Составитель: педагог-психолог Костюченко Наталья Григорьевна
Родительская академия Психолого-педагогическое просвещение родителей. Основная цель данного направления: способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя и ребёнка.
Решаемые задачи: 1. Расширение возможностей понимания своего ребёнка; 2. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком; 3. Выработка навыков взаимодействия с ребёнком через ролевую игру. 4. Активизация коммуникаций в семье. Для поддержания интереса родителей в вопросах психолого-педагогического просвещения с 2003-2004 учебного года функционирует регулярно действующий теоретический лекторий – «Родительская академия». Таблица 1. В рамках лектория, в течение пяти лет рассмотрено четырнадцать тем.
Учебный год |
Тематика встреч:
|
2003-2004 (1)
|
«Зона пристального внимания – особые дети».
|
2004-2005 (3)
|
«Построение психологического контакта между ребёнком и родителем».
|
«Зона пристального внимания – особые дети».
|
«Психопрофилактика тревожных состояний у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ».
|
2005-2006 (4)
|
«Кто такие дети индиго?» /кинолекторий/
|
«Виртуальная агрессия» /кинолекторий/
|
«Психопрофилактика тревожных состояний у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ».
|
«Предпрофильная подготовка» /презентация элективного курса/
|
2006-2007 (3)
|
«Категория трудных детей. Беспризорность».
|
«Суицид. Причины и последствия»
|
Детско-родительский тренинг «Шесть шляп»
|
2007-2008 (3)
|
Подростковый кризис /презентация/
|
Искусство быть родителем /кинолекторий/
|
|
«Суицид. Причины и последствия»
|
Используемые мною виды психологического лектория:
- общие (классы одного возраста по параллелям)
- дифференцированные (специально приглашённая группа родителей)
Формы проведения лектория:
- Деловая игра
- Дискуссия
- Кинолекторий
Статистический анализ результатов анкетирования показывает, что 100% реципиентов считают, что получаемая информация на лекториях помогает задуматься, изменить свои взгляды на процесс воспитания ребёнка, увидеть ошибки; 67% поддерживают своё участие в тренинговых мероприятиях. Наблюдается устойчивая мотивация у родителей в психолого-педагогическом просвещении. Доступность подачи лекционного материала родители оценивают следующим образом: а) 89% реципиентов обозначили доступность, простоту изложения информации, отметили актуальность подбираемых тем; б) 11% отразили, что испытывают трудности в восприятии информации. В указанную цифру входят бабушки, дедушки участвующие в воспитании детей. Таким образом, видно, что значительная часть родителей стремится к психопросвещению. Я считаю, что отсутствие данной формы работы повлекло бы к дезадаптивным формам поведения между родителями и детьми. Наличие в школе родительской академии облегчает образовательный процесс в целом. На основе лектория разработана подборка рекомендаций для родителей и учащихся по различной проблематике. В рамках серии брошюр было подготовлено два выпуска: «Как вести себя с вашим беспокойным подростком?», «Что делать, если …?». Собрание для родителей будущих первоклассников.
« Здоровый, счастливый и уравновешенный человек вырастет не из того ребёнка, которому рассказывают о любви, а из того, который сам в полной мере испытывает любовь». М.Мальц «….Лишь тот осознаёт себя полноценной личностью, кто нашёл свой путь в любви и самоуважении, последнее во многом зависит от приобретённых знаний, опыта и умения решать жизненные проблемы». У. Глессер Решаемые цели и задачи: 1) Познакомить с основными критериями готовности детей к обучению в школе. 2) Раскрыть наиболее эффективные пути взаимодействия детей и родителей в коммуникативной сфере деятельности. 3) Демонстрация ценности коллективного взаимодействия в игре в целях сплочения детского коллектива и налаживания межличностных связей. Краткое содержание. I. Психологическая готовность ребёнка к школе. (Информирование) Итогом развития ребёнка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребёнок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относится: 1. Желание стать школьником. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости. 2. Достаточный уровень волевого развития ребёнка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей шестилетних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт возможность управлять своим поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в 1 класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявленных школой и учителем. 3. Готовность ребёнка в области умственного развития. Ребёнку необходим известный запас знаний об окружающем мире. Но важен не столько объём этих знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщённости сложившихся в дошкольном детстве представлений. 4. Качества восприятия и мышления ребёнка. Ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. 5. Качества личности ребёнка. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребёнком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников. II. Практическая часть. Вводное упражнение. Родители сидят в кругу. Предварительно раздаются карандаши, листки бумаги. Ведущий даёт инструкцию:" Сейчас вы должны будите на листочках зафиксировать свои инициалы. Интерпретация: если в написании ваших инициалов вы в первую очередь написали имя, отчество, фамилию – значит, вы достаточно внимания уделяете себе, способны полноценно совмещать личную и общественную жизнь, иначе же всё происходит с точностью наоборот. Вы не достаточно уделяете внимание не только себе, но и тем, кто постоянно находится рядом. Как часто вы говорите близким слова одобрения, поддержки? Особенно часто в нашей поддержке нуждаются дети. 1. Упражнение «Качества плюс». Ребёнок никогда не должен задавать вопроса: "Ты меня любишь?" Задача каждого родителя – постоянно, изо дня в день говорить своему ребёнку что – то положительное, приятное и одобряющее. Если же у вас выработалась привычка всё время обвинять его в чём-то, сделайте над собой усилие и постарайтесь изменить способ общения с ребёнком. Давайте сейчас по кругу пустим мяч, и каждый приведёт в пример те слова одобрения, которые вы используете в общении со своим ребёнком. Перечень позитивных фраз: Ø Я горжусь тобой! Ø У тебя всё так здорово получается! Ø Ты приносишь мне удачу! Ø Твоя улыбка освещает наш дом! Ø Я люблю тебя таким, какой ты есть! Ø С тобой так весело! Ø Таких больше нет в целом мире! Ø Как мне повезло, что у меня такой ребёнок! Ø Я всегда могу тебе доверять! Ø Мне нравится твоё чувство юмора! 2. Упражнение «Рисунок парой». Участникам предлагается распределиться по парам, сесть спиной друг к другу, выбрать, кто будет выполнять роль – ведущего, а кто роль ведомого. Обе стороны имеют фломастер и листок бумаги. Ведущий задаёт последовательность отображения рисунка. Например, ведущий говорит: "Рисуем небо, затем дом, далее огород и.т.д.". После того как рисунки будут готовы, идёт обсуждение: Похожи ли ваши рисунки? Какой вывод можно вынести из данного упражнения? Вывод: все мы разные и этим интересны друг другу! У каждого из нас имеется своё личное представление об окружающем нас мире. III. Заключительная часть. Упражнение « Бочка».
Тема №2: «Построение психологического контакта между ребёнком и родителем»
Вариант №2
Основные задачи: - Психологическое просвещение родителей. - Укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях. - Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком.
Вводная часть. Психолог начинает родительское собрание с притчи. «Однажды Царь спросил у Визиря: «Что важнее природа или воспитание?». Визирь, подумав, ответил: «Природа! Ибо это корень. А как известно жизнь даже самого маленького листочка зависит от корня». Психолог обращается с вопросом к родителям: «А вы как считаете, что важнее природа или воспитание! » ( версии родителей)
Основная часть. 1. Мини-эксперимент «Сосуд». Психолог предлагает небольшой эксперимент. • Показывает родителям пустой стеклянный сосуд и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сосуд полон или пуст? Ответ родителей: «Пуст!». • Ведущий, наполнив сосуд грецкими орехами, спрашивает: «А теперь сосуд полон?» Ответ: «Да, нет!?». • Затем ведущий дополняет содержимое сосуда крупой, спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сосуд полон?» Ответ ____________________?????? • Ведущий в третий раз наполняет содержимое сосуда водой и спрашивает, скажите, пожалуйста, а теперь сосуд полон? Ответы родителей ______________????? Ведущий: «Данный эксперимент можно проводить до бесконечности». «Реакция на полноту сосуда рассматривается – как степень вашего терпения во взаимодействии с окружающими: коллегами, детьми, супругом и.т.д». «Часть родительского состава отреагировала на полноту сосуда сразу; реакция второй половины родителей на степень наполняемости сказалась после второго- третьего этапа эксперимента; другие остались растеряны в данной ситуации».
Ведущий: «Данный сосуд может дополнительно являться наглядным примером влияния окружающей среды на воспитание ребёнка. Например: ü Орехи – это влияния семьи на воспитание ребёнка (как мы видим, орехи занимают содержимое сосуда - 70% - значительная часть); ü Крупа - это влияние школы - 20%; ü Вода – окружающая среда, сверстники -10%. Психолог: «Резюмируем. Кто или что влияет на воспитание ребёнка?» (версии родителей – родители, учителя, сверстники, средства массовой информации, телевидение, соседи и.т.д) 2. Игра «Город волшебников». Психолог предлагает родителям распределиться на четыре творческих группы. Каждая группа будет представлять социальный слой, участвующий в воспитании ребёнка. Группа №1-родители; Группа №2-учителя; Группа №3-сверстники; Группа №4-СМИ (средства массой информации) Задача каждой группы: обозначить основные проблемы, которые встречаются в воспитании ребёнка и предложить пути решения указанных проблем.
Психолог фиксирует время работы в группах (7-10минут).
Следующий этап. Презентация результатов работы творческих групп. Каждая группа называет актуальную проблему и обозначает практические пути разрешения проблемы. Итог работы творческих групп – вынесение общей резолюции по наиболее волнующим проблемам в воспитании ребёнка. Заключительная часть: Психолог заканчивает родительское собрание притчей. «Далеко в горах, на одной из высоких скал жила орлица со своими орлятами. Наступили трудные времена. Орлице нечем стало кормить своих птенцов. Она вынуждена принять решение оставить только одного птенца в гнезде. Орлица обращается к орлятам с просьбой: « Приведите мне такие доводы, из-за которых я могла бы оставить кого-то одного из вас в гнезде». Первый птенец сказал: «Спасибо мама за то, что ты нас поила, кормила и заботилась. Я очень тебе благодарен». Второй птенец: «Спасибо тебе мама зато, что ты поила, кормила, заботилась о нас, мы так же будем о тебе заботиться». Третий птенец ответил: «Спасибо тебе мама за то, что ты поила, кормила нас, когда я вырасту, я так же буду заботиться о своих птенцах, как ты заботилась о нас». Вопрос психолога: «Как вам кажется, кого она оставила в гнезде?» (третьего) Ремарка: «Воспитывая своих детей, мы воспитываем своих будущих внуков».
|