На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Практикум по развитию психологической устойчивости - Работа с коммуникацией
Практикум по развитию психологической устойчивости - Работа с коммуникацией
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги
Индекс материала
Практикум по развитию психологической устойчивости
Работа с личностью
Работа с коммуникацией
Все страницы

 


Блок 3. РАБОТА С КОММУНИКАЦИЕЙ


В этом блоке уделим внимание Вашим отношениям и взаимодействиям с людьми. Мы живем в социуме, в окружении людей, и наши успехи, достижение цели или невозможность ее достичь напрямую зависят от качества отношений между нами и окружающими.
На этой ступени Вам предстоит по-новому взглянуть на значимые стороны отношений с другими людьми.
Части, которые мы рассмотрим в этом блоке:
1. Модель общения и рефлексия (обратная связь).
2. Роли в нашей жизни.
3. Решение проблем.


Часть 1. Модель общения и рефлексия (обратная связь)


Упражнение 1. «Раскрой себя»


Для этого упражнения нужны альбомные листы (или листы А4) и цветные фломастеры или карандаши. Ведущий дает задание нарисовать самих себя в виде растения. Затем каждому в группе надо нарисовать себя в виде любого животного. Рисунки схематичны. Участники их не подписывают.
По окончании работы ведущий собирает рисунки раскладывает их на полу двумя группами: изображения растений в одной группе, животных - в другой.
Участники тренинга подходят к рисункам с растениями и пытаются определить, кому какой рисунок принадлежит. При этом участники должны аргументировать свои догадки, т.е. ответить на вопрос, по каким признакам рисунка они догадались, кому он принадлежит и назвать имя художника.
На следующем этапе упражнение усложняется. Теперь, когда художник рисунка с растениями известен, из второй группы изображений (с животными) надо выбрать рисунок, принадлежащий ему же.
Упражнение можно модифицировать, попросив участников сразу же выбрать из обеих групп рисунков изображения одного стиля и только после этого определить их автора и назвать его имя.
А далее участники пытаются охарактеризовать каждого автора и степень его раскрытия в изображениях.


Упражнение 2. «Мой портрет глазами окружающих»


Вариант I. Если Вы участвуете в групповом тренинге, коуч будет проводить с Вами следующее упражнение. Коуч, или ведущий, задает группе вопрос: «Кто хочет получить свой психологический портрет? Это будет не перечисление качеств личности, а рисунок на бумаге».
Желающий участник занимает особое место. Коуч говорит дальше:
- Остальные участники тренинга становятся художниками. Попытайтесь понять внутреннюю сущность сидящего перед вами человека. Определите его индивидуальность и самобытность. Каков цвет, форма и образ личности этого человека? Постарайтесь с помощью фломастеров и бумаги, находящихся перед Вами, изобразить сущность его души.
Участники тренинга рисуют на протяжении пятнадцати-двадцати минут. Затем произведения выставляются на стульях, а «живописцы» вместе с натурщиком рассматривают картины. Все обмениваются впечатлениями, уточняют и объясняют увиденное, расшифровывают суть увиденного.
Вариант II. Это упражнение можно обогатить, включив в него элементы для укрепления отношений внутри группы, которое в психологии называют сплоченностью. Кроме того, это упражнение будет способствовать развитию навыков эффективного общения среди участников тренинга. Для этого упражнение можно продолжить, не останавливаясь только на создании «портретов». С этой целью человек, с которого «писали портрет», просмотрев все рисунки, по просьбе ведущего группирует их по тем или иным признакам. Не имеет значения, сколько и каких категорий и критериев классификации будет при этом. «Натурщик», по желанию, может дать комментарий по своему способу классификации. Интересно будет услышать, что именно он выделит в рисунках, как общее. Каждый художник подходит к своему рисунку, таким образом формируются творческие подгруппы. Каждой подгруппе коуч вручает по большому листу бумаги и дает пояснение: «На ваших рисунках есть нечто общее, характеризующее изображенного человека. Найдите объединяющую черту и изобразите портрет, который обобщил бы все ваши изображения.
Такая коллективная работа сплачивает группу и помогает точнее отобразить внутренний мир человека, явившегося натурщиком. В таком случае, изображение становится не просто портретом человека, но психологической картиной его внутренней сути, реальным отображением его души.
Группе дается пятнадцать-двадцать минут для выполнения этого задания. По завершении работы «натурщик», по предложению ведущего, может высказать мнение, какой из обобщенных портретов совпадает с его представлением о себе, с его образом «Я».


Часть 2. Роли в нашей жизни


Упражнение 1. «Меняемся ролями»


Вариант I. Группа делится на две равные части. Первая часть формирует внутренний круг, это будут участники дискуссии. Вторая часть группы образует внешний круг, это будут наблюдатели. Участники дискуссии вытягивают карточки с именем какого-либо участника группы, находящегося во внутреннем круге. Ведущий должен проследить, чтобы никто не вытащил карточку со своим именем, поскольку главная задача этого упражнения - от лица другого обсуждать вопросы, которые будут предложены ведущим.
Участники, находящиеся во внешнем круге, наблюдают за дискутирующими, при этом у каждого наблюдателя есть свой «подопечный».
Коуч дает тему дискуссии, которая может касаться разнообразных вопросов: «Есть ли жизнь в других галактиках?», «В чем смысл жизни?», «Можно ли стать лучше?», «Что такое самосовершенствование?», «Что ожидает человечество через 100 лет?», «Какие черты в людях кажутся нам самыми привлекательными?» и т.д.
Дискуссия во внутреннем круге может длиться от пяти до десяти минут. По окончании дискуссии наблюдатели высказывают свои предположения по поводу того, чью роль исполнял их «подопечный». После того, как группа выслушивает наблюдателей, каждый из участников дискуссии признается, чью роль он исполнял.
Затем участники дискуссии и наблюдатели меняются ролями - наблюдатели становятся участниками дискуссии, а те становятся наблюдателями, и упражнение продолжается.
Вариант II. В этом варианте участникам дискуссии предлагается играть роль кого-либо из внешнего круга, в котором находятся наблюдатели. При этом каждый наблюдатель пытается определить, кто из участников изображает именно его.


Упражнение 2. «Рекламный видеоролик»


Мы все хорошо знаем, что такое реклама. Мы смотрим рекламные ролики по телевидению и в Интернете постоянно, и прекрасно знаем, насколько разными могут быть способы позиционирования чего-либо. При этом мы настолько часто смотрим рекламные продукты, что уже стали специалистами в этой области. Поэтому, давайте создадим свой уникальный рекламный ролик. Смысл тот же, что и в деятельности профессионального рекламного агентства - позиционирование, продвижение, подчеркивание преимуществ какого-либо товара. Но рекламировать мы будем не товары, а участников нашего тренинга.
Все участники берут карточку с именем одного из группы, в том числе, даже с его собственным. Дальше мы рекламируем того человека, который нам достался, не называя его имени. Более того, нужно представить этого человека в виде какого-либо товара или услуги. Подберите предмет, который, по вашему мнению, похож на участника тренинга. Может быть это шкаф, телевизор, жигуленок или лексус, мясорубка или шприц? А может быть, это автосервис, парикмахерская или больница? Г лавное, чтобы в рекламе были показаны отличительные черты и достоинства рекламируемого.
Время подготовки - десять минут. Продолжительность рекламного клипа должна занимать не больше минуты. Все участники внимательно слушают и отгадывают, про кого идет речь. В конце тренинга происходит обсуждение эмоций и ассоциаций.


Упражнение 3. «Суд группы»


Добровольцам предлагается взвесить на «весах правосудия» положительные и отрицательные качества своей личности. На заранее подготовленных карточках пишется по одному качеству - позитивному и негативному (около 30 карточек). На ватмане, с нарисованными весами, игрок складывает свои качества, которые он проявил на тренинге. На правую - достоинства, на левую - недостатки. С этой целью игрок поочередно берет и зачитывает карточки. Остальные участники показывают «судебное решение» - согласны с наличием качества у игрока - палец вверх, нет - палец вниз. Если суд одобрил, игрок крепит карточку над соответствующими чашами магнитами или самоклейками.
В итоге «весы правосудия» иллюстрируют психологический портрет личности игрока. Если процесс доставляет игроку дискомфорт, он может уступить место другому желающему игроку. Когда желающие заканчиваются, проводится анализ и обмен впечатлениями. Тренинг может быть жестким, поэтому ведущий должен следить за соблюдением этики, а также подчеркивать смелость всех решившихся на «суд».


Упражнение 4. «От сумы да от тюрьмы»


Мы с вами не бывали в тюрьме и не просили подаяния. Но не стоит забывать поговорку: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся».
По условиям нашего тренинга Вам надо представить себе гипотетическую ситуацию, которая потребует от Вас выбора либо сумы, либо тюрьмы.
Из перемешанных карточек, половина из которых помечена буквой «Т», а половина - буквой «С», Вам надо выбрать одну. Посмотрите, что это за карточка. Вы можете поменять ее в соответствии со своим желанием.
В соответствии с буквой Вы получаете ролевое задание. «Нищий» ищет признания своих заслуг, в то время как «подсудимый» подвергается оценке группы. Разница между ними в том, что первый сознательно хочет услышать положительные оценки, в то время как второй будет готов выслушать и критику, нечто нелицеприятное.
Владелец карточки «нищего» имеет возможность попросить три «подаяния» - у него есть возможность обратиться к любым трем членам группы с тем, чтобы они назвали его главные достоинства. Критика и даже намеки на недостатки исключены. Тот, чья карточка имеет букву «Т» - «подсудимый». Он должен быть готов выслушать не только положительные отзывы о самом себе, но и негативные. Если конкретизировать задание, остальные участники должны назвать те или иные качества обладателей карточек.
Затем коуч объявляет, что выбор сделан всеми и сначала просит выйти в центр тех, кто выбрал карточку «С», затем тех, кто выбрал карточку «Т».
Начинают тренинг с «нищих». Каждый по очереди выбирает троих из группы и просит у них «подаяние».
Обычно эта часть тренинга проходит быстрее. Что касается «подсудимых», оптимально количество для этой части тренинга - три человека. Если желающих больше, то из числа всех участников избираются «прокурор», «адвокат» и трое «судей», которые решают, кто из «подсудимых» предстанет перед судом. Оставшиеся становятся «свидетелями обвинения» и «свидетелями защиты». При этом «прокурор» может выбрать «обвинителей», а «адвокат» - «защитников». Таким образом, каждый в группе становится обладателем своей роли.
Коуч с момента начала судебного разбирательства является независимым арбитром и секретарем. Всем трем сторонам - обвинителей, защитников и судей - дается около 10 минут на приготовление к «процессу». За это время они «оборудуют» зал суда и продумывают свои речи.
Далее следует «процесс». «Главный судья» дает слово «прокурору». Задача «прокурора» - выдвинуть «обвинения» и требования признать «вину» «подсудимого». При этом он приводит реальные факты, когда подсудимый вел себя негативно, демонстрировал отрицательные черты характера.
Выступающий посте «прокурора» «адвокат» опровергает обвинения и приводит противоположные факты, свидетельствующие о невиновности «подсудимого». Далее выступают свидетели со стороны обвинителя и защиты. Конечно, эти выступления должны быть регламентированы, одной-двух минут вполне достаточно, чтобы привести необходимые факты. Как и на реальном судебном процессе, у «судей», «прокурора» и «адвоката» есть право задавать вопросы свидетелям.
Тренинг продолжается до тех пор, пока группе интересен процесс. Роль коуча - вовремя остановить игру, не дожидаясь снижения интереса участников.
Тогда предоставляется «последнее слово» «подсудимому». Он соглашается или опровергает обвинения, выдвинутые против него. Финальная точка - произнесение «судьями» приговора, который выражается одним из слов - «виновен» или «не виновен». Приговор произносится «судьями» после нескольких минут совещания.
Так же проводится и следующий процесс. Состав суда может остаться тем же, а может быть изменен при желании участников.
По завершении тренинга всем участникам предоставляется возможность высказаться и по поводу суда, и по поводу «просьбы о подаянии».
Коуч может предложить группе ответить на вопросы.
Сложно ли было решить, какую роль выбрать - «нищего» или «подсудимого»?
Что Вы думали о выборе ролей участниками? Совпал ли выбор ими ролей с Вашими ожиданиями? Почему Вы выбрали именно эту роль? Сложно ли «просить подаяние»? Как Вы чувствовали себя на скамье подсудимых? Понравились ли Вам роли «обвинителя» и «защитника»? Сложно ли было обвинять? Произносить похвалы? Были ли Ваши слова искренними?


Часть 3. Решение проблем


Упражнение 1. «Алгоритм решения проблем. Разговор со сменой позиций».


Каждый человек сталкивается с проблемами, требующими немедленного или отсроченного, но всегда разумного и адекватного решения. Попробуем описать алгоритм решения проблемы.
1. Как только проблема возникла, вызывая у нас внутреннее беспокойство, необходимо кратко сформулировать ее. Следовательно, необходимо определить проблему. В этом помогает поиск ответов на вопросы»: «Что меня беспокоит? Что меня тревожит? Что не так? Что происходит?». Запишите формулировку проблемы на листе бумаги.
2. Далее важно выяснить, в чем именно заключается проблема. Ответы на вопросы «Кто, что, когда, с какими намерениями и почему?» помогут конкретизировать цель решения проблем. На этом этапе мы должны наметить реалистичные цели для решения беспокоящей нас ситуации. Записываем цель решения проблемы или сложной ситуации, отвечая на вопросы «Что даст нам ее решение? К каким последствиям проведет?».
3. Выдвижение альтернатив. Чем больше у нас вариантов решения проблемы, тем реальнее избавление от нее. Необходимо записать на листочке все способы и пути решения. Пусть даже какие-либо из них кажутся нам малоосуществимыми.
4. Исследование вариантов решения проблемы, или исследование альтернатив. Необходимо проанализировать, осмыслить результаты реализации каждой альтернативы. Для этого можно ответить на вопросы: «Что произойдет в лучшем случае? Что получится в худшем случае? Что произойдет скорее всего? Можно идти методом «от противного», когда мы сначала вычеркиваем из списка наименее подходящий вариант, затем смотрим на оставшиеся, и уже из этого списка исключаем наименее подходящий и таким образом, анализируя плюсы и минусы каждого варианта, продвигаемся к определению единственно возможного решения.
5. Принятие решения. К этому шагу надо подойти со всей серьезностью, так как обозначенную Вами проблему за Вас не решит никто. Вы должны понимать, что за результаты решения проблемы ответственность нести будете именно Вы.
6. На этом этапе следует определить, как Вы будете решать проблему. Из каких задач она состоит. Запишите последовательность, или алгоритм, действий. Это будет для Вас планом решения Вашей проблемы.
7. Самый важный этап, на котором Вам предстоит действовать. При решении любой проблемы главное - вступить в борьбу с обстоятельствами, реализовать в жизни планы по решению проблемы. Обычно, это сложный этап. Так как на этом этапе от размышлений необходимо переходить к конкретным делам. Надо помнить, если ничего не делать, ничего и не изменится.
8. Рефлексия на результат. Оценка выполнения. Можете Вы похвалить себя за решение проблемы или что-то в ее решении вас не устраивает? Оцените результат. Все ли получилось? Полезным ли был для Вас этот опыт? Что изменилось в Вашей жизни после решения этой проблемы? Стало ли Вам легче жить? Насколько эффективен избранный Вами способ решения проблемы? Будете ли Вы в следующий раз при решении подобных проблем использовать этот же алгоритм или что-то измените? В любом случае, Вы сделали серьезный шаг в своем развитии, решившись преодолеть стоящую на Вашем пути проблему, и достойны похвалы.


Упражнение 2. «Диалог субличностей»


Попробуйте рассмотреть Вашу проблему с позиций трех субличностей, которые уживаются в каждом из нас. Субличности - это разные стороны Вашего «Я». Чаще всего, наш мысленный спор происходит от лица трех субличностей: Мечтателя, Скептика и Реалиста. В этом упражнении Вам предстоит вербализовать мысли каждой из Ваших Субличностей, чтобы понять, как мы приходим к тем или иным выводам, касающимся решения важной для нас проблемы.
Мечтатель - это вечное Дитя, оптимистичное, креативное начало нашего «Я». Мечтатель уверен, что все проблемы разрешатся, он смело предлагает необычные решения проблем, мыслит нестандартно, способен к генерации свежих идей, уверен в себе, оптимистичен, его воображение не имеет границ.
Скептик - пессимист. Абсолютная противоположность Мечтателю. Это вечный критикан. Может «разбить» в пух и прах любую идею Мечтателя. Как правило, не принимает никаких новых предложений.
Реалист - это нечто среднее между Мечтателем и Скептиком. Это трезвомыслящий аналитик. Мышление реалиста отличается жесткой прагматичностью. Он реально оценивает ситуацию, может видеть как негативные, так и позитивные стороны любой проблемы. Умеет действовать разумно, опираясь на конструктивные умозаключения.
В этом упражнении Вам предлагается провести проработку своей проблемы с использованием диалога своих субличностей, попеременно входя в роли Мечтателя, Скептика и Реалиста.
Вы можете даже выбрать определенные места в этой аудитории для своих перевоплощений. Предположим, на том месте, где Вы сейчас находитесь, Вы будете рассуждать с позиции Реалиста, а сделав шаг вперед, перевоплотитесь в Мечтателя. Повернувшись, например, в какую-либо другую сторону, Вы будете уже в позиции Скептика.
Итак, Вы Реалист. Попробуйте четко и конкретно сформулировать свою проблему.
После этого сделайте шаг и займите позицию Мечтателя. Вы - человек, обладающий буйной фантазией. Оторвитесь от земли и предложите свое решение проблемы.
А теперь, шагнув в сторону, Вы Скептик. Аргументированно объясните, в чем прав или не прав каждый из представителей субличностей.
После этого снова перевоплотитесь в Реалиста и всесторонне оцените предложения двух оставшихся сторон.
Вы можете продолжать диалог сколь угодно долго, пока не придете к решению, которое Вас полностью устроит.
В результате обсуждения упражнения в группе, приходим к выводу, что при решении проблем мысленный диалог субличностей постоянно происходит в нашем сознании. И именно таким образом мы приходим к конструктивному решению возникающих перед нами проблем. Поскольку субличности выполняют разные функции, важен баланс между ними.


Упражнение 3. «Сказочные решения несказочных проблем»


Любимые с детства персонажи сказок, фильмов помогут нам решить серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в настоящем времени, будучи взрослыми людьми.
Итак, давайте вспомним, какие проблемы Вас беспокоят, какие проблемы Вам надо решить. А теперь представьте своего любимого сказочного персонажа. Или придумайте своего собственного героя. Назовите его. Какие у него черты характера? Как он выглядит? Что он о себе думает? Какова его «Я-концепция»? Теперь, когда Вы хорошо представили себе своего героя, попробуем от его лица решить Вашу проблему.
Всякая сказка начинается с зачина, или завязки. Сочините зачин для своей сказки. Теперь по кругу расскажем зачины своих сказок. После этого трудности каждого стали немного понятны группе. Чьи зачины оказались похожими? Сядьте рядом. Дальше будем работать в парах.
Каждая пара придумывает дальнейшее развитие общей сказки, в которой две сюжетные линии пересекаются и порождают новые повороты сюжета. Г лавное в дальнейшем развитии, чтобы герои нашли способы решения сложных вопросов, с которыми они столкнулись. На сочинение общей сказки парам дается около 10 минут.
По прошествии этого времени каждая пара рассказывает свою сказку всей группе. Обычно, один участник пары рассказывает, другой при необходимости дополняет.
На этом этапе участники, как правило, пользуясь языком сказки, пересказывают те попытки, которые были предприняты ими ранее. Возможно, кто-то воплощает тот вариант решения проблемы, который был отвергнут им в жизни. Или не принес желаемого результата.
Таким образом, участники «отыгрывают» уже известные им решения.
В процессе работы в парах для каждого участника раскрываются новые варианты решения сложных обстоятельств, предъявленных им жизнью. Появляются идеи по поводу новых вариантов их решения. Именно это воплощается на следующем этапе упражнения.
Коуч внезапно сообщает, что с его точки зрения, все сказки остались незавершенными и необходимо сочинить их продолжение. Вот этот этап и является самой важной частью тренинга, поскольку открывает новые горизонты для решения жизненной проблемы каждого участника. Именно на этом этапе человеческий мозг начинает продуцировать самый эффективный способ решения свой «несказочной» проблемы.
Ведущий сообщает участникам, что теперь их герои получают волшебное средство, с помощью которого легко разрешат свою трудную ситуацию, но для этого они должны чем-то поступиться взамен. Кто может им помочь, какое волшебное средство героям вручается и чем они должны за него заплатить, рассказчики думают вместе, продолжая в парах сочинять свою сказку.
На завершающем этапе тренинга участники рассказывают окончания своих сказок, а коуч задает вопросы, подчеркивающие незначимость материальных ценностей для героев сказок и ориентирующих участников на осознание жертв, которые их сказочные герои (а значит, и сами участники) готовы принести в обмен за решение свое проблемы. Стоит ли цель героя этих жертв?
Таким образом, отыгрывая в сказочном сюжете проблемную ситуацию, участники приходят к выводу о ценностях жизни, мнимых и реальных.


Упражнение 4. «Внутреннее кино»


Ведущий просит участников вспомнить какую-либо жизненную проблему, беспокоящую их в данный момент, решение которой они ищут, и кратко, в 1-2 предложениях, записать суть данной проблемы (2-3 минуты). Потом их просят представить, что им нужно написать киносценарий, который бы позволил экранизировать их проблему. Сценарий должен включать описание 4-5 коротких сцен, или кадров, отражающих сущность проблемы и возможные способы ее решения. При подготовке описания каждой из сцен нужно дать ответ на следующие вопросы: Где происходит действие, какие герои в нем участвуют?
Каковы цели этих героев, какими способами они к ним стремятся? Что конкретно они делают, какие реплики говорят?
На подготовку сценария отводится 8 - 12 минут. Не обязательно создавать подробное описание, однако ключевые моменты каждой из сцен желательно зафиксировать в письменной форме. Когда сценарии готовы, участников просят закрыть глаза, расслабиться и представить себе, что они сидят в кинотеатре и видят на экране кадры, отснятые по их сценариям (2-3 минуты). Желательно, сопроводить этот этап спокойной, расслабляющей музыкой. Когда эта часть работы завершена, участников просят минуту-две спокойно посидеть и поразмышлять, какое впечатление произвели бы на них эти кадры, будь они действительно кинозрителями, и какие выводы они бы сделали для себя, увидев такой кинофрагмент.
Упражнение предъявляет повышенные требования к интеллектуальным возможностям участников, подразумевает развитость их воображения и способность к зрительному представлению возникших идей. Следует избегать его проведения в группах, участники которых не обладают такими качествами.
Смысл упражнения в ознакомлении участников с одной из техник психологической работы с проблемами - деперсонализацией. Суть этой техники состоит в том, что человек представляет себе беспокоящую его проблему как нечто, не имеющее отношения к нему лично, по отношению к чему он является лишь сторонним наблюдателем. Самый простой способ добиться такого эффекта - представить себя зрителем кино, в котором разыгрывается эта проблема, увидеть ее «на внутреннем экране». Это помогает снизить интенсивность связанных с данной проблемой эмоций и подойти к ее рациональному анализу, а также более полно осознать собственное поведение в этой ситуации.
В процессе обсуждения надо учитывать, что проблемы, вспомнившиеся участникам в ходе выполнения этого упражнения, могут носить весьма личный характер, потому нет смысла настаивать, чтобы все они подробно делились ими. Участников просят высказаться, какие выводы они сделали лично для себя из этого упражнения, а также поделиться своими соображениями на счет того, где в жизни можно использовать такую технику работы с проблемами.
Затем можно предоставить слово тем, кто желает более подробно рассказать о том, о какой проблеме размышлял и что конкретно оказалось в его сценарии.


Упражнение 5. « Через три года»


Участников просят составить список наиболее важных дел, занимающих их в данный период жизни, и тех проблем, над решением которых они работают (три - пять пунктов). Когда список составлен, участникам предлагается представить себе, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» - так, как будто с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы: Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме? Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии трех лет? Если бы такая проблема сейчас встала перед Вами, как бы вы стали ее решать?
Упражнение может выполняться в подгруппах по три-четыре человека, тогда каждый озвучивает пункты из своего списка и дает ответы на поставленные вопросы. Некоторые участники не хотят выносить подобный материал на публичное обсуждение и предпочитают работать индивидуально. Следует предоставить желающим такую возможность (в этом случае упражнение выполняется письменно, записи остаются у участника).
Смысл упражнения в том, что оно позволяет взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает участникам повод задуматься, какая деятельность для них действительно важна, а о чем через несколько лет они даже не вспомнят. Психологами установлено, что мы достигаем 80% успехов, затрачивая на это всего 20% усилий, а оставшиеся 80% наших усилий обеспечивают лишь 20% достижений. Мысленный «взгляд из будущего» помогает понять, какие же наши дела относятся к наиболее важным, обеспечивающим 80% жизненного успеха.
В процессе обсуждения участники пытаются ответить на вопросы: какие виды деятельности и проблемы представляются им с позиции «взгляда из будущего» наиболее важными, а какие - второстепенными? Насколько это совпадает с представлениями о важности (неважности) решения этих же проблем, если судить о них только с позиции сегодняшнего дня? О чем говорит ситуация, когда понимаешь, что через три года не вспомнишь ни одно из тех дел и проблем, которыми озабочен сегодня? Какой вывод сделал лично для себя каждый из участников этого упражнения?
Упражнение 6. «Лестница достижений»
Ведущий просит участников подумать о какой-либо цели, которой им хотелось бы достигнуть в течение ближайшего года, и кратко записать ее. После этого они рисуют на листе бумаги формата А4 лесенку из шести ступенек. Нижняя ступенька обозначает состояние, когда эта цель поставлена, верхняя - когда она осуществлена полностью. Участников просят записать около первой и последней ступенек по два-три признака, обозначающие особенности ситуации, когда цель, соответственно, не достигнута либо достигнута полностью. После этого участников просят подумать, на какой ступеньке достижения цели они находятся в настоящий момент, обозначить эту позицию и записать две-три ее главные характеристики.
Когда эта часть работы завершена, перед участниками ставится главный вопрос: что конкретно нужно сделать, чтобы подняться в достижении цели на одну ступеньку выше? Для размышления дается полторы-две минуты, после чего участников просят записать или зарисовать основные соображения на этот счет. В заключение задается еще один вопрос: когда конкретно каждый из участников сделает то, что ему нужно для приближения к достижению цели на одну ступеньку?
Смысл упражнения состоит в совершенствовании техники целеполагания, которая помогает человеку конкретизировать желания, разбить достижение результата на этапы и облегчить переход от намерений к действиям.
В процессе обсуждения участников просят высказаться, какие выводы они сделали лично для себя при выполнении этого упражнения, а также, в каких жизненных ситуациях, с их точки зрения, целесообразно применять подобные техники. При желании, несколько участников могут более подробно рассказать, что за цель они поставили и какие действия запланировали для ее достижения.

Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. В. Мещерякова, Е. Е. Орлова, А. Е. Швецов, Е. В. Швецова. - Тамбов : Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Системные требования : ПК не ниже класса Pentium II ; CD-ROM- дисковод ; 33,5 Mb ; RAM ; Windows 95/98/XP ; мышь. - Загл. с экрана



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.