Подготовка и организация групповой работы
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия
Индекс материала
Подготовка и организация групповой работы
Планирование и проведение занятий
Работа группы и проблемные ситуации
Конфликты в группе
Все страницы

Психологические занятия могут оказать значительное влияние на душевное состояние участников. Поэтому в ряде стран групповая работа психолога ведется в соответствии с правилами, установленными нормативно-правовой документацией. В нашей стране подобных юридических документов пока недостаточно. В данной главе изложены адаптированные к условиям отечественных образовательных учреждений правила работы и опыт американских психологов, обобщенный Р. Смид.
Целью занятий является групповое обучение и развитие социальных знаний и умений. По мнению американских психологов, в обучающей группе количество участников и продолжительность занятий может регламентироваться не так строго, как, например, в коррекционной группе. Нет и столь жестких требований к конфиденциальности.
Вместе с этим следует учитывать, что подростки обычно более чувствительны к нарушениям правил групповой работы, чем взрослые.

Предполагаемое содержание каждого занятия необходимо рассматривать как исходный материал. Важно не то, что формально обсуждается, а как развивается процесс эмоционального взаимодействия. Ведущий прежде всего обращает внимание участников на их собственные эмоции, мысли, чувства, на их выражение в общении. Ведущему важно управлять и содержанием, и процессом занятия, что в значительной степени определяется его собственной квалификацией.
Во время работы с детьми среднего и старшего школьного возраста нередко возникают сложные, индивидуально важные психологические ситуации. В подобных случаях следует понимать, что актуальные проблемы конкретного ребенка важнее необходимости жестко соблюдать план и тему занятия. Поскольку в школе дети часто боятся проявлять самостоятельность, ведущему надо поощрять любые конструктивные действия участников занятий, создавая новый тип взаимоотношений — «на равных» — между участниками и старшим по возрасту. В условиях ограничения времени занятие лучше начинать в авторитарном стиле, что позволяет быстрее перейти непосредственно к работе.

Этические нормы и правила работы психолога с группой учащихся

1. Психолог может работать со школьниками только с их согласия. Более того, необходимо и согласие родителей.
2. Учащиеся до принятия ими решения об участии в группе должны предварительно получить информацию о целях и содержании занятий и о том, что от них ожидается.
3. Важно провести тщательный отбор школьников в группу. Его осуществляет (и, соответственно, несет всю полноту ответственности) ведущий, опираясь на свои знания и опыт. Многие дети плохо справляются со своими эмоциями, с агрессией, с перестройкой своего отношения и поведения. Проблемы подростка могут быть настолько серьезными, что с ним возможна только индивидуальная работа. Категорически противопоказано создание групп по признаку общности проблем, например, с девиантным поведением. Схожая проблема может сплотить детей на основе общности их деструктивных ценностей и поведения.
4. Конфиденциальность — важнейшее условие откровенности и самораскрытия, без чего невозможна успешная групповая работа. Каждый участник должен быть уверен в своей психологической безопасности. Вместе с тем ведущий обязан предупредить, что он может сообщить информацию другому ответственному лицу, если:

□ кто-то планирует или наносит вред себе или окружающему миру;
□ будет получена информация о жестоком обращении с участником группы или иным человеком;
□ соответствующие органы запросят материалы о правонарушителе или подозреваемом.

5. Каждый имеет право покинуть занятия. О своем решении прекратить занятие участник должен заранее предупредить ведущего. При этом возможность поделиться своими переживаниями иногда помогает ребенку найти решение своей трудной проблемы и продолжить занятия.
6. Групповая работа — это обычно арена эмоций, и ведущему следует держать их под контролем. Желательно, чтобы он придерживался содержания плана занятий, поощрял рассмотрение проблем, актуальных для участников, пресекал все попытки вербальной или физической агрессии: дружелюбное перебрасывание предмета может перейти в швыряние, касания в шлепки и удары, а дискуссия в оскорбление. Подобные ситуации необходимо использовать для обучения участников социально принятым способам выражения своего отношения к сверстникам.
7. Существуют разнообразные культуры с различной системой ценностей. Нередки те случаи, когда мы пытаемся навязать ценности нашей культуры другим. Например, европейская привычка, а иногда и требование смотреть в глаза собеседнику — в некоторых азиатских и других культурах рассматривается как проявление непочтительности, особенно младшего к старшему.
Знание культурных особенностей участников занятий, их проявлений в половых, религиозных, национальных, мотивационных и национальных традициях, умение применять эти знания — важная часть подготовки самого ведущего к занятиям.
8. Непредвзятость ведущего подразумевает умение осознавать свои симпатии и антипатии к отдельным членам группы. Совершенно естественно, что одни дети нравятся больше, другие меньше. Ведущему совершенно недопустимо проявлять свои предпочтения и выделять любимчиков. Всем детям необходимо предоставлять равные возможности для самовыражения. Неприемлемо, чтобы основное время занятий уделялось общительным детям, а другие оставались в тени.
9. Следует избегать двойственности отношений между психологом-ведущим и участниками или между самими участниками. Недопустимо, когда психолог одновременно является учителем или классным руководителем. Ведущему нежелательно быть знакомым или родственником участника группы. Вряд ли можно создать доверительные отношения «психолог-клиент», если существуют и другие взаимоотношения.
Двойственные отношения могут существовать и между участниками группы, например, между братьями и сестрами. Этого по возможности также следует избегать.
10. Использование ведущим различных техник и приемов возможно только после специального обучения под руководством опытного специалиста, Необходимо соизмерять свои действия с эмоциональными особенностями детей. Нужно осознавать, сколь велика возможная эмоциональная реакция каждого ребенка при работе в группе, и иметь представление о том, что делать, если произойдет эмоциональный выплеск, как обратить возникшее переживание на пользу детям.
11. Формирование долговременных целей затруднено для многих детей. Задача ведущего — научить детей ставить перед собой реальные цели, планировать пути их достижения и реализовывать их. Это касается и цели групповых занятий. Если они не ясны, то работа может оказаться неэффективной.
12. Участников занятий следует предупредить, что возможны индивидуальные консультации между занятиями по вопросам, касающимся их личных проблем и требующим особой конфиденциальности. Остальные проблемы желательно рассматривать в процессе групповой работы. Проработка ситуации внутри группы, например агрессивного поведения, даст возможность остальным участникам непосредственно понять свои чувства в связи с грубым поведением конкретного ребенка и выразить свое мнение, дать ему обратную связь.
13. Возможность возникновения вражды между членами группы, риск нарушения конфиденциальности ее участниками и другие подобные негативные факторы должны постоянно находиться в поле внимания ведущего. Необходимость их предупреждения связана с отсутствием у детей большого жизненного опыта, недостаточным уровнем развития, глубины эмоционального сопереживания своим сверстникам.
14. Поведение детей в группе должно быть как можно более свободное, чтобы они имели опыт самых разнообразных вариантов действий и могли отобрать для себя наиболее подходящие. Вместе с тем поведение не должно доставлять неприятности другим и выходить за пределы принятых норм и правил.
15. Ведущий является примером для участников группы, что особенно важно при выражениии им искренности, честности, компетенции, мудрости. Своими проявлениями ведущий моделирует желаемое поведение. Например, если вы спрашиваете о чувствах детей в данный момент, то будьте готовы первым ответить на этот вопрос и тем самым показать детям, чего вы от них ожидаете. Дети очень чувствительны к обману и быстро перестают воспринимать взрослых, которые говорят одно, а делают или переживают другое.
16. Необходимо каждому ребенку дать возможность продвигаться в собственном темпе. Способность не форсировать события — важное качество ведущего. Даже если вам кажется, что прогресса не наблюдается и группа топчется на месте, оставайтесь спокойны и продолжайте работу по плану занятий. Оказывайте поддержку и поощряйте детей, закрепляйте полученные умения. Важнейшими качествами ведущего являются способность мужественно переносить неопределенность, понимание невозможности полного контроля над ситуацией,
17. Ритуал завершения работы группы призван помочь детям в разрыве доверительных, теплых отношений, который они переживают очень остро. Ритуал позволяет участникам получить опыт расставания без чувства покинутости, заброшенности, тоскливого одиночества. Этот опыт переживания неизбежен в будущих потерях.
18. Завершение занятий сопровождается исчезновением взаимной поддержки и чувства безопасности членов группы. Однако к этому моменту дети уже гораздо лучше осознают свои чувства, мысли, действия. Поэтому, по мнению Р. Смид, очень важно провести встречу группы через 3—4 недели после окончания занятий. Необходимо проверить состояние детей и оказать им при необходимости дополнительную помощь.
19. Привлечение других специалистов, связанное с нарушением конфиденциальности, возможно при особых жизненных ситуациях, в которых оказался ребенок. Например, ребенок может выразить желание покончить жизнь самоубийством. В этой ситуации необходимо в индивидуальном порядке выяснить реальность такой угрозы, сообщить родителям и направить ребенка к психиатру. Если девочка-подросток сообщает о своей возможной беременности, то ее желательно убедить самой сообщить об этом родителям и пройти медицинское обследование.
Количественный состав группы
Оптимальное количество детей в группе, как показывает практика, обычно составляет от 6 до 8 человек. При большей численности группы дети, склонные к замкнутости, останутся без необходимого им внимания. При меньшем количестве возрастает психологическая нагрузка на каждого ребенка. Некоторым детям сложно не только делиться своими переживаниями, но и вообще говорить в присутствии посторонних, особенно находясь в центре внимания. Кроме того, в малых группах уменьшаются как разнообразие возникающих ситуаций, так и вариативность реакций и поведения в каждой из них.

Продолжительность занятий

Чаще всего количество занятий с детьми находится в пределах от 8 до 12. С позиции групповой терапии этого количества недостаточно для формирования заметных сдвигов в поведении. В лучшем случае можно ожидать лишь некоторые положительные изменения. У кого-то поведение может измениться существенно, но не стоит надеяться на значительную коррекцию поведения всех участников. Поэтому предлагаемая в данной работе программа рассчитана более чем на 30 занятий в течение учебного года.
В неделю обычно проводят одно-два занятия. Для детей 6—8 лет наилучшая продолжительность занятия — 30 минут. Дети 9-13 лет способны эффективно работать без перерыва до 40—45 минут. Учащимся 7— 11 -х классов можно заниматься до 60 минут без перерыва (с перерывом — до 1,5 часа).
Следует избегать ситуаций, когда ваша работа накладывается на учебный процесс и провоцирует пропуск занятий, опоздания на уроки или нарушение общепринятых норм учебной нагрузки.

Отбор участников группы

Получение согласия кандидатов на участие в занятиях лучше всего осуществлять путем индивидуального собеседования на основе их полной информированности о целях и методах занятий. Во время индивидуального собеседования у ребенка появляется возможность рассказать о своих проблемах, а у ведущего — понять, насколько ребенок подходит для групповой работы. Не исключается и предварительное анкетирование.
Чем младше ребенок и чем серьезнее его проблемы, тем важнее провести именно индивидуальное собеседование. В присутствии родителей, учителей или сверстников, других посторонних дети часто замыкаются или отвечают односложно и неискренне.
Получение согласия родителей (опекунов) на работу психолога с ребенком в составе группы или индивидуально, как правило, необходимо, если эта работа не является частью учебного процесса. Согласие родителей (опекунов) предполагает их достаточно полную информированность о целях работы, о формах взаимодействия психолога и детей, о возможных трудностях и проблемах, о вероятных позитивных результатах. Можно отметить, что формирование группы в настоящее время относится к недостаточно исследованному этапу групповой работы с детьми.
Существует понятие однородных и неоднородных групп, где под однородностью понимается схожесть проблем детей, возраста, умственного развития, типа поведения.
Достоинствами однородных групп являются быстрое достижение сплоченности, взаимная поддержка, чувство общности.
К недостаткам однородных групп можно отнести отсутствие разнообразных форм поведения и недостаточная возможность прийти к пониманию, что все люди разные. Одновременно возникает опасность объединения участников группы по негативным качествам характера, деструктивным способам поведения и взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем однородные краткосрочные группы могут дать хорошие результаты при решении конкретных проблем, таких, как снижение агрессивности или тревожности, работе с фобиями, при достижении адекватности самооценки и др.
Неоднородность группы предполагает существенные различия между участниками группы по таким параметрам, как уровень развития, культурные традиции, стереотипы поведения, коммуникационные навыки, мотивации и жизненные ценности.
Достоинством неоднородных групп является возможность понять, что все люди разные, что по одной и той же проблеме может быть множество мнений. Появляется возможность знакомства с различными реакциями и способами поведения в конкретной ситуации. Дети могут получить обратную связь от непохожих на них сверстников. Неоднородная группа создает большую вероятность коррекции неадекватного восприятия и поведения.
Недостаток неоднородных групп связан с необходимостью увеличения продолжительности курса занятий для достижения результатов. Больших затрат времени и сил требуют сплочение группы и взаимное принятие. Первые занятия могут сопровождаться эмоциональными выплесками и конфликтами.
Вероятно, к наиболее важному правилу подбора участников группы следует отнести принцип конструктивности ролей. В группе дети оказывают значительное влияние друг на друга, и каждый ребенок должен, с одной стороны, быть примером позитивных навыков, а с другой — учиться у остальных. Возможен отбор детей с одинаковой проблемой и различными навыками адаптации к ней, различными способами ее решения. При работе с замкнутыми детьми в группу можно включить по одному-два ребенка, осознающих свою замкнутость или не принимающих в себе этого качества. Дополнительно дети могут преодолевать свою замкнутость другими способами:
□ в театральных студиях, в спортивных секциях или различных кружках;
□ через успехи в учебе, музыке, рисовании и т. п.;
□ посредством компьютерного общения;
□ путем написания писем незнакомым сверстникам.
Важно соблюдать еще ряд общих правил при формировании групп.
Необходимо включать в группу:
□ таких детей, чтобы каждый ребенок мог увидеть нужный ему пример положительного поведения;
□ детей с разницей в возрасте не более двух лет: чем меньше возраст, тем меньше допускаемая разница в нем;
□ детей, воспитанных в разных культурных, экономических и социальных условиях;
□ детей обоего пола, если темы занятий не предполагают работу только с мальчиками или только с девочками;
□ детей, способных к сотрудничеству и работе в коллективе;
□ детей, заведомо поддающихся общественному воздействию.
Запрет на включение в группу распространяется на:
□ близких родственников, которые не смогут быть откровенными, опасаясь нарушения конфиденциальности;
□ детей, склонных к самоубийству;
□ очень агрессивных детей;
□ детей, пытавшихся совершить убийство или проявивших такие намерения;
□ детей, часто лгущих и ворующих, а также совершивших или склонных к совершению других криминальных поступков;
□ детей, переживающих или недавно переживших кризисную ситуацию, кроме случая, когда группа создается специально для таких детей и ведущий прошел специальную подготовку (это относится и к детям, подвергшимся физическому или сексуальному насилию);
□ детей, если один из его родителей против участия ребенка в группе;
□ детей, значительно отличающихся от остальных, например, только что приехавших представителей другой культуры.
Если администрация вашего учреждения навязывает вам сформированную ей группу или обязывает вас проводить работу со всеми детьми, то можно попытаться сгладить ситуацию. Прежде всего следует разъяснить администрации этические нормы и уровень компетенции психолога вообще и вашей в частности. Например, что вам необходимо пройти специальное обучение и получить документ на право выполнения требуемой работы, что обязательно должно быть получено согласие ребенка и его родителей. При асоциальном поведении ребенка работа с ним является сферой компетенции социального педагога, правоохранительных органов или врача (психиатра, нарколога). Проблемы ребенка могут относиться и к профессиональной области врача-дефектолога, логопеда и др.
Если вы считаете, что достаточно компетентны для работы с предложенными детьми, то обратите внимание на оптимальный количественный и качественный состав группы. Возможно, вам удобнее будет работать не с одной большой — до 12-15 человек группой, а с двумя-тремя меньшего состава.
Обосновать свою позицию можно следующей аналогией: если вы — хирург-офтальмолог, то никому не придет в голову просить вас выполнить работу кардиохирурга. Микрохирургия глаза и операция на сердце совершенно различны и выполняются специалистами с соответствующей подготовкой. Подобную специализацию имеют и психологи. Кроме того, клиенту может быть вообще противопоказано хирургическое лечение и более эффективны другие способы помощи.

Взаимодействие с людьми, не участвующими в работе группы, но имеющими на нее влияние

Существует круг людей, имеющих отношение к групповой работе: администрация учреждения, воспитатели, учителя, родители. Они могут оказать существенное влияние на процесс работы, и это нужно предусмотреть. Например, если работа ведется в школе после уроков, то необходимо договориться с учителями, чтобы детей отпускали вовремя; найти помещение, если занятия проводятся вне кабинета психолога; предупредить о недопустимости прерывания занятий.
Нежелательно присутствие на занятиях новых лиц, заглядывание в дверь или окно.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.