Навязчивые движения у ребенка
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

навязчивые движения

Психологическая коррекция навязчивостей

Уровень невротизации в современном обществе высокий, она идет от старшего поколения к родителям и переходит к детям и по генетической предрасположенности и по эмоциональной зараженности. В нашем обществе принято решать проблемы репрессивными методами, которые категорически не работают с навязчивостями, только усугубляя их. Очень важно сначала донести до взрослых причины и смысл дурных привычек, чтобы они потом поняли и приняли современные способы избавления от них.


Что это такое?


Навязчивые движения и действия выглядят как часто повторяющиеся и непродуктивные (неполезные) движения и действия у детей, что в медицине классифицируется как невротические реакции. Появляются они не просто так.

Причины


Причины этого: 1) врожденная склонность к невротическому типу реагирования, передающаяся по наследству (подобное было у кровных родственников), 2) нервная система ребенка не справляется с существующей психо-эмоциональной нагрузкой (это даже не интеллектуальная нагрузка, а именно такая: долго быть в детском саду тяжело, особенно со строгой воспитательницей).


Значение навязчивостей для психики - это самоуспокоение и расслабление, что необходимо организму для самосохранения в сложных условиях. Если этого не будет, организм найдет другой путь снятия напряжения с нервной системы: болезнь - соматическая или психическая.

Следует тут же отметить, что заикание — это сложный вариант проявления невротического реагирования. Проблема может быть решена при согласованной работе нескольких специалистов: невролог, психиатр, психолог, логопед. В какой степени они будут участвовать в процессе зависит от возраста ребенка, тяжести состояния и возможностей родителей. При начальном заикании у маленьких детей эффективнее всего оказывается медикаментозное лечение.


Что делать?


Помощь психике ребенка нужна, прежде всего, в виде лечения, чтобы снять невротическую составляющую явления. Его назначает детский психиатр или невролог, как правило, после дополнительных исследований. Если навязчивость возникла недавно 1-2 мес. назад, то иногда медикаментозного лечения достаточно, чтобы полностью устранить явление. А при закрепившейся привычке без планомерной психологической работы не обойтись, потому что изначальная невротическая реакция переросла в устойчивое патологически привычное действие. Повторю, что с точки зрения психологии прекратить эти явления репрессивными методами нельзя, можно только постараться заменить этот негативный стереотип на другой позитивный, и только на положительном эмоциональном фоне!
Оставить ребенка в покое, стараясь не замечать очевидного, нехорошо и даже опасно. Девушка 15 лет, грызущая на сложной контрольной ногти, вызывает сочувствие, с одной стороны, а с другой - вряд ли она будет благодарна маме за такой покой. Надо знать, что у некоторых детей появление и развитие навязчивостей может свидетельствовать о начале серьезного невроза или психического заболевания, которые специалист должен постараться не допустить с помощью родителей.

Коррекция


Начало работы:


• Проанализировать ситуацию (время возникновения навязчивости, с какими изменениями в жизни ребенка оно совпало), выделить невротизирующий фактор и постараться его убрать (перевести в группу к более мягкой воспитательнице, снизить количество критики и т.п. ).
• Так как ребёнок уже знает, что делать ЭТО плохо, надо с ним договориться: Вы поможете ему избавиться от этой привычки, а он Вам в этом тоже будет содействовать. Нужно обязательное согласие ребенка! При его негативном отношении к делу не получится НИЧЕГО!
• Проанализировать и выделить те моменты в жизни и режиме, когда используются навязчивости.
• Если можно в силу возраста ребёнка, обсудить вместе, какие действия и вещи могут заменить «вредную плохую привычку» на «хорошую». Если нет, то продумать это самостоятельно. Замену надо выбирать по принципу аналогии: грызет ногти, сосет одежду — грызть овощи/фрукты/орехи, ковыряется в носу, тянет волосы — занимаем руки «делом».
• Маленького ребёнка в спокойной ситуации научить «правильно делать»: класть руки и занимать руки так, как «надо» (сложить в «замочек» при просмотре телевизора, положить под щёчку, под подушку или на одеяло при засыпании и т.д.).
• С более взрослым ребёнком потренироваться в необходимых «правильных» действиях: перебирание чёток, шаров, магнитных шариков, плетение из резиночек, разминание «жвачки» для рук, игра с балансиром и т.д.


Продолжение:


• Усилить контроль и постараться не дать времени и возможности воспроизводиться «дурной привычке»: заранее в необходимые моменты напоминать ребёнку не о том, чего не надо делать, а о том, что надо: складывать, держать и т.д.
• Без напоминаний сразу давать в нужные моменты возможные «успокоители» ребёнка: предметы для игры, продукты для грызения.
• Использовать метод лёгкого внушения: констатировать факты реального или слегка преувеличенного пусть даже небольшого успеха с обязательным положительным программированием: «Прекрасно! Ты уже весь мультик сидел красиво, руки держал правильно! Скоро весь вечер руки будут спокойными!»
• Повысить эмоциональный контакт с ребёнком, почаще высказывать ему похвалу и одобрение.
• При необходимости критики говорить не о самом ребёнке, а только о его нежелательных действиях и поступках опять же с обязательной потом положительной установкой: «К сожалению, сегодня нет целых красивых ноготков. Завтра мы постараемся их сохранить! Хотя бы один!»


При правильном и методичном подходе навязчивые действия будут постепенно угасать до полного исчезновения. Но следует помнить теперь всегда, что у Вашего ребёнка есть непреходящая склонность к проявлению невротических реакций. Они, к сожалению, могут снова возникнуть при любых неблагоприятных обстоятельствах, особенно в периоды психологических кризисов: 3 года, 7 лет и подростковый возраст 12-15 лет. Это заставляет Вас не ограждать ребёнка от всего сложного, а постоянно «держать руку на пульсе», наблюдать за ним.
При возможном новом проявлении невроза Вы уже знаете, что делать: идти к психологу и неврологу/психи- атру, снижать психо-эмоциональную нагрузку.


Источник: Жихарева Ю.Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию, развитию и коррекции детей. Из опыта работы детского логопеда и психолога : методическое пособие / Ю.Б. Жихарева. — М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2023. — 103 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.