На главную Работа с родителями Неблагополучная семья Клуб проблемных семей - Страница 2
Клуб проблемных семей - Страница 2
Работа с родителями - Неблагополучная семья
Индекс материала
Клуб проблемных семей
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

 

Первое заседание клуба "Надежда"
"БУДУЩЕЕ В НАДЕЖДЕ"

Заведующий ДСП:
Каждая семья составляет часть государства, семья всегда была, есть и будет основой государства и общества, семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. И чем прочнее будет государство, тем прочнее будет эта основа государства, этот первоначальный институт воспитания, который призван готовить детей честными тружениками, сознательными гражданами, хорошими семьянинами. Но не всегда в семье все бывает благополучно. Есть некоторые категории семей, у которых есть определенные проблемы.
Семьи «группы риска» - семьи, которые характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные и снижающего адаптивные способности этих семей. Это неполные, малообеспеченные, многодетные, замещающие семьи, семьи, где дети-инвалиды, семьи, где один или оба родителя инвалида. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
Проблемные семьи – семьи, в которых к объективным трудностям (малообеспеченность, многодетность, потеря постоянного места работы и т.д.) прибавляется субъективная неспособность супругов с ними справиться, и отношения в семье приобретают напряженный характер. Возникают проблемы в отношениях между супругами, между родителями и детьми, между детьми и сверстниками, проблемы с успеваемостью у детей.
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, согласно Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, относятся несовершеннолетние, которые:
- воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
- вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
- являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
- пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
- оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Юрист СПЦ с ДСП:
В этом году на базе нашего социально-педагогического центра начинается работа клуба «Надежда». Сегодня у нас первое заседание клуба, поэтому нам необходимо познакомиться
1. Занятие «Знакомство» (проводит педагог-психолог)
Я держу в руках мячик. Меня зовут Мария Васильевна, я работаю педагогом-психологом в Столинском районном СПЦ с ДСП «Радуга». Я замужем. В свободное время люблю читать. А теперь я передам мячик следующему, и пусть он представится и расскажет немного о себе. (Мячик передается по кругу, все представляются).
Юрист СПЦ с ДСП:
Ну, вот мы и познакомились. А теперь давайте познакомимся с целями и задачами клуба, членами которого вы являетесь. Заседания клуба будут проводиться специалистами нашего учреждения 1 раз в квартал на разные темы (знакомит с содержанием предстоящей работы клуба)
2. Занятие «Герб семьи»
В жизни каждого человека есть слова, ценности, которые помогают, поддерживают его в жизни, то, с чем он проходит через всю жизнь.
Мы предлагаем каждому из вас найти для себя такие слова и ценности. Придумайте, пожалуйста, герб своей семьи, в котором отобразите ценности своей семьи и девиз – те слова, которые поддерживают всю семью (участникам раздаются заготовки гербов, карандаши – 15 минут). А теперь представьте каждый свой герб, расскажите, что важно для вас, что поддерживает вас в жизни (если кто-то смущается, можно помочь). Итак, каждый из вас определился с тем, что для него важно.
Но, к сожалению, в жизни человека не всегда все хорошо. Бывают в ней и проблемы, часто такие, с которыми трудно справиться одному. Давайте попытаемся установить важнейшие проблемы, характерные для семьи в нынешнее время (участники высказывают свое мнение). Хорошо. Существует 3 важнейшие причины кризиса семьи:
1. Экономическая. Рост цен в то время, как заработная плата практически не повышается, безработица, невозможность найти работу согласно полученному образованию.
2. Семья не в силах противостоять нынешним соблазнам (откровенные фильмы, жестокость на экране, фильмы о богатой и красивой жизни) своей воспитательной силой, нравственной силой или этой силы вовсе нет. Жажда легкой наживы и удовольствий толкают неуравновешенных людей и еще неокрепших морально детей на преступные пути, для удовлетворения своих потребностей.
3. Алкоголизм. Кризис семьи, ее разрушение и гибель тесно связаны с алкоголизмом одного или обоих родителей. Нередко во власть алкоголя попадают и дети.
Эти три причины кризиса семьи характерны для многих стран мира.
В конце XX в начале XXI века эти причины привели к значительным изменениям в семьях РБ.
Ø Снижение рождаемости. Порой молодые семьи предпочитают остаться совсем без детей или иметь только одного ребенка.
Ø Увеличение работающих женщин. Женщины предпочитают работать и делать карьеру, а не рожать детей и сидеть дома.
Ø Увеличение числа разводов (процедура развода в нынешнее время очень проста, даже если в семье есть дети).
Ø Увеличение числа неполных семей, где детей воспитывает один родитель.
Ø Увеличение числа детей, отобранных у родителей.
Ø Увеличение числа детей, от которых родители отказались.
Какими же способами преодолевают кризис семьи в РБ:
1. Создается гибкая нормативно-правовая база, целями которой является изучение социально-экономических условий семьи, укрепляются нравственные основы семьи и повышается ее престиж.
2. Создаются условия для роста благосостояния семьи: повышаются размеры пособий, предоставляются кредиты семьям на строительство и приобретение жилья.
3. Обеспечивается охрана здоровья матерей и детей.
4. Повышается ответственность родителей за рождение здоровых детей (ведение ЗОЖ обоими родителями до беременности и во время ее, а также после рождения ребенка).
5. Подготовка учащейся, студенческой, работающей молодежи к семейной жизни.
Подготовка эта может начинаться с детства, с условий жизни семьи; с личного примера родителей; культуры отношений между родителями; между родителями и детьми, с уклада и традиций рода и семьи.
И в завершение занятия каждому из родителей предлагается заполнить анкету о взаимоотношениях в семье:

А Н К Е Т А
1. Ф.И.О. ________________________________________________________________
2. Возраст _______________________________________________________________
3. Адрес проживания ______________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Место работы __________________________________________________________
5. Количество детей в семье, имена, возраст, занятость _________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
6. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:
• Очень хорошими
• Хорошими
• Не очень хорошими
• Плохими
• Не очень плохими
7. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?
• Да
• Не совсем
• Нет
8. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? (перечислите эти традиции)
__________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
____________________________
9. Как часто Ваша семья собирается вместе?
• Ежедневно
• По выходным дням
• Редко
10. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?
• Решаете сообща жизненные проблемы
• Занимаетесь семейно-бытовым трудом
• Работаете на приусадебном участке
• Вместе проводите досуг, смотрите телепередачи
• Обсуждаете вопросы учебы детей
• Делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах
• Каждый занимается своим делом
• Допишите _______________________________________________________
11. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?
• Да
• Часто
• Иногда
• Редко
• Не бывают
12. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
• Непониманием членами семьи друг друга
• Нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.).
• Отказом участвовать в семейных делах, заботах
• Разногласиями в вопросах воспитания детей
• Злоупотреблением алкоголем
• Другими обстоятельствами (укажите какими) _________________________
13. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в Вашей семье?
• Примирение
• Обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения
• Прекращение конфликтов на некоторое время
• Обращение за помощью к другими людям (родителям, соседям, друзьям, учителям)
• Конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер
14. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми
• Да
• Нет
• Иногда
15. Как реагируют дети на семейные конфликты?
• Переживают, плачут
• Становятся на сторону одного из родителей
• Пытаются помирить
• Уходят из дома
• Замыкаются в себе
• Относятся безразлично
• Становятся озлобленными, неуправляемыми
• Пытаются найти поддержку в других людях
16. Что Вы делаете для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье?
____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
17. Есть ли у Вас вопросы, ответы на которые Вы бы хотели получить сегодня?
____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
18. Какие проблемы Вы хотели бы решить в ходе наших последующих занятий?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.