На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методики диагностики ответственности - Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70)
Методики диагностики ответственности - Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Методики диагностики ответственности
Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70)
Многомерно-функциональная диагностика «ответственности–110» (ОТВ–110) (совместно с О.В. Мухлыниной)
Тест «Ответственность раньше, сейчас» (ОРС)
Тест «экспресс–диагностика ответственности» (ЭДО)
Тест «Принятие ответственности»
Опросник «Дисциплинированность» (Д–К) (совместно с Н.В. Воротниковой)
Все страницы

Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70)

Инструкция для испытуемого. Вам предлагается последовательно ответить на ряд утверждений, касающихся некоторых сторон Вашей личности и характера. При ответах важна Ваша первая реакция. В вопроснике нет хороших и плохих утверждений. Каждое из них имеет право на существование. За одну минуту Вы должны дать 5–6 ответов. Свои ответы заносите в протокол в виде цифрового выражения. Приступая к ответам, помните о том, что на всю работу отпускается не более 15–20 минут. Следите за тем, чтобы каждому порядковому номеру утверждения строго соответствовал ответ в его цифровом выражении. Постарайтесь как можно реже прибегать к нейтральному ответу «когда как», оцениваемому в 4 балла. Заранее Вам благодарны за искренние ответы и четкую работу.
Шкала оценок:
7 баллов – «безусловно да»;
6 баллов – «да»;
5 баллов – «чаще да»;
4 балла – «когда как»;
3 балла – «чаще нет»;
2 балла – «нет»;
1 балл – «безусловно нет».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Я хорошо выполняю задание, даже если оно не проверяется и не контролируется.
2. Я берусь за ответственное задание из-за желания участвовать в коллективном мероприятии.
3. Ответственность – это подотчетность за свои дела, поступки и действия.
4. Моя ответственность способствовала успешному выполнению коллективных дел.
5. Я ощущаю чувство удовольствия, когда от меня зависит успех ответственного дела.
6. Я склонен поступать по принципу: «семь раз отмерь – один раз отрежь».
7. Неуверенность в себе мешает проявлению моей ответственности.
8. О том, что я ответственный человек, знают многие.
9. Я могу отказаться от собственной выгоды ради успеха общего дела.
10. Ответственность – это поручительство за кого-либо.
11. Я жертвовал личными делами во имя общественных для завершения совместных ответственных дел.
12. Выполнение совместной серьезной и ответственной работы доставляет мне радость, удовольствие и удовлетворение.
13. Я предпочитаю выполнять задания самостоятельно, а не под контролем.
14. Быть ответственным – значит временно утрачивать свою свободу.
15. Выполняя какую-нибудь работу, я не успокаиваюсь, пока не будет сделано все, даже отдельные мелочи.
16. В своем поведении я ориентируюсь на общепринятые правила и нормы.
17. Ответственность – это обдуманность выбора и предвидение его последствий.
18. Если судьба ответственного дела зависит от меня, я берусь за его завершение.
19. Это счастье, когда люди доверяют тебе осуществление ответственного дела.
20. Вне зависимости от ситуации и внешних обстоятельств я могу реализовать себя в ответственном деле.
21. Порой у меня нет сил закончить начатое дело.
22. Я люблю трудные и ответственные задания.
23. Принимая решение, я часто руководствуюсь чувством долга.
24. Ответственность – это одна из форм проявления активности человека.
25. Я пойду против отдельных членов коллектива, своих знакомых, если они мешают выполнению ответственного дела, не способствуют достижению результата.
26. Я испытываю радость, если при выполнении ответственного задания меня окружают верные товарищи.
27. Прежде чем высказать мнение, я стараюсь убедиться в своей правоте.
28. Выполняя ответственное дело, я задумываюсь о возможности его выполнения без помощи окружающих.
29. Окружающие считают, что дело будет выполнено, если за него берусь я.
30. Зачастую я берусь за общественные дела и отказываюсь от собственных интересов и планов.
31. Ответственность – это усердие человека в порученном деле.
32. Я бы с удовольствием работал на таких производствах, где от моих результатов зависел бы успех общего дела.
33. Я склонен предаваться радостному волнению при возможности испытать себя в ответственном деле.
34. К выполнению ответственных заданий я приступаю сразу, не откладывая их в «долгий ящик».
35. Реализация ответственной работы связана с обидой знакомых и близких из-за того, что я не уделяю им достаточно внимания.
36. Участвуя в коллективной работе, я предпочитаю быть простым исполнителем.
37. Моя ответственность зачастую диктуется материальными соображениями.
38. Ответственность – это своеобразная закабаленность, зависимость человека.
39. Моя ответственность способствовала развитию уверенности в себе и своих силах.
40. Я зачастую испытываю чувство страха перед тем, как взяться за ответственное дело.
41. Ко многим делам я относился бы более ответственно, если бы с меня строго спрашивали.
42. Я никогда не опаздывал на свидание, учебу или работу.
43. Если поручения оказываются трудными, то я отказываюсь от них.
44. Я берусь за ответственные поручения с учетом дальнейшего поощрения, повышения, награды и т.п.
45. Ответственность – это наказание не только за деятельность, но и за бездеятельность.
46. Завершение ответственных дел способствовало укреплению моей самооценки.
47. Мной овладевает злость и раздражение, если меня постигает неудача в ответственном деле.
48. Я не берусь за серьезные дела при неблагоприятных предсказаниях гороскопа.
49. У меня не бывает таких мыслей, которые бы я хотел скрыть от окружающих.
50. Без достаточного контроля со стороны проверяющего я могу отложить порученное мне дело.
51. Многое из того, что делаю, я довожу до конца лишь для того, чтобы избежать наказания, осуждения, порицания.
52. Ответственность – это своеобразная озабоченность человека.
53. Моя ответственность способствовала продвижению по службе.
54. После неудачи в ответственном деле у меня возникло чувство страха при необходимости выбора нового.
55. Я мог бы быть более ответственным человеком, но иногда обстоятельства оказываются выше меня.
56. Я никогда и никого не обманывал, не говорил неправды.
57. Порой в мыслях я совершаю важные и ответственные поступки, а на практике не решаюсь сделать то, что задумал.
58. Я стремлюсь быть ответственным потому, что не хочу лишних осложнений.
59. Ответственность – это потеря свободы выбора.
60. Моя ответственность повлияла на развитие волевых качеств.
61. Конфликты, возникающие при выполнении ответственных заданий, вызывают у меня гнев и раздражение.
62. Моя ответственность часто остается незамеченной окружающими людьми.
63. У меня нет и никогда не было дурных привычек.
64. Даже мелкие неудачи при выполнении ответственных заданий выбивают меня из колеи.
65. Я берусь за ответственные дела, чтобы на меня обратили внимание.
66. Ответственность – это средство утверждения себя, самоутверждения своего «Я».
67. Ответственные действия и поступки способствовали улучшению личного благополучия.
68. Я начинаю нервничать и бываю раздражен, если другие люди не выполняют обещанного.
69. Как правило, моя ответственность наталкивается на косность и непонимание других людей.
70. Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИ_________________________________________________________________
Пол_____ Возраст (дата рождения)_________ Гр.___________ Дата________ №______

Отв–70.
7 – «безусловно да»; 6 – «да»; 5 – «чаще да»; 4 – «когда как»;
3 – «чаще нет»; 2 – «нет»; 1 – «безусловно нет».

дэ

 

мс

 

ко

 

рп

 

эс

 

ри

 

тр

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

35

 

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

даэ

 

мэ

 

кос

 

рс

 

эа

 

рэ

 

ис

 

36

 

37

 

38

 

39

 

40

 

41

 

42

 

43

 

44

 

45

 

46

 

47

 

48

 

49

 

50

 

51

 

52

 

53

 

54

 

55

 

56

 

57

 

58

 

59

 

60

 

61

 

62

 

63

 

64

 

65

 

66

 

67

 

68

 

69

 

70

 

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Условные обозначения:
ДЭ – динамическая эргичность; МС – мотивация социоцентрическая; КО – когнитивная осмысленность; РП – результативность предметная; ЭС – эмоциональность стеническая; РИ – регуляторная интернальность; ТР – трудности;

ДАЭ – динамическая аэргичность; МЭ – мотивация эгоцентрическая; КОС – когнитивная осведомленность; РС – результативность субъектная; ЭА – эмоциональность астеническая; РЭ – регуляторная экстернальность; ИС – искренность.

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
При обработке опросника использовалось два варианта подсчета баллов. Сразу же отметим, что в обеих системах подсчета коэффициенты корреляции между одноименными параметрами оказались значимыми на уровне 0,1% и 0,001%.
В первом варианте подсчитывалась сумму баллов в каждом из соответствующих разделов, характеризующих различные аспекты ответственности.
Сумма баллов:
от 25 до 35 говорит о выраженности характеристики ответственности; от 16 до 24 - о нейтральности, ситуативном проявлении ответственности; от 5 до 15 - о не выраженности ответственности, безответственности субъекта (но об искренности субъекта - чем меньше сумма, тем правдивее отвечал на утверждения субъект).

Во втором варианте выраженность каждой из составляющих также определялась по сумме ответов на 5 вопросов. Причем в окончательную сумму, характеризующую составляющую компонента ответственности, входили только те ответы из 7-балльной шкалы, которые были оценены испытуемыми в 4, 5, 6 и 7 баллов, т.е. парциальные характеристики. Другими словами, в расчет принимались только те параметры, которые говорили о выраженности признака, и не принимались во внимание ответы, несущие противоположные характеристики. Данный вариант подсчета сразу же дает наглядное представление о «чистом» соотношении параметров.
► Показатели многомерно-функционального анализа ответственности
Дополнительным основанием для деления на гармонические и агармонические составляющие послужили данные факторного анализа, в соответствии с которым произошло четкое деление на рассматриваемые компоненты.
•Динамический компонент:
Показатель 1 - эргичность - сумма ответов на вопросы 1, 8, 15, 22, 29.
Показатель 2 - аэргичность - ответы на вопросы 36, 43, 50, 57, 64.
• Эмоциональный компонент:
Показатель 3 - стеничность - ответы на вопросы 5, 12, 19, 26, 33. Показатель 4 - астеничность - ответы на вопросы 40, 47, 54, 61, 68.
• Регуляторный компонент:
Показатель 5 - интернальность - ответы на вопросы 6, 13, 20, 27, 34. Показатель 6 - экстернальность - ответы на вопросы 41, 48, 55, 62, 69.
• Регуляторно-динамический (операционный) компонент:
Показатель 13 - гармоническая составляющая (гармоничность) - сумма показателей 1, 3, 5. Показатель 14 - агармоническая составляющая (агармоничность) - сумма показателей 2, 4, 6.
•Мотивационный компонент:
Показатель 7 - социоцентричность - ответы на вопросы 2, 9, 16, 23, 30.
Показатель 8 - эгоцентричность - ответы на вопросы 37, 44, 51, 58, 65.
• Когнитивный компонент:
Показатель 9 - осмысленность - ответы на вопросы 3, 10, 17, 24, 31. Показатель 10 - осведомленность - ответы на вопросы 38, 45, 52, 59, 66.
• Результативный компонент
Показатель 11 - предметность - ответы на вопросы 4, 11, 18, 25, 32. Показатель 12 - субъектность - ответы на вопросы 39, 46, 53, 60, 67.
•Мотивационно-смиысловой (содержательный) компонент: Показатель 15 - гармоничность - сумма показателей 7, 9, 11. Показатель 16 - агармоничность - сумма показателей 8, 10, 12.
•Активностная сторона ответственности (континуум активности): Показатель 17 - гармоничность - сумма показателей 1, 11. Показатель 18 - агармоничность - сумма показателей 2, 12.
• Направленность ответственности (континуум направленности): Показатель 19 - гармоничность - сумма показателей 7, 9. Показатель 20 - агармоничность - сумма показателей 8, 10.
• Регулирующая сторона ответственности (континуум регуляции): Показатель 21 - гармоничность - сумма показателей 3, 5. Показатель 22 - агармоничность - сумма показателей 4, 6.

► Суммарный показатель ответственности
Показатель 23 – суммарный показатель ответственности – сумма показателей 13, 14, 15, 16.
Суммарный показатель ответственности, в отличие от рассмотренных выше парциальных характеристик, выводился на основе подсчета всех составляющих, входящих в различные компоненты ответственности с учетом ответов, оцениваемых в 1, 2 и 3 балла. При этом с опорой на данные факторного анализа аэргическая составляющая динамического компонента и экстернальность регулятор-ного компонента ответственности подсчитывались по обратной шкале (за ответ в 7 баллов давался 1 балл, за 6 баллов – 2 балла, за 5 баллов – 3 балла и т.д.).
Отметим, что подсчитанный данным образом суммарный показатель и интегральный показатель ответственности, выведенный на основе Z-преобразования и свертывания отдельных показателей в интегральный показатель, прокоррелировали между собой на 0,1% уровне значимости. Попутно отметим, что все расчеты проводились при помощи пакета статистических программ (статистика Windows – 4,1).
Показатель 24 – трудности – ответы на вопросы 7, 14, 21, 28, 35.
► Высокие значения содержательных характеристик рассматриваемых параметров
Эргичиость – субъект характеризуется самостоятельным, без дополнительного контроля, неоднократно подтвержденным на практике, тщательным выполнением трудных и ответственных заданий.
Аэргичность – нерешительность и необязательность субъекта, характеризующаяся перенесением выполнения ответственных заданий на последний момент, низкой помехоустойчивостью субъекта.
Стеничность – положительные эмоции или их появление от возможности или при выполнении ответственных дел.
Астеничность – отрицательные эмоции при необходимости выполнения, в ходе реализации и при неуспехе в ответственном деле.
Интернальность – независимость субъекта от внешних обстоятельств при выполнении ответственных дел. Отсутствие попыток поиска «объективных» причин, объясняющих неуспех в тех или иных начинаниях.
Экстернальиость – реализация ответственных дел ставится в зависимость от других людей и внешних обстоятельств. Объяснение неудач в деятельности и жизнедеятельности посредством стечения обстоятельств, природными факторами, противодействием других людей и т.п.
Социоцентричность – социально значимая мотивация, выраженная в выполнении ответственных дел из-за желания быть среди людей, коллектива, общества. Мотивация, связанная с чувством долга, преобладанием общественных интересов над личными.
Эгоцентричность – преобладание личностно значимой мотивации, выраженной в желании обратить на себя внимание в процессе реализации ответственных дел, получить поощрение, вознаграждение, избежать личных осложнений, возможного наказания.
Осмысленность – схватывание стержневой основы ответственности, ее сути, глубокое и целостное представление о качестве. Философское осмысление ответственности, рассмотрение ее с позиции свободы, необходимости, долга, совести и других категорий.
Осведомленность – недостаточное понимание ответственности, обращение внимания на одну, неспецифическую сторону качества. Возможна подмена понятия ответственности – исполнительностью. Рассмотрение ответственности со стороны наказания субъекта.
Предметность – продуктивность, самоотверженность и добросовестность субъекта при выполнении коллективных дел. Приоритет общественного над личным. Ответственность за добровольно взятые на себя обязательства.
Субъектность – завершение ответственных дел, связанных с личностным благополучием, самореализацией, с развитием различных сторон и качеств личности. Возможно, сочетание личност-но значимого результата с эгоцентрической мотивацией в ущерб социуму.
Трудности – трудности, возникающие в процессе выполнения ответственных дел, являются существенным препятствием для их осуществления. Само по себе взятие ответственности на себя является тяжким бременем для субъекта.
Искренность – субъект приукрашивает себя, желает казаться в глазах значимых других лучше, чем есть на самом деле. Данные опроса вызывают сомнение, субъект пытается скрыть свою безответственность.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.