На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Семинар-практикум Семинар-практикум: «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
Семинар-практикум: «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
Работа психолога с педагогическим коллективом - Семинар-практикум

Цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.

Материалы:
Бумага, цветные карандаши, карандаши, магнитофон, записи голосовых сообщений, записи музыки наоборот.


ХОД ЗАНЯТИЯ


Добрый день, уважаемые коллеги!
Этот год был сложный для нас, но мы с вами справились! И поэтому, предлагаю Вам, немного расслабиться, снять напряжение и поиграть.
У нас с вами в детском саду 11 групп и три специалиста, два администратора. Вам необходимо разделиться на группы по два человека, предлагаю поделиться по номеру группы, например, группа №1 у нас «Карапузы», а воспитатели в ней Иванова и Петрова, вот вы и будете у нас парой №1. И поскольку несколько педагогов у нас без пары, предлагаю им объединиться.
Каждая пара получит своё задание, выполнив которое получит одну букву! Затем чтобы объединить все буквы в одно слово нам тоже нужно будет объединиться и пройти несколько испытаний
Звучит музыка с сигналом о том, что пришло голосовое сообщение Психолог: Кажется, мне пришло голосовое сообщение! Давайте прослушаем его вместе!?
Психолог включает голосовое сообщение в котором говорится о том, что Дед Мороз (героя можно изменить)
Каждой паре раздаются задания. Тем парам, которым необходимо время для выполнения (что-то нарисовать, придумать) предлагается сесть за столы и приступить к выполнению задания. Остальные пары выполнят задания по очереди
1 пара: Игра «Самолетик» (за столом)
Ход игры: Пара участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
2 пара: Игра «Покажите животное»
Ход игры: паре необходимо показать то животное, которое назовёт ведущий. При этом нельзя произносить звуки.
3 пара: Игра «Найди коллегу»
Ход игры: завязываем глаза одному из участников пары и нужно найти свою коллегу по голосу.
4 пара: Игра «Определи слово» (за столом)
Ход игры: один из участников встаёт спиной к другому. Тот, что за спиной пальцем по буквам пишет слово на спине коллеги. Нужно угадать загаданное слово.
5 пара: Игра «Математический Диктант» (за столом)
Ход игры: Один человек читает математический диктант, стоя(сидя) позади другого. Задача второго нарисовать фигуру по клеткам
6 пара: Игра «Угадай ребус»
Ход игры: команде необходимо отгадать ребусы (слова: команда, дружба, вместе)
7 пара: Игра «Нарисуй рисунок» (за столом)
Ход игры: участники держатся за руки и их задача нарисовать одновременно рисунок( круг, квадрат, ёлочка)
8 пара: Игра «Лабиринт» (за столом)
Ход игры: у одного участника завязаны глаза, другой говорит куда нужно вести ручку, карандаш (например, вверз, влево и т.д.).
9 пара: Игра «пройди змейку»
Ход игры: участники встают паравозиком, тот кто впереди с завязанными глазами, тот что сзади должен направлять того, кто впереди. Задача пройти змейку
10 пара: Игра «Нарисуй»
Ход игры: паре необходимо нарисовать наш детский сад при этом обсуждать кто и что будет рисовать нельзя.
11 пара: Игра «Придумать частушку»
Ход игры: паре необходимо придумать частушки в которых будут слова: дружба, работа, коллектив, лень, позитив, день.
Ну вот все испытания пройдены и все буквы получены! Но чтобы у нас с вами получилось слово и мы смогли отгадать слово нам нужно выполнить несколько заданий. Готовы?!


Игра «Шеренга»
Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д. Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая

Игра «Музыканты»
Ход игры: предлагается прослушать несколько композиций наоборот и отгадать название песни


Игра «Молекулы»
Ход игры: Члены группы - «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.
Вот мы с вами и объединили наши буквы и у нас с вами получилось слово: «СПЛОЧЁННОСТЬ»!
Затем идёт обсуждение с участниками выполнения заданий. В какой роли им было легче ведущего или ведомого? Что понравилось, а что нет?
Затем опять звучит музыка с сигналом о том, что пришло голосовое сообщение! Психолог: Коллеги! Кажется, нам опять пришло сообщение от Деда Мороза! Давайте его прослушаем. Включается голосовое сообщение, где Дед Мороз благодарит за помощь и говорит о том, что нас ждёт сюрприз в знак благодарности, который находится под самой красивой ёлочкой!
Мы достаём мешок с подарками и вручаем их педагогам!
Так же можно упростить мероприятие и заранее спрятать по букве в каждой группе или в помещении детского сада и дать подсказки педагогам в группе вайбера. Педагоги приходят уже с буквами и получают голосовое сообщение. И выполняют только последние несколько упражнений (на сплочение всего коллектива)


«Значение цвета в жизни человека»
1. Приветствие
Педагог-психолог:
Здравствуйте!
Сегодня очень много говорят о том, что цвет воздействует на организм, отражает состояние человека, что его можно использовать для коррекции состояния здоровья человека.
Давайте вспомним, что слышали вы о влиянии цвета на состояние человека. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру "Верю - не верю".
(можно разбить аудиторию на 2 команды, можно работать фронтально)


2. Игра —верю - не верю"
Инструкция: Я буду задавать вопросы, которые касаются значения цвета в жизни человека в целом и в организации работы с дошкольниками, а вы в течении 20 секунд обсуждаете вопрос с соседями и отвечаете на него, а именно: верю или не верю, правда или ложь. Насколько правильно вы ответили можно будет проверить на экране (презентация).
Вопросы
1) Способен ли цвет вызвать физиологическую реакцию в организме?
Да. Поскольку цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме, необходимо их знать, прежде, чем применять. Например, красный цвет противопоказан при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении. Голубой не применять при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении цвета индиго, так как он воздействует на эндокринную систему. Опасно также подвергать себя воздействию какого-либо цвета слишком долго, особенно красного конца спектра. Как правило, терапия зеленым цветом или цветами голубого конца спектра не должна превышать 15 минут, а лечение цветами красного конца спектра должно длиться меньше половины вышеуказанного времени.
2) Правда ли, что если дети выбирают белый цвет, то это говорит о том, что они любознательны?
Нет. Белый или черный цвета могут сказать, что ребенок предпочитает одиночество, замкнут и ему сложно войти в контакт с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми. Обычно дети выбирают яркие, насыщенные цвета - зеленый, красный, желтый. Этот факт говорит о том, они любознательны и динамичны.
3) Способно ли злоупотребление красным цветом вызвать раздражение и осложнения заболеваний?
Да. Красным цвет необходимо использовать аккуратно. Не следует использовать этот цвет в работе с активными, возбужденными детьми. Злоупотребление красным может вызвать раздражение и осложнения заболеваний. Он противопоказан людям с повышенным давлением, он может усугубить их состояние. Но, если вы чувствуете вялость или нежелание браться за трудные, но необходимые дела, быстро устаете, вы можете украсить комнату, в которой работаете, чем-нибудь красным. Купите красные розы, повесьте перед глазами картинку в красных тонах или просто положите на стол ярко-красную папку. Это сразу улучшит настроение, приведет в порядок нервы, повысит работоспособность и жизненный тонус.
4) Правда ли, что зеленый цвет придает живость уму, помогает быстро усваивать информацию, способствует ясности и точности мысли, будит любознательность?
Нет. Это свойство желтого цвета. С помощью его энергии можно преодолеть все трудности, он помогает не только быстрее усваивать информацию, но и позволяет активизировать все возможности человека. Это цвет энергичных людей. Желтый цвет очень дипломатичен, полон самообладания, сосредоточенности, поэтому пользуйтесь им, когда необходимо внести определенность в свою жизнь.
5) Способен ли зеленый цвет успокоить, охладить эмоции, избавить от негативных чувств?
Да. Зеленый цвет - ворота к свободе, отдых на полпути, цвет дружеских связей, он избавляет от негативных эмоций и стресса, ослабляет возбуждение и восстанавливает стабильность. Зеленый цвет направляет. Поэтому его используют тогда, когда нужно принять решение. Является замечательным тонизирующим средством. Он гармонирует со всем, поэтому является целительным цветом широкого спектра действия. Деревья и трава - что может быть лучшей цветотерапией для человека? Используйте комнатные растения в детских помещениях, чтобы гармонизировать эмоциональное состояния дошкольников на занятиях.
6) Правда ли, что голубой цвет - лучшее средство от бессонницы?
Да. Много людей страдают бессонницей, они не знают о том, что читать на ночь нужно под голубым абажуром, тогда сон не заставит себя долго ждать. Можно повесить в детской спальне и сине-голубой узорчатый ковер или этого же цвета шторы - это позволит успокоиться и уснуть. Голубой цвет приносит мир и удовлетворенность. От него веет спокойствием, уравновешенностью. Он располагает к размышлениям, напоминает о необходимости отдохнуть и расслабиться.
7) Способен ли синий цвет вызвать депрессию?
Нет. Это свойство фиолетового, им необходимо пользоваться осторожно - это тяжелый цвет. Его излишек может вызвать депрессию. Он не рекомендуется для применения в интерьере для маленьких детей. Хотя он несет в себе энергию гуманизма, доброты и любви. Если вам одиноко или вы ощущаете оторванность от жизни, представьте себе фиолетовый цвет - он защитит вас. Однако не следует применять его большое количество в интерьере, так как это на вас может навеять хандру и депрессию.
8) Правда ли, что понятие —хромотерапия" и "цветотерапия" - слова синонимы и в их основе лежат одни и те же приемы?
Нет. Цветотерапия - метод лечения цветом, а хромотерапия - метод использования цветного освещения. Термин произошел от греческого слова "chroma" - "свет". Этот метод лечения был известен еще в древности, когда больных лечили лучами солнечного света, проникающими сквозь цветные стекла или кристаллы. Сегодня можно найти огромное количество ламп, специально предназначенных для лечения светом, которые могут применяться в различных помещениях, что позволяет, не влияя на интерьер помещения задать необходимую атмосферу.
9) Способен ли голубой цвет успокоить возбужденного ребенка?
Да. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации! Либо предложить рассмотреть интерьер, окружающее пространство сквозь «Покрывало Феи» - цветные полотна из прозрачной ткани голубого цвета, обернуться в него. Это дает ощутимый терапевтический эффект, успокаивает, настраивает на позитивный лад.
10) Правда ли, что в интерьере меланхоликов и флегматиков (людей со сниженным фоном настроения) лучше использовать —теплые" цвета?
Да. "Теплые " яркие цвета красного, оранжевого и желтого цвета вызывают бодрое, живое, деятельное настроение и гармонизируют меланхоликов и флегматиков, а "холодные" синие, голубые, белые и зеленные цвета благоприятны для сангвиников и холериков.


Мини-лекция


В современном мире существует понятие «Цветотерапия». Понятие появилось относительно недавно, а само направление очень давно. Основы цветотерапии были заложены на Востоке (Индия, Китай) в IV - III тысячелетии до нашей эры. Картинотерапия известна там на протяжении уже многих столетий. Она базируется на известных методиках цигун-терапии с использованием средств в виде произведений живописи и каллиграфии. Существует легенда-история. Когда-то в Китае правил император, он сильно заболел. Никто из придворных врачей не смог ему помочь. Тогда пригласили известного в народе врача, который прописал больному императору картинотерапию: прислал ему две картины и велел любоваться ими днем и ночью. Одна картина называлась «Город в снегу», а другая — «В период созревания сливы». За 10 дней непрерывной картинотерапии император вылечился.
Отдавали должное цветотерапии и такие выдающиеся ученые прошлого, как Гиппократ, Парацельс. Авиценна назначал своим пациентам лечение определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна завешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определенного цвета.
Более полувека назад швейцарский психолог Макс Люшер составил оригинальный цветовой тест (1948 год). После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны восемь, которые оказывают наиболее выраженное воздействие на физиологические и психологические функции человеческого организма.
Исследования, проведенные Люшером и другими учеными,
доказали: цвета способны изменять параметры состояния человека, влиять на эмоционально-психическую сферу и самочувствие. Выяснилось, что язык красок универсален, он воспринимается одинаково, независимо от национальной принадлежности и культуры.
Таким образом произведения искусства могут не только доставлять эстетическое наслаждение, но и лечить. Одни повышают работоспособность, другие - улучшают сон, кровообращение, снимают стресс, создают комфортную экологическую обстановку. Существуют и те, на которые нежелательно долго смотреть или иметь их у себя в квартире.
Петербургский врач Института медико-психологических проблем
В.А.Зайцев уже несколько лет лечит с помощью произведений живописи самые серьезные заболевания.
Каков механизм действия этой формы лечения? - Картины создают состояние душевного равновесия, гармонии и красоты.
Регулярный (ежедневный) просмотр, в течение не менее 15-20 минут, репродукций картин известных художников, предлагаемых ниже может по - разному воздействовать на самочувствие человека. Успокоит, если человек перевозбужден, а также тонизирует при подавленном состоянии.
Так, например, "теплые" яркие цвета красного, оранжевого и желтого цвета вызывают бодрое, живое, деятельное настроение и гармонизируют людей с инертной нервной системой или со сниженным эмоциональным состоянием, а "холодные" синие, черные, серые, белые и зеленные цвета благоприятны для возбудимых или чрезмерно активных людей.
Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. Мы их ищем, используем или отвергаем.
Медицинское направление, в котором используется воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека, его самочувствие, называется цветотерапия. Например, существуют специальные виды цветных линз для очков, индивидуальный подбор и ношение которых оказывает благоприятное влияние на состояние психики. Цветом лечат бессонницу, гипертоническую, язвенную болезнь, многие неврологические заболевания. Используя цвет в своей жизни важно знать о влиянии цвета на организм.
Красным светом Вы активируете сердце, кровообращение, лёгкие и мускульную ткань. Он содействует кровообращению и расширяет сосуды. Ускоряет выздоровление при различных кожных заболеваниях. Позвольте стимулировать себя этим светом и внутренне оживить. Ярко -красный цвет увеличивает частоту пульса, дыхания, артериальное давление и в целом действует возбуждающе.
• Оранжевый - повышает уровень нейроэндокринной регуляции; стимулирует деятельность половых желез; омолаживает, увеличивает мышечную силу и потенцию. Оранжевый вызывает чувство радости и благополучия,
• Жёлтый, как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет Ваши нервы. желтый - самый оптимистичный цвет, он создает веселое, приподнятое настроение, помогает сконцентрировать внимание
• Зелёный цвет успокаивает и укрепляет Вас внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же он помогает при кашле. Позвольте себе расслабиться и подкрепите свои силы для следующего дня. Зеленый действует освежающе, успокаивающе.
• Голубой, устраняет видимые и невидимые страхи, вселяет чувство уверенности в своих жизненных позициях. Обладает стимулирующим воздействием на функции щитовидной железы и почек. Г олубой и синий цвета вызывают ощущение прохлады и успокаивают, причем в большей степени, чем зеленый.
• Синий поможет Вам устранить нервное напряжение, бессонницу, беспокойство и страхи. Он действует охлаждающе и освежающе и помогает останавливать любые воспаления.
• Фиолетовый, действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает нас энергией, в которой особо нуждается наша пищеварительная система и половые железы. Фиолетовый оказывает расслабляющее воздействие на психику.


3. Упражнение — "Цветотерапия"
Педагог-психолог: Я предлагаю Вам выполнить упражнение, которое называется «Цветотерапия».
Инструкция: Посмотрите на предложенные репродукции в течение нескольких минут и отследите чувства, которые они у вас вызывают.
(можно увеличить время показа репродукций до 10 минут и сопроводить показ соответствующей музыкой)

Вечер на улице Карла Юхана (1892), автор Эдвард Мунк (музыкальный фон: варианты классической музыки с тематикой «грусти», «одиночества»)

Майкл Смит «Английский пейзаж»

Город в снегу
(музыкальный фон: «Одинокий пастух» или мелодии «утра», «рассвета»)

И. И. Шишкин «Корабельная роща»

А. Малиновский

Лоран Парселье

После просмотра участники группы делятся впечатлениями и психолог подводит их к выводу о влиянии цвета на эмоциональный фон и конкретизирует значение цветовой гаммы в соответствии с прозвучавшими высказываниями.
Наибольшее умиротворение вызывают картины, которые пронизаны радостью жизни, выполненные в пастельной гамме, «прозрачных» тонах, «пронизанные» солнцем и светом. 
Картина действует визуально. То, что мы видим, имеет влияние на подсознание, вызывая определенные чувства. Тут большую роль играют ассоциации, которые вызывают образы на картине и цветовая гамма.
Определить - подходит вам изображение (цвет) или нет, не так уже и тяжело. Обратите на цветовую гамму, изображение и, желательно, знать художника или фотографа. Цветовая гамма должна быть теплой и светлой, изображения - спокойные и вызывающие приятные чувства. Такие картины будут способствовать гармонизации вашего эмоционального состояния.
Зная рассмотренные нами закономерности влияния цвета на состояние человека, вы можете использовать их в своей жизни: в формировании интерьера вашего дома, одежде, обустройстве рабочего места, использовать элементы цветотерапии на работе и в работе.
Завершая нашу встречу, я хочу предложить вам одно релаксационное упражнение, которое называется "Необычная радуга".


Психолог:
Предлагаю Вам расслабиться, закрыть глаза и...Представить перед своими глазами необычную радугу.
Первый цвет - голубой. Г олубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает Вас, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий - желтый цвет. Желтый приносит Вам радость, он согревает Вас, как солнышко. Он напоминает нам пушистого маленького цыпленка, и мы улыбаемся. Если Вам грустно и одиноко, то он поднимает нам настроение.
Зеленый - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если мы чувствуем себе не уверенно - зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
А теперь давайте потихоньку будем открывать глаза, каждый в своем темпе."


Обратная связь
Что Вы чувствовали и ощущали, когда представляли, что смотрели на голубой, желтый, зеленый? Возьмите с собой эти ощущения на весь день.
Источник: Сборник практических форм сопровождения педагогов и родителей ДОУ, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья и создания благоприятного психологического климата. Часть 1. Оренбург, 2022

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.