Страница 4 из 4
Конфликты в группе
Дискуссии и споры являются нормальным способом отстаивания своего мнения, если оно отличается от мнений других. Вместе с тем дети обычно не владеют конструктивными методами разрешения конфликтов. Эмоционально заряженные споры между участниками занятия могут повысить эффективность их обучения конструктивным методам принятия решения при изначально существенном расхождении мнений, потому что: □ в момент эмоциональных выплесков человек более открыт, и это можно использовать для улучшения взаимопонимания между конфликтующими; □ эмоциональное отстаивание своего мнения, своих мыслей и чувств стимулирует детей к пониманию собственного состояния, своей позиции, позволяет им более детально и конкретно понять ситуацию; □ конфликт позволяет практически учить детей слушать, слышать, понимать и принимать другую точку зрения в эмоционально напряженной обстановке; □ в дискуссиях и спорах можно учить детей понимать, что у разных людей часто бывают различные мнения и убеждения по одному и тому же вопросу, и это обычное явление, к этому нужно быть, как минимум, терпимым. Следует понимать, что в подростковом возрасте общение со сверстниками становится доминирующим во взаимодействии с окружающим миром. Происходящие одновременно гормональная буря, бушующая в теле и психике подростка, быстрые возрастные смены взаимоотношений со взрослыми, нарастание ответственности и самостоятельности, склонность к крайностям часто делают подростка весьма импульсивным, несдержанным, обидчивым, агрессивным. Поэтому важно внимательно отслеживать вербальные и невербальные признаки агрессивности участвующих в споре. Ссоры могут возникнуть, например, между двумя претендентами на лидерство; из-за желания деструктивными методами получить внимание ведущего, отдельных участников или всей группы; из-за мнимых или реальных обид; из-за недостаточного умения словами выразить свои чувства и аргументировать свое мнение. Словесные споры могут перейти в физические способы доказательства своей правоты. Заметим, что подростки в повседневной жизни часто прибегают к силовым методам доказательства своего превосходства, в том числе в самых безобидных ситуациях. Если ссора переросла рамки допустимого, то попросите каждого члена группы рассказать о своих чувствах, когда их оскорбляют, унижают или бьют, особенно когда они не в состоянии себя защитить. Попросите объяснить, что им нужно, чтобы чувствовать себя защищенным. Однозначно определите, что ожидает драчуна, — например, удаление с занятия. Затем обсудите с группой ситуацию и продолжайте работу. На следующем занятии всей группой с участием драчуна дополните правила поведения в группе и меры по отношению к драчунам. Одновременно позвольте участникам группы высказать свое мнение относительно поведения драчунов, а драчунам объяснить причины случившегося. Затем предложите каждому участнику высказать предложения по другим, цивилизованным методам разрешения конфликта. Учтите, что подростки часто не слышат взрослых, но очень чувствительны к словам сверстников. В дальнейшем постарайтесь, чтобы драчуны некоторое время сидели на расстоянии друг от друга. Досрочный выход из группы Если участие в группе добровольное, то каждый может ее покинуть в любой момент. Но решение одного ребенка прекратить занятия может спровоцировать массовый выход из группы. Как действовать в такой ситуации? Возможный ущерб группы от ухода ее участника определяется вниманием, которое уходящий ребенок получал в группе, независимо от того, являлось внимание положительным или отрицательным. Даже уход из группы ребенка — источника постоянных конфликтов и раздражения — повлияет на поведение участников группы и создаст чувство пустоты на ближайших занятиях. Любые изменения меняют психологический баланс группы. Если один из участников группы сообщит о своем решении прекратить занятия, то можно попросить его прийти еще на одно занятие и попрощаться с группой. Не обязательно, чтобы он сообщал об истинных причинах своего ухода, но эта процедура поможет ему разобраться в причинах нежелания участвовать в групповой работе. Более того, после проговаривания своей проблемы ребенка могут покинуть страхи общения в группе и он может решить продолжить занятия. Многие дети считают, что их поведение не устраивает только родителей и учителей. Для самих себя им незачем менять свое поведение. И когда через несколько занятий они начинают понимать, что им предлагают новые модели поведения, то у них неизбежно возникает протест. Этот протест может вызвать желание присоединиться к ребенку, ранее решившему прекратить занятия. Если следующий ребенок решил покинуть группу, то желательно провести открытое обсуждение возможных причин выхода из группы. В процессе обсуждения могут проявиться скрытые мотивы, о которых ведущий до этого момента ничего не знал. Откровенное рассмотрение причин может дать детям чувство эмоционального облегчения. Возможно, после обсуждения возникнет необходимость изменить некоторые методы или цели групповой работы.
Слезы и плач
Слезы — это давно известный человечеству способ облегчения душевной боли. Дети эмоционально более ранимы, чем взрослые, и еще не научились скрывать свои чувства. Поэтому слезы на глазах у них могут появляются гораздо чаще, чем у взрослых. Вместе с тем старшие школьники гораздо лучше справляются и скрывают свои эмоции, чем младшие. Эмоциональная боль может по-разному проявляться у детей — от неуправляемой агрессии до длительных безудержных рыданий. Наиболее часто слезы у детей вызывает утрата близких, развод родителей, разрыв отношений, бессилие перед обидчиком. Чем глубже проблема затронула ребенка и чем выше доверие к группе, тем вероятнее появление слез. Часто дети не очень склонны рассказывать о причине своих слез и переживаний. Поэтому позвольте ребенку заплакать и не задавайте ему вопросов. А через некоторое время обсудите в группе, что значит переживать потерю, обиду, страх или что-нибудь еще. Если ребенок захочет заговорить, то дайте ему время и полное внимание. Вместе с тем легкие и частые слезы могут служить способом манипулирования вашим вниманием. Идти на поводу у такого ребенка не следует.
Оформление отчета
Отчет может содержать три раздела: □ данные о составе и особенностях группы, основание для работы, ее цели, задачи и методы; □ описание условий, исходных данных, а также анализ результатов работы и тестирования; □ рекомендации для последующей работы с детьми психологов, педагогов и других специалистов. Конкретные данные по каждому ребенку должны быть зашифрованы, а лучше их вообще не приводить и хранить в своем архиве. Они могут быть конфиденциально сообщены только в соответствии с этическими нормами работы психолога. Отчет может быть использован: □ для включения в общий отчет организации; □ для предоставления заинтересованным лицам (администрации, учителям, родителям, коллегам); □ для определения индивидуальных изменений участников группы; □ для оказания последующей помощи детям; □ для оценки эффективности работы ведущего; □ для определения направления повышения квалификации ведущего.
Проведение дополнительной встречи
По мнению Р. Смита, спустя 4-6 недель после проведения последнего занятия желательно организовать короткую встречу всех участников группы. Обычно они с удовольствием встречаются снова и делятся своими успехами и результатами использования в значимых для них ситуациях знаний и умений, полученных в процессе занятий.
Источник: Матвеев Б. Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 176 с.
|