На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методики диагностики ответственности - Тест «Принятие ответственности»
Методики диагностики ответственности - Тест «Принятие ответственности»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Методики диагностики ответственности
Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70)
Многомерно-функциональная диагностика «ответственности–110» (ОТВ–110) (совместно с О.В. Мухлыниной)
Тест «Ответственность раньше, сейчас» (ОРС)
Тест «экспресс–диагностика ответственности» (ЭДО)
Тест «Принятие ответственности»
Опросник «Дисциплинированность» (Д–К) (совместно с Н.В. Воротниковой)
Все страницы

Тест «Принятие ответственности»

При конструировании методики позволяющей диагностировать ответственность, из стимуль-ного материала теста С. Розенцвейга первоначально были взяты 6 ситуаций «препятствия» (1, 4, 11, 13, 15, 24) и 6 ситуаций «обвинения» (2, 5, 7, 10, 16, 21). Окончательный вариант корреляций и факторный анализ четырех ситуаций представлен в таблице. Для упрощения интерпретации данных, номера ситуаций 5, 16, 11 и 15 были соответственно изменены на 1, 2, 3 и 4.
Корреляции и факторный анализ ситуаций из теста С. Розенцвейга

Ситуации

Корреляции

Факторы

5

16

11

15

А

1

2

1 (5)

 

 

 

 

0,60

0,84

0,-01

2 (16)

0,35**

 

 

 

0,70

0,79

0,18

3 (11)

0,14

0,23

 

 

0,69

0,22

0,77

4 (15)

0,06

0,12

0,33*

 

0,56

0,-04

0,84

Как видно из таблицы, образовался как общий фактор, объединяющий 4 ситуации, так и два фактора после вращения.
В первый фактор вошли 1 и 2 ситуации.
В 1 ситуации клиентка жалуется продавцу, что третий раз приносит часы, которые перестают идти, как только она остается дома.
Во 2 ситуации после автомобильной катастрофы один водитель обвиняет другого, что тот пытался обогнать его, не имея на это права.
Во второй фактор вошли 3 и 4 ситуации.
В 3 ситуации, в два часа ночи в кабине телефона-автомата человек извиняется перед другим, что неправильно набрал номер и разбудил его.
В 4 ситуации человек осознавая, что подводит другого, объясняет по телефону, что он не сможет приехать.
Валидность теста подтверждена корреляционными связями с социоцентричностью моти-вационного компонента ответственности и субъектностью результативного компонента ответственности.
Инструкция для испытуемого. Вам необходимо поочередно посмотрев на четыре жизненные ситуации и прослушав (прочитав) обращение, написать ответ, который на ваш взгляд мог бы дать второй участник сцены. Соответствующие высказывания занесите в протокол.

компоненты11

Инструкция. Оценка ответов испытуемых проводилась по 5-бальной шкале.
Шкала оценок: в первой ситуации присуждалось:
5 баллов – за принятие вины на себя, исправление ситуации;
4 балла – за попытку дополнительного ремонта, поиск виновного;
3 балла – констатация факта, оправдание себя;
2 балла – уход от ответственности, переложение ее на других;
1 балл – обвинение владельца, перевод ситуации в шутку.
Во второй ситуации присуждалось:
5 баллов – признание вины и возмещение убытков;
4 балла – признание вины, попытки оправдаться;
3 балла – ситуация спорная, снятие ответственности с себя;
2 балла – утверждение собственной правоты, ссылка на правила;
1 балл – обвинение противоположной стороны, негативизм.
В третьей ситуации присуждалось:
5 баллов – успокоение собеседника, случившееся – как благо;
4 балла – подтверждение факта, советы;
3 балла – нейтральная реакция;
2 балла – выражение неудовольствия;
1 балл – агрессивное неудовольствие.
В четвертой ситуации присуждалось:
5 баллов – успокоение собеседника, благо;
4 балла – сделает работу сам, выкрутится;
3 балла – выражение сожаления, выявление причин;
2 балла – собеседник подводит, не оправдание надежд;
1 балл – обвинение собеседника, неисправимость ситуации.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Суммарный показатель (1 + 2) по 1 фактору характеризует степень взятия субъектом ответственности на себя в ситуации обвинения.
10–8 баллов – взятие субъектом ответственности (вины) на себя, возмещение убытков, исправление ситуации.
7–5 баллов – нейтральная реакция.
4–2 балла – обвинение противоположной стороны.
Суммарный показатель (3 + 4) по 2 фактору характеризует реакцию субъекта на принятие ответственности другим лицом.
10–8 баллов – принятие и понимание взятой на себя ответственности субъектом.
7–5 баллов – нейтральная реакция.
4–2 балла – агрессивная реакция на безответственность субъекта.
Фактор А, его суммарное выражение (1 + 2 + 3 + 4), характеризует субъекта со стороны принятия ответственности на себя.
20–15 баллов – интернальный акцент при разборе конфликтной ситуации. Эмпатийное отношение к субъекту, совершившего промах.
14–10 баллов– отсутствие устойчивой реакции, колебания из стороны в сторону – между ин-тернальностью и экстернальностью, нейтральная реакция.
9–4 балла – уход от ответственности, переложение ее на другого, негативизм в решении спорных вопросов.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.