На главную Работа с родителями Родительские собрания Родительская академия. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Родительская академия. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Работа с родителями - Родительские собрания
Индекс материала
Родительская академия. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Родительское собрание «Как подготовить ребёнка к школе»
Родительское собрание «Построение психологического контакта между ребёнком и родителем»
Все страницы

Составитель: педагог-психолог Костюченко Наталья Григорьевна

Родительская академия
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Основная цель данного направления:
способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя и ребёнка.

Решаемые задачи:
1. Расширение возможностей понимания своего ребёнка;
2. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком;
3. Выработка навыков взаимодействия с ребёнком через ролевую игру.
4. Активизация коммуникаций в семье.
Для поддержания интереса родителей в вопросах психолого-педагогического просвещения с 2003-2004 учебного года функционирует регулярно действующий теоретический лекторий – «Родительская академия». Таблица 1.    В рамках лектория, в течение пяти лет рассмотрено четырнадцать тем.


Учебный год

Тематика встреч:

2003-2004
(1)

«Зона пристального внимания – особые дети».

2004-2005
(3)

«Построение психологического контакта между ребёнком и родителем».

«Зона пристального внимания – особые дети».

«Психопрофилактика тревожных состояний у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ».

2005-2006
(4)

«Кто такие дети индиго?» /кинолекторий/

«Виртуальная агрессия» /кинолекторий/

«Психопрофилактика тревожных состояний у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ».

«Предпрофильная подготовка» /презентация элективного курса/

2006-2007
(3)

«Категория трудных детей. Беспризорность».

«Суицид. Причины и последствия»

Детско-родительский тренинг «Шесть шляп»

2007-2008
(3)

Подростковый кризис /презентация/

Искусство быть родителем  /кинолекторий/

 

«Суицид. Причины и последствия»

Используемые мною виды  психологического лектория:

  1. общие (классы одного возраста по параллелям)
  2. дифференцированные (специально приглашённая группа родителей)

Формы проведения лектория:

  1. Деловая игра
  2. Дискуссия
  3. Кинолекторий

Статистический анализ результатов анкетирования   показывает, что 100% реципиентов считают, что получаемая информация на лекториях помогает задуматься, изменить свои взгляды на процесс воспитания ребёнка, увидеть ошибки; 67% поддерживают своё участие в тренинговых мероприятиях. Наблюдается устойчивая мотивация у родителей в психолого-педагогическом просвещении.
Доступность подачи лекционного материала родители оценивают следующим образом:
а) 89% реципиентов обозначили доступность, простоту изложения информации, отметили актуальность подбираемых тем;
б) 11% отразили, что испытывают трудности в восприятии информации. В указанную цифру  входят бабушки, дедушки участвующие в воспитании детей.
Таким образом, видно, что значительная часть родителей стремится к психопросвещению. Я считаю, что отсутствие данной формы работы повлекло бы к дезадаптивным формам поведения  между родителями и детьми.   Наличие в школе родительской академии облегчает образовательный процесс в целом.
На основе лектория разработана подборка рекомендаций для родителей и учащихся по различной проблематике. В рамках серии брошюр было подготовлено два выпуска: «Как вести себя с вашим беспокойным подростком?», «Что делать, если …?».

Собрание для родителей будущих первоклассников.


ТЕМА №1:
«Как подготовить ребёнка к школе»

« Здоровый, счастливый и уравновешенный человек вырастет не из того ребёнка, которому рассказывают о любви, а из того, который сам в полной мере испытывает любовь».
М.Мальц
«….Лишь тот осознаёт себя полноценной личностью, кто нашёл свой путь в любви и самоуважении, последнее во многом зависит от приобретённых знаний, опыта и умения решать жизненные проблемы».
У. Глессер
Решаемые цели и задачи:
1) Познакомить с основными критериями готовности детей к обучению в школе.
2) Раскрыть наиболее эффективные пути взаимодействия детей и родителей в коммуникативной сфере деятельности.
3) Демонстрация ценности коллективного взаимодействия в игре в целях сплочения детского коллектива и налаживания межличностных связей.
Краткое содержание.
I. Психологическая готовность ребёнка к школе. (Информирование)
Итогом развития ребёнка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребёнок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относится:
1. Желание стать школьником.
Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости.
2. Достаточный уровень волевого развития ребёнка.
У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей шестилетних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт возможность управлять своим поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в 1 класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявленных школой и учителем.
3. Готовность ребёнка в области умственного развития.
Ребёнку необходим известный запас знаний об окружающем мире. Но важен не столько объём этих знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщённости сложившихся в дошкольном детстве представлений.
4. Качества восприятия и мышления ребёнка.
Ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
5. Качества личности ребёнка.
Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребёнком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.
II. Практическая часть. Вводное упражнение.
Родители сидят в кругу. Предварительно раздаются карандаши, листки бумаги. Ведущий даёт инструкцию:" Сейчас вы должны будите на листочках зафиксировать свои инициалы.
Интерпретация: если в написании ваших инициалов вы в первую очередь написали имя, отчество, фамилию – значит, вы достаточно внимания уделяете себе, способны полноценно совмещать личную и общественную жизнь, иначе же всё происходит с точностью наоборот. Вы не достаточно уделяете внимание не только себе, но и тем, кто постоянно находится рядом.
Как часто вы говорите близким слова одобрения, поддержки? Особенно часто в нашей поддержке нуждаются дети.
1. Упражнение «Качества плюс».
Ребёнок никогда не должен задавать вопроса: "Ты меня любишь?"
Задача каждого родителя – постоянно, изо дня в день говорить своему ребёнку что – то положительное, приятное и одобряющее. Если же у вас выработалась привычка всё время обвинять его в чём-то, сделайте над собой усилие и постарайтесь изменить способ общения с ребёнком. Давайте сейчас по кругу пустим мяч, и каждый приведёт в пример те слова одобрения, которые вы используете в общении со своим ребёнком.
Перечень позитивных фраз:
Ø Я горжусь тобой!
Ø У тебя всё так здорово получается!
Ø Ты приносишь мне удачу!
Ø Твоя улыбка освещает наш дом!
Ø Я люблю тебя таким, какой ты есть!
Ø С тобой так весело!
Ø Таких больше нет в целом мире!
Ø Как мне повезло, что у меня такой ребёнок!
Ø Я всегда могу тебе доверять!
Ø Мне нравится твоё чувство юмора!
2. Упражнение «Рисунок парой».
Участникам предлагается распределиться по парам, сесть спиной друг к другу, выбрать, кто будет выполнять роль – ведущего, а кто роль ведомого. Обе стороны имеют фломастер и листок бумаги. Ведущий задаёт последовательность отображения рисунка.
Например, ведущий говорит: "Рисуем небо, затем дом, далее огород и.т.д.".
После того как рисунки будут готовы, идёт обсуждение:
Похожи ли ваши рисунки? Какой вывод можно вынести из данного упражнения?
Вывод: все мы разные и этим интересны друг другу! У каждого из нас имеется своё личное представление об окружающем нас мире.
III. Заключительная часть.
Упражнение « Бочка».


Тема №2: «Построение психологического контакта между ребёнком и родителем»

Вариант №2

Основные задачи:
- Психологическое просвещение родителей.
- Укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях.
- Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком.

Вводная часть.
Психолог начинает родительское собрание с притчи.
«Однажды Царь спросил у Визиря: «Что важнее природа или воспитание?». Визирь, подумав, ответил: «Природа! Ибо это корень. А как известно жизнь даже самого маленького листочка зависит от корня».
Психолог обращается с вопросом к родителям: «А вы как считаете, что важнее природа или воспитание! »
( версии родителей)

Основная часть.
1. Мини-эксперимент «Сосуд».
Психолог предлагает небольшой эксперимент.
• Показывает родителям пустой стеклянный сосуд и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сосуд полон или пуст?
Ответ родителей: «Пуст!».
• Ведущий, наполнив сосуд грецкими орехами, спрашивает: «А теперь сосуд полон?»
Ответ: «Да, нет!?».
• Затем ведущий дополняет содержимое сосуда крупой, спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сосуд полон?»
Ответ ____________________??????
• Ведущий в третий раз наполняет содержимое сосуда водой и спрашивает, скажите, пожалуйста, а теперь сосуд полон?
Ответы родителей ______________?????

Ведущий: «Данный эксперимент можно проводить до бесконечности».
«Реакция на полноту сосуда рассматривается – как степень вашего терпения
во взаимодействии с окружающими: коллегами, детьми, супругом и.т.д».
«Часть родительского состава отреагировала на полноту сосуда сразу;
реакция второй половины родителей на степень наполняемости сказалась после второго- третьего этапа эксперимента; другие остались растеряны в данной ситуации».

Ведущий:
«Данный сосуд может дополнительно являться наглядным примером влияния окружающей среды на воспитание ребёнка.
Например:
ü Орехи – это влияния семьи на воспитание ребёнка (как мы видим, орехи занимают содержимое сосуда - 70% - значительная часть);
ü Крупа - это влияние школы - 20%;
ü Вода – окружающая среда, сверстники -10%.
Психолог: «Резюмируем. Кто или что влияет на воспитание ребёнка?»
(версии родителей – родители, учителя, сверстники, средства массовой информации, телевидение, соседи и.т.д)
2. Игра «Город волшебников».
Психолог предлагает родителям распределиться на четыре творческих группы. Каждая группа будет представлять социальный слой, участвующий в воспитании ребёнка.
Группа №1-родители;
Группа №2-учителя;
Группа №3-сверстники;
Группа №4-СМИ (средства массой информации)
Задача каждой группы: обозначить основные проблемы, которые встречаются в воспитании ребёнка и предложить пути решения указанных проблем.

Психолог фиксирует время работы в группах (7-10минут).

Следующий этап. Презентация результатов работы творческих групп.
Каждая группа называет актуальную проблему и обозначает практические пути разрешения проблемы.

Итог работы творческих групп – вынесение общей резолюции по наиболее волнующим проблемам в воспитании ребёнка.

Заключительная часть:
Психолог заканчивает родительское собрание притчей.
«Далеко в горах, на одной из высоких скал жила орлица со своими орлятами. Наступили трудные времена. Орлице нечем стало кормить своих птенцов. Она вынуждена принять решение оставить только одного птенца в гнезде. Орлица обращается к орлятам с просьбой: « Приведите мне такие доводы, из-за которых я могла бы оставить кого-то одного из вас в гнезде».
Первый птенец сказал: «Спасибо мама за то, что ты нас поила, кормила и заботилась. Я очень тебе благодарен».
Второй птенец: «Спасибо тебе мама зато, что ты поила, кормила, заботилась о нас, мы так же будем о тебе заботиться».
Третий птенец ответил: «Спасибо тебе мама за то, что ты поила, кормила нас, когда я вырасту, я так же буду заботиться о своих птенцах, как ты заботилась о нас».
Вопрос психолога: «Как вам кажется, кого она оставила в гнезде?» (третьего)
Ремарка: «Воспитывая своих детей, мы воспитываем своих будущих внуков».

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.