На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Формирование позитивного поведения на основе реализации программы ЗИПоПо (заочный институт позитивного поведения) - Приложение 4
Формирование позитивного поведения на основе реализации программы ЗИПоПо (заочный институт позитивного поведения) - Приложение 4
Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Индекс материала
Формирование позитивного поведения на основе реализации программы ЗИПоПо (заочный институт позитивного поведения)
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Все страницы

Приложение 4

СЦЕНАРИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ МИНИАТЮР И ВОПРОСЫ
ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ

Что такое здоровый образ жизни?

Действующие лица: Ира, Катя, Олег, Влад

Ира и Влад после уроков идут домой, разговаривают

В. – Сегодня опять классный час был, опять эта нудятина. Классная все нудит и нудит: детки, надо вести здоровый образ жизни, надо отказываться от вредных привычек, курить – это ужасно, пить – плохо, мальчикам с девочками встречаться – ни-ни, СПИД угрожает всему человечеству. Сколько можно! По телеку, на уроках, рекламой все улицы завешены! Здоровый образ, здоровый образ! На меня посмотрите {проводит рукой вокруг лица): мой образ здоровый?! Я не болею, по врачам не бегаю – значит, я здоров!
И. – Влад, а ты куришь?
В. – Ну и что? Хочу – курю, не хочу – не курю. Человек живет один раз, и в жизни надо получить все возможные удовольствия: и выпить пивка с друзьями, и выкурить классную сигаретку, и с девочкой хорошей встретиться. Все в жизни – для удовольствия.
И. – И я – для удовольствия?! То есть я для тебя значу то же самое, что стакан пива или одна сигарета?!
В. – (старается шутить) Не одна – целая пачка! Самых дорогих!
И. – Знаешь что, я, пожалуй, другого парня себе поищу. Я достойна большего!
В. – (испугался, старается удержать Катю) Катенька, извини, пожалуйста, это я все шучу неудачно, да я и не курю совсем! Так, в четвертом классе мы с пацанами попробовали, потом тошнило, кашлял долго, было ужасно, я решил больше не травиться.
Входят Катя и Олег.
О. – Кто кого отравить хочет?
В. – Да мы тут... обсуждаем... образ здорового образа жизни.
И. – Что обсуждать? Не пей, не кури, обливайся холодной водой по утрам, питайся правильно – ну, полезную пищу старайся есть и вовремя, по часам, физкультурой занимайся – и все, двести лет жизни тебе обеспечено. Все просто, как выеденное яйцо.
К. – Это замечательно. Я тоже очень хотела бы здорово жить. Но мне не везет как-то. В детстве сильно болела, сейчас чуть что – сразу температура, всякие другие болячки. Физкультурой мне нельзя заниматься... А если мне нельзя обливаться – я никогда не смогу быть здоровой?

О. – Наверное, все не так просто. Есть еще инфекционные, заразные заболевания всякие, травмы, катастрофы.
И. – Еще психические болезни – от них можно уберечься? А если горе – родной человек умер, или предал друг, или разочаровался (смотрит на Влада) в любимом человеке? От этого ведь тоже болеть начинают, даже до самоубийства доходит...
О. – Может, когда человек готов к тому, что в жизни может случиться всякое, и у него есть силы пережить даже самое большое горе – значит, он здоров?..
В. – Получается, что не пьешь, не куришь, с одной девочкой встречаешься, маму с папой слушаешь – а потом бац – девочка изменила, ушла с другим – и никому твое здоровье не нужно. А зачем вообще этот здоровый образ жизни?
И. – И как определить образ здорового образа?
К. – Помните, с нами до третьего класса Ваня Сергеев учился? Он еще в Иру нашу влюблен был?
И. – Этот заморыш? Он очень маленького роста был, хиленький такой.
К. – Ага, я вчера его в автобусе встретила, он меня и не узнал, и я его с трудом узнала, у него родинка на щеке была, помните?
И. – Ну так что, какое нам дело до какого-то там заморыша?
К. – Ира, ты бы его видела сейчас! Куртка лопается – бицепсы (показывает) во! Высоченный стал такой, он сейчас в спортивном интернате учится, в гандбол играет. Он ехал с другом, и ему про свою жизнь рассказывал. Я за ними сидела, слушала.
О. – Ай-я-яй! Как нехорошо чужие разговоры подслушивать!
К. – (усмехается) Если бы подслушивать! Они кричали, как на стадионе, как будто и нет никого рядом. Вот, и они как раз эту тему обсуждали – здорового образа жизни. Ваня хвалился, что теперь, в спорте, он станет по-настоящему здоровым. По-моему, он очень доволен жизнью.
И. – (заинтересовалась услышанным) А ты бы с ним поговорила, телефончик надо было взять, или к нам пригласить, в школу.
К. – Я хотела, не получилось – зашла в автобус беременная женщина, с громадным животом, около нас остановилась – я встала, ей место уступила.
О. – А Ваня, его друг, они же рядом сидели, – почему они не уступили место?
К. – Мне показалось, что они специально отвернулись, что-то в окне начали разглядывать... А потом мне уже выходить надо было, и там мужчина очень пожилой, с большой сумкой никак выйти не мог из автобуса, я ему помогла.
В. – А эти, Шварценеггеры, не могли помочь? И ты что, самая сильная в том автобусе была? Больше никого не нашлось тяжести таскать?!
К. – Может, не сильная, а просто я вижу, когда помощь кому-то нужна. И стараюсь помочь...
О. – Интересно, если сравнить тебя, Катя, и этих двоих «мустангов», кто из вас более здоров?.. У него есть силы, есть время, бежать никуда не надо, людям, которые рядом с ниш, нужна помощь – помоги, это же классно, потом чувствуешь себя человеком, а эти ихтиозавры в окно смотрят. Они, значит, слабые, у них ведь нет сил даже встать. Нет сил сумку поднять, которую старик поднимает и девочка слабенькая – значит, они слабее этого старика и тебя, Катя?!

СТОП!
ОБСУЖДЕНИЕ

И. – Когда человек по-доброму относится к другим людям, старается помочь им, чем может, - значит, он ведет здоровый образ жизни?
К. – Вы хотите сказать, что я здорова? Но я же болею постоянно...
О. – Катя, болеет твое тело – там миндалины всякие, бронхи-селезенки. А мысли твои – здоровые, чувства – тоже.
К. – Мои чувства и мои мысли – это моя душа.
В. – Вот-вот, значит, твоя душа ведет здоровый образ жизни.
И. – Я подумала, есть лее много людей-инвалидов. Они сами передвигаться не могут, или нет одной руки, допустим, у человека. Но если такой человек умеет радоваться жизни, любит своих близких, если у него счастливая семья, – разве он тогда не здорово живет?!
К. – Что же получается? Здоровый образ жизни – это когда у тебя душа здорово живет, когда ты умеешь радоваться жизни, любишь своих родных людей?
О. – Наверное, не только родных – всех людей?..
В. – О здоровом теле тоже помнить нужно – если ты все время болен, сильно радоваться тоже нечему. Надо все-таки и физкультурой заниматься, и питаться правильно, и от курения и выпивки отказываться.
К. – А еще очень важно отказываться от плохих мыслей – если все время думаешь о чем-то плохом, настроение портится, живот даже болеть начинает.
И. – А вот еще говорят – в здоровом теле – здоровый дух. Но у нас получается, что, наоборот, от здорового духа – здоровое тело?

Вопросы по теме «Что такое здоровый образ жизни?»

  • Что такое здоровье?
  • Можно ли сказать, что здоровье – это отсутствие болезней?
  • Что такое болезнь?
  • Можно ли сказать, что болезнь – это отсутствие здоровья?
  • Какой образ жизни можно назвать здоровым?
  • Можно ли утверждать, что человек, у которого нет вредных привычек, здоров?
  • Что такое вредные привычки?
  • Какие привычки можно назвать вредными?
  • Всегда ли человек понимает, какие из его привычек являются вредными?
  • Как можно избавиться от вредных привычек?
  • На какие темы, связанные со здоровым образом жизни, вы говорите дома, с друзьями, в школе?
  • В силах ли человек освободиться от того, что ему мешает жить?
  • Может ли человек избавиться от вредных привычек сам, без помощи других людей?
  • Какое может быть здоровье? (физическое и психическое)
  • Может ли злой человек быть здоровым?
  • Здоровье отдельно взятого человека нужно только ему или всему обществу?
  • Может ли человек быть здоров, если живет среди больных людей?
  • Может ли инвалид вести здоровый образ жизни?
  • Может ли здоровый человек считать себя инвалидом?
  • Нужны ли болезни людям?
  • Есть ли какие-либо позитивные аспекты в болезнях?
  • Здоровый образ жизни касается только тела или души тоже?
  • Если человек не любит себя, он здоров?
  • Если человек не любит других людей, он здоров?
  • Если человек постоянно чем-то недоволен, если он находится в состоянии борьбы или войны с кем-то или чем-то – он здоров?
  • Может ли считать себя здоровым человек, у которого нет семьи, или работы, или друзей?
  • Для чего человеку необходимо здоровье?
  • Есть ли среди ваших знакомых люди, которые ведут здоровый образ жизни?
  • У этих людей можно чему-либо научиться?
  • Какие вопросы вы задали бы этим людям?
  • Кто из вас хочет вести здоровый образ жизни?
  • Что для этого необходимо?
  • Где можно получить информацию о том, как быть здоровым?
  • Где можно получить информацию о том, как научиться любить себя, жизнь, других людей?
  • Можно ли представить себе общество, в котором все люди здоровы?
  • Какое было бы это общество?
  • С какими проблемами сталкивались бы люди в этом обществе? Нужно ли вообще говорить о здоровье? Может, достаточно было бы информации в книгах, журналах, теле и радиопередачах?

Злословие

Действующие лица: Олег, Катя, Ира, Влад Влад и Ира подходят к авансцене.

В. – Ира, ты видела, с кем Олег из школы шел? Это, наверное, его девушка. Страшненькая какая-то. С Катей он уже не ходит, что ли? И прикид на ней какой-то ужасный!
И. – На Кате?
В. – Ты что, не врубаешься? На этой девчонке, что с Олегом ходит. Он, конечно, лох еще какой.
И. – Я думала, вы друзья с Олегом. А ты так о нем говоришь...
В. – Друзья – не друзья, какая разница, если я вижу лоха, я так и говорю – лох. Лох – он всегда лох.
Входит Олег.
О. – Привет, вы о чем тут говорите?
В. – Ну-у, у меня сосед, заболел тяжелой болезнью. Плох он совсем стал, плох. Врачи и не надеются уже.
И. – Олег, я слышала, у тебя новая подружка появилась.
В. – Да, и прикид у нее в полном порядке, по последней моде. Где ты такую кралю подцепил?
О. – Ничего не понимаю, что я подцепил, какой прикид?
И. – Не что, а кого. С кем ты сегодня из школы шел?
О. – Это моя двоюродная сестра. Она теперь будет в нашей школе учиться. Они с родителями из Чечни приехали. Они беженцы. Будут пока у нас жить. Что им пришлось пережить, там, в Чечне, ужас просто.
В. – Да-да, всякое в жизни бывает. А вы слышали, Таня воровкой стала. Ее вчера в магазине застукали. Хотела пачку печенья украсть.
Появляется Катя
К. – Вы что обсуждаете?
И – Таня – воровка.
К. – У нее вчера мама в больницу попала, и отец в командировке на полгода. Теперь она одна с двумя младшими братьями-близнецами осталась. Пошла в универсам за продуктами, положила пачку печенья в школьную сумку и забыла. А когда хотела деньги достать, чтобы за остальные продукты заплатить – печенье выпало. Кассирша хай подняла. Слава Богу, там администратором ее соседка по площадке работает. Разобрались быстро. Хотя, конечно, неприятно. И много людей видело этот скандал. Какая же она воровка?
И. – Да вот тут Влад нам всякие интересные истории рассказывает.
В. – А вы слышали, Наташка, из 10 б залетела от Сашки из 9-го? А Витек скоро из школы за сплошные двойки вылетит, а Серега из пятого подъезда у врача-венеролога лечится, а...

О. – Слушай, да прекратишь ты или нет наконец, это же невозможно, в такой грязи купаться, какой ты себя обливаешь!
И. – Почему себя, он же о других плохо говорит...
В. – Почему плохо?! Правда глаза колет? Это же правда про всех про них!

СТОП!
ОБСУЖДЕНИЕ

О. – Когда человек плохо говорит о ком-то, он чернит, пачкает прежде всего самого себя. Ира, тебе приятно было слышать все эти гадости?
И. – Ну-у, нет, наверное.
О. – Вот видишь, вообще неприятно находиться там, где кого-то обсуждают. Это и есть злословие.
И. – (пожимает плечами) А что я могла сделать, рот ему ведь не закроешь.
К. – Можно, наверное, перевести разговор на другую тему. Влад, а как бы тебе понравилось, если бы о тебе так же кто-то за спиной злословил?
В. – Я об этом как-то никогда не задумывался. Я вроде ничего такого не делаю, чтобы кто-то плохо подумал.
О. – А разве обязательно что-то плохое сделать, чтобы сплетники обсуждали? Ты можешь чихнуть просто, а из твоего чиха могут неизвестно что выдумать.
В. – Так что, не жить тогда совсем?..
О. – По-моему, просто нужно, чтобы каждый следил только за собой, каждый сам стремился правильно вести себя. Тогда и не нужно будет вмешиваться в жизнь других людей.
В. – Да-да, этому учиться надо.
И. – Учиться всем просто необходимо.

Вопросы по теме «Злословие»

  • Что такое злословие?
  • Какие причины у злословия?
  • Как определить, когда человек злословит? (Когда плохо отзываются о третьем лице)
  • Помогает ли образование избавиться от злословия?
  • Можно ли утверждать, что образованный человек не будет злословить?
  • Помогает ли воспитание избавиться от злословия?
  • Можно ли утверждать, что воспитанный человек не станет злословить?
  • Какие могут быть последствия от злословия?
  • Кто страдает при этом: тот, о ком злословили, или тот, кто злословил?
  • Почему люди злословят?
  • Что можно противопоставить злословию?
  • Как остановить злословие?
  • Что можно предпринять, чтобы человек понял, что он злословит?
  • Если бы люди больше уважали и ценили самих себя, злословия бы стало меньше?
  • Можете ли вы привести примеры злословия из вашей повседневной жизни, не называя имен (говоря о злословии, очень легко самому начать злословить)?
  • Насколько распространена практика злословия в нашей жизни?
  • Можно ли представить себе общество, в котором совершенно не будет злословия?
  • Можно ли представить себе СМИ – газеты, телевидение, радио – без злословия?
  • Может ли злословие помешать дружбе, любви? (Злословие убивает и дружбу, и любовь!)
  • Что можно предпринять, чтобы остановить злословие? (Прежде всего перестать злословить самому.)
  • Можно ли добиться того, чтобы в вашей семье, дружеской компании, рабочем коллективе исчезло злословие?
  • Как будет относиться к людям ребенок, который вырос в обществе, где о людях в их присутствии или отсутствии говорят только хорошее?
  • Как будет относиться к людям человек, который видит в них только хорошие черты и не видит плохих?
  • Как будет чувствовать себя человек, абсолютно уверенный в том, что о нем никто и никогда не злословит?
  • Есть ли какие-то позитивные аспекты у злословия? (Нет!!!)

Курение – как отказаться?

Автор Светлана Уласевич

Действующие лица: Ира, Влад, Олег, Катя
Ира и Катя сидят на кухне за столом, пьют чай, сильно нервничают.

И. – Где взять денег на сигареты? В шесть часов тусовка, а у нас даже курева нет!
К. – (робко) Ира, а тебе понравилось курить?
И. – Какая разница?! Главное – мы в тусовке! И Влад такой симпатичный – вот бы с ним встречаться. Он скоро зайти за нами должен... Да думай же, где деньги достать!
К. –- Может, одолжить?
И. – У кого? У мамы?
В дверь квартиры звонок. Ира идет открывать. Возвращается с Олегом.
О. – Приветствую вас, леди.
И. – У тебя есть деньги?
О. – Вам для чего-то нужно?
К. – Нам нужно купить сигареты, сегодня на тусовку идти...
И. – Молчи, тупица, кто тебя за язык тянет?
О. – Сигареты? Но вы же не курите?!
И. – Теперь курим.
О. – Зачем? Сигареты, кроме вреда, ничего не дают. Курить – это медленно умирать!
И. – Это не твое дело. Лучше скажи – даешь нам деньги или нет!
О. – Если на что-то другое, нужное, полезное – дал бы и назад не попросил, а на сигареты – нет!
Звонок в дверь, Ира возвращается с Владом. За руку здоровается с Олегом.
В. – Катя, привет. А это что у вас физиономии перекошенные?
О. – Что это у вас за тусовка, в которую без сигарет не пойдешь?
В. – Тусовка как тусовка. Пошли, герлы, опаздываем!
И. – Владик, понимаешь, мы денег не нашли на курево.
В. – Ничего, сегодня я добрый – всех угощаю.
О. – Куда же вы?!
В. – Оттянуться, выпить, покурить, в общем, хорошо провести время без тебя, зануда.
О. – Влад, ладно, тебя уже не переделать, но девчонок-то – зачем? Ты же знаешь, курение и такая жизнь убивает!
И. – Отстань! Курение – это круто!
О. – Что крутого в том, что желтеют зубы, портится цвет лица, уходит красота, плюс ты чувствуешь себя постоянно зависимым и последние деньги отдаешь на сигареты?! А потом умираешь! Неужели вы только из-за Влада стали курить? Да он вас бросит через неделю, а зависимость останется.
В. – Слышишь, ты, оратор пришибленный! Сейчас я с тобой по-мужски поговорю!

СТОП!
ОБСУЖДЕНИЕ

К. – Ребята, остановитесь. Влад! Веди себя по-мужски!
В. – Я это и делаю, сейчас я ему все объясню (засучивает рукава, потирает руки).
К. – Влад, дракой ты ничего не объяснишь. Я с вами никуда не пойду. Ира, ты со мной?
И. – Катя, почему, что случилось?
К. – Олег прав. Ничего хорошего в курении нет. Я не хочу в мегеру превратиться. А ты?
И. – (прихорашивается, как перед зеркалом). И я хочу всегда хорошенькой быть. Для меня внешность очень важна.
О. – Правильно, девчонки, вы и так красивые. Любой парень и так с вами захочет дружить, и без сигарет. Наоборот, настоящий парень с курящей даже и встречаться не будет.
В. – Так вы идете?
К. – Влад, моя мама с тобой хотела познакомиться, ты же у нас математический гений, международную олимпиаду выиграл.
В. – А кто твоя мама?
К. – Она преподает в университете, математику. Сегодня она дома. Пойдешь?
В. – Ну, если вы все пойдете, тогда и я. У нас будет своя тусовка. А чем твоя мама нас угощать будет?
К. – Она пирог испекла, с яблоками. Идем?

Вопросы по теме «Курение - как отказаться?»

  • Зачем люди курят?
  • Что курят? Из чего состоят сигареты?
  • Какие последствия вызывает курение?
  • Почему курят врачи?
  • Есть ли какие позитивные аспекты у курения?
  • Красиво ли, когда курят девушки, женщины?
  • Как объяснить ребенку, что курить вредно?
  • Курение – это болезнь?
  • Почему во многих странах запрещена реклама табака?
  • Почему в фильмах актеры много курят?
  • Чем опасно пассивное курение?
  • Имеют ли право некурящие на защиту от дыма?
  • Что может быть с ребенком, если мама во время беременности и кормления курила?
  • Где можно получить информацию о вреде курения?
  • Нужно ли запретить рекламу табака?
  • Можно ли представить себе общество без табака?
  • Может ли подросток отказаться от курения, если родители курят?
  • Что делать, если все друзья в компании курят?
  • Как отказаться, если предлагают закурить?
  • Нужно ли отказываться от курения?
  • Курение – это зависимость, несвобода. Какие еще несвободы, зависимости могут быть у человека?
  • Как отказаться от зависимости?
  • Как стать свободными?

Наркотики

Действующие лица: Ира, Катя, Олег, Влад.
Вечер. Около шумной дискотеки Ира и Влад.
В. – Ира, я сейчас к ребятам, а то они без меня сейчас «примут на душу», и мне допинга не хватит. Потом я вернусь, и мы весь вечер будем вместе.
И. – Какого допинга? Спиртного?
В. – Бери круче. Там тако-ое – в кино ходить не надо. Слушай, пошли вместе, что ты тут одна стоять будешь, еще обидит кто, хулиганья полно развелось (Обнимает Иру за плечи.) А мне потом переживать из-за тебя. Пошли, там классная тусовка, все свои, я тебя познакомлю.
Появляются Олег и Катя.
О. – Привет влюбленным!
К. – Вы тоже на дискотеку? Пошли!
В. – Да тут у нас еще одно дельце намечается. Вы идите, мы к вам присоединимся.
К. – Ирочка, какое дельце, уже ведь поздно.
И. – Влад хочет, чтобы я с его друзьями познакомилась. Влад, может и ребятам можно с нами?
(Обращается к Олегу с Катей) Влад говорит, у них там какой-то классный допинг есть, в кино ходить не надо. Пошли с нами!
В. – (Дергает Иру за руку) Кто тебя за язык тянул-то!
К. – Какой допинг! Наркотики, что ли?! Ира, ты что, о чем ты говоришь?
И. – Владик не говорил, что это наркотики. Он не стал бы мне плохое предлагать. Ведь правда, Владик?
В. – Ты, пришибленная, что ты несешь, какие наркотики! Так, травки немного, таблеточки. Это ж только для удовольствия, для кайфа.
О. – Влад, что ты делаешь со своей жизнью, можно и наркоманом стать. Ты знаешь, чем наркоманы заканчивают?!
В. – Ну вот, и этот понес! Да заткнитесь вы все, я знаю, что делаю!
К. – Влад!
В.– Ну что еще?!
К. – Ты Сергея из девятого подъезда знаешь?
В. – Ну?
О. – Он умер позавчера. Мы с похорон идем. Решили на дискотеку сходить, развеяться, настроение поднять.
И. – А что случилось?
О. – Передозировка. Он и его сестра – наркоманы. Вчера в очередной раз кололись, что-то напутали с дозами. Оба в больницу попали. Сестру откачали, а он, наверное, слишком большую дозу принял. Мы точно не знаем, спросить не у кого, вы сами понимаете. У мамы его не подойдешь, не спросишь. Ему всего 18 было.
В. – Да что вы пристали ко мне, как репейник! (Ире) Ты идешь со мной?! Или я больше тебя знать не хочу! Такого добра, как ты, на улице – сколько душе угодно! (Хватает Иру за рукав, тянет за собой.)
И. – (упирается) Олег, Катя, помогите же!

СТОП!
ОБСУЖДЕНИЕ

О. – (подходит к Владу, мягко, но с усилием освобождает Иру, держит Влада за руку). Влад, мы с тобой друзья?
В. – Ну друзья.
О. – Мы же друг друга как облупленных знаем. Мы же в детский сад вместе ходили.
В. – Ты еще вспомни, как на горшочках рядом сидели.
О. – Можно и это вспомнить. Но детство уже кончилось. Знаешь, что значит быть взрослым?
В. – Что?
О. – Это значит – отвечать за свои поступки и нести ответственность за близких тебе людей. А ты только что чуть из Иры наркоманку не начал делать. Ты хочешь закончить как Сергей? Ты же очень любишь свою маму. Представляешь, что сейчас мама Сереги чувствует?
В. – Со мной так не будет, я всего два раза пробовал...
К. – Тем лучше, тебе легче сейчас бросить, пока зависимости нет.
В. – Там у меня друзья...
О. – А мы что же? А та компания, что за друзья там? Чему они тебя хорошему научат?
И. – Владик, может, и правда, не пойдешь больше туда?
В. – Ира, ты меня извини, я так тебя обзывал, нашло что-то... Да, наверное, я больше в эту тусовку не пойду. Олег, Катя – вы действительно можете научить хорошему. Настоящие друзья – это те, с которыми ты становишься лучше.

Вопросы по теме «Наркотики»

  • Что такое наркотики?
  • Зачем их употребляют?
  • Есть ли какие-то позитивные аспекты приема наркотиков? (медицинские цели; наркоз, болеутоляющие).
  • Какие могут быть последствия от приема наркотиков?
  • Как можно защитить себя от опасности стать наркоманом?
  • Как отказаться, если тебе предлагают дозу?
  • Как можно помочь человеку, который попал в компанию наркоманов?
  • Что можно посоветовать такому человеку?
  • Как помочь человеку, который попал в наркотическую зависимость?
  • Что ему можно посоветовать? Нужны ли ему советы? Что можно предпринять?
  • Как изменяется жизнь человека, который начал употреблять наркотики'
  • Как изменяется жизнь человека ставшего наркоманом?
  • Что может предпринять один человек, чтобы помочь человечеству защититься от наркотиков?
  • Может ли он один что-либо сделать?
  • Что может предпринять общество, чтобы защитить своих членов от наркотиков?
  • В силах ли общества: народа, жителей города, рабочего коллектива, семьи чего-либо добиться в защите от наркотиков?
  • Может ли наступить время, когда люди, все, добровольно, откажутся от наркотических средств?
  • Почему люди принимают наркотики?
  • Когда, на ваш взгляд, люди начали употреблять наркотики?
  • Какие причины лежат в основе общественного зла – наркомании? Наркомания – это болезнь или образ жизни?

СПИД

Скамейка в парке, сидят Ира, Катя Олег, Влад.

И. – Все утро посуду мыла, две тарелки разбила.
О. – Сказал бы: к счастью, но, похоже, твоя мама так не думает.
К. – В прошлый раз ты вроде бы три тарелки разбила.
О. – Прогресс!
К. – Да у нее мания такая – чистота превыше всего. Чтобы посуду отмыть до блеска, нужно ее мыть, ну, скажем, 3 минуты. А она девять минут будет мыть.
О. – А ты?
К. – Пять.
И. – Тоже маньячка.
О. – Все мы в чем-то маньяки. Вот ты, Ира, без цветов жить не можешь. А разве это хорошо? Выйдешь замуж за ученого-зимовщика, где на Полюсе цветы достанешь? Я – видеоманьяк. В день по восемь фильмов смотрю. Ничего уже не соображаю, а все равно уставлюсь в экран и смотрю.
К. – Это точно. И друзья у тебя такие же. Вот, кстати, Влад.
Входит Влад
В. – Всем аграмадный привет! Приветище!
К. – Маньяк-лингвист.
В. – Чё обзываешься?
О. – Это комплимент такой. Замаскированный.
И. – Знаешь, Артур, оказывается, мы все тут больные. Маньяки.
В. – Слушайте, насчет больных. Я такую новость узнал кошмарную! Мы тут недавно с ребятами кровь сдавать ходили, ну за деньги. И благородно, и деньги дают. В общем, у Сашки ВИЧ-анализ положительный оказался, представляете?!
И. – Какой вич?
В. – Глупая, это проверка такая на СПИД.
О. – Что?! У Сашки СПИД?! Вот это да!
К. – Ой, кошмар! Я же с ним целовалась. В восьмом классе.
О.– Надо провериться.
И. – Ой! А я его за руку трогала! Я теперь тоже заболею, да?
В. – Да кончайте вы. Это через прикосновение не передается. (Прикасается к Ире, Кате, Олегу).
К. – Не трогай меня! (Влад продолжает трогать остальных, начинается визг).

СТОП!
ОБСУЖДЕНИЕ

О. – Стоп! Хватит ерундой заниматься! Значит так! Во-первых, эта штука через прикосновение не передается. Также не передается через комариный у кус. И вообще, нужно сейчас не об этом думать, а про Сашку. Могу себе представить, что у него на душе сейчас. Может быть, ошибка в анализе. А если не ошибка, то... Я думаю, надо ему помочь.
В. – Он сейчас дома сидит. Уставился в одну точку и молчит.
И. – Бедненький... Может, цветов ему принести?
К. – Может, посуду у них всю перемыть?
О. – Да ничего не надо. Просто придем и посидим рядом.
В. – Пусть знает, что друзья у него есть.
О. – Пошли!
(Все встают и уходят).

Вопросы по теме «СПИД»

  • Что такое СПИД? Что такое ВИЧ?
  • Каким путем заражаются этим вирусом?
  • Какие есть способы защиты?
  • Почему СПИД передается только через кровь, сперму и влагалищную жидкость?
  • Может ли заразиться СПИДом любой человек?
  • Почему СПИДом заражаются в первую очередь люди, ведущие неправильный образ жизни (проститутки, наркоманы, гомосексуалы)? Заразиться в больнице – нулевые шансы.
  • Может ли болезнь быть следствием неправильного поведения?
  • Можно ли сказать, что болезнь указывает нам на то, что мы что-то неправильно делаем?
  • Какой информацией надо владеть, чтобы остановить передачу вируса?
  • Сказывается ли употребление алкоголя и наркотиков на способности принимать разумные решения?
  • Что было бы, если бы СПИД был излечим?
  • В этом случае было бы больше или меньше зараженных вирусом?
  • В чем необходимо себя ограничить, чтобы уберечься от ВИЧ-инфекции?
  • Ограничив себя в чем-либо в этом случае, мы оказываемся лишенными чего-то? Или приобретаем что-либо?
  • Можно ли это приобретение назвать свободой?
  • Если это свобода, то свобода от чего-то или для чего-либо? Свобода от или свобода для?
  • Что делать человеку, который заразился и узнает о том, что болезнь неизлечима?
  • Если в этом случае человек принимает решение покончить жизнь самоубийством, он прав?
  • Один зараженный мстил: колол зараженной иголкой людей. У него было право на это?
  • Учит ли нас чему-то СПИД?
  • Если от распущенности не удерживают воля или сознание, может, удержит страх пред СПИДом?
  • Правильный образ жизни – абсолютная защита от всех болезней?
  • Нужны ли болезни человеку и человечеству?
  • Есть ли какие-либо позитивные аспекты в том, что человек болеет?
  • Смысл в том, чтобы не заразиться вирусом, или в том, чтобы быть здоровым и счастливым?
  • Человек заражается вирусом в результате своих поступков или в результате того, кем он является?
  • Почему люди боятся СПИДа?
  • Почему люди боятся зараженных СПИДом?
  • Остается ли больной СПИДом человеком?
  • Есть ли у него какие-либо потребности, желания, надежды, как и у всех других людей?
  • Если вы узнаете, что кто-то из ваших знакомых заразился вич-инфекцией, изменится ли ваше отношение к нему?
  • Если бы был заражен кто-либо из ваших близких, что бы вы чувствовали?
  • Какие вопросы вы хотели бы задать такому больному?

Как отказаться от выпивки?

Действующие лица: Олег, Ира, Катя, Влад
Олег, Катя и Ира сидят на скамейке. Катя читает книгу, Ира скучает, смотрит по сторонам. Входит Влад.
В. – Привет, господа!
И. – (жеманясь) Может, и дамы?
В. – (шутливо раскланиваясь) Здравствуйте, дамы и господа!
К. – (отрывается от книги) Привет-привет...
В. – Слышали новость?
И. – Какую?
В. – Ну, про Сергея...
К. – Не томи, говори быстрее.
В. – Сергея – быстрее. Так ты у нас поэт, Катя, в рифму говоришь.
О. – Что за новость, ты скажешь наконец?
В. – Ну, в общем... У Сергея новая девчонка. Отпад полный. По этому поводу он вечеринку устраивает. Завтра. У него предки на дачу уезжают, а в квартире остаемся мы, ну, если пойдем туда. И ба-а-альшая бутыль домашней наливки. У него родители сами вино делают. Вкуснотища! И в голову шибает! Я пробовал. Ну, идем?
И. – (жеманясь) А нас там ждут? Нас приглашали?
О. – Да вы что, какая наливка, какое вино, нам еще только 15 лет!!
И. – (смеётся) Маменькин сыночек нашелся! Ты что, чтобы выпить, будешь ждать 18-ти лет? Или будешь спрашивать у мамочки разрешения?
О. – Да я вообще пить не думаю. Вполне можно обойтись и без этого дурмана. Мне нужно сохранять ясную голову, крепкие нервы и выносливое тело. Без этого в спорте больших успехов не добьёшься.
И. – Ну и что, все пьют, тем более тебе предлагают вкусную домашнюю наливку. Это же для здоровья полезно!
В. – Вот-вот, и ваше, что ты за мужик будешь, если выпить не сможешь? Соберется мужская компания, там, по пивку, или водочки... А ты что? И как к тебе Катюха относиться будет, если ты даже выпить не в состоянии?
К. – Я сама как-нибудь разберусь. Но, вообще-то, сейчас ведь действительно все пьют, как же ты, Олег? Мы с тобой и не в каждую компанию пойти сможем...
О. – Ну и Бог с ней, с этой компанией. Нужны мне эти пьянтосы. Пьянство – это добровольное сумасшествие. Ты думаешь, это я придумал? Это очень мудрый человек сказал.
И. – Ты и есть псих. От такой классной вечеринки с вином отказываешься. Кать, мы же с тобой пойдем?! Ты же свою лучшую подругу не оставишь?

СТОП!
ОБСУЖДЕНИЕ

К. – Ира, я думаю, что, в общем-то, Олег прав. Ничего хорошего пьянство не дает.
В. – Так кто говорит о пьянстве?! Так, рюмочку-другую.
О. – Все большие беды начинаются с первого шага. Он бывает очень маленьким. Знаешь, как обвалы в горах происходят? Достаточно одному маленькому камешку сорваться с места – и все! Лавины сметают даже целые города!
К. – И пьянство, и алкоголизм могут начаться с одной маленькой рюмки.
И. – Ладно, все пойдут к Сергею на вечеринку, а мы куда?
В. – У моей мамы завтра День рождения. Она давно хотела познакомиться со всеми вами. Она пиццу испечет, с грибами, белыми. Я сам собирал!
О. – Классно! А утром съездим к нам на дачу. У нас цветов – море! Нет, океан! Твоя мама любит цветы?

Вопросы по теме «Как отказаться от выпивки»

  • Что такое алкоголь?
  • Для чего люди употребляют спиртные напитки?
  • Есть ли какие-то позитивные аспекты приема алкоголя?
  • Из чего делают алкогольные напитки?
  • Есть ли среди ваших знакомых люди, отказавшиеся от употребления спиртного?
  • Как отказаться, если друзья предлагают выпить?
  • Что делать, если все друзья выпивают?
  • Правда ли, что выпивка сближает людей, помогает общению?
  • Можете ли вы представить себе общество, в котором не будет спиртного?
  • Может ли человек прожить без выпивки?
  • Как можно проводить свободное время без выпивки?
  • Представьте себе человека, который никогда в жизни не пил. Каким он будет?
  • Помог ли вам когда-либо алкоголь?
  • Помешал ли вам когда-либо алкоголь?
  • Большинство преступлений происходит в состоянии алкогольного опьянения. Опьянение – уважительная причина или усугубление вины?
  • Чем можно заменить алкоголь?
  • Кто из вас считает, что можно прожить без спиртного?
  • У алкоголиков дети часто рождаются уродами, что может предпринять общество?
  • Пьянство – это болезнь или образ жизни?
  • Чем отличаются алкоголизм от пьянства?
  • Где можно получить информацию о вреде алкоголя? Нужна ли такая информация?
  • Какие пагубные последствия вызывает алкоголь?
  • Кто может стать алкоголиком?
  • Как защититься от алкоголизма?

Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить?

Автор Мария Метельская

Действующие лица: Ира, Катя, Олег, Влад
Все четверо выходят на сцену.
И. – Куда сегодня пойдем? Что-то есть хочется.
В. – Предлагаю – в Мак-Дональдс. Устроим праздник желудка.
И. – Конечно, пойдем.
К. – Там хорошо, чисто, не курят. Приходят в ресторан, девушки садятся за столик.
О. – Что будем заказывать?
К. – Апельсиновый сок и мороженое.
И. – А мне (загибает пальцы) пирожок с вишней, гамбургер, чизбургер... М-м... Фишмак я еще не пробовала! Мороженое и спрайт.
О. – (Владу шепотом) У тебя денег хватит? Олег и Влад уходят. Приходят с подносом.
В. – Всем приятного аппетита.
Садятся. Едят. Ира съедает быстрее всех.
И. – Ух, как я наелась! Мне плохо!
К. – Мы с тобой как раз вчера говорили о правильном питании. Еда должна быть удовольствием, но нельзя ведь так переедать. Ты и из-за фигуры своей беспокоишься. А здесь вообще пища неполезная. Сильно живот болит?
В. – Вот-вот, а сколько это стоит все! Больше в Мак-Дональде не пойдем!
И. – Тут умираешь от боли, а он про деньги свои думает. И не надо. Я и сама больше с тобой никуда не пойду.

СТОП!
ОБСУЖДЕНИЕ

Ира встает, выходит из ресторана, садится на скамейку. Следом за ней выходит Катя, затем Олег и Влад.
К. – Ну как, легче стало?
И. – Да вроде отпустило. Это у меня из-за того, что я не то съела?
К. – Это мягко сказано. Ты съела очень много, очень быстро и очень неполезную пищу
И. – А какая пища полезная?
К. – Да все продукты полезные, Нужно только их есть вовремя, в меру. Они должны быть экологически чистыми и правильно приготовлены. Есть много правил правильного питания. Это целая наука.
О. – Главное – нужно всегда помнить, что мы едим, для того, чтобы жить, а не наоборот, живем, чтобы есть. Еда нужна, чтобы хорошо себя чувствовать, чтобы были силы для жизни.
В. – Да вы у нас знатоки правильного питания. Научите нас с Ирой?
О. – Конечно, будем вместе учиться. Это всем необходимо.

Вопросы по теме «Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить?»

  • Зачем человеку нужна еда?
  • Может ли человек обойтись без еды?
  • Какие должны быть требования к еде?
  • Где можно получить информацию о правильном питании?
  • Есть ли среди ваших знакомых вегетарианцы?
  • Есть ли среди ваших знакомых люди, питающиеся по какой-то особой системе?
  • Что вы знаете о различных системах питания?
  • Что такое экологически чистые продукты?
  • Где можно купить экологически чистые продукты?
  • Как питались ваши предки? Были ли у них какие-то традиции в еде, предпочтения?
  • Что такое лечебное голодание? Зачем оно используется?
  • Что вы знаете о религиозных постах? (в христианстве, исламе, иудаизме)
  • Что вы знаете о традиционных национальных кухнях?
  • Какая традиционная национальная кухня вам нравится больше всего? Почему?
  • Нужны ли специальные газеты, журналы, телепередачи о питании человека? Почему?
  • Почему дети и взрослые едят разную пищу?
  • Должен ли изменяться рацион человека с возрастом? (детство, взрослая жизнь, старость) Почему?
  • Какие есть способы приготовления еды?
  • Какие из них самые безопасные с точки зрения экологии?
  • Каким образом вы хотели бы питаться?

Как научиться терпению?
Автор Виктория Рябинина

Влад стоит с цветами в руках и ждет Иру. Нервничает.

В. – Куда же она подевалась? Я уже 25 минут жду. Но всякому терпению приходит конец!
Входят Катя и Олег
О. – Здравствуй, Влад!
К. – Привет!
Влад вместо ответа смотрит на часы, отворачивается, прячет цветы.
О. – Что случилось? Такой день! Птички поют, солнышко светит, самое время для романтических свиданий, а он тут истерики разыгрывает.
В. – Оставите вы меня в покое?! (поворачивается так, что становится виден букет цветов).
К. – Ты Иру ждешь?
В. – Прикиньте, она сказала, что ровно в половину мы с ней здесь встречаемся, идем гулять. И что же? Уже 55 минут! Стою тут, как дурак...
О. – Всего-то, а я уже думал, случилось что-то.
В. – Тебе ничего, а я терпеть больше не собираюсь.
К. – Действительно, имела бы совесть. Ее тут так ждут, так ждут! (с иронией)
В. – (почти в бешенстве) Ты еще и издеваешься!
О. – Уймитесь вы оба! Насколько я знаю, Ира очень пунктуальный человек. Если она опаздывает, должна быть очень важная причина.
К. – Мы дружим с первого класса. Меня она ни разу не подводила.
В. – Да меня не волнует, как она тебя подводила, не подводила. Все, уже три (смотрит на часы). Вы как знаете, я ухожу. (Оглядывается по сторонам, смотрит, куда бросить цветы, бросает.)
О. – Влад, подожди, давай разберемся.
В. – (с удивлением) В чем я должен разбираться?
О. – Ведь не происходит ничего непоправимого, а ты так нервничаешь. По-моему, ты даже благодарен должен быть Ире за ее опоздание.
В. – Вы что, с ума тут все посходили?! Одна шляется неизвестно где и с кем, другой заговариваться начал.
К. – Владик, может, послушаешь Олега, он тебе что-то важное сказать хочет.
В. – Никого и ничего не хочу я слушать, я сам все знаю. Если ее тут нет –значит, ее тут нет. Значит, она для меня уже ничего не значит. И нечего тут всякие философии разводить!
О. – Может, стоит поучиться терпению? Ведь ему можно научиться вот только в таких случаях, когда надо кого-то подождать. Один мудрый человек сказал, что самое тяжелое – это ждать и догонять.
В. – Ну вот, погнал. Что вы ко мне с нотациями пристали! Да и что вы сами в терпении понимаете?! Ты, Катя, уже третий день ноешь: «Хожу на танцы больше месяца, а танцевать не научилась».
К. – Это же совсем другое! И чего ты в мою жизнь лезешь, я у тебя советов не прошу!
В. – Все, хватит, я пошел, только время с вами терять! (Уходит)

СТОП!
ОБСУЖДЕНИЕ

О. – Влад, Ира идет!
Со стороны, противоположной той, куда идет Влад, появляется Ира. Влад останавливается.
И. – Ребята, привет. Владик, ты извини меня, не с кем было сестренку маленькую оставить, а мама долго по магазинам ходила. Я тебе домой звонила-звонила, ты ушел уже. Извинишь?
В. – Да ладно, я и не заметил вообще-то, как время прошло, с ребятами тут пообщался. И полчасика всего-то, это не время для человека, который умеет терпеть и ждать.

Вопросы по теме «Как научиться терпению?»

  • Что такое терпение? Что значит быть терпеливым?
  • Зачем нужно иметь терпение?
  • Приведите примеры нетерпеливости (в быту, в школе, на работе, в политике).
  • Когда и в каких ситуациях нужно терпеть, а в каких нет?
  • Почему люди нетерпеливы?
  • Как научиться терпению?
  • Что для этого нужно делать?
  • Что выигрывает человек, который научился терпению?
  • Может ли мудрый человек быть нетерпеливым?
  • В чем сила сильного человека?
  • Каковы последствия нетерпения для человека?
  • Каковы последствия нетерпения для общества?
  • Как терпение связано с верой в будущее?
  • Ради чего человек терпит?
  • Назовите качества, сопутствующие терпению.
  • Почему нетерпеливые люди винят во всем окружающих?
  • Кто больше терпелив, взрослые или дети? Почему?
  • Как помогает чувство юмора в терпении?



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.