1—3 года — агрессивные действия детей (удары, укусы и т.п.) в этом возрасте не имеют истинного агрессивного характера. Это пока идет проверка разных способов воздействия на действительность и окружающих. Вопрос вот в чем: закрепится этот способ или постепенно затухнет? Тогда малыш подрастет и освоит другие положительные социальные способы действия: умение говорить и договариваться, меняться, ждать, принимать отказ или успокаиваться после обиды.
Подтверждением и закреплением агрессивных действий у детей являются:
1. Бурная эмоциональная реакция взрослого на действие ребёнка, особенно первый раз, при этом неважно: положительная (например, громкий смех от неожиданности, когда малыш хлопнул по щеке) или отрицательная (например, громкий вскрик и потом долгое «отчитывание» малыша за укус). Почему? Потому что это интересный эмоциональный спектакль, потому что это свершившийся очень удачный факт манипулирования эмоциональным состоянием взрослого! 2. Ответные агрессивные действия взрослого: «Почувствуй, как мне было больно!». Почему? Потому что в этот момент малыш не воспринимает и не понимает слова, но очень чувствительно воспринимает и запоминает действия взрослого: «Мама делает так же!» 3. Телесные наказания детей: шлепки, подзатыльники и т.д. Почему? Потому что взрослый таким образом показывает пример воздействия на других людей (и не важно, что говорит при этом: «Драться нельзя»!). 4. Использование для успокоения ребенка игрового наказания других людей или предметов: «Ванечка упал, зацепился за стул, у-у-у, плохой стул! А-та-та стулу!» Почему? Потому что так взрослый не только показывает, что бить МОЖНО, но еще и ломает логические причинно-следственные связи («виноват не стул, а Ваня бежал неосторожно»), учит находить причину не в себе, а в другом, и тут же наказывать невиновного «виновника».
Что делать?
1. Исключить воспитательные телесные наказания и ответные показы «как больно». 2. Четко определять причины и следствия действий детей, при необходимости — предупреждать об опасности. 3. Не давать свершиться повторным агрессивным действиям: перехватывать руку, отбирать палку, отворачивать от себя (решительно, но СПОКОЙНО!). 4. Не давать бурной эмоциональной реакции на удары, спокойно ГОВОРИМ «Фу! Тихо, так делать плохо,» — и после этого дистанцируемся от малыша «Я так не играю» или учим «Ты хотел потрогать, вот так надо, ласково!». 5. На детской площадке решаем ВМЕСТЕ с малышом сложные ситуации общения, показывая своим примером, как мы договариваемся и выходим из конфликтов: «Извини, отдай нашу машинку. Возьми лучше пока совочек. Мой Ваня очень расстраивается!».
3-6 лет — агрессивные действия детей имеют или характер манипуляции (тогда см. рекомендации выше), или характер повышенной активности\возбудимости\эмоциональности. Во втором случае надо помнить, что наказания (и даже легкая критика-убеждение) не дают ожидаемого эффекта. Надо решать вопрос конструктивно: учить необходимым навыкам:
■ при высокой активности находить каналы для ее реализации (оптимальный вариант — спортивные секции), ■ при высокой эмоциональности обучать методам саморегуляции поведения: применение метода тайм-аута, метода активного слушания и использования Я-сообщений (см. сс. 43, 45), ■ при высокой возбудимости стараться предотвращать провоцирующие ситуации и обучать методам успокоения и расслабления: снижение употребления возбуждающей еды- сладкого, соблюдение режима дня и режима общения (см.с. 72), ■ шумные детские компании нежелательны, окрики исключены, просмотр ТВ ограничен; для успокоения и расслабления использовать игровые и физиологические способы: «смирный котенок», ванна, умывание, питье, медленное дыхание (см. с. 72).
7-12 лет — агрессивные действия могут быть:
■ продолжением проявления повышенной возбудимости\активности при несформированности навыков саморегуляции поведения. Поэтому надо будет действовать по трем направлениям: снижению возбудимости, правильному приложению активности, обучению навыкам самоконтроля (см.выше). ■ проявлением психопатических черт личности. Тогда требуется и помощь специалистов: психолога, психиатра.
13-18 лет — агрессивные действия имеют:
■ асоциальный или антисоциальный характер (как следствие упущенных возможностей коррекции поведения и\или лечения в более раннем возрасте), ■ временное явление острого развития кризиса пубертатного возраста, требующего работы и терпения родителей, с одной стороны, и, возможно, помощи специалистов, с другой стороны: эндокринолога, психолога, психиатра.
Особенно важны эти рекомендации для родителей дошкольников, потому что легче в самом начале правильно сформировать навыки решения эмоциональных конфликтных ситуаций или провести коррекцию в самом начале. Решение этих же задач в школьном возрасте скорее всего потребует планомерной работы уже не родителей, а специалистов: психологов и/или психиатров.
|
Источник: Жихарева Ю.Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию, развитию и коррекции детей. Из опыта работы детского логопеда и психолога : методическое пособие / Ю.Б. Жихарева. — М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2023. — 103 с. |