Целью данных тренинговых упражнений является сведение к минимальным проявлениям: 1) чувства тревоги, безотчетного страха; 2) раздражения, гнева и агрессии; 3) депрессивных переживаний; 4) чувства вины.
Помимо данных задач, тренинг выполняет функции обучения участников приемам самонаблюдения и самооценки, что позволит человеку в сложных ситуациях успешно справляться с проявлениями негативных эмоций. Необходимо отметить, что кроме основных целей, социально-психологический тренинг позволяет развить интерес участника к совершенствованию собственной личности; дает навыки управления своими мыслями, чувствами и поведением; формирует терпимость к чужому мнению; способствует развитию философского отношения к жизни и, в частности, глубокого осознания изменчивости бытия. Среди достижений участников тренинга необходимо отметить приобретение эмоциональной гибкости, т.е. развития эмоционального интеллекта, что присуще личности здорового человека, а также избавление от ложных психологических «защит», формирующих открытость к миру и готовность к переменам в своей жизни. Среди сопутствующих целей можно отметить формирование научного мышления, так как в ходе тренинга участник знакомится со специальной терминологией и логикой развития психологических закономерностей. Тренинг способствует вовлеченности в творческий процесс и развивает социальные навыки работы с людьми, поскольку для эмоциональной сферы здорового человека характерна увлеченность как качество, позволяющее добиться высоких результатов деятельности. Важным компонентом тренинга является осознание участником собственного «Я», признание себя как личности. В рассматриваемом комплексе тренинговых упражнений работа строится по трем основным направлениям, или блокам: психосоматика (или работа с мышцами тела); работа с личностными качествами и работа по развитию комуникативных навыков.
Блок I. ПСИХОСОМАТИКА
Часть 1. Работа с опорами
Упражнение 1. «Настрой»
Встаньте, закройте глаза, положите ладонь на солнечное сплетение. Именно оно является центром тяжести тела. Сделайте несколько глубоких вдохов, прочувствуйте, какую часть тела Вы ощущаете сейчас наиболее четко. Вытяните руки вперед, сожмите и разожмите пальцы, сделайте круговые движения кистями, локтями, плечами, сделайте наклоны вперед, в стороны, покрутите ногами в коленях. Поднимите руки, вращайте бедрами сначала в одну сторону. Потом в другую. Опустите руки, легко потрясите кистями, руками, плечами, коленями. Потрясли головой, сделали глубокий вдох и звуковой выдох. И в завершение упражнения потрясите всеми конечностями сразу. С закрытыми глазами замрите, остановите дыхание, прислушайтесь к своему телу. Восстановите дыхание, откройте глаза
Часть 2. Работа с агрессией
Упражнение 1. «Дышим вместе»
Г руппа становится в круг. Ноги широко расставлены. Вес тела необходимо перенести на пальцы ног, ноги слегка согнуть в коленях, тело расслабить. Все берутся за руки и дышат вместе, одновременно. Медленное и глубокое дыхание животом. На выдохе можно произвести звук без напряжения голосовых связок. Посмотрите на участника, находящегося напротив, посмотрите ему в глаза. Прислушайтесь к ощущениям в теле. Повторяйте дыхание не мене 16 раз. Отпустите руки соседей. Медленно вдохните полной грудью. Встряхните руками, ногами, всеем телом, свободно свесив руки и попеременно сгибая и выпрямляя колени. Легко попрыгайте, делая небольшие паузы между прыжками. Упражнение 2. «Борьба взглядов» Упражнение выполняется в парах. Участники садятся друг против друга. Смотрят друг другу в глаза. Затем по команде (условному знаку) ведущего (коуча, модератора) один участник пары начинает пристально смотреть своему партнеру в глаза, пытаясь подавить его взглядом. Когда цель будет достигнута, надо замереть на 2-3 секунды, «подержав» взгляд. После этого взгляд «подавленного» начинает набирать силу, а взгляд «подавившего» - терять ее. Позиции членов пары выравниваются. Они меняются ролями. Проделайте так несколько раз. По окончании упражнения позиции участников снова выравниваются.
Упражнение 3. «Скала»
В этом упражнении коуч берет на себя роль «агрессора». Участник занимает позу «непробиваемой скалы» и, расставив ноги на ширину плеч и скрестив руки на груди, дышит спокойно, смотря при этом в одну точку. «Агрессор» подходит к «скале» и пытается вывести из равновесия, вызывающим тоном выкрикивая агрессивные фразы: «Думаешь, ты самый главный? Что, считаешь себя самым сильным? Думаешь, ты непробиваемый?» и т.д. «Скала» спокойно и невозмутимо смотрит в глаза агрессору, не произнося ни звука. Про себя повторяет фразы «Я скала. Меня не пробьешь. Сила в спокойствии».
Упражнение 4. «Монах»
Действие похоже на предыдущее. Участник, он же «монах», стоит в спокойной позе, а вокруг него «беснуются» агрессоры. Можно привлечь других участников в роли насмешников. Модератор-агрессор произносит конфликтные фразы, производит агрессивные жесты, другие смеются над «монахом», задают провокационные вопросы и т.п. Участник не обращает на них никакого внимания, даже не смотрит в их сторон у и, глубоко погрузившись в смысл слов произносимой фразы, про себя читает «Иисусову молитву»: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Затем участники меняются ролями.
Часть 3. Работа с границами «Я»
Упражнение 1. «Границы»
Упражнение выполняется в парах. Оно позволяет очертить границы персонального пространства, вторжение за пределы которого повлекут за собой негативные реакции личности, обращенные как на себя, так и на их «нарушителя». При выполнении этого упражнения участники на расстоянии десяти метров становятся лицом друг к другу, при этом один участник остается на месте, другой начинает медленно к нему приближаться. Как только первый начинает испытывать дискомфорт от приближения напарника, он пытается его остановить, при этом не произнося ни слова, но показывая жестами, мимикой, пантомимой, что «нарушителю» следует остановиться. После этого оба анализируют, какие телесные ощущения они испытывали и делятся своими мыслями с группой. Важно ответить на вопросы, чувствовали ли «нарушители» границу чужого личного пространства, кто дошел до нее, кто остановился раньше, кто позволил подойти к себе ближе, кто дальше и почему?
Часть 4. Работа с образом «Я»
Упражнение 1. «Люблю себя со всеми своими особенностями»
Данное упражнение позволяет выявить локализацию мышечного блока, связанного с основной проблемой участника. Участники стоят в круге. Коуч просит каждого по очереди выходить в центр и произносить фразу «Я люблю себя со всеми своими достоинствами и недостатками». Как сам участник, так и другие члены группы и коуч наблюдают, в каких группах мышц при произнесении были зажимы, какова его невер- балика (жесты, мимика, движения тела), использовались ли другие вербальные средства, с какими эмоциями была произнесена фраза и т.п. Участник делится с группой, было ли ему легко или сложно произнести эту фразу, чувствовал ли он мышечное сопротивление в каких-либо участках тела.
Упражнение 2. «Танец - визитка»
Группа садится в круг «у костра». Модератор «вождь племени» дает инструкцию: «Мы все члены одного великого племени «танцевальники» и наше главное средство общения - танец. Мы при знакомстве спрашиваем друг у друга: «Как ты танцуешь?» При встрече бросаем фразу: «Как танцуется?» Когда делаем замечание, говорим: «Не тот танец ты танцуешь!» или: «Под чужую дудку пляшешь!». Опустившемуся ставим диагноз: «Доплясался!». Племя, слушай задачу - протанцевать танец, который позволил бы остальным членам племени познакомиться с вами, танец - визитную карточку. Раскройте ваши души, покажите истинные лица всему племени». Сюжет тренинга такой: один из участников выходит в центр круга и танцует свой танец, показывая свой «танцевальный портрет». Танец продолжается до тех пор, пока все не побывают в центре круга. По окончании танцев члены группы обмениваются впечатлениями - участники угадывают содержание «визитки», а каждый танцевавший объясняет свой танец. Эффективны разные варианты этого упражнения, связанные с выражением в танцевальной форме традиционных составляющих Я-концепции: «Я - реальное», «Я - идеальное», а также «Я - глазами других». Например: один из участников выходит в центр круга и танцует сначала танец «Какой я есть на самом деле», затем - танец «Каким бы я хотел быть», после этого - «Каким меня видят другие». Для начала тренинга такой вариант слишком сложен. Его можно использовать, когда группа станет достаточно раскрепощенной и дружной. Можно для начала упростить задачу таким образом - группе сначала танцевать «Я - реальное», затем всей группой «Я - идеальное», «Я - глазами других». Танец в данном случае является материалом для последующего обсуждения.
Упражнение 3. «Красная дорожка»
Тренинг «Красная дорожка» направлен на развитие уверенности в себе, повышение самооценки, умение раскрепоститься, снятие мышечных зажимов. Ведущий говорит участникам, что сейчас они пройдут по красной дорожке кинофестиваля в образе знаменитых кинозвезд. Их дефиле будет снято на видеопленку. По окончании тренинга можно будет просмотреть видеозапись и оценить свое исполнение. Далее участники поочередно идут по «красной дорожке». Это упражнение можно выполнять с музыкальным сопровождением. В конце упражнения участники отвечают на вопросы, легко ли было чувствовать себя в заданном образе, удалось ли полностью раскрепоститься, чувствовались ли мышечные зажимы, были ли внутренние препятствия к исполнению роли, насколько в этом им помогли «звезды». Просмотр видеозаписи помогает установить, насколько хорошо каждый участник исполнил задание, соответствует ли реальное исполнение его представлению о том, как он это сделал. Упражнение можно усложнить, попросив участников представить себя в роли любимого актера или актрисы, известных всем. Группа пытается угадать, в образе какого актера участник прошел по красной дорожке. Далее группа обсуждает результаты. Кто был самым убедительным в исполнении роли, какие общие черты есть у участника и у его любимого актера.
Упражнение 4. «Идеальное Я»
Участникам раздают листы бумаги и карандаши. Они сгибают лист вдоль пополам и в верхней части первой из образовавшихся колонок пишут «Идеальное Я». Далее участникам предлагается представить образ идеального человека и написать не менее 20 черт его характера. Затем участникам предлагается отогнуть вниз эту часть листа так, чтобы написанного не было видно, и перейти к заполнению второй колонки, которую называют «Реальное Я». В этой колонке каждый пишет свои собственные характерные черты, так же не менее двадцати. На эту работу отводится 10 - 15 минут. По окончании этого этапа участников просят развернуть лист, подчеркнуть совпадения в двух колонках и проанализировать, насколько близко или далеко находится человек от достижения своего идеального «Я», а также, что необходимо сделать, чтобы достичь желаемого идеала.
Упражнение 5. «Я - глазами других»
Участники садятся в круг. Упражнение похоже на предыдущее, только в данном случае обе колонки будут на правых сторонах согнутого листа, сгиб которого должен оказаться по левую руку от человека. При этом одну колонку называют «Я - реальное» и располагают ее на правой внутренней стороне листа, в нее каждый участник вписывает свои собственные, по его мнению, основные черты. Количество черт равно количеству участников тренинга минус один. Вторую колонку размещают на внешней стороне согнутого листа, участник озаглавливает ее «Я - глазами других» и пишет свое имя в самом низу этой колонки. Затем согнутый вдоль лист с заполненной внутри первой колонкой, содержание которой не могут прочесть остальные, он передает своему соседу справа. Тот в верхней части листа в графе «Я - глазами других» пишет одну самую яркую характерную черту этого человека. Затем сгибает сверху этот (уже сложенный вдвое) лист так, чтобы прикрыть свою запись от остальных, и, в свою очередь, передает его своему соседу справа с тем, чтобы он также вписал самую яркую, на его взгляд, черту владельца данного листа. Таким образом заполняются листы всех участников. Останавливается этот этап упражнения, когда каждый лист, пройдя по кругу, в скрученном состоянии возвращается к своему владельцу. Теперь каждому владельцу можно полностью развернуть лист и проанализировать, насколько совпали его самооценка - «Я - реальное» и сооценка его характерных черт группой - «Я - глазами других». В завершение тренинга каждый участник по желанию сообщает, какие открытия он совершил, узнав, каким видит его группа, что было новым, а что было предсказуемо для него в этих характеристиках, от каких черт характера из названных самим собой и другими он намерен избавиться, а какие черты он намерен развивать и совершенствовать в себе.
Часть 5. Работа с мышечными блоками
Упражнение 1. «Мышечная гимнастика»
При выполнении этого упражнения надо помнить о дыхании. Это касается и упражнений, выполняемых с напряжением, и выполняемых с расслаблением. Дышать следует животом, медленно и глубоко. Вам надо будет контролировать напряжение только тех мышц, которые нужны для выполнения каждого движения. Мышцы, не задействованные в упражнении, должны быть свободны и расслаблены. Мышцы надо напрягать максимально сильно и удерживать в напряженном состоянии до полного изнеможения. После этого мышцы нужно максимально расслабить. При выполнении каждого движения сосредоточьте внимание на ощущениях в напряженных и расслабленных мышцах. Выполняя это упражнение, напрягаем разные группы мышц, от лица до ног. Обратите внимание на лицо: надо поднять брови так высоко, насколько это возможно, некоторое время надо держать их, пока не устали мышцы, которые участвуют в этой работе. Затем необходимо сильно зажмуриться и тут же мгновенно расслабить веки и глаза. Следующая группа мышц - это мышцы губ. Попробуйте как можно шире улыбнуться, после этого сложите губы трубочкой, как будто целуете кого-то в щеку. Затрагиваем другую группу лицевых мышц - пытаемся раскрыть рот широко, насколько возможно. После этого расслабляем мышцы рта и медленно его закрываем. Становится понятно, что в этих упражнениях напряжение следует за расслаблением. Теперь уделяем внимание плечевому корпусу. Пробуем поднять плечо и коснуться мочки уха. Голову держим прямо. Резко расслабляем мышцы. Так же выполняем с другим плечом. При этом чувствуем, что плечи становятся более «тяжелыми». Теперь наше внимание переходит на руки. Чередуем сжатие обеих кистей в кулаки (держим несколько секунд) и резкое расслабление. Замечаем, что пальцы начинают покалывать и становятся теплее. Наше внимание перемещается на мышцы бедер и живота. Садимся на стул, поднимаем ноги перед собой и держим до усталости бедер. Расслабляем мышцы. После этого напрягаем продольные мышцы - пытаемся с силой «вдавить» ступни в землю. Резко расслабляемся и сосредотачиваемся на легкости и расслаблении в верхней части ног. На очереди ступни. Сидим на стуле, стопа полностью на полу. Надо поднять высоко вверх только пятки. Чувствуем напряжение в икрах и ступнях. Расслабляемся. Затем поднимаем носки. Чувствуем напряжение в ступнях и передней части ног. Сбрасываем напряжение, пытаемся вчувствоваться в ощущения мышц нижней части ног. Завершающий этап этого упражнения выполняется в положении лежа. Попеременно, не совершая движений, напрягаем группы мышц, на которые были выполнены предыдущие упражнения. Дыхание «животом» - брюшное, с участием нижних долей легких.
Блок 2. РАБОТА С ЛИЧНОСТЬЮ
Во втором блоке тренинга пытаемся найти «договориться» с самим собой. Важными вопросами, на которые ищем ответ, являются вопросы смысла и целей жизни. Что самое важное для меня в жизни, каковы мои жизненные цели, что мешает мне их достичь, что помогает, какими жизненными стратегиями я руководствуюсь, способствуют ли они построению желаемого образа жизни, что мне нужно изменить в себе, чтобы сформулировать программу совершенствования собственной личности и построить ее на осмысленности и позитивном восприятии себя и окружающего мира. Коль скоро мы заговорили о жизненном сценарии, необходимо вспомнить, что его идея принадлежит автору транзактного анализа Э. Берну, в которой одними из самых главных терминов, наряду с транзакцией, являются понятия Эго-состояний личности и жизненного сценария. Рассматриваемый блок состоит из двух частей.
1. Самодиагностика - кто я (определение эго-состояний) 2. Мой жизненный сценарий.
Часть 1. Самодиагностика
Американский психолог Э. Берн предложил рассматривать структуру личности как совокупность трех эго-состояний личности: Родитель, Взрослый, Ребенок. Каждое эго-состояние имеет свои образцы чувств, мышления, поведения. Эго-состояние Взрослого характеризуется способностью индивида объективно оценивать события действительности на основании информации, которая была получена как результат собственного опыта. На основе объективной информации человек способен принимать адекватные решения в любой ситуации. Следовательно, Взрослый беспристрастно обрабатывает полученную информацию, делает разумные выводы и принимает взвешенные решения. Эго-состояние Родитель оценивает и поощряет. Оно представляет собой структуру, построение которой зависит от полученных в течение жизни наставлений, поучений, правил поведения и социальных норм, продиктованных авторитетными для данного человека лицами, и, прежде всего, родителями или заменяющими их лицами, воспитателями, учителями. Родитель в соответствии с трактовкой Э. Берна может быть Опекающий (советы, забота, поддержка) и Контролирующий (критика, требования, наказания). Что касается эго-состояния Ребенок (Дитя), то это эмоции человека в чистом виде. Эмоции могут проявляться двумя паттернами. Свободный Ребенок характеризуется наличием таких качеств, как непосредственность, доверчивость, любопытство, открытость, капризность и эгоцентризм. Детский эгоцентризм проявляется в убеждении Ребенка, что весь мир вращается исключительно вокруг него и живет для него. Другая сторона эго-состояния Ребенок - Приспосабливающийся (у Э. Берна Адаптивный) Ребенок. Для него характерно желание во что бы то ни стало угодить родителям, адаптироваться под их требования, соответствовать родительским ожиданиям, подстроиться под других и даже пренебречь своей индивидуальностью. У такого Ребенка может сформироваться неуверенность в себе, робость в общении, чрезмерная застенчивость. Из-за чрезмерных требований к Ребенку может сформироваться другая, разрушительная сторона поведения этого эго-состояния - Ребенок Бунтующий, или Отчаявшийся, характеризующийся необъяснимым бунтарством и непокорностью. Это эго-состояние возникает в тех случаях, когда человек не получает любви и принятия и не верит, что сможет удовлетворить свою потребность в них; он ведет себя грубо и конфликтно, не хочет понимать и прислушиваться к разумным доводам Родителя и Взрослого. При этом Ребенок не осознает, что такое поведение травматично по отношению к самому себе.
Упражнение 1. «Я человек, который...»
Для выполнения этого упражнения надо взять лист бумаги и написать фразу: «Я человек, который...». Затем в последующие две минуты написать всевозможные способы окончания этой фразы. Долго не задумываясь. Как только отведенное время окончилось, расслабьтесь, отвлекитесь - пройдите по комнате, посмотрите в окно и т.п. После этого продолжите упражнение. Вам надо «войти» в Эго-состояние Взрослого. Необходимо проверить, соответствует ли действительности каждый написанный Вами вариант, не было ли при его написании «участия» Ребенка. Проанализируйте, какие фразы или слова были написаны с позиции Ребенка. Постарайтесь перефразировать их от «лица» Взрослого. Если, например, в Ваших вариантах есть такая фраза: «Я не умею ладить с людьми», переделайте ее так: «Я вполне здравомыслящий и доброжелательный человек и могу ладить с людьми». Теперь Вам предстоит изменить все «продиктованные» Ребенком варианты. После того, как Вы исправите фразы Ребенка, возьмите другой лист бумаги. Вам предстоит за следующие две минуты записать те установки и убеждения, которые Вы слышали от своих родителей и значимых взрослых. Точно так же, как раньше, отредактируйте варианты своих ответов с позиции Взрослого. Взгляните на Ваш список Родительских слоганов, девизов и убеждений. Пометьте, какие из них отражают действительность, а какие написаны «под диктовку» Родителя. Если необходимо, поменяйте некоторые варианты на «взрослую» реальность. Например, если Вы написали «при неудаче пробуй сделать еще и еще раз», подумайте, не будет ли лучше сформулировать это таким образом: «при неудаче попытайся изменить свое поведение так, чтобы задуманное получилось».
Упражнение 2. «Анализ эго-состояний»
Для этого упражнения необходимо располагать достаточным количеством времени. Подберите уютное, уединенное место и задумайтесь о следующих вопросах: Каков Ваш эго-Родитель? В начале размышлений вспомните, какие образцы поведения вы позаимствовали у своих родителей. Определите родительские утверждения, которые идут вразрез с Вашими установками или даже смущают Вас. Каков Ваш эго-Взрослый? Вспомните жизненные ситуации, когда Вам пришлось самостоятельно принимать разумные решения. Вспомните ситуации, когда Вы были раздражены, подавлены, агрессивны, но при этом не потеряли способности разумно и верно действовать, хотя Ваши чувства были далеки от позитивных. Каков Ваш эго-ребенок? Вам предстоит вспомнить, как Вам удавалось перехитрить других или манипулировать ими, или капризничать, чтобы добиться своего. Не продолжаете ли Вы и сейчас подобным образом добиваться своего? Ответьте себе на вопросы: «Что доставляло мне настоящую радость в детстве и что я до сих пор выполняю с удовольствием?».
Упражнение 3. «Родитель, Взрослый и Ребенок в Вашей личности»
Теперь Вам предстоит проанализировать осуществляемые Вами эго-состояния. 1. Не слишком ли часто Вы бываете в эго-состоянии Родителя? Можете ли Вы контролировать свою агрессивность в этом состоянии? Обвиняют ли Вас в стремлении излишне контролировать других? Разрешаете ли Вы другим проявить самостоятельность? Раздаете ли Вы советы, поучаете ли, даже когда Вас не спрашивают? Считаете ли Вы себя всегда правым? Если Вы представите себе группы людей, с которыми Вам приходится взаимодействовать, можете ли Вы сказать, что в этих группах присутствует согласие? Или в них много разногласий? Можете Вы представить себе Ваших родителей в этих группах? В каких из групп они могли бы присутствовать? В этих группах ценят креативное мышление или подавляют его? Есть ли общие ценности в тех группах, в которые Вы входите? Люди в группе, к которой Вы принадлежите, решают ли проблемы, о которых говорят? От ваших решений зависит ли деятельность группы? Даете ли Вы советы, как надо поступать тому или иному человеку? Нравится ли вам поощрять поиск и самостоятельное решение проблем? Как часто в Вашей речи присутствуют директивные фразы типа «Вы обязаны это предоставить», «Вам надо выполнить», «Вам следовало бы поступить таким образом» и т.п. Вы произносите эти фразы, находясь в эго-состоянии Взрослого или Родителя? Какие темы вызывают у Вас неудовольствие и даже раздражение? Какие темы Вам приходится неоднократно повторять, испытывая негативные эмоции при этом? 2. Попробуем определить, не бываете ли Вы слишком часто в состоянии Взрослого, не злоупотребляете ли им? Было ли такое, когда Вы казались себе слишком рациональным, сухим, логичным, лишенным эмоций? Вас практически не смешат хорошие шутки? Вам не свойственна детская непосредственность в выражении радости или неудовольствия? Вы всегда разумно тратите деньги, не делаете непредвиденных покупок, незапланированных подарков? Вы трудоголик и не можете отвлечься и отдохнуть? Ваш круг общения - это коллеги, с которыми Вы решаете исключительно деловые вопросы? Вы похожи на «человека-компьютера»? О Вас говорят, как о сухом, неразговорчивом человеке? Не считают ли Вас слишком серьезным? Вам тягостно на семейных праздниках и дружеских вечеринках? Нет ли в позиции Вашего Взрослого желания оправдать свои недостатки? Осмеливаетесь ли Вы опровергнуть мнение своего Родителя, касающееся Ваших отношений с окружающими? 3. Отрефлексируйте на Ваше эго-состояние Ребенка. Не злоупотребляете ли Вы своим эго-состоянием Ребенок? Есть ли люди, которые управляют, командуют, советуют Вам, как жить и действовать? Часто ли Вас «ставят на место»? Часто ли вам помогают справиться с тем или иным делом? Ответьте себе на вопрос, как проводит время группа, в которой Вы состоите? Вы собираетесь вместе для развлечений и беззаботного веселья - Вашей группе интересны походы в кино, на концерты, встречи по поводу дней рождения, праздничные вечеринки? Часто ли, собираясь, вы обсуждаете политические вопросы или критикуете начальство? Есть ли у ваших друзей оппозиционные желания, слова о ниспровержении авторитетов? Чувствуете ли вы себя революционерами, оппозиционерами? Свойственно ли Вам постоянно обращаться за помощью, поддержкой, одобрением окружающих? Нуждаетесь ли Вы в сочувствии и подтверждении своего статуса? Часто ли вызываете окружающих на комплименты? Бывает ли, что Вы устраиваете скандалы с рыданиями и капризами? Если Вы вспомните десять самых близких своих друзей и родственников, подумайте, нет ли среди них тех, кто выполняет в Вашей жизни роль родителей? Вы не против передать им инициативу и подчиниться им, сняв с себя ответственность? Свойственно ли Вам произносить фразы: «не хочу», «не могу», «меня все замучило», «все мне надоело», «караул, помогите»?
Упражнение 4. «Вопросы Взрослого о смысле жизни»
Все мы рано или поздно начинаем задумываться над тем, кто мы на самом деле, о смысле своей жизни, о своей главной задаче, о своей миссии. В ваших силах сделать своего Взрослого более сознательным, задавая себе вопросы: Кем я чувствую себя (с точки зрения моего Ребенка), по мнению моего Родителя, по информации, обработанной моим Взрослым? Как относятся ко мне другие люди, моя семья, друзья, коллеги, как к Родителю, Взрослому или Ребенку? Кем и каким я себя вижу сейчас, через пять, десять, двадцать лет? Какие способности мне надо развить, чтобы стать таким, как я хочу? Какие препятствия могут возникнуть на этом пути? Что я собираюсь делать со своими возможностями и ограничениями? Ценю ли я то, что увеличивает мой потенциал? Ценю ли я то, что помогает другим развивать их способности? Как я бы мог развить в себе качества успешного человека?
Часть 2. Мой жизненный сценарий
Упражнение 1. «Ваш сценарий»
Для выполнения этого упражнения необходимо взять ручку и лист бумаги и написать ответы на следующие вопросы. Надо работать быстро, записывать первый пришедший на ум ответ. Какое название Вы дадите своему жизненному сценарию? Будет ли он сценарием Счастливчика или Неудачника? Победный или трагичный? Интересный или скучный? Попробуйте представить финальную сцену в Вашем жизненном сценарии. Этот листок надо сохранить и просмотреть его вновь, когда у Вас накопится больше информации о Вашем жизненном сценарии.
Упражнение 2. «Расшифровка жизненного сценария»
Разгадку вашего жизненного сценария могут содержать ваши любимые сказки, фантазии, сны и грезы. Дайте волю своему воображению при выполнении расшифровки сценария. Пусть образы свободно появляются и проплывают перед Вашим внутренним взором. Прочувствуйте каждый образ. Какие эмоции возникают в связи с каждым образом? Когда накопится определенное количество воспоминаний, образов и представлений, можно будет приступить к анализу и расшифровке. Это упражнение можно выполнять не только в группе или в паре, но и индивидуально. Если Вы работаете самостоятельно, запишите Ваши ответы на диктофон. Затем прослушайте запись несколько раз и доверьтесь интуиции. Эти образы дадут большой объем информации о Вашем жизненном сценарии. Эти открытия могут Вас удивить. Будьте готовы к тому, что Вам придется испытывать сильные эмоции, которые могут Вас захватить. Детские переживания, актуализированные в памяти, могут возобновить как позитивные, так и негативные чувства. В случае негатива, упражнение можно прекратить, переведя внимание на предметы окружающей обстановки. Чтобы отвлечься, необходимо сконцентрировать внимание на любом предмете в комнате. Возвращению к реальности будет способствовать сосредоточенность внимания на форме, цвете, предназначении предмета. Можно вспомнить об обычных ежедневных делах - как домашних, так и профессиональных. В целях повышения эффективности анализа образов можно направить его по основным векторам: герой, сказка, сон, представление. Герой. Есть ли у Вас любимый герой или героиня? Кто он (она)? Это может быть персонаж сказки, кино- или мультгерой, герой книги и реальный человек. Первый образ, который Вам вспомнился, и будет самым значимым для Вас. Представьте себя этим героем, включите диктофон и говорите о себе столько, сколько Вам хочется. Начинать надо со слова «Я...». Сказка. Припомните повествование, которое легче других вспоминается. Выбрать можно рассказ, стихотворение, песенку, миф, легенду - все, что угодно. Можно просто пересказать произведение, но лучше сделать интерпретацию, или дополнить своим сюжетом, представив себя каким-либо героем, стихией или животным. Важно, чтобы рассказ звучал от первого лица. Сон. Вспомните какой-нибудь свой наиболее яркий сон. Перескажите его в настоящем времени. Потом представьте себя, как и ранее, неким персонажем или даже предметом и расскажите о себе от его имени. По окончании рассказа проанализируйте свои эмоции. Насколько было интересно и комфортно? Позитивный ли получился сюжет? Если коллизии не комфортны, можно изменить действие.
Упражнение 3. «Ролевые персонажи»
Проанализируйте свое общение с окружающими в последнее время. Подумайте, какую роль вы исполняли чаще Жертвы, Преследователя или Спасителя? Менялась ли ваша ролевая направленность в зависимости от ситуации? Задумайтесь, на каких литературных героев похожи ваши роли?
Упражнение 4. «Жизненный спектакль»
Вообразите, какой-либо отрезок вашей жизни как театральный спектакль. Проанализируйте, сколько энергии Вы расходуете на проигрывание определенных жизненных сцен. Подумайте, от кого зависит направленность этих сцен. Испытывайте ли Вы удовольствие от реализации своих способностей в различных перипетиях жизни.
Упражнение 5. «Действующие лица»
Представьте перед своим внутренним взором тех людей, которые наиболее активно участвуют в Вашем жизненном спектакле. На листе бумаги начертите три колонки и озаглавьте их: время, энергия, интерес. Расположите каждого из «действующих лиц» в той или иной графе, в зависимости от времени, которое Вы расходуете на этого человека, энергии, которую Вы на него затрачиваете и интереса, который Вы к нему испытываете. А теперь посмотрите на себя глазами этих людей. Сколько времени они затрачивают на Вас, сколько энергии вкладывают во взаимоотношения с Вами и насколько искренний интерес к Вам испытывают? Считаете ли Вы, что эти люди тем или иным образом помогают Вам в осуществлении Ваших планов? Признайтесь себе честно, с кем из этих людей и в каких ситуациях Вы ведете себя, как притворщик, а с кем и в каких ситуациях Вы искренни?
Упражнение 6. «Идентичность и имя»
Давайте подумаем, есть ли связь между Вашим именем и жизненным сценарием. Повлияло ли когда-либо Ваше имя на события в вашей жизни? Как и с кем Вы себя идентифицируете в связи с именем, которое носите? Вспомните, рассказывали ли Вам, кто дал Вам имя, почему Вас назвали этим именем, в честь кого Вас назвали. В связи с Вашим именем не было ли у ваших родителей особых ожиданий от Вас? Приятно ли для Вас, когда Вас называют по имени или не приятно? Любите ли Вы свое имя? Хотя бы раз в жизни называли ли вас именем, не соответствующим Вашему полу? Было ли у вас когда-либо обидное прозвище? Ваше имя очень распространенное? Не чувствовали ли Вы себя частью толпы? Ваше имя редкое и особенное? Чувствовали ли Вы свою исключительность? Есть ли у Вас шутливое прозвище или ласковое имя? Как Вы получили их? Как называла Вас мама в детстве? Есть ли у Вас ласковые имена, которыми называют Вас окружающие, влияют на Ваше представление о себе? Как называют Вас сейчас, когда Вы стали взрослым человеком? Кто? На работе и дома Вас называют разными именами? С чем это связано, если это так? Как Вы предпочитаете, чтобы вас называли? Вы никогда не хотели сменить имя? С чем это было связано? Какие доводы Ваш Взрослый приведет для изменения имени?
Упражнение 7. «Изменение сценария»
В завершающем упражнении блока давайте проанализируем, что нового Вы открыли для себя, выполняя предыдущие задания. Теперь Вы можете определить, в каких ситуациях жизни Вы были Победителем, Побежденным или Нейтральным участником. Для каждого аспекта напишите, с помощью чего Вы могли бы стать Победителем вместо Побежденного или Победителем вместо Нейтрального участника. В чем будет выражаться Ваша победа? Каков будет ее результат? И в завершение сделайте следующее: для каждой ситуации сформулируйте пять действий, которые необходимо сделать в первую очередь для достижения победы. А теперь самое главное - каждый день выполняйте по одному действию, а достигнув успеха, без хвастовства поделитесь рассказом о нем с теми, кто Вас окружает дома или на работе.
Блок 3. РАБОТА С КОММУНИКАЦИЕЙ
В этом блоке уделим внимание Вашим отношениям и взаимодействиям с людьми. Мы живем в социуме, в окружении людей, и наши успехи, достижение цели или невозможность ее достичь напрямую зависят от качества отношений между нами и окружающими. На этой ступени Вам предстоит по-новому взглянуть на значимые стороны отношений с другими людьми. Части, которые мы рассмотрим в этом блоке: 1. Модель общения и рефлексия (обратная связь). 2. Роли в нашей жизни. 3. Решение проблем.
Часть 1. Модель общения и рефлексия (обратная связь)
Упражнение 1. «Раскрой себя»
Для этого упражнения нужны альбомные листы (или листы А4) и цветные фломастеры или карандаши. Ведущий дает задание нарисовать самих себя в виде растения. Затем каждому в группе надо нарисовать себя в виде любого животного. Рисунки схематичны. Участники их не подписывают. По окончании работы ведущий собирает рисунки раскладывает их на полу двумя группами: изображения растений в одной группе, животных - в другой. Участники тренинга подходят к рисункам с растениями и пытаются определить, кому какой рисунок принадлежит. При этом участники должны аргументировать свои догадки, т.е. ответить на вопрос, по каким признакам рисунка они догадались, кому он принадлежит и назвать имя художника. На следующем этапе упражнение усложняется. Теперь, когда художник рисунка с растениями известен, из второй группы изображений (с животными) надо выбрать рисунок, принадлежащий ему же. Упражнение можно модифицировать, попросив участников сразу же выбрать из обеих групп рисунков изображения одного стиля и только после этого определить их автора и назвать его имя. А далее участники пытаются охарактеризовать каждого автора и степень его раскрытия в изображениях.
Упражнение 2. «Мой портрет глазами окружающих»
Вариант I. Если Вы участвуете в групповом тренинге, коуч будет проводить с Вами следующее упражнение. Коуч, или ведущий, задает группе вопрос: «Кто хочет получить свой психологический портрет? Это будет не перечисление качеств личности, а рисунок на бумаге». Желающий участник занимает особое место. Коуч говорит дальше: - Остальные участники тренинга становятся художниками. Попытайтесь понять внутреннюю сущность сидящего перед вами человека. Определите его индивидуальность и самобытность. Каков цвет, форма и образ личности этого человека? Постарайтесь с помощью фломастеров и бумаги, находящихся перед Вами, изобразить сущность его души. Участники тренинга рисуют на протяжении пятнадцати-двадцати минут. Затем произведения выставляются на стульях, а «живописцы» вместе с натурщиком рассматривают картины. Все обмениваются впечатлениями, уточняют и объясняют увиденное, расшифровывают суть увиденного. Вариант II. Это упражнение можно обогатить, включив в него элементы для укрепления отношений внутри группы, которое в психологии называют сплоченностью. Кроме того, это упражнение будет способствовать развитию навыков эффективного общения среди участников тренинга. Для этого упражнение можно продолжить, не останавливаясь только на создании «портретов». С этой целью человек, с которого «писали портрет», просмотрев все рисунки, по просьбе ведущего группирует их по тем или иным признакам. Не имеет значения, сколько и каких категорий и критериев классификации будет при этом. «Натурщик», по желанию, может дать комментарий по своему способу классификации. Интересно будет услышать, что именно он выделит в рисунках, как общее. Каждый художник подходит к своему рисунку, таким образом формируются творческие подгруппы. Каждой подгруппе коуч вручает по большому листу бумаги и дает пояснение: «На ваших рисунках есть нечто общее, характеризующее изображенного человека. Найдите объединяющую черту и изобразите портрет, который обобщил бы все ваши изображения. Такая коллективная работа сплачивает группу и помогает точнее отобразить внутренний мир человека, явившегося натурщиком. В таком случае, изображение становится не просто портретом человека, но психологической картиной его внутренней сути, реальным отображением его души. Группе дается пятнадцать-двадцать минут для выполнения этого задания. По завершении работы «натурщик», по предложению ведущего, может высказать мнение, какой из обобщенных портретов совпадает с его представлением о себе, с его образом «Я».
Часть 2. Роли в нашей жизни
Упражнение 1. «Меняемся ролями»
Вариант I. Группа делится на две равные части. Первая часть формирует внутренний круг, это будут участники дискуссии. Вторая часть группы образует внешний круг, это будут наблюдатели. Участники дискуссии вытягивают карточки с именем какого-либо участника группы, находящегося во внутреннем круге. Ведущий должен проследить, чтобы никто не вытащил карточку со своим именем, поскольку главная задача этого упражнения - от лица другого обсуждать вопросы, которые будут предложены ведущим. Участники, находящиеся во внешнем круге, наблюдают за дискутирующими, при этом у каждого наблюдателя есть свой «подопечный». Коуч дает тему дискуссии, которая может касаться разнообразных вопросов: «Есть ли жизнь в других галактиках?», «В чем смысл жизни?», «Можно ли стать лучше?», «Что такое самосовершенствование?», «Что ожидает человечество через 100 лет?», «Какие черты в людях кажутся нам самыми привлекательными?» и т.д. Дискуссия во внутреннем круге может длиться от пяти до десяти минут. По окончании дискуссии наблюдатели высказывают свои предположения по поводу того, чью роль исполнял их «подопечный». После того, как группа выслушивает наблюдателей, каждый из участников дискуссии признается, чью роль он исполнял. Затем участники дискуссии и наблюдатели меняются ролями - наблюдатели становятся участниками дискуссии, а те становятся наблюдателями, и упражнение продолжается. Вариант II. В этом варианте участникам дискуссии предлагается играть роль кого-либо из внешнего круга, в котором находятся наблюдатели. При этом каждый наблюдатель пытается определить, кто из участников изображает именно его.
Упражнение 2. «Рекламный видеоролик»
Мы все хорошо знаем, что такое реклама. Мы смотрим рекламные ролики по телевидению и в Интернете постоянно, и прекрасно знаем, насколько разными могут быть способы позиционирования чего-либо. При этом мы настолько часто смотрим рекламные продукты, что уже стали специалистами в этой области. Поэтому, давайте создадим свой уникальный рекламный ролик. Смысл тот же, что и в деятельности профессионального рекламного агентства - позиционирование, продвижение, подчеркивание преимуществ какого-либо товара. Но рекламировать мы будем не товары, а участников нашего тренинга. Все участники берут карточку с именем одного из группы, в том числе, даже с его собственным. Дальше мы рекламируем того человека, который нам достался, не называя его имени. Более того, нужно представить этого человека в виде какого-либо товара или услуги. Подберите предмет, который, по вашему мнению, похож на участника тренинга. Может быть это шкаф, телевизор, жигуленок или лексус, мясорубка или шприц? А может быть, это автосервис, парикмахерская или больница? Г лавное, чтобы в рекламе были показаны отличительные черты и достоинства рекламируемого. Время подготовки - десять минут. Продолжительность рекламного клипа должна занимать не больше минуты. Все участники внимательно слушают и отгадывают, про кого идет речь. В конце тренинга происходит обсуждение эмоций и ассоциаций.
Упражнение 3. «Суд группы»
Добровольцам предлагается взвесить на «весах правосудия» положительные и отрицательные качества своей личности. На заранее подготовленных карточках пишется по одному качеству - позитивному и негативному (около 30 карточек). На ватмане, с нарисованными весами, игрок складывает свои качества, которые он проявил на тренинге. На правую - достоинства, на левую - недостатки. С этой целью игрок поочередно берет и зачитывает карточки. Остальные участники показывают «судебное решение» - согласны с наличием качества у игрока - палец вверх, нет - палец вниз. Если суд одобрил, игрок крепит карточку над соответствующими чашами магнитами или самоклейками. В итоге «весы правосудия» иллюстрируют психологический портрет личности игрока. Если процесс доставляет игроку дискомфорт, он может уступить место другому желающему игроку. Когда желающие заканчиваются, проводится анализ и обмен впечатлениями. Тренинг может быть жестким, поэтому ведущий должен следить за соблюдением этики, а также подчеркивать смелость всех решившихся на «суд».
Упражнение 4. «От сумы да от тюрьмы»
Мы с вами не бывали в тюрьме и не просили подаяния. Но не стоит забывать поговорку: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». По условиям нашего тренинга Вам надо представить себе гипотетическую ситуацию, которая потребует от Вас выбора либо сумы, либо тюрьмы. Из перемешанных карточек, половина из которых помечена буквой «Т», а половина - буквой «С», Вам надо выбрать одну. Посмотрите, что это за карточка. Вы можете поменять ее в соответствии со своим желанием. В соответствии с буквой Вы получаете ролевое задание. «Нищий» ищет признания своих заслуг, в то время как «подсудимый» подвергается оценке группы. Разница между ними в том, что первый сознательно хочет услышать положительные оценки, в то время как второй будет готов выслушать и критику, нечто нелицеприятное. Владелец карточки «нищего» имеет возможность попросить три «подаяния» - у него есть возможность обратиться к любым трем членам группы с тем, чтобы они назвали его главные достоинства. Критика и даже намеки на недостатки исключены. Тот, чья карточка имеет букву «Т» - «подсудимый». Он должен быть готов выслушать не только положительные отзывы о самом себе, но и негативные. Если конкретизировать задание, остальные участники должны назвать те или иные качества обладателей карточек. Затем коуч объявляет, что выбор сделан всеми и сначала просит выйти в центр тех, кто выбрал карточку «С», затем тех, кто выбрал карточку «Т». Начинают тренинг с «нищих». Каждый по очереди выбирает троих из группы и просит у них «подаяние». Обычно эта часть тренинга проходит быстрее. Что касается «подсудимых», оптимально количество для этой части тренинга - три человека. Если желающих больше, то из числа всех участников избираются «прокурор», «адвокат» и трое «судей», которые решают, кто из «подсудимых» предстанет перед судом. Оставшиеся становятся «свидетелями обвинения» и «свидетелями защиты». При этом «прокурор» может выбрать «обвинителей», а «адвокат» - «защитников». Таким образом, каждый в группе становится обладателем своей роли. Коуч с момента начала судебного разбирательства является независимым арбитром и секретарем. Всем трем сторонам - обвинителей, защитников и судей - дается около 10 минут на приготовление к «процессу». За это время они «оборудуют» зал суда и продумывают свои речи. Далее следует «процесс». «Главный судья» дает слово «прокурору». Задача «прокурора» - выдвинуть «обвинения» и требования признать «вину» «подсудимого». При этом он приводит реальные факты, когда подсудимый вел себя негативно, демонстрировал отрицательные черты характера. Выступающий посте «прокурора» «адвокат» опровергает обвинения и приводит противоположные факты, свидетельствующие о невиновности «подсудимого». Далее выступают свидетели со стороны обвинителя и защиты. Конечно, эти выступления должны быть регламентированы, одной-двух минут вполне достаточно, чтобы привести необходимые факты. Как и на реальном судебном процессе, у «судей», «прокурора» и «адвоката» есть право задавать вопросы свидетелям. Тренинг продолжается до тех пор, пока группе интересен процесс. Роль коуча - вовремя остановить игру, не дожидаясь снижения интереса участников. Тогда предоставляется «последнее слово» «подсудимому». Он соглашается или опровергает обвинения, выдвинутые против него. Финальная точка - произнесение «судьями» приговора, который выражается одним из слов - «виновен» или «не виновен». Приговор произносится «судьями» после нескольких минут совещания. Так же проводится и следующий процесс. Состав суда может остаться тем же, а может быть изменен при желании участников. По завершении тренинга всем участникам предоставляется возможность высказаться и по поводу суда, и по поводу «просьбы о подаянии». Коуч может предложить группе ответить на вопросы. Сложно ли было решить, какую роль выбрать - «нищего» или «подсудимого»? Что Вы думали о выборе ролей участниками? Совпал ли выбор ими ролей с Вашими ожиданиями? Почему Вы выбрали именно эту роль? Сложно ли «просить подаяние»? Как Вы чувствовали себя на скамье подсудимых? Понравились ли Вам роли «обвинителя» и «защитника»? Сложно ли было обвинять? Произносить похвалы? Были ли Ваши слова искренними?
Часть 3. Решение проблем
Упражнение 1. «Алгоритм решения проблем. Разговор со сменой позиций».
Каждый человек сталкивается с проблемами, требующими немедленного или отсроченного, но всегда разумного и адекватного решения. Попробуем описать алгоритм решения проблемы. 1. Как только проблема возникла, вызывая у нас внутреннее беспокойство, необходимо кратко сформулировать ее. Следовательно, необходимо определить проблему. В этом помогает поиск ответов на вопросы»: «Что меня беспокоит? Что меня тревожит? Что не так? Что происходит?». Запишите формулировку проблемы на листе бумаги. 2. Далее важно выяснить, в чем именно заключается проблема. Ответы на вопросы «Кто, что, когда, с какими намерениями и почему?» помогут конкретизировать цель решения проблем. На этом этапе мы должны наметить реалистичные цели для решения беспокоящей нас ситуации. Записываем цель решения проблемы или сложной ситуации, отвечая на вопросы «Что даст нам ее решение? К каким последствиям проведет?». 3. Выдвижение альтернатив. Чем больше у нас вариантов решения проблемы, тем реальнее избавление от нее. Необходимо записать на листочке все способы и пути решения. Пусть даже какие-либо из них кажутся нам малоосуществимыми. 4. Исследование вариантов решения проблемы, или исследование альтернатив. Необходимо проанализировать, осмыслить результаты реализации каждой альтернативы. Для этого можно ответить на вопросы: «Что произойдет в лучшем случае? Что получится в худшем случае? Что произойдет скорее всего? Можно идти методом «от противного», когда мы сначала вычеркиваем из списка наименее подходящий вариант, затем смотрим на оставшиеся, и уже из этого списка исключаем наименее подходящий и таким образом, анализируя плюсы и минусы каждого варианта, продвигаемся к определению единственно возможного решения. 5. Принятие решения. К этому шагу надо подойти со всей серьезностью, так как обозначенную Вами проблему за Вас не решит никто. Вы должны понимать, что за результаты решения проблемы ответственность нести будете именно Вы. 6. На этом этапе следует определить, как Вы будете решать проблему. Из каких задач она состоит. Запишите последовательность, или алгоритм, действий. Это будет для Вас планом решения Вашей проблемы. 7. Самый важный этап, на котором Вам предстоит действовать. При решении любой проблемы главное - вступить в борьбу с обстоятельствами, реализовать в жизни планы по решению проблемы. Обычно, это сложный этап. Так как на этом этапе от размышлений необходимо переходить к конкретным делам. Надо помнить, если ничего не делать, ничего и не изменится. 8. Рефлексия на результат. Оценка выполнения. Можете Вы похвалить себя за решение проблемы или что-то в ее решении вас не устраивает? Оцените результат. Все ли получилось? Полезным ли был для Вас этот опыт? Что изменилось в Вашей жизни после решения этой проблемы? Стало ли Вам легче жить? Насколько эффективен избранный Вами способ решения проблемы? Будете ли Вы в следующий раз при решении подобных проблем использовать этот же алгоритм или что-то измените? В любом случае, Вы сделали серьезный шаг в своем развитии, решившись преодолеть стоящую на Вашем пути проблему, и достойны похвалы.
Упражнение 2. «Диалог субличностей»
Попробуйте рассмотреть Вашу проблему с позиций трех субличностей, которые уживаются в каждом из нас. Субличности - это разные стороны Вашего «Я». Чаще всего, наш мысленный спор происходит от лица трех субличностей: Мечтателя, Скептика и Реалиста. В этом упражнении Вам предстоит вербализовать мысли каждой из Ваших Субличностей, чтобы понять, как мы приходим к тем или иным выводам, касающимся решения важной для нас проблемы. Мечтатель - это вечное Дитя, оптимистичное, креативное начало нашего «Я». Мечтатель уверен, что все проблемы разрешатся, он смело предлагает необычные решения проблем, мыслит нестандартно, способен к генерации свежих идей, уверен в себе, оптимистичен, его воображение не имеет границ. Скептик - пессимист. Абсолютная противоположность Мечтателю. Это вечный критикан. Может «разбить» в пух и прах любую идею Мечтателя. Как правило, не принимает никаких новых предложений. Реалист - это нечто среднее между Мечтателем и Скептиком. Это трезвомыслящий аналитик. Мышление реалиста отличается жесткой прагматичностью. Он реально оценивает ситуацию, может видеть как негативные, так и позитивные стороны любой проблемы. Умеет действовать разумно, опираясь на конструктивные умозаключения. В этом упражнении Вам предлагается провести проработку своей проблемы с использованием диалога своих субличностей, попеременно входя в роли Мечтателя, Скептика и Реалиста. Вы можете даже выбрать определенные места в этой аудитории для своих перевоплощений. Предположим, на том месте, где Вы сейчас находитесь, Вы будете рассуждать с позиции Реалиста, а сделав шаг вперед, перевоплотитесь в Мечтателя. Повернувшись, например, в какую-либо другую сторону, Вы будете уже в позиции Скептика. Итак, Вы Реалист. Попробуйте четко и конкретно сформулировать свою проблему. После этого сделайте шаг и займите позицию Мечтателя. Вы - человек, обладающий буйной фантазией. Оторвитесь от земли и предложите свое решение проблемы. А теперь, шагнув в сторону, Вы Скептик. Аргументированно объясните, в чем прав или не прав каждый из представителей субличностей. После этого снова перевоплотитесь в Реалиста и всесторонне оцените предложения двух оставшихся сторон. Вы можете продолжать диалог сколь угодно долго, пока не придете к решению, которое Вас полностью устроит. В результате обсуждения упражнения в группе, приходим к выводу, что при решении проблем мысленный диалог субличностей постоянно происходит в нашем сознании. И именно таким образом мы приходим к конструктивному решению возникающих перед нами проблем. Поскольку субличности выполняют разные функции, важен баланс между ними.
Упражнение 3. «Сказочные решения несказочных проблем»
Любимые с детства персонажи сказок, фильмов помогут нам решить серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в настоящем времени, будучи взрослыми людьми. Итак, давайте вспомним, какие проблемы Вас беспокоят, какие проблемы Вам надо решить. А теперь представьте своего любимого сказочного персонажа. Или придумайте своего собственного героя. Назовите его. Какие у него черты характера? Как он выглядит? Что он о себе думает? Какова его «Я-концепция»? Теперь, когда Вы хорошо представили себе своего героя, попробуем от его лица решить Вашу проблему. Всякая сказка начинается с зачина, или завязки. Сочините зачин для своей сказки. Теперь по кругу расскажем зачины своих сказок. После этого трудности каждого стали немного понятны группе. Чьи зачины оказались похожими? Сядьте рядом. Дальше будем работать в парах. Каждая пара придумывает дальнейшее развитие общей сказки, в которой две сюжетные линии пересекаются и порождают новые повороты сюжета. Г лавное в дальнейшем развитии, чтобы герои нашли способы решения сложных вопросов, с которыми они столкнулись. На сочинение общей сказки парам дается около 10 минут. По прошествии этого времени каждая пара рассказывает свою сказку всей группе. Обычно, один участник пары рассказывает, другой при необходимости дополняет. На этом этапе участники, как правило, пользуясь языком сказки, пересказывают те попытки, которые были предприняты ими ранее. Возможно, кто-то воплощает тот вариант решения проблемы, который был отвергнут им в жизни. Или не принес желаемого результата. Таким образом, участники «отыгрывают» уже известные им решения. В процессе работы в парах для каждого участника раскрываются новые варианты решения сложных обстоятельств, предъявленных им жизнью. Появляются идеи по поводу новых вариантов их решения. Именно это воплощается на следующем этапе упражнения. Коуч внезапно сообщает, что с его точки зрения, все сказки остались незавершенными и необходимо сочинить их продолжение. Вот этот этап и является самой важной частью тренинга, поскольку открывает новые горизонты для решения жизненной проблемы каждого участника. Именно на этом этапе человеческий мозг начинает продуцировать самый эффективный способ решения свой «несказочной» проблемы. Ведущий сообщает участникам, что теперь их герои получают волшебное средство, с помощью которого легко разрешат свою трудную ситуацию, но для этого они должны чем-то поступиться взамен. Кто может им помочь, какое волшебное средство героям вручается и чем они должны за него заплатить, рассказчики думают вместе, продолжая в парах сочинять свою сказку. На завершающем этапе тренинга участники рассказывают окончания своих сказок, а коуч задает вопросы, подчеркивающие незначимость материальных ценностей для героев сказок и ориентирующих участников на осознание жертв, которые их сказочные герои (а значит, и сами участники) готовы принести в обмен за решение свое проблемы. Стоит ли цель героя этих жертв? Таким образом, отыгрывая в сказочном сюжете проблемную ситуацию, участники приходят к выводу о ценностях жизни, мнимых и реальных.
Упражнение 4. «Внутреннее кино»
Ведущий просит участников вспомнить какую-либо жизненную проблему, беспокоящую их в данный момент, решение которой они ищут, и кратко, в 1-2 предложениях, записать суть данной проблемы (2-3 минуты). Потом их просят представить, что им нужно написать киносценарий, который бы позволил экранизировать их проблему. Сценарий должен включать описание 4-5 коротких сцен, или кадров, отражающих сущность проблемы и возможные способы ее решения. При подготовке описания каждой из сцен нужно дать ответ на следующие вопросы: Где происходит действие, какие герои в нем участвуют? Каковы цели этих героев, какими способами они к ним стремятся? Что конкретно они делают, какие реплики говорят? На подготовку сценария отводится 8 - 12 минут. Не обязательно создавать подробное описание, однако ключевые моменты каждой из сцен желательно зафиксировать в письменной форме. Когда сценарии готовы, участников просят закрыть глаза, расслабиться и представить себе, что они сидят в кинотеатре и видят на экране кадры, отснятые по их сценариям (2-3 минуты). Желательно, сопроводить этот этап спокойной, расслабляющей музыкой. Когда эта часть работы завершена, участников просят минуту-две спокойно посидеть и поразмышлять, какое впечатление произвели бы на них эти кадры, будь они действительно кинозрителями, и какие выводы они бы сделали для себя, увидев такой кинофрагмент. Упражнение предъявляет повышенные требования к интеллектуальным возможностям участников, подразумевает развитость их воображения и способность к зрительному представлению возникших идей. Следует избегать его проведения в группах, участники которых не обладают такими качествами. Смысл упражнения в ознакомлении участников с одной из техник психологической работы с проблемами - деперсонализацией. Суть этой техники состоит в том, что человек представляет себе беспокоящую его проблему как нечто, не имеющее отношения к нему лично, по отношению к чему он является лишь сторонним наблюдателем. Самый простой способ добиться такого эффекта - представить себя зрителем кино, в котором разыгрывается эта проблема, увидеть ее «на внутреннем экране». Это помогает снизить интенсивность связанных с данной проблемой эмоций и подойти к ее рациональному анализу, а также более полно осознать собственное поведение в этой ситуации. В процессе обсуждения надо учитывать, что проблемы, вспомнившиеся участникам в ходе выполнения этого упражнения, могут носить весьма личный характер, потому нет смысла настаивать, чтобы все они подробно делились ими. Участников просят высказаться, какие выводы они сделали лично для себя из этого упражнения, а также поделиться своими соображениями на счет того, где в жизни можно использовать такую технику работы с проблемами. Затем можно предоставить слово тем, кто желает более подробно рассказать о том, о какой проблеме размышлял и что конкретно оказалось в его сценарии.
Упражнение 5. « Через три года»
Участников просят составить список наиболее важных дел, занимающих их в данный период жизни, и тех проблем, над решением которых они работают (три - пять пунктов). Когда список составлен, участникам предлагается представить себе, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» - так, как будто с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы: Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме? Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии трех лет? Если бы такая проблема сейчас встала перед Вами, как бы вы стали ее решать? Упражнение может выполняться в подгруппах по три-четыре человека, тогда каждый озвучивает пункты из своего списка и дает ответы на поставленные вопросы. Некоторые участники не хотят выносить подобный материал на публичное обсуждение и предпочитают работать индивидуально. Следует предоставить желающим такую возможность (в этом случае упражнение выполняется письменно, записи остаются у участника). Смысл упражнения в том, что оно позволяет взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает участникам повод задуматься, какая деятельность для них действительно важна, а о чем через несколько лет они даже не вспомнят. Психологами установлено, что мы достигаем 80% успехов, затрачивая на это всего 20% усилий, а оставшиеся 80% наших усилий обеспечивают лишь 20% достижений. Мысленный «взгляд из будущего» помогает понять, какие же наши дела относятся к наиболее важным, обеспечивающим 80% жизненного успеха. В процессе обсуждения участники пытаются ответить на вопросы: какие виды деятельности и проблемы представляются им с позиции «взгляда из будущего» наиболее важными, а какие - второстепенными? Насколько это совпадает с представлениями о важности (неважности) решения этих же проблем, если судить о них только с позиции сегодняшнего дня? О чем говорит ситуация, когда понимаешь, что через три года не вспомнишь ни одно из тех дел и проблем, которыми озабочен сегодня? Какой вывод сделал лично для себя каждый из участников этого упражнения? Упражнение 6. «Лестница достижений» Ведущий просит участников подумать о какой-либо цели, которой им хотелось бы достигнуть в течение ближайшего года, и кратко записать ее. После этого они рисуют на листе бумаги формата А4 лесенку из шести ступенек. Нижняя ступенька обозначает состояние, когда эта цель поставлена, верхняя - когда она осуществлена полностью. Участников просят записать около первой и последней ступенек по два-три признака, обозначающие особенности ситуации, когда цель, соответственно, не достигнута либо достигнута полностью. После этого участников просят подумать, на какой ступеньке достижения цели они находятся в настоящий момент, обозначить эту позицию и записать две-три ее главные характеристики. Когда эта часть работы завершена, перед участниками ставится главный вопрос: что конкретно нужно сделать, чтобы подняться в достижении цели на одну ступеньку выше? Для размышления дается полторы-две минуты, после чего участников просят записать или зарисовать основные соображения на этот счет. В заключение задается еще один вопрос: когда конкретно каждый из участников сделает то, что ему нужно для приближения к достижению цели на одну ступеньку? Смысл упражнения состоит в совершенствовании техники целеполагания, которая помогает человеку конкретизировать желания, разбить достижение результата на этапы и облегчить переход от намерений к действиям. В процессе обсуждения участников просят высказаться, какие выводы они сделали лично для себя при выполнении этого упражнения, а также, в каких жизненных ситуациях, с их точки зрения, целесообразно применять подобные техники. При желании, несколько участников могут более подробно рассказать, что за цель они поставили и какие действия запланировали для ее достижения.
Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. В. Мещерякова, Е. Е. Орлова, А. Е. Швецов, Е. В. Швецова. - Тамбов : Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Системные требования : ПК не ниже класса Pentium II ; CD-ROM- дисковод ; 33,5 Mb ; RAM ; Windows 95/98/XP ; мышь. - Загл. с экрана |