На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Подготовка и организация групповой работы - Работа группы и проблемные ситуации
Подготовка и организация групповой работы - Работа группы и проблемные ситуации
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия
Индекс материала
Подготовка и организация групповой работы
Планирование и проведение занятий
Работа группы и проблемные ситуации
Конфликты в группе
Все страницы

Работа группы и проблемные ситуации

У детей степень освоения социальных навыков намного меньше, чем у взрослых, и поэтому они ведут себя более непосредственно. В частности, Р. Смид утверждает, что в процессе занятий дети плачут чаще, чем взрослые. Однако в моей практике слезы на глазах у взрослых возникали чаще, чем у детей.
Основными проблемными ситуациями, с которыми сталкивается ведущий групп детей и подростков, являются агрессивное поведение, стремление монополизировать внимание группы, привлечение внимания и манипулирование ведущим, сопротивление и недоверие. Работа со старшими школьниками дополняется проблемами, связанными с нарушением конфиденциальности и серьезными проявлениями агрессивности, более глубокими переживаниями.

Агрессия

Сами по себе агрессивные эмоции могут носить как созидающую, так и разрушающую направленность и обретают свою значимость через проявление в поведении. Агрессивность необходима каждому человеку для удовлетворения потребностей и защиты своих интересов. Конструктивная часть агрессии у детей часто реализуется в стремлении достигнуть успехов в учебе, спорте, адекватном отстаивании своего статуса в группе и защите своих интересов. Деструктивная часть агрессии как способ достижения тех же целей проявляется в виде грубости, угроз, ругани, дерзости во взаимоотношениях со взрослыми и др. Агрессия может быть направлена и на себя — например, как доминирующее чувство вины, что увеличивает вероятность психосоматических заболеваний.
Деструктивная агрессия может быть врожденным качеством, следствием собственного негативного опыта или результатом примера взаимоотношений значимых взрослых или сверстников. Агрессивных детей и истоки их агрессии следует определить при наборе группы и заранее оценить свои возможности работы с такими детьми. Работа с врожденной агрессией и с детьми агрессивных родителей более сложна и имеет менее благоприятный прогноз, чем работа с детьми, причиной агрессивности которых является прохождение через стрессовую ситуацию, такую, как несчастный случай, насилие или развод родителей. Важнейшее значение имеют текущие условия жизни детей и их взаимоотношения с родителями или заменяющими их лицами. Внимание и доброта в пределах разумного способствуют гармонизации эмоций ребенка и их выражению социально-одобряемыми способами.
Как работать с деструктивно-агрессивными детьми?
□ Дайте понять участникам занятий, что вы находитесь вместе с ними и вам неприятно агрессивное поведение. Попробуйте определить, является ли агрессивность внутренним состоянием ребенка, или она вызвана внешним фактором, например, вашим поведением, поведением другого ребенка или ассоциацией с неприятной ситуацией. В зависимости от ваших выводов, вы можете отвлечь агрессивного ребенка или помочь ему разрядить агрессивные эмоции доступными способами, например, через специальные игры или упражнения. Желательно прямо или косвенно акцентировать внимание нарушителя на социально- одобряемом поведении.
□ Позвольте детям выражать чувства в форме, соответствующей уровню развития группы и зоне ее ближайшего развития. Часто у ведущего спонтанно возникает желание немедленно подавить агрессию. В результате активная агрессивность может перейти в пассивную и проявиться в виде скрытого сопротивления или нецензурных выражений. Поскольку злость — нормальная и необходимая каждому человеку эмоция, учите детей приемлемо невербально и вербально выражать свои чувства, например, через топание, рисунки, физические упражнения, спорт. Можно попросить детей по кругу завершить предложение типа: «Я бываю зол, когда...»
□ Используйте агрессию, возникнувшую в результате конфликта в группе, для первого шага к пониманию ее причины. Попробуйте предложить участникам исследовать свои эмоции и попытаться понять, что их вызвало. Можете предложить каждому вслух охарактеризовать свои чувства. Затем желающие могут предложить возможные варианты поведения в данной ситуации. Полезно было бы проиграть эти ситуации в ролях с последующим обсуждением.
□ Существует множество семей с неадекватным выражением эмоции гнева. Они или реализуют его через насилие, или подавляют. Поэтому если у детей нет примера подобающего выражения эмоций, этот пример могут показать как участники группы, так и сам ведущий.
□ Помните, что дети больше всего нуждаются во внимании, любви и заботе. Отсутствие их в жизни ребенка — основная причина девиантного поведения. По мере того, как у детей возникают чувства, что их принимают такими, какие они есть, со всей их агрессией и негативным поведением, они начинают постепенно включаться в работу. Помогите им понять причины своих негативных эмоций, осознать, что их успех зависит от умения правильно выражать свои чувства, в том числе злость, обиду, страх и т. д., что их добрые отношения со сверстниками формируются через взаимопомощь и взаимопонимание. Напротив, агрессия ведет только к изоляции или ответной агрессии.

Монополизация внимания группы

Монополизация — это способ людей получить недостающее им внимание. Особенно глубоко страдают от недостатка внимания дети и подростки. Часто рядом с ними нет человека, который бы их внимательно выслушал и принял без оценок и нравоучений. Способы монополизации внимания различны. Это могут быть длительные откровенные повествования о себе и рассказы о малосущественных случаях. Возможна демонстративная активность посредством постоянных выступлений ради выступлений или перебивание говорящих внезапными воспоминаниями о том, что у них была точно такая же ситуация.
Ведущий обязан уделять оптимальный объем внимания каждому ребенку. Если монополизация внимания слишком явная и вызывает недовольство детей или работа с одним участником приводит к потере контакта с другими участниками, то эту ситуацию следует прервать. В дальнейшем необходимо предусмотреть ряд приемов, ограничивающих монополизаторов внимания в частоте выступлений и их продолжительности. Для младших детей наиболее приемлемы невербальные, а для более старших и вербальные методы.
Эмоциональными причинами монополизации внимания часто являются тревожность, страх, неуверенность, чувство неудовлетворенности, потребность быть в центре внимания или в доминировании. Эти чувства обычно неосознанны, и перевод их в сферу сознания позволяет подростку взглянуть на себя со стороны. После этого ребенок обычно ведет себя более адекватно. С этой целью можно предложить детям упражнение. Попросите детей закончить фразы типа: «Меня сегодня беспокоит...», «Я хочу, чтобы меня выслушали, потому что...», «Мне хочется сегодня говорить о ...», «Мне трудно молчать, когда...», «Когда я говорю, я...», «Сегодня у меня ... настроение, потому что ...». Можно напомнить детям и некоторые правила группы: говорить с разрешения ведущего, один говорит — остальные молчат.
Можно предложить группе игры с четким определением говорящего, например: говорит тот, у кого в руках мячик; говорить только в определенной очередности; говорить в парах только одному со сменой говорящего по команде ведущего.
К невербальным способам демонополизации внимания детей можно отнести рисование, раскрашивание, вырезание из бумаги и другие занятия для рук, позволяющие невербально выразить свои эмоции и поглощающие внимание ребенка.
Разновидностью монополизации является манипулирование вниманием. Его цель более конкретна — постоянно находиться в центре внимания окружающих. Обычно подобное поведение опробовано и закреплено в семье, когда родители мало уделяют внимания ребенку при его хорошем поведении. Ребенок учится получать внимание путем непослушания, неадекватных поступков, капризов и т. д.
По моему опыту работы, весьма эффективен отказ от любого вербального или невербального позитивного или негативного подкрепления нежелательного поведения ребенка, например, пристального взгляда, улыбки, кивка. Лучше игнорировать попытки ребенка привлечь к себе внимание и одновременно с этим подчеркнуто одобрять желаемые формы поведения других детей, обращая свое внимание именно на них. Пусть приветствуемое ведущим поведение сверстников станет положительным примером для манипулятора при выборе средств получения внимания.
В любом случае с ребенком-манипулятором желательно провести индивидуальную беседу и с помощью откровенности и сопереживания помочь ему преодолеть его состояние и проблемы.

Сопротивление

Сопротивление обычно возникает вследствие негативного опыта и полного недоверия как к взрослым, так и к сверстникам. У ведущего может возникнуть впечатление, что сопротивляющийся преднамеренно, целенаправленно старается его разозлить. На самом деле это чаще всего самозащита «обиженного» ребенка.
Ссылаясь на опубликованные в литературе в 1959 году результаты исследования подростковой преступности, Р. Смид приводит три фазы группового сопротивления: демонстративное неповиновение, проверка и молчание.
Первая стадия — демонстративное неповиновение, то есть открытое выражение недоверия и попытка причинить вред ведущему, сорвать занятия. Это стадия наиболее характерна для лиц с делинквентным поведением, насильно вовлеченных в занятия. Если дети убедились, что их поведение не действует на ведущего так, как они ожидали, то начинается вторая стадия сопротивления.
Вторая стадия — проверка ведущего «на прочность». Дети пытаются спровоцировать его на агрессию различными выходками, вплоть до нецензурных выражений в процессе занятий. Если ведущий не обращает внимания и дети убедились в бесполезности попыток подобного воздействия на него, то наступает третья стадия сопротивления.
Третья стадия — молчание, отказ от взаимодействия с ведущим.
Аналогичные, но менее выраженные формы сопротивления проявляют отдельные дети или группировки благополучных и относительно социально-адаптированных детей. Для них сопротивление является средством защиты от необходимости работы со своими проблемами. Это способ психологической защиты путем перемещения внимания со своих травмированных чувств на искусственно создаваемые внешние ситуации.
Как уже отмечалось, эффективным способом преодоления сопротивления детей является игнорирование нежелательных и позитивное подкрепление желательных форм поведения. После начала позитивных изменений возможно проведение индивидуальной работы с сопротивляющимся.
Сама по себе групповая работа обычно оказывает свое воздействие. При условии, что ведущий окажется терпелив, сопротивляющиеся дети в какой-то момент постепенно все более активно начнут включаться в работу. При этом детям полезно объяснить, что они могут участвовать в играх и упражнениях по своему усмотрению, по своему выбору. Понимание этой разницы между обязательностью ответов на уроках в школе и возможностью отказа от ответов в группе снимает напряжение с сопротивляющегося, расслабляет его и способствует естественному возникновению желания играть вместе со всеми сверстниками.
Эффективна непосредственная вербальная работа с эмоциями сопротивляющегося; например, можно задавать прямой вопрос: «Витя, скажи, какие чувства ты сейчас испытываешь? Что является причиной этих чувств? Что тебе нужно для их изменения? Что тебе необходимо для улучшения настроения?» Однако не стоит возлагать особых надежд на то, что дети, как взрослые, смогут долго вербально работать над собой. Дети лучше реагируют на что-то внешнее и конкретное, например, усваивают новые конкретные модели поведения, демонстрируемые другими членами группы и ведущим.

Застенчивость

Застенчивость как альтернатива агрессивности может формироваться различными причинами. В современных условиях в основе застенчивости наиболее часто лежат: недостаток внимания в семье, особенно со стороны мамы, и неблагоприятная обстановка в доме, включая конфликты между родителями, их пьянство или прямой отказ от выполнения родительских обязанностей. Нередко причиной болезненной застенчивости является сексуальное насилие в раннем детстве со стороны отца, близких родственников или посторонних взрослых. Развитию застенчивости способствует жесткий контроль со стороны родителей, а также более старших, более сильных сестер, братьев или родственников.
Физические недостатки, задержка в психическом развитии могут способствовать социальной изоляции и развитию застенчивости.
Застенчивый ребенок более комфортно чувствует себя в роли наблюдателя, чем участника происходящих событий. Излишнее внимание к нему в группе может привести к нарастанию тревожности и сопротивления, созданию невыносимой для него атмосферы. Потому, начиная занятия, попытайтесь прочувствовать эмоции и состояние застенчивого ребенка и помогайте ему на первых порах остаться незаметным наблюдателем. Используйте упражнения, в которые ребенок мог бы включиться по мере готовности и увлеченности примерами других участников группы. Избегайте любого давления, иначе рискуете получить отказ в мягкой форме типа: «Я не могу. Я не умею. Я не хочу. Я не знаю». Попытайтесь управлять взаимодействием участников группы, чтобы это взаимодействие было желанным для каждого члена группы. Застенчивые дети часто учатся на примере других, сохраняя молчание. Таким детям нужно больше времени для включения в новую ситуацию и адаптацию к ней. Многим детям легче установить доверительные отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Учитывайте в своей работе особенности застенчивости детей и будьте терпеливы.

Нарушение конфиденциальности

Конфиденциальность является основным условием эффективной работы группы. Без доверия нет искренности и самораскрытия, а следовательно, и результатов групповой работы. Сложность состоит еще и в том, что дети не всегда понимают, что такое конфиденциальность, да и как им объяснить, что чего-то нельзя говорить маме. По моим наблюдениям, младшие школьники, выходя за двери игровой комнаты, тут же весьма эмоционально начинают делиться со встречающими их взрослыми тем, что особенно запомнилось на занятиях, и как лишить их этого удовольствия? Вместе с тем возможен такой случай, когда ребенок во время занятий может сказать: «У меня сегодня плохое настроение. Мне сегодня очень плохо, но я боюсь об этом рассказать, так как надо мной будут смеяться». В таких случаях желательно предоставить решение ребенку, предложив ему индивидуальную беседу после занятия.
Групповую работу со старшими детьми целесообразно начать с обсуждения главного правила работы группы — конфиденциальности — и его обоснования. Необходимо приложить все усилия, чтобы участники занятий поняли важность принятия правил и осознали серьезность последствий их нарушения. Одновременно следует определить пределы конфиденциальности. Например, она может быть нарушена для предотвращения вреда или в условиях возникновения опасности для психики, здоровья или жизни участников.
Вместе с тем и ведущий, и дети понимают, что полной гарантии конфиденциальности не существует. Участников группы нужно предупредить, что конфиденциальность может быть нарушена непреднамеренно, под давлением взрослых или сознательно. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения конфиденциальности. Обсуждение позволяет детям глубже понять ее цель и важность, выявляет возможные результаты несоблюдения этого правила.
В случае нарушения конфиденциальности позвольте детям открыто выразить свои эмоции и свое отношение к происходящему. Дайте детям почувствовать, что вы согласны с ними и разделяете их чувства.
Нарушение конфиденциальности может быть и формой сопротивления, проверкой вашей последовательности в действиях и искренности в словах. Избегайте сами давать оценку случившегося. Рассмотрите ситуацию на занятии. Пусть пострадавший от нарушения конфиденциальности или обративший на нее внимание расскажет о случившемся. Нарушившему это правило предложите изложить свое видение ситуации. Попросите каждого участника высказаться по поводу случившегося и предложить свое решение. Дети лучше вас выскажут все необходимое нарушителю. Оставайтесь координатором, а при необходимости — становитесь защитником.

Группировки

Группировки — это небольшие подгруппы или пары детей, имеющие между собой выраженные отношения и предпочитающие друг друга остальным членам группы.
Группировки образуются между детьми, которые часто социально не востребованы и ценят друг в друге определенные качества. Они идентифицируют себя со сверстниками, имеющими эти качества. Кроме того, психологически легче взаимодействовать с одним или двумя участниками, чем со всей группой. Группировки могут образовываться вокруг выраженного лидера детьми, предпочитающими быть ведомыми.
Между членами группировки и остальными участниками может возникнуть отчуждение, неприязнь или конфликт. Конструктивно решить эту ситуацию можно путем создания атмосферы искренней сплоченности, чувства общности всей группы и доверия каждого отдельного участника к остальным членам группы.
Полезнее использовать ситуацию группировки для обучения детей преодолению социальных барьеров, чем не замечать их. Иначе можно закрепить у детей проблемы в общении. Например, интровертирован-ные дети в ответ на существование и давление группировок могут постараться установить особые индивидуальные отношения с ведущим, вместо того чтобы работать в группе. Подобный вариант может заметно снизить эффективность групповой работы.
С другой стороны, группировки могут оказывать и благоприятное влияние на отдельных детей, являясь примером позитивных тесных взаимоотношений со сверстниками.
В случае образования группировок, с целью уменьшения их деструктивного влияния Р. Смид дает следующие рекомендации:
□ Если вы замечаете, что некоторые участники занятий начинают совместно противостоять остальной группе, то попробуйте разъединить их. Рассадите их так, чтобы члены намечающейся группировки сидели порознь. Этот прием хорош в самом начале образования группировки и предотвращает ее окончательное формирование.
□ Разбейте группу парами так, чтобы в одной паре был ребенок из группировки и ребенок, в нее не входящий. Работа участников занятий в различных парах позволит им поближе познакомиться друг с другом и будет способствовать зарождению взаимного доверия. Различным парам можно давать совместные домашние задания или поручения, например, попросить их вместе подготовить материал для следующего занятия. Это будет активизировать их сближение.
□ Если реальные или надуманные причины начинают мешать взаимодействию детей, то обсудите это со всей группой. Например, можно сказать: «Я замечаю, что некоторые дети очень по-разному относятся к участникам группы. Давайте обсудим, что это значит для всех нас».



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.