Страница 1 из 3 Целью данных тренинговых упражнений является сведение к минимальным проявлениям: 1) чувства тревоги, безотчетного страха; 2) раздражения, гнева и агрессии; 3) депрессивных переживаний; 4) чувства вины.
Помимо данных задач, тренинг выполняет функции обучения участников приемам самонаблюдения и самооценки, что позволит человеку в сложных ситуациях успешно справляться с проявлениями негативных эмоций. Необходимо отметить, что кроме основных целей, социально-психологический тренинг позволяет развить интерес участника к совершенствованию собственной личности; дает навыки управления своими мыслями, чувствами и поведением; формирует терпимость к чужому мнению; способствует развитию философского отношения к жизни и, в частности, глубокого осознания изменчивости бытия. Среди достижений участников тренинга необходимо отметить приобретение эмоциональной гибкости, т.е. развития эмоционального интеллекта, что присуще личности здорового человека, а также избавление от ложных психологических «защит», формирующих открытость к миру и готовность к переменам в своей жизни. Среди сопутствующих целей можно отметить формирование научного мышления, так как в ходе тренинга участник знакомится со специальной терминологией и логикой развития психологических закономерностей. Тренинг способствует вовлеченности в творческий процесс и развивает социальные навыки работы с людьми, поскольку для эмоциональной сферы здорового человека характерна увлеченность как качество, позволяющее добиться высоких результатов деятельности. Важным компонентом тренинга является осознание участником собственного «Я», признание себя как личности. В рассматриваемом комплексе тренинговых упражнений работа строится по трем основным направлениям, или блокам: психосоматика (или работа с мышцами тела); работа с личностными качествами и работа по развитию комуникативных навыков.
Блок I. ПСИХОСОМАТИКА
Часть 1. Работа с опорами
Упражнение 1. «Настрой»
Встаньте, закройте глаза, положите ладонь на солнечное сплетение. Именно оно является центром тяжести тела. Сделайте несколько глубоких вдохов, прочувствуйте, какую часть тела Вы ощущаете сейчас наиболее четко. Вытяните руки вперед, сожмите и разожмите пальцы, сделайте круговые движения кистями, локтями, плечами, сделайте наклоны вперед, в стороны, покрутите ногами в коленях. Поднимите руки, вращайте бедрами сначала в одну сторону. Потом в другую. Опустите руки, легко потрясите кистями, руками, плечами, коленями. Потрясли головой, сделали глубокий вдох и звуковой выдох. И в завершение упражнения потрясите всеми конечностями сразу. С закрытыми глазами замрите, остановите дыхание, прислушайтесь к своему телу. Восстановите дыхание, откройте глаза
Часть 2. Работа с агрессией
Упражнение 1. «Дышим вместе»
Г руппа становится в круг. Ноги широко расставлены. Вес тела необходимо перенести на пальцы ног, ноги слегка согнуть в коленях, тело расслабить. Все берутся за руки и дышат вместе, одновременно. Медленное и глубокое дыхание животом. На выдохе можно произвести звук без напряжения голосовых связок. Посмотрите на участника, находящегося напротив, посмотрите ему в глаза. Прислушайтесь к ощущениям в теле. Повторяйте дыхание не мене 16 раз. Отпустите руки соседей. Медленно вдохните полной грудью. Встряхните руками, ногами, всеем телом, свободно свесив руки и попеременно сгибая и выпрямляя колени. Легко попрыгайте, делая небольшие паузы между прыжками. Упражнение 2. «Борьба взглядов» Упражнение выполняется в парах. Участники садятся друг против друга. Смотрят друг другу в глаза. Затем по команде (условному знаку) ведущего (коуча, модератора) один участник пары начинает пристально смотреть своему партнеру в глаза, пытаясь подавить его взглядом. Когда цель будет достигнута, надо замереть на 2-3 секунды, «подержав» взгляд. После этого взгляд «подавленного» начинает набирать силу, а взгляд «подавившего» - терять ее. Позиции членов пары выравниваются. Они меняются ролями. Проделайте так несколько раз. По окончании упражнения позиции участников снова выравниваются.
Упражнение 3. «Скала»
В этом упражнении коуч берет на себя роль «агрессора». Участник занимает позу «непробиваемой скалы» и, расставив ноги на ширину плеч и скрестив руки на груди, дышит спокойно, смотря при этом в одну точку. «Агрессор» подходит к «скале» и пытается вывести из равновесия, вызывающим тоном выкрикивая агрессивные фразы: «Думаешь, ты самый главный? Что, считаешь себя самым сильным? Думаешь, ты непробиваемый?» и т.д. «Скала» спокойно и невозмутимо смотрит в глаза агрессору, не произнося ни звука. Про себя повторяет фразы «Я скала. Меня не пробьешь. Сила в спокойствии».
Упражнение 4. «Монах»
Действие похоже на предыдущее. Участник, он же «монах», стоит в спокойной позе, а вокруг него «беснуются» агрессоры. Можно привлечь других участников в роли насмешников. Модератор-агрессор произносит конфликтные фразы, производит агрессивные жесты, другие смеются над «монахом», задают провокационные вопросы и т.п. Участник не обращает на них никакого внимания, даже не смотрит в их сторон у и, глубоко погрузившись в смысл слов произносимой фразы, про себя читает «Иисусову молитву»: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Затем участники меняются ролями.
Часть 3. Работа с границами «Я»
Упражнение 1. «Границы»
Упражнение выполняется в парах. Оно позволяет очертить границы персонального пространства, вторжение за пределы которого повлекут за собой негативные реакции личности, обращенные как на себя, так и на их «нарушителя». При выполнении этого упражнения участники на расстоянии десяти метров становятся лицом друг к другу, при этом один участник остается на месте, другой начинает медленно к нему приближаться. Как только первый начинает испытывать дискомфорт от приближения напарника, он пытается его остановить, при этом не произнося ни слова, но показывая жестами, мимикой, пантомимой, что «нарушителю» следует остановиться. После этого оба анализируют, какие телесные ощущения они испытывали и делятся своими мыслями с группой. Важно ответить на вопросы, чувствовали ли «нарушители» границу чужого личного пространства, кто дошел до нее, кто остановился раньше, кто позволил подойти к себе ближе, кто дальше и почему?
Часть 4. Работа с образом «Я»
Упражнение 1. «Люблю себя со всеми своими особенностями»
Данное упражнение позволяет выявить локализацию мышечного блока, связанного с основной проблемой участника. Участники стоят в круге. Коуч просит каждого по очереди выходить в центр и произносить фразу «Я люблю себя со всеми своими достоинствами и недостатками». Как сам участник, так и другие члены группы и коуч наблюдают, в каких группах мышц при произнесении были зажимы, какова его невер- балика (жесты, мимика, движения тела), использовались ли другие вербальные средства, с какими эмоциями была произнесена фраза и т.п. Участник делится с группой, было ли ему легко или сложно произнести эту фразу, чувствовал ли он мышечное сопротивление в каких-либо участках тела.
Упражнение 2. «Танец - визитка»
Группа садится в круг «у костра». Модератор «вождь племени» дает инструкцию: «Мы все члены одного великого племени «танцевальники» и наше главное средство общения - танец. Мы при знакомстве спрашиваем друг у друга: «Как ты танцуешь?» При встрече бросаем фразу: «Как танцуется?» Когда делаем замечание, говорим: «Не тот танец ты танцуешь!» или: «Под чужую дудку пляшешь!». Опустившемуся ставим диагноз: «Доплясался!». Племя, слушай задачу - протанцевать танец, который позволил бы остальным членам племени познакомиться с вами, танец - визитную карточку. Раскройте ваши души, покажите истинные лица всему племени». Сюжет тренинга такой: один из участников выходит в центр круга и танцует свой танец, показывая свой «танцевальный портрет». Танец продолжается до тех пор, пока все не побывают в центре круга. По окончании танцев члены группы обмениваются впечатлениями - участники угадывают содержание «визитки», а каждый танцевавший объясняет свой танец. Эффективны разные варианты этого упражнения, связанные с выражением в танцевальной форме традиционных составляющих Я-концепции: «Я - реальное», «Я - идеальное», а также «Я - глазами других». Например: один из участников выходит в центр круга и танцует сначала танец «Какой я есть на самом деле», затем - танец «Каким бы я хотел быть», после этого - «Каким меня видят другие». Для начала тренинга такой вариант слишком сложен. Его можно использовать, когда группа станет достаточно раскрепощенной и дружной. Можно для начала упростить задачу таким образом - группе сначала танцевать «Я - реальное», затем всей группой «Я - идеальное», «Я - глазами других». Танец в данном случае является материалом для последующего обсуждения.
Упражнение 3. «Красная дорожка»
Тренинг «Красная дорожка» направлен на развитие уверенности в себе, повышение самооценки, умение раскрепоститься, снятие мышечных зажимов. Ведущий говорит участникам, что сейчас они пройдут по красной дорожке кинофестиваля в образе знаменитых кинозвезд. Их дефиле будет снято на видеопленку. По окончании тренинга можно будет просмотреть видеозапись и оценить свое исполнение. Далее участники поочередно идут по «красной дорожке». Это упражнение можно выполнять с музыкальным сопровождением. В конце упражнения участники отвечают на вопросы, легко ли было чувствовать себя в заданном образе, удалось ли полностью раскрепоститься, чувствовались ли мышечные зажимы, были ли внутренние препятствия к исполнению роли, насколько в этом им помогли «звезды». Просмотр видеозаписи помогает установить, насколько хорошо каждый участник исполнил задание, соответствует ли реальное исполнение его представлению о том, как он это сделал. Упражнение можно усложнить, попросив участников представить себя в роли любимого актера или актрисы, известных всем. Группа пытается угадать, в образе какого актера участник прошел по красной дорожке. Далее группа обсуждает результаты. Кто был самым убедительным в исполнении роли, какие общие черты есть у участника и у его любимого актера.
Упражнение 4. «Идеальное Я»
Участникам раздают листы бумаги и карандаши. Они сгибают лист вдоль пополам и в верхней части первой из образовавшихся колонок пишут «Идеальное Я». Далее участникам предлагается представить образ идеального человека и написать не менее 20 черт его характера. Затем участникам предлагается отогнуть вниз эту часть листа так, чтобы написанного не было видно, и перейти к заполнению второй колонки, которую называют «Реальное Я». В этой колонке каждый пишет свои собственные характерные черты, так же не менее двадцати. На эту работу отводится 10 - 15 минут. По окончании этого этапа участников просят развернуть лист, подчеркнуть совпадения в двух колонках и проанализировать, насколько близко или далеко находится человек от достижения своего идеального «Я», а также, что необходимо сделать, чтобы достичь желаемого идеала.
Упражнение 5. «Я - глазами других»
Участники садятся в круг. Упражнение похоже на предыдущее, только в данном случае обе колонки будут на правых сторонах согнутого листа, сгиб которого должен оказаться по левую руку от человека. При этом одну колонку называют «Я - реальное» и располагают ее на правой внутренней стороне листа, в нее каждый участник вписывает свои собственные, по его мнению, основные черты. Количество черт равно количеству участников тренинга минус один. Вторую колонку размещают на внешней стороне согнутого листа, участник озаглавливает ее «Я - глазами других» и пишет свое имя в самом низу этой колонки. Затем согнутый вдоль лист с заполненной внутри первой колонкой, содержание которой не могут прочесть остальные, он передает своему соседу справа. Тот в верхней части листа в графе «Я - глазами других» пишет одну самую яркую характерную черту этого человека. Затем сгибает сверху этот (уже сложенный вдвое) лист так, чтобы прикрыть свою запись от остальных, и, в свою очередь, передает его своему соседу справа с тем, чтобы он также вписал самую яркую, на его взгляд, черту владельца данного листа. Таким образом заполняются листы всех участников. Останавливается этот этап упражнения, когда каждый лист, пройдя по кругу, в скрученном состоянии возвращается к своему владельцу. Теперь каждому владельцу можно полностью развернуть лист и проанализировать, насколько совпали его самооценка - «Я - реальное» и сооценка его характерных черт группой - «Я - глазами других». В завершение тренинга каждый участник по желанию сообщает, какие открытия он совершил, узнав, каким видит его группа, что было новым, а что было предсказуемо для него в этих характеристиках, от каких черт характера из названных самим собой и другими он намерен избавиться, а какие черты он намерен развивать и совершенствовать в себе.
Часть 5. Работа с мышечными блоками
Упражнение 1. «Мышечная гимнастика»
При выполнении этого упражнения надо помнить о дыхании. Это касается и упражнений, выполняемых с напряжением, и выполняемых с расслаблением. Дышать следует животом, медленно и глубоко. Вам надо будет контролировать напряжение только тех мышц, которые нужны для выполнения каждого движения. Мышцы, не задействованные в упражнении, должны быть свободны и расслаблены. Мышцы надо напрягать максимально сильно и удерживать в напряженном состоянии до полного изнеможения. После этого мышцы нужно максимально расслабить. При выполнении каждого движения сосредоточьте внимание на ощущениях в напряженных и расслабленных мышцах. Выполняя это упражнение, напрягаем разные группы мышц, от лица до ног. Обратите внимание на лицо: надо поднять брови так высоко, насколько это возможно, некоторое время надо держать их, пока не устали мышцы, которые участвуют в этой работе. Затем необходимо сильно зажмуриться и тут же мгновенно расслабить веки и глаза. Следующая группа мышц - это мышцы губ. Попробуйте как можно шире улыбнуться, после этого сложите губы трубочкой, как будто целуете кого-то в щеку. Затрагиваем другую группу лицевых мышц - пытаемся раскрыть рот широко, насколько возможно. После этого расслабляем мышцы рта и медленно его закрываем. Становится понятно, что в этих упражнениях напряжение следует за расслаблением. Теперь уделяем внимание плечевому корпусу. Пробуем поднять плечо и коснуться мочки уха. Голову держим прямо. Резко расслабляем мышцы. Так же выполняем с другим плечом. При этом чувствуем, что плечи становятся более «тяжелыми». Теперь наше внимание переходит на руки. Чередуем сжатие обеих кистей в кулаки (держим несколько секунд) и резкое расслабление. Замечаем, что пальцы начинают покалывать и становятся теплее. Наше внимание перемещается на мышцы бедер и живота. Садимся на стул, поднимаем ноги перед собой и держим до усталости бедер. Расслабляем мышцы. После этого напрягаем продольные мышцы - пытаемся с силой «вдавить» ступни в землю. Резко расслабляемся и сосредотачиваемся на легкости и расслаблении в верхней части ног. На очереди ступни. Сидим на стуле, стопа полностью на полу. Надо поднять высоко вверх только пятки. Чувствуем напряжение в икрах и ступнях. Расслабляемся. Затем поднимаем носки. Чувствуем напряжение в ступнях и передней части ног. Сбрасываем напряжение, пытаемся вчувствоваться в ощущения мышц нижней части ног. Завершающий этап этого упражнения выполняется в положении лежа. Попеременно, не совершая движений, напрягаем группы мышц, на которые были выполнены предыдущие упражнения. Дыхание «животом» - брюшное, с участием нижних долей легких.
|