регуляции – эмоциональный и регуляторный компоненты.
Во-вторых: индивидные и личностные характеристики. К индивидным были отнесены динамические, эмоциональные и регуляторные компоненты, то есть те, которые в большей мере зависят от природных предпосылок. В качестве личностных были взяты мотивационные, когнитивные и результативные компоненты, то есть те, которые в большей степени зависят от социального окружения, в большей степени подвержены изменениям.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.