На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Практикум по развитию психологической устойчивости - Работа с личностью
Практикум по развитию психологической устойчивости - Работа с личностью
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги
Индекс материала
Практикум по развитию психологической устойчивости
Работа с личностью
Работа с коммуникацией
Все страницы

 


Блок 2. РАБОТА С ЛИЧНОСТЬЮ


Во втором блоке тренинга пытаемся найти «договориться» с самим собой. Важными вопросами, на которые ищем ответ, являются вопросы смысла и целей жизни. Что самое важное для меня в жизни, каковы мои жизненные цели, что мешает мне их достичь, что помогает, какими жизненными стратегиями я руководствуюсь, способствуют ли они построению желаемого образа жизни, что мне нужно изменить в себе, чтобы сформулировать программу совершенствования собственной личности и построить ее на осмысленности и позитивном восприятии себя и окружающего мира.
Коль скоро мы заговорили о жизненном сценарии, необходимо вспомнить, что его идея принадлежит автору транзактного анализа Э. Берну, в которой одними из самых главных терминов, наряду с транзакцией, являются понятия Эго-состояний личности и жизненного сценария.
Рассматриваемый блок состоит из двух частей.


1. Самодиагностика - кто я (определение эго-состояний)
2. Мой жизненный сценарий.


Часть 1. Самодиагностика


Американский психолог Э. Берн предложил рассматривать структуру личности как совокупность трех эго-состояний личности: Родитель, Взрослый, Ребенок. Каждое эго-состояние имеет свои образцы чувств, мышления, поведения.
Эго-состояние Взрослого характеризуется способностью индивида объективно оценивать события действительности на основании информации, которая была получена как результат собственного опыта. На основе объективной информации человек способен принимать адекватные решения в любой ситуации. Следовательно, Взрослый беспристрастно обрабатывает полученную информацию, делает разумные выводы и принимает взвешенные решения.
Эго-состояние Родитель оценивает и поощряет. Оно представляет собой структуру, построение которой зависит от полученных в течение жизни наставлений, поучений, правил поведения и социальных норм, продиктованных авторитетными для данного человека лицами, и, прежде всего, родителями или заменяющими их лицами, воспитателями, учителями.
Родитель в соответствии с трактовкой Э. Берна может быть Опекающий (советы, забота, поддержка) и Контролирующий (критика, требования, наказания).
Что касается эго-состояния Ребенок (Дитя), то это эмоции человека в чистом виде. Эмоции могут проявляться двумя паттернами. Свободный Ребенок характеризуется наличием таких качеств, как непосредственность, доверчивость, любопытство, открытость, капризность и эгоцентризм. Детский эгоцентризм проявляется в убеждении Ребенка, что весь мир вращается исключительно вокруг него и живет для него. Другая сторона эго-состояния Ребенок - Приспосабливающийся (у Э. Берна Адаптивный) Ребенок. Для него характерно желание во что бы то ни стало угодить родителям, адаптироваться под их требования, соответствовать родительским ожиданиям, подстроиться под других и даже пренебречь своей индивидуальностью. У такого Ребенка может сформироваться неуверенность в себе, робость в общении, чрезмерная застенчивость. Из-за чрезмерных требований к Ребенку может сформироваться другая, разрушительная сторона поведения этого эго-состояния - Ребенок Бунтующий, или Отчаявшийся, характеризующийся необъяснимым бунтарством и непокорностью. Это эго-состояние возникает в тех случаях, когда человек не получает любви и принятия и не верит, что сможет удовлетворить свою потребность в них; он ведет себя грубо и конфликтно, не хочет понимать и прислушиваться к разумным доводам Родителя и Взрослого. При этом Ребенок не осознает, что такое поведение травматично по отношению к самому себе.


Упражнение 1. «Я человек, который...»


Для выполнения этого упражнения надо взять лист бумаги и написать фразу: «Я человек, который...». Затем в последующие две минуты написать всевозможные способы окончания этой фразы. Долго не задумываясь.
Как только отведенное время окончилось, расслабьтесь, отвлекитесь - пройдите по комнате, посмотрите в окно и т.п.
После этого продолжите упражнение. Вам надо «войти» в Эго-состояние Взрослого. Необходимо проверить, соответствует ли действительности каждый написанный Вами вариант, не было ли при его написании «участия» Ребенка. Проанализируйте, какие фразы или слова были написаны с позиции Ребенка.
Постарайтесь перефразировать их от «лица» Взрослого. Если, например, в Ваших вариантах есть такая фраза: «Я не умею ладить с людьми», переделайте ее так: «Я вполне здравомыслящий и доброжелательный человек и могу ладить с людьми». Теперь Вам предстоит изменить все «продиктованные» Ребенком варианты.
После того, как Вы исправите фразы Ребенка, возьмите другой лист бумаги. Вам предстоит за следующие две минуты записать те установки и убеждения, которые Вы слышали от своих родителей и значимых взрослых. Точно так же, как раньше, отредактируйте варианты своих ответов с позиции Взрослого.
Взгляните на Ваш список Родительских слоганов, девизов и убеждений. Пометьте, какие из них отражают действительность, а какие написаны «под диктовку» Родителя.
Если необходимо, поменяйте некоторые варианты на «взрослую» реальность. Например, если Вы написали «при неудаче пробуй сделать еще и еще раз», подумайте, не будет ли лучше сформулировать это таким образом: «при неудаче попытайся изменить свое поведение так, чтобы задуманное получилось».


Упражнение 2. «Анализ эго-состояний»


Для этого упражнения необходимо располагать достаточным количеством времени. Подберите уютное, уединенное место и задумайтесь о следующих вопросах:
Каков Ваш эго-Родитель?
В начале размышлений вспомните, какие образцы поведения вы позаимствовали у своих родителей. Определите родительские утверждения, которые идут вразрез с Вашими установками или даже смущают Вас.
Каков Ваш эго-Взрослый?
Вспомните жизненные ситуации, когда Вам пришлось самостоятельно принимать разумные решения. Вспомните ситуации, когда Вы были раздражены, подавлены, агрессивны, но при этом не потеряли способности разумно и верно действовать, хотя Ваши чувства были далеки от позитивных.
Каков Ваш эго-ребенок?
Вам предстоит вспомнить, как Вам удавалось перехитрить других или манипулировать ими, или капризничать, чтобы добиться своего. Не продолжаете ли Вы и сейчас подобным образом добиваться своего?
Ответьте себе на вопросы: «Что доставляло мне настоящую радость в детстве и что я до сих пор выполняю с удовольствием?».


Упражнение 3. «Родитель, Взрослый и Ребенок в Вашей личности»


Теперь Вам предстоит проанализировать осуществляемые Вами эго-состояния.
1. Не слишком ли часто Вы бываете в эго-состоянии Родителя? Можете ли Вы контролировать свою агрессивность в этом состоянии?
Обвиняют ли Вас в стремлении излишне контролировать других? Разрешаете ли Вы другим проявить самостоятельность? Раздаете ли Вы советы, поучаете ли, даже когда Вас не спрашивают? Считаете ли Вы себя всегда правым? Если Вы представите себе группы людей, с которыми Вам приходится взаимодействовать, можете ли Вы сказать, что в этих группах присутствует согласие? Или в них много разногласий? Можете Вы представить себе Ваших родителей в этих группах? В каких из групп они могли бы присутствовать? В этих группах ценят креативное мышление или подавляют его? Есть ли общие ценности в тех группах, в которые Вы входите?
Люди в группе, к которой Вы принадлежите, решают ли проблемы, о которых говорят? От ваших решений зависит ли деятельность группы? Даете ли Вы советы, как надо поступать тому или иному человеку? Нравится ли вам поощрять поиск и самостоятельное решение проблем? Как часто в Вашей речи присутствуют директивные фразы типа «Вы обязаны это предоставить», «Вам надо выполнить», «Вам следовало бы поступить таким образом» и т.п. Вы произносите эти фразы, находясь в эго-состоянии Взрослого или Родителя? Какие темы вызывают у Вас неудовольствие и даже раздражение? Какие темы Вам приходится неоднократно повторять, испытывая негативные эмоции при этом?
2. Попробуем определить, не бываете ли Вы слишком часто в состоянии Взрослого, не злоупотребляете ли им?
Было ли такое, когда Вы казались себе слишком рациональным, сухим, логичным, лишенным эмоций? Вас практически не смешат хорошие шутки? Вам не свойственна детская непосредственность в выражении радости или неудовольствия? Вы всегда разумно тратите деньги, не делаете непредвиденных покупок, незапланированных подарков? Вы трудоголик и не можете отвлечься и отдохнуть? Ваш круг общения - это коллеги, с которыми Вы решаете исключительно деловые вопросы?
Вы похожи на «человека-компьютера»? О Вас говорят, как о сухом, неразговорчивом человеке? Не считают ли Вас слишком серьезным? Вам тягостно на семейных праздниках и дружеских вечеринках?
Нет ли в позиции Вашего Взрослого желания оправдать свои недостатки? Осмеливаетесь ли Вы опровергнуть мнение своего Родителя, касающееся Ваших отношений с окружающими?
3. Отрефлексируйте на Ваше эго-состояние Ребенка. Не злоупотребляете ли Вы своим эго-состоянием Ребенок? Есть ли люди, которые управляют, командуют, советуют Вам, как жить и действовать? Часто ли Вас «ставят на место»? Часто ли вам помогают справиться с тем или иным делом?
Ответьте себе на вопрос, как проводит время группа, в которой Вы состоите? Вы собираетесь вместе для развлечений и беззаботного веселья - Вашей группе интересны походы в кино, на концерты, встречи по поводу дней рождения, праздничные вечеринки?
Часто ли, собираясь, вы обсуждаете политические вопросы или критикуете начальство? Есть ли у ваших друзей оппозиционные желания, слова о ниспровержении авторитетов? Чувствуете ли вы себя революционерами, оппозиционерами?
Свойственно ли Вам постоянно обращаться за помощью, поддержкой, одобрением окружающих? Нуждаетесь ли Вы в сочувствии и подтверждении своего статуса? Часто ли вызываете окружающих на комплименты? Бывает ли, что Вы устраиваете скандалы с рыданиями и капризами?
Если Вы вспомните десять самых близких своих друзей и родственников, подумайте, нет ли среди них тех, кто выполняет в Вашей жизни роль родителей? Вы не против передать им инициативу и подчиниться им, сняв с себя ответственность?
Свойственно ли Вам произносить фразы: «не хочу», «не могу», «меня все замучило», «все мне надоело», «караул, помогите»?


Упражнение 4. «Вопросы Взрослого о смысле жизни»


Все мы рано или поздно начинаем задумываться над тем, кто мы на самом деле, о смысле своей жизни, о своей главной задаче, о своей миссии. В ваших силах сделать своего Взрослого более сознательным, задавая себе вопросы: Кем я чувствую себя (с точки зрения моего Ребенка), по мнению моего Родителя, по информации, обработанной моим Взрослым?
Как относятся ко мне другие люди, моя семья, друзья, коллеги, как к Родителю, Взрослому или Ребенку? Кем и каким я себя вижу сейчас, через пять, десять, двадцать лет? Какие способности мне надо развить, чтобы стать таким, как я хочу? Какие препятствия могут возникнуть на этом пути? Что я собираюсь делать со своими возможностями и ограничениями? Ценю ли я то, что увеличивает мой потенциал? Ценю ли я то, что помогает другим развивать их способности? Как я бы мог развить в себе качества успешного человека?


Часть 2. Мой жизненный сценарий


Упражнение 1. «Ваш сценарий»


Для выполнения этого упражнения необходимо взять ручку и лист бумаги и написать ответы на следующие вопросы. Надо работать быстро, записывать первый пришедший на ум ответ.
Какое название Вы дадите своему жизненному сценарию? Будет ли он сценарием Счастливчика или Неудачника? Победный или трагичный? Интересный или скучный? Попробуйте представить финальную сцену в Вашем жизненном сценарии.
Этот листок надо сохранить и просмотреть его вновь, когда у Вас накопится больше информации о Вашем жизненном сценарии.


Упражнение 2. «Расшифровка жизненного сценария»


Разгадку вашего жизненного сценария могут содержать ваши любимые сказки, фантазии, сны и грезы. Дайте волю своему воображению при выполнении расшифровки сценария. Пусть образы свободно появляются и проплывают перед Вашим внутренним взором. Прочувствуйте каждый образ. Какие эмоции возникают в связи с каждым образом?
Когда накопится определенное количество воспоминаний, образов и представлений, можно будет приступить к анализу и расшифровке. Это упражнение можно выполнять не только в группе или в паре, но и индивидуально. Если Вы работаете самостоятельно, запишите Ваши ответы на диктофон. Затем прослушайте запись несколько раз и доверьтесь интуиции. Эти образы дадут большой объем информации о Вашем жизненном сценарии. Эти открытия могут Вас удивить.
Будьте готовы к тому, что Вам придется испытывать сильные эмоции, которые могут Вас захватить. Детские переживания, актуализированные в памяти, могут возобновить как позитивные, так и негативные чувства. В случае негатива, упражнение можно прекратить, переведя внимание на предметы окружающей обстановки. Чтобы отвлечься, необходимо сконцентрировать внимание на любом предмете в комнате. Возвращению к реальности будет способствовать сосредоточенность внимания на форме, цвете, предназначении предмета. Можно вспомнить об обычных ежедневных делах - как домашних, так и профессиональных.
В целях повышения эффективности анализа образов можно направить его по основным векторам: герой, сказка, сон, представление.
Герой. Есть ли у Вас любимый герой или героиня? Кто он (она)? Это может быть персонаж сказки, кино- или мультгерой, герой книги и реальный человек. Первый образ, который Вам вспомнился, и будет самым значимым для Вас. Представьте себя этим героем, включите диктофон и говорите о себе столько, сколько Вам хочется. Начинать надо со слова «Я...».
Сказка. Припомните повествование, которое легче других вспоминается. Выбрать можно рассказ, стихотворение, песенку, миф, легенду - все, что угодно.
Можно просто пересказать произведение, но лучше сделать интерпретацию, или дополнить своим сюжетом, представив себя каким-либо героем, стихией или животным. Важно, чтобы рассказ звучал от первого лица.
Сон. Вспомните какой-нибудь свой наиболее яркий сон. Перескажите его в настоящем времени. Потом представьте себя, как и ранее, неким персонажем или даже предметом и расскажите о себе от его имени. По окончании рассказа проанализируйте свои эмоции. Насколько было интересно и комфортно? Позитивный ли получился сюжет? Если коллизии не комфортны, можно изменить действие.


Упражнение 3. «Ролевые персонажи»


Проанализируйте свое общение с окружающими в последнее время. Подумайте, какую роль вы исполняли чаще Жертвы, Преследователя или Спасителя? Менялась ли ваша ролевая направленность в зависимости от ситуации? Задумайтесь, на каких литературных героев похожи ваши роли?


Упражнение 4. «Жизненный спектакль»


Вообразите, какой-либо отрезок вашей жизни как театральный спектакль. Проанализируйте, сколько энергии Вы расходуете на проигрывание определенных жизненных сцен. Подумайте, от кого зависит направленность этих сцен. Испытывайте ли Вы удовольствие от реализации своих способностей в различных перипетиях жизни.


Упражнение 5. «Действующие лица»


Представьте перед своим внутренним взором тех людей, которые наиболее активно участвуют в Вашем жизненном спектакле. На листе бумаги начертите три колонки и озаглавьте их: время, энергия, интерес. Расположите каждого из «действующих лиц» в той или иной графе, в зависимости от времени, которое Вы расходуете на этого человека, энергии, которую Вы на него затрачиваете и интереса, который Вы к нему испытываете.
А теперь посмотрите на себя глазами этих людей. Сколько времени они затрачивают на Вас, сколько энергии вкладывают во взаимоотношения с Вами и насколько искренний интерес к Вам испытывают?
Считаете ли Вы, что эти люди тем или иным образом помогают Вам в осуществлении Ваших планов?
Признайтесь себе честно, с кем из этих людей и в каких ситуациях Вы ведете себя, как притворщик, а с кем и в каких ситуациях Вы искренни?


Упражнение 6. «Идентичность и имя»


Давайте подумаем, есть ли связь между Вашим именем и жизненным сценарием. Повлияло ли когда-либо Ваше имя на события в вашей жизни? Как и с кем Вы себя идентифицируете в связи с именем, которое носите?
Вспомните, рассказывали ли Вам, кто дал Вам имя, почему Вас назвали этим именем, в честь кого Вас назвали.
В связи с Вашим именем не было ли у ваших родителей особых ожиданий от Вас? Приятно ли для Вас, когда Вас называют по имени или не приятно? Любите ли Вы свое имя?
Хотя бы раз в жизни называли ли вас именем, не соответствующим Вашему полу? Было ли у вас когда-либо обидное прозвище? Ваше имя очень распространенное? Не чувствовали ли Вы себя частью толпы? Ваше имя редкое и особенное? Чувствовали ли Вы свою исключительность? Есть ли у Вас шутливое прозвище или ласковое имя? Как Вы получили их? Как называла Вас мама в детстве?
Есть ли у Вас ласковые имена, которыми называют Вас окружающие, влияют на Ваше представление о себе? Как называют Вас сейчас, когда Вы стали взрослым человеком? Кто?
На работе и дома Вас называют разными именами? С чем это связано, если это так? Как Вы предпочитаете, чтобы вас называли? Вы никогда не хотели сменить имя? С чем это было связано? Какие доводы Ваш Взрослый приведет для изменения имени?


Упражнение 7. «Изменение сценария»


В завершающем упражнении блока давайте проанализируем, что нового Вы открыли для себя, выполняя предыдущие задания. Теперь Вы можете определить, в каких ситуациях жизни Вы были Победителем, Побежденным или
Нейтральным участником. Для каждого аспекта напишите, с помощью чего Вы могли бы стать Победителем вместо Побежденного или Победителем вместо Нейтрального участника.
В чем будет выражаться Ваша победа? Каков будет ее результат?
И в завершение сделайте следующее: для каждой ситуации сформулируйте пять действий, которые необходимо сделать в первую очередь для достижения победы.
А теперь самое главное - каждый день выполняйте по одному действию, а достигнув успеха, без хвастовства поделитесь рассказом о нем с теми, кто Вас окружает дома или на работе.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.