На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Подготовка и организация групповой работы - Планирование и проведение занятий
Подготовка и организация групповой работы - Планирование и проведение занятий
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия
Индекс материала
Подготовка и организация групповой работы
Планирование и проведение занятий
Работа группы и проблемные ситуации
Конфликты в группе
Все страницы

 

Планирование и проведение занятий


План каждого занятия включает три основные части:
□ вводная часть, или разогрев;
□ основная работа;
□ обсуждение, или шеринг.

Вводная часть и обсуждение могут занимать по четверти времени занятия. На основную работу отводится половина рабочего времени.
На первых занятиях вводная часть может длиться дольше, так как ведущему необходимо рассказать о существе и целях работы, познакомить участников группы, создать начальный контакт и выработать правила работы группы.
Удачное начало имеет большое значение для эффективности всего занятия. Его нужно готовить очень тщательно. Каждое последующее занятие необходимо начинать с краткого обсуждения предыдущей встречи. Можно предложить детям что-нибудь сказать по поводу последнего занятия: что запомнилось или было особенно важно и интересно, какие возникли вопросы, мысли, чувства. Напоминание об основных моментах предыдущей встречи устанавливает эмоциональную связь между занятиями. Важный момент обсуждения — вопрос, что дети попробовали сделать сами на основе полученных знаний и умений. Очень важно поинтересоваться, вносят ли занятия что-то новое в их повседневную жизнь. Без подобных обсуждений групповые занятия будут происходить сами по себе, а жизнь будет идти сама по себе, как бы в другой реальности, и участникам будет трудно осознавать происходящие в них изменения. В подобном случае заинтересованность в усвоении новых навыков восприятия и поведения может снизиться. Соответственно, упадет и эффективность работы. Обсуждение позволяет участниками выделить и сконцентрироваться на новых чувствах, мыслях, знаниях, умениях.
Одним из важнейших принципов групповой работы является обучение каждого участника на примере остальных. Часто восприятие других, отличающееся от собственного, становится источником озарения и постижения нового опыта.
На различных стадиях занятий желательно:
□ При необходимости — применять разнообразные приемы включения в работу, чтобы каждый ребенок проявил активность, высказался хотя бы раз за занятие.
□ Поощрять все попытки детей поделиться своими переживаниями и рассказать о себе.
□ При необходимости — открыто спросить детей, доверяют ли они другим членам группы. Если окажется, что нет, спросить, что, по их мнению, нужно сделать для создания атмосферы доверия.
□ Помнить, что наибольшее сопротивление оказывают наиболее уязвимые дети — их пугает каждая новая ситуация. Будьте терпеливы и дайте таким детям возможность освоиться в новой обстановке и почувствовать себя в безопасности. Настороженность при столкновении с неизвестным — нормальная реакция.
□ Поддерживать всех детей, выражающих свои чувства, как негативные, так и позитивные.
□ Добиваться сплоченности, особо акцентируя внимание на тех моментах, когда группа чувствует себя как одно целое.
□ Помочь каждому ребенку понять, чего он хочет достигнуть в процессе занятий. Осознание целей создает чувство надежды и целенаправленность в их достижении.
□ Выполнять упражнения, направленные на понимание и освоение детьми новых приемов общения в безопасной обстановке в группе. В качестве домашнего задания предлагать детям применять эти приемы в повседневном общении.
□ Принимать каждого ребенка таким, какой он есть, поддерживая происходящие в нем изменения.
□ При необходимости — конкретно показывать детям несоответствие между их желаниями и действиями. Например: «С одной стороны, ты хочешь окончить школу и продолжить образование, а с другой стороны — ты не всегда выполняешь домашние задания и плохо ведешь себя в школе, у тебя двойки. По твоему мнению, что нужно изменить, чтобы цель стала более достижимой?»
□ В случаях проявления агрессивности целесообразно немедленно разобрать ситуацию и помочь ребенку осознать причины своих эмоций и их влияние на поведение. Можно задать вопрос: «Твое поведение связано с тем, что тебе не нравится быть в группе, или вызвано иными причинами?» Возможно и обсуждение правил поведения и правил приличия в различных ситуациях.
□ Развивать в детях способность брать ответственность на себя, учить использовать вместо «Ты-сообщений» «Я-высказывания», например, предложить заменить сообщение «Он меня обидел...» на сообщение «Я чувствую себя обиженным, когда...».
□ Поощрять у детей желание составлять конкретные планы своего будущего вообще и конкретных действий в текущем времени.
□ Научить детей слушать мнение других и при необходимости принимать его, меняя собственную точку зрения. На этой основе строить свое взаимодействие с окружающими.
□ Учитывать, что не во всех ситуациях и не вовсех культурах приветствуется непосредственное выражение чувств и мнений.
□ Немедленно реагировать на негативные процессы, происходящие в группе, и вскрывать их раньше, чем они перейдут в открытую конкуренцию, агрессию или вражду.
□ Поощрять проявление желаемых изменений в детях, в том числе по отдельным элементам. Обращать внимание детей на происходящие в них изменения и результаты этих изменений.
□ Установить для себя правило оставлять в конце занятия достаточно времени для того, чтобы получить обратную связь от детей о проведенном занятии и дать практическое домашнее задание, чтобы работа продолжалась и в перерыве между занятиями.
□ В конце каждого занятия обязательно похвалить всех детей. Можно раздать угощение в качестве награды и стимула к продолжению общения.
На различных стадиях занятий нежелательно:
□ Рассаживать детей за столы — это создает психологический барьер и мешает возникновению чувства общности.
□ Входить или выходить кому-либо в помещение, отвечать на телефонные звонки, позволять одному из участников монополизировать внимание ведущего или группы.
□ Терять контроль над временем: плавные переходы от одной стадии занятия к другой необходимо продумать заранее.
□ Говорить учительским, назидательным тоном. Эмоциональная и поведенческая атмосфера должна способствовать возникновению и поддержанию спокойной, доверительной ситуации. Детям важно почувствовать отличие психологических занятий от учебных.
□ Позволять одним детям дразнить, высмеивать и оказывать различное давление на других детей. Немедленно останавливайте такое поведение и разъясняйте, почему оно неприемлемо.
□ Ожидать, что дети сами поймут разницу между чувствами, мыслями и поведением.
□ Добиваться изменений преимущественно с помощью вербальной передачи знаний. У детей ведущей является игровая форма общения. Обсуждение весьма целесообразно лишь после выполнения упражнений, игр.
□ Насильно заставлять детей включаться в работу, вопреки их готовности и желанию. Будьте терпеливы. Упражнения должны соответствовать возрасту и уровню развития детей и полностью соответствовать целям занятий.
□ Пытаться подавлять, запрещать и избегать негативных проявлений взаимодействия в группе; выступать в роли судьи в детских конфликтах. Используйте ситуации конфликта для того, чтобы научить детей слышать другое мнение и учитывать его в своей деятельности.
□ Оставлять без внимания проявление чувств и мыслей, которые могут нарушать работу группы. Это относится к детям, которые стремятся любыми путями постоянно находиться в центре внимания, и к детям, стремящимся манипулировать ведущим.
□ Избегать непосредственной работы с обычным сопротивлением некоторых детей, выражающемся в словах: «Я не хочу ничего говорить», «Другие дети меня не любят», «У меня ничего не получится», «Я не умею» и т. д.
□ Оставлять без внимания факты нарушения конфиденциальности. Обязательно обсудите эти случаи в группе. Пусть дети сами решат, как поступить в каждом конкретном случае.
□ Удивляться повторным проявлениям сопротивления и нежеланию работать. Доверие не возникает «раз и навсегда». В процессе работы у некоторых детей могут снова возникнуть страхи и проявление защиты, вытеснение опыта предшествующих занятий.
□ Успокаиваться на достижении детьми некоторых успехов и позволять детям останавливаться на достигнутом.

Этапы процесса развития группы

Основой успешности работы являются взаимное доверие и чувство сплоченности участников группы. Степень доверия может быть различной у каждого участника — оно приходит не сразу. Вначале возможно сопротивление, и следует быть готовым к нему, сохраняя терпение и демонстрируя принятие и доверие в адрес участников собственным примером. Настороженность ребенка — естественная реакция на новизну ситуации, а возможно, и результат негативного опыта. Но без атмосферы доверия полноценная работа группы невозможна.
В начале занятия существуют лишь отдельные личности. Чувство единства возникает постепенно на основе совместных игр, упражнений, откровенных обсуждений и осознания похожести и доверия друг к другу. После возникновения чувств доверия и сплоченности группа начинает работать более охотно, и изменения особенностей участников становятся более заметными.
Р. Смид выделяет следующие стадии группового процесса;
□ предварительная подготовка занятий;
□ начальная стадия;
□ переходная стадия;
□ рабочая стадия;
□ завершение.

Предварительная подготовка занятий

Предварительная подготовка направлена на формирование условий и пространства для работы группы,
На данном этапе, по рекомендациям Р. Смид, желательно соблюсти следующие условия:
1. Помещение должно быть оптимальных размеров. Маленькая комната будет создавать ощущение тесноты, давления, искусственно уменьшать расстояние между участниками занятий. Излишне большое помещение может вызывать чувство потерянности, одиночества, нарушать атмосферу доверительности.
2. Комната для групповой работы должна обеспечивать конфиденциальность общения и быть достаточно звукоизолированной, даже уединенной.
3. Время занятий должно быть удобно для всех детей. Его следует согласовать со всеми сторонами: детьми, педагогами, родителями, ведущими других занятий, секций, кружков, если это необходимо.
4. В распоряжении участников группы должны быть удобные мягкие стулья, кресла; необходимо, чтобы существовала возможность расставить их в круг.
5. Ведущий и участники заблаговременно должны подготовить необходимые материалы для занятий, а также табличку с просьбой не беспокоить, которую они будут вешать снаружи на дверь на время каждого занятия.
6. Звукоизоляция помещения для групповых занятий создает у детей чувство безопасности и способствует созданию атмосферы доверительности, откровенности и самораскрытия. У детей должна быть искренняя уверенность, что их никто не сможет подслушать, что за ними никто не сможет подсмотреть.
Занятия принято проводить, разместившись в круг. Все дети видят друг друга, и каждый может общаться со всеми остальными участниками. Ведущий также располагается вместе с детьми в круге. Если он постоянно будет сидеть за столом, то тем самым отделит себя от детей. Стол или другая твердая поверхность может время от времени понадобиться каждому участнику для рисования. В помещении для занятий желательно иметь классную доску, поверхность для закрепления плакатов, а также шкаф для игрушек, пластилина, картона, ножниц, рисовальных принадлежностей и др.
Известно, что игра для детей — более подходящее средство общения, чем беседы. Чем меньше возраст детей, тем важнее игровые формы работы. Дети далеко не всегда могут адекватно выражать свои чувства, эмоции и настроение, особенно словами. Но они вполне эффективно работают со своими проблемами в игре, если создать им соответствующие условия. Игры, метафоры и сказки — известные формы групповой работы с клиентами всех возрастов.
Игровая работа с детьми обычно требует разнообразный раздаточный и расходный материалы: рисунки, игрушки, тексты, карандаши, краски, пластилин, бумагу, ножницы, кубики и т. д. Необходимо заранее составить список материалов для каждого занятия и цикла в целом и подготовить все необходимое.
Исходя из опыта работы автора, можно предположить, что особенностями ведения занятий в российской школе является то, что:
□ помещение, выделяемое администрацией образовательного учреждения для проведения занятий, не соответствует оптимальным размерам. Если это учебный класс, то он велик, а если это кабинет психолога, то он, наоборот, мал для группы;
□ об уединенности и звукоизоляции можно только мечтать, так как дверь помещения, где проходят занятия, обычно выходит в школьный коридор;
□ занятия предпочтительно вести с учениками одного класса, так как время окончания уроков в разных классах часто различно и непостоянно в течение не только учебного года, но и четверти, а то и месяца;
□ согласование времени начала занятий со всеми сторонами — администрацией, учителями, родителями, учениками, руководителями других занятий — весьма затруднительно. Ведущему проще договориться о времени начала занятий с частью учеников одного класса, исходя из их занятости;
□ обучение участников занятий в одной школе изначально предполагает двойственность отношений, как минимум, между ними. Поэтому при групповой работе в образовательном учреждении определенный акцент нередко смещается на коррекцию повседневных взаимоотношений между членами группы;
□ мебель в помещении для занятий, вероятнее всего — в классе, будет жесткая, не располагающая к расслаблению;
□ приобретение участниками занятий расходных материалов нередко встречает сопротивление их родителей. Поэтому затраты на занятия желательно планировать минимальные, ведущий должен быть готов принять их на себя;
□ табличка на двери помещения, где идут занятия, с просьбой не беспокоить, может вызвать обратный эффект у многих подростков и у части взрослых. Лучше ее не вывешивать в образовательном учреждении;
□ продолжительность групповых занятий с учащимися в школе обычно соответствует продолжительности учебного года.
Начальная стадия
В начальной стадии поведение детей определяется настороженностью, которая у одних может проявляться любопытством, а у других — в виде сопротивления. Успешность начальной стадии групповой работы зависит от:
□ понимания участниками целей и методов занятий и их принятия;
□ создания доверительной атмосферы в группе;
□ принятия членами группы друг друга;
□ принятия и соблюдения правил занятий;
□ установления эмоционального контакта между ведущим и участниками занятий.
На этом этапе работы с группой желательно:
□ начать первое занятие в круге с процедуры знакомства;
□ если все дети или часть детей уже знакомы друг с другом, например все они из одного класса, то можно предложить им выбрать для занятий ту интерпретацию имени, которая им нравится больше других. Например, из имен Сергей, Сережа, Серж, Сереженька, Сергуня, Серый — ребенок может выбрать одно: например, Серж. Более того, участник занятия может выбрать себе совершенно иное имя, нежели у него есть. Выбранные имена следует написать на листочке и закрепить на груди (каждый изготавливает для себя бейдж) и впредь на занятиях называть друг друга только этими именами. Необходимо предупредить детей, что во время занятий они могут почувствовать себя иначе, чем в повседневной жизни, и это «иное» ощущение себя можно отразить в имени, которое они выбирают себе на время занятий;
□ попросить участников рассказать о своих ожиданиях от занятий вообще и данного занятия в частности, о своих привычках, особенностях характера, обычном настроении и др. При этом каждый ребенок, прежде чем сказать о себе, должен повторить предыдущего. Подобные упражнения способствуют взаимному принятию и доверию;
□ изложить основные правила работы группы и обсудить предложения детей, какими правилами они хотели бы ихдополнить. Коснов-ным правилам можно отнести: конфиденциальность; речь только от своего Я («Я чувствую... Я думаю... Я хочу...»); взятие слова по очереди (один говорит — остальные молчат); откровенность; в любом ответе анализ только своих мыслей, чувств; обращение непосредственно друг к другу, а не через ведущего. В результате обсуждения все участники должны согласиться принять названные правила;
□ особенно активно поддерживать первые попытки детей откровенно рассказать о себе и поделиться своими чувствами;
□ провести психологическое тестирование с целью определения исходных особенностей детей и соответствующих особенностей работы с ними.
Переходная стадия
По мнению Р. Смид, в детской группе переходная стадия несколько короче, чем во взрослой, и дети быстрее переходят к следующему этапу работы. На переходной стадии дети обычно:
□ определяют, является ли данная группа достаточно безопасным местом для искреннего выражения чувств и мыслей;
□ изучают участников, чтобы понять, можно ли безопасно высказывать свое мнение о других и принимать их мнение о себе;
□ уточняют свои проблемы, направления развития и способы достижения целей;
□ ищут безопасные способы выражения своих мыслей, чувств, своего поведения;
□ осознают, что и другие имеют проблемы;
□ принимают в себе потребность в общении и взаимопонимании с детьми, имеющими аналогичные проблемы;
□ оценивают способность ведущего оказать помощь в решении беспокоящих их ситуаций и проблем;
□ определяют искренность, порядочность, справедливость, компетентность и другие качества ведущего, важные с позиции ребенка.
Будьте особенно терпеливы на этой стадии работы группы. Помогайте детям переживать радость первых удач и преодолевать горести первых неудач, попыток самовыражения и взаимодействия. Учите их строить доверительные отношения и преодолевать возникающие в начале общения неуверенность в себе и недоверие к окружающим.
Позвольте детям включаться в работу постепенно, по мере готовности каждого из них. Залогом успеха должны стать ваше терпение, настойчивость, последовательность.
Исходите из индивидуальных особенностей, возможностей и готовности к работе каждого ребенка.
Остальные особенности организации групповой работы соответствуют общим правилам.
Рабочая стадия
Это весьма сложная стадия, требующая от детей достаточной «продвинутое™». Некоторые, особенно краткосрочные группы или группы психологически недостаточно зрелых детей, не успевают дойти до этой стадии. Участники успевают только обострить свои чувства или осознать их, но времени для последующей работы с ними может не хватить. Такие дети нуждаются в дополнительных групповых занятиях или в индивидуальной работе.
Основные признаки готовности детей перейти к рабочей стадии:
□ доверие к участникам;
□ развитие способности слушать и слышать друг друга;
□ соблюдение правил работы группы;
О способность произвольно управлять выражением своих эмоций, вниманием, памятью и поведением;
□ развитие способности искренне выражать свои положительные и отрицательные чувства;
□ обретение ощущения сплоченности группы и ее поддержки;
О способность изложить свою проблему и попросить помощи у других участников группы;
□ участие в дискуссиях и принятие их результатов;
□ рассказы о попытках и результатах применения полученных знаний и умений в повседневной жизни;
□ формулирование своих целей и планов на будущее;
□ способность сделать собственные предложения и замечания во время обсуждений.
Очень важно дать возможность детям свободно выражать свои эмоции и чувства вербальными и невербальными способами. Стимулируйте их к этому. Возможные слезы являются признаком искренних переживаний и указывают на их глубину.
При подходе к завершающей стадии занятий необходимо напомнить детям о скором их завершении.
В целом рабочая стадия подчиняется общим правилам организации групповой работы.
Завершение работы группы
На завершающем этапе работы с группой необходимо провести повторное тестирование. Оно направлено на определение психологических изменений участников группы в направлении тем проведенных занятий.
Завершающая стадия работы уникальна, потому что позволяет детям приобрести опыт расставания и прекращения взаимоотношений. Большинство взрослых не умеют расставаться не только с дорогим ему существом, но и привычными условиями существования. Смерть близкого человека, развод, потеря любимого, расставание с другом, ухудшение жилищных условий вводит большинство взрослых в стрессовое состояние. Детям не у кого получить адекватный эмоциональный и поведенческий опыт переживания потерь. Подростки более остро, чем взрослые, ощущают уход значимого взрослого, друга, любимого человека, крах романтических отношений. У подростков более часты неадекватные реакции в подобных ситуациях. Этап завершения занятий группы позволяет детям получить опыт расставания, который и в дальнейшем будет защищать их психику.
При завершении групповой работы с целью подготовки детей к расставанию желательно:
□ за два-три занятия напомнить детям о скором завершении занятий;
□ прямо сказать детям, что они больше не будут собираться этой группой для проведения занятий;
□ предложить детям обдумать и рассказать о своих принципах поведения и взаимоотношений с окружающими, опираясь на полученные знания и умения;
□ попросить каждого сформулировать то новое, что он узнал на занятиях и чему научился;
□ предложить детям оценить полезность знаний и умений, приобретенных на занятиях, и узнать, что им хотелось бы сделать до завершения занятий.
На последнем занятии желательно:
□ помочь участникам группы справиться с эмоциями, возникшими при расставании;
□ позволить им сказать друг другу все, что они пожелают;
□ разрешить детям приходить к ведущему-психологу, если они не смогут справиться с возникшими проблемами самостоятельно;
□ кратко повторить все темы, изучавшиеся в процессе занятий;
□ провести процедуру награждения, подготовленную совместно с детьми. Эта процедура должна запомниться детям, в том числе благодаря наградам или подаркам;
□ предупредить детей о том, что через некоторое время они, возможно, соберутся еще раз, чтобы поделиться своими успехами и неудачами и поддержать друг друга;
□ помочь детям организовать систему взаимной поддержки;
□ предложить всем участникам поблагодарить друг друга и попрощаться.
На последнем занятии нежелательно:
□ впервые сообщать детям о завершении занятий;
□ забыть об уникальном значении последнего занятия (следует тщательно продумать работу с возникающими чувствами, подведением итогов и процедуру награждения);
□ расставаться в ситуации неотработанных негативных чувств или неразрешенных конфликтов;
□ проводить заключительное тестирование. Лучше это сделать за два-три занятия до окончания работы группы или на встрече членов группы через несколько недель;
□ отпускать детей без информации, где они могут получить поддержку в случае необходимости. Таким источником помощи может быть сам ведущий, другие группы, психологи, психотерапевты или телефоны доверия.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.