Что делать, если у ребенка в школе паническая атака
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов
паническая атака

Научитесь распознавать приступ панической атаки у школьников и оказывать поддержку и помощь. В статье вы узнаете, что такое паническая атака и как можно помочь справиться с этим состоянием.
Анна Бочарова, психолог, гештальт-терапевт, Москва
Паническая атака – период интенсивного страха, в течение которого внезапно развиваются симптомы, достигая своего пика за 10 минут. Сопровождается это состояние ощущением опасности, неминуемой катастрофы (смерти) и потребности в немедленном бегстве. Помогите ребенку справиться с внутренними ощущениями и выявите причину панической атаки.

Какие ощущения возникают во время панической атаки и в чем причины

При панической атаке в отличие от паники отсутствует конкретная внешняя угроза. Человек не осознает, какая жизненная ситуация его так пугает. Его организм не знает, от чего и как можно защититься.
Внутренние ощущения. Во время приступа человек ощущает растерянность, оторванность от знакомого мира и непонимание, что с этим делать. Вещи, люди, события, обстановка могут казаться незнакомыми и далекими. Человек ощущает одиночество, бессмысленность – это становится пугающим. Происходит непонимание, существуешь ли ты вообще. Такие впечатления захватывают человека и становятся фокусом восприятия.

Причины

Паническая атака может случиться с каждым, кто столкнулся с новой жизненной ситуацией фактической или эмоциональной. Один справиться с этой ситуацией он пока не в состоянии – недостаточно поддерживающего опыта. В момент приступа приходит ощущение потери всего знакомого – это говорит о том, что старые защитные механизмы не позволяют приспособиться к новой ситуации. Человеку просто не на что опереться, опоры еще не сформировались.
Пример. Ребенок перешел в новую школу, а его привычные способы подружиться с детьми, адаптироваться в этом классе, к новой обстановке не работают. Потребность в связности и причастности не удовлетворяется, движение вперед остановлено. Других способов, как адаптироваться, пока не знает, с педагогами связь еще не налажена, а назад бежать в свой привычный мир уже невозможно. Причиной приступа может послужить любое действие, которое лишает его опор. Например, если у него отберут телефон, где он мог общаться с друзьями, чтобы не чувствовать себя одиноким, желая отрегулировать тревогу.

12 признаков панической атаки

1. Учащенное сильное сердцебиение (тахикардия).
2. Потоотделение (горячий, холодный пот).
3. Сильная либо мелкая дрожь.
4. Одышка, ощущение удушья, ком в горле.
5. Ощущение асфиксии (недостаток кислорода).
6. Боль и неприятные ощущения в груди.
7. Ощущения распада, нестабильности, головокружение.
8. Потеря ощущения реальности. Ощущение нереальности.
9. Страх потери контроля и сумасшествия.
10. Оцепенение, онемение.
11. Озноб, ощущение жара.
12. Человек изолируется от людей, может сесть в угол или, наоборот, пытается уйти из места возникшего страха.

Справка
Панические атаки в школьном возрасте распространяются из-за повышенных психоэмоциональных нагрузок, семейных проблем и все более ранней социализации детей

Статья по теме: ВСД у подростков

Что можно сделать во время приступа панической атаки

Остановить паническую атаку помогут три способа действия.
Во-первых, не оставляйте ребенка одного наедине со своими страхами. Помните, что ребенок напуган, соблюдайте последовательность своих действий и замедленность, будьте избирательны в техниках, исходите из ситуации. Сформируйте доверие между вами, чтобы иметь воз можность снять приступ, без закрепления страха повторений атаки и стыда за ее проявление. Помогите ребенку провести связь с реальностью, переключить внимание с приступа страха на создание опор здесь и сейчас.
Во-вторых, обеспечьте связь тела ребенка с материальным миром. Подойдите к школьнику, обязательно представьтесь, если вы еще не знакомы, и поговорите с ним. Например, скажите: «Я вижу, что тебя сейчас немного трясет, – такое бывает со всеми, когда организм пытается справиться с чем-то новым. Давай я тебе помогу». Обеспечьте связь тела ребенка с окружающим миром:
– «Чтобы тебе стало спокойнее, важно, чтобы организм почувствовал, что он существует материально. Это можно сделать благодаря прямому соприкосновению со знакомыми вещами»; – «Ты можешь взять меня за руки и рассказать, что ощущаешь, какие они: теплые, холодные, грубые, сухие»; – «Давай теперь сядем на стул со спинкой. Сними обувь, поставь ноги на пол, чтобы ощутить его всей ступней. Спиной почувствуй спинку стула, руками и бедрами сиденье. Опиши, что ты ощущаешь каждой точкой соприкосновения»; – «Мы можем с тобой немножко походить, и даже без обуви, – посмотреть и ощутить, как все устроено. Знаешь тут разные стены на ощупь. Давай отправимся в ту сторону, какая тебе интересна».
В-третьих, выстройте причинно-следственную связь с окружающими предметами. Бессознательно это поможет установить связь человека со всем прошлым опытом своей жизни, в которой эти знания сформировались.
Пример. «Посмотри на эту картину и расскажи, что ты на ней видишь? Какие цвета тебе на ней особенно запоминаются? Как думаешь, она нарисована красками или напечатана на принтере? А какую бы ты повесил сюда картину?»
В ситуации острой тревоги помогите школьнику установить связь с собой и окружающей действительностью. Это снизит тревогу и обучит самостоятельно управлять своим организмом. Используйте техники для восстановления контроля над дыханием, телом и мыслями.
Все эти действия позволят ощутить школьнику свое существование и принадлежность к миру. Способы помогут снять вегетативный симптом и острый приступ страха.

Как ставят диагноз «паническая атака»

Диагноз «паническая атака» можно поставить при условии, что внезапные панические страхи повторяются от 4 раз в месяц. В этом случае стоит обратиться к психотерапевту или психиатру. Панические атаки не связаны с психической или соматической патологией, просто во время тревожных мыслей вырабатывается адреналин и заставляет работать вегетативную систему организма. Поэтому симптомы часто путают с инсультом, инфарктом, остеохондрозом шеи.
Чтобы выяснить, в чем причина, можно произвести необходимый минимум обследований: общий терапевтический осмотр; клинический и биохимический анализ крови; исследование гормонов щитовидной железы; электрокардиограмма; МРТ головного мозга и надпочечников (при желании).
При нормальных результатах обследований пациента направляют к неврологу и психотерапевту для лечения тревожного невроза, связанного со стрессом.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
рекомендации педагогам

Техники, которые можно использовать при панической атаке и тревожном состоянии

ТЕХНИКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДЫХАНИЯ
1. Сядьте ровно, сделайте вдох, задержите дыхание на несколько секунд, выдохните – почувствуйте свое тело. Позвольте себе с каждым вдохом отпускать внутреннее напряжение. Затем начните дышать глубоко и медленно через диафрагму. Положите руку на живот, чтобы контролировать правильное дыхание. Живот должен медленно расширяться при вдохе и становиться меньше при выдохе.
2. Медленно вдыхайте носом 3–4 секунды, сделайте задержку дыхания на 2–3 секунды, затем выдыхайте через рот в течение 5–6 секунд. Сосредоточьтесь на своих ощущениях. Почувствуйте, как мышцы расслабляются, а голова проясняется. Можете сложить свои ладони лодочкой и дышать через них. Ощутите, как изменилось дыхание.
3. Попробуйте дышать на счет. Досчитайте до пяти и сделайте вдох, начните счет заново и на счет «пять» сделайте выдох (выдох считайте в два раза медленнее).


ТЕХНИКА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕЛА
При сильном мышечном перенапряжении по технике прогрессирующей мышечной релаксации задействуйте поочередно 16 групп мышц в следующем порядке: ПРАВАЯ РУКА: кисть правой руки, предплечье, плечо; ЛЕВАЯ РУКА: кисть левой руки, предплечье, плечо; ГОЛОВА: лоб, глаза, рот; ТОРС: шея, грудь, живот; ПРАВАЯ НОГА: бедро, стопа; ЛЕВАЯ НОГА: бедро, стопа.
Пример инструкции с расслаблением рук: «Сядьте удобно, сначала сосредоточьтесь на мышцах правой руки, если вы правша, и левой, если вы левша. Напрягите кисть руки на 5–7 секунд, затем расслабьте. Повторите упражнение несколько раз, пока не почувствуете, что кисть вашей руки полностью расслаблена. Теперь переходите к предплечью. Напрягите предплечье руки на 5–7 секунд, затем расслабьте. Повторите упражнение несколько раз, пока не почувствуете, что предплечье полностью расслаблено. Напрягите плечо на 5–7 секунд, затем расслабьте. Повторите упражнение несколько раз, пока не почувствуете, что плечо полностью расслаблено. Переходите ко второй руке». Мышечное расслабление уменьшает эмоциональное перенапряжение при помощи тех же механизмов, что и при правильном дыхании. Возбуждающий нервную систему адреналин гасится гормоном противоположного действия. Упражнение рекомендуется делать и в качестве профилактики, и непосредственно в момент вегетативного криза (панической атаки). Если регулярно делать упражнение (2–3 раза в неделю), то тело запомнит состояние релаксации, и тогда достигнуть положительного результата в момент криза станет значительно проще.

ТЕХНИКА ДЛЯ КОНТРОЛЯ МЫСЛЕЙ
Если прислушаться к себе, то можно заметить, что во время панической атаки мысли преимущественно негативные. Они крутятся вокруг идей болезни, страха и смерти. В момент панической атаки человека преследуют навязчивые мысли: «Я сейчас умру», «Я схожу с ума», «Я сейчас потеряю сознание», «Мне очень плохо» и т. д. Поэтому важно постараться перенастроить мысли школьника на позитивный лад.
Пример ваших слов: «Мне кажется, мысли сейчас могут быть негативные, пугающие. Давай попробуем их изменить, а для этого поиграем в игру. Ты говоришь плохие мысли, которые сейчас крутятся в твоей голове, и мы вместе будем их менять на противоположные. Например: "Страшно, я чувствую себя маленьким, как будто мир сейчас меня сожрет и я исчезну. – Я смелый и достаточно большой, меня видно и невозможно съесть"; "Я схожу с ума, мир такой нереальный. – Все в порядке, абсолютно нормально теряться в новой обстановке».
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа, июнь 2018

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.