На главную Психологическое консультирование Теория Особенности консультирования преподавателей педагогического вуза
Особенности консультирования преподавателей педагогического вуза
Психологическое консультирование - Теория

Аннотация. В разделе описаны ресурсные и проблемные зоны преподавателей, выделенные на основе иерархической системы компонентов психологической готовности к деятельности; проанализирован уровень развития готовности преподавателей к деятельности; представлены авторские технологии, консультирования преподавателей вуза и их возможности в процессе консультирования.

Ключевые слова: консультирование, психологическая готовность, проблемные и ресурсные зоны, сопротивление, «Я-концепция», иерархия ценностей, оздоровительная деятельность


Valeeva Galina Valerievna, PhD. (Psychology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Life Safety and Biomedical Sciences, South Ural State Humanitarian- Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), valeeva- chel@mail.ru
FEATURES OF CONSULTATION TEACHERS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION.
Summary: In article is represented the hierarchical system of components of psychological readiness for activity, depending on degree of expressiveness and which qualities of manifestation, resource and problem zones are allocated; the level of development of readiness of teachers for activity is analyzed; author's technologies, consultations of teachers of higher education institution and their opportunity in the course of consultation are presented.
Keywords: consultation, psychological readiness, problem and resource zones, resistance, "self-conception" hierarchy of values, improving activity.


Профессия педагога относится к профессиям «социального риска», поскольку результат деятельности педагога отсрочен, критерии успеха четко не могут быть
определены в ситуации «здесь и сейчас». Это создает повышенную нагрузку на психоэмоциональную и когнитивную сферы, снижая уровень целостности субъекта, что отражается на его физическом и психическом состояниях, то есть его здоровье. В данной ситуации сохранение здоровья педагога возможно только при высоком уровне развития интегральных характеристик личности, т.е. психологической готовности к такой деятельности. Но исследования Л.М. Митиной показали, что высокий уровень развития интегральных характеристик личности выявлен лишь у 18% учителей со стажем работы 15 лет и более. В данный период степень социальной адаптации более чем у трети учителей снижается до уровня больных неврозами (Митина Л.М., 2005). Очевидно, что им необходима психологическая помощь.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили научные взгляды Н.В. Никифорова и З.И. Тюмасевой, рассматривающих здоровье, как состояние, как сложный многомерный феномен, сочетающий в себе физические, психологические и социальные компоненты, при интегрирующей роли психологического; взгляды Е.Н. Богданова и В.А. Полякова, представляющих человека, как субъект собственного развития. Опираясь на понимание здоровья, как состояния, мы рассматриваем оздоровление, как повышение уровня целостности субъекта, выраженное через психофизические и психические состояния. Таким образом, любая деятельность должна быть оздоровительной, или, другими словами, оздоровительная деятельность выступает как метадеятельность, направленная на сохранение и повышение целостности (здоровья) субъекта, в противном случае, деятельность разрушает человека. Психологическая готовность к деятельности - интегральное состояние, базирующееся на «Я-концепции» (совокупности установок, направленных на самого себя), функционирует, как психологическая целостность, физическим выражением которой является деятельность, сохраняющая здоровье субъекта данной деятельности.
Предыдущие исследования позволили нам выявить иерархическую систему компонентов психологической готовности к деятельности: психоэмоциональный (уровень тревожности, фрустрации, ригидности и истощения), когнитивный (представление об оздоровительной деятельности и «потребностном напряжении» в отношении этой деятельности), психофизический (самооценка удовлетворенности состоянием костно-мышечной и сердечнососудистой систем, «потребностном напряжении» в отношении оздоровительной деятельности), ценностномотивационного (иерархия терминальных и инструментальных ценностей, состояние выраженности агрессии) (Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В., Романова Е.А., 2015; Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В., Гладкая Е.С., 2015). В зависимости от степени выраженности и качества проявления этих компонентов, они могут быть как ресурсными, так и проблемными зонами. Активность преподавателя, как субъекта деятельности, так же может приводить к появлению или ресурсов, или проблем.
Разрабатывая проблему психологической поддержки преподавателей, мы опрашивали и изучали особенности жизнедеятельности преподавателей педагогического вуза. Исследование проходило в 2012-2017 годах на базе ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета с использованием авторской программы комплексной диагностики «Гармония» (Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В., Романова Е.А., 2015; Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В., Гладкая Е.С., 2015).
В эксперименте принимали участие преподаватели гуманитарных кафедр вуза в возрасте 35-65 лет (60 человек). 2/3 участников исследования - женщины.
В ходе исследования выявлено, что «зона ресурса» преподавателя педагогического вуза включает в себя следующие показатели: выраженность показателей состояний «тревожность» (5 баллов), «агрессия» (6,2 балла), «фрустрационная напряженность» (4.9 балла),
«истощаемость» (4 балла) и «ригидность» (7,3 балла) - в пределах нормы: внутреннее спокойствие, выдержанность, уверенность в себе, способность достигать своих целей, хорошая работоспособность, подвижность, переключаемость и приспособляемость психических процессов (мышления, установок и др.) к меняющимся требованиям среды; удовлетворенность состоянием сердечно-сосудистой системы и в целом хорошее самочувствие (степень выраженности показателей в пределах нормы); преподаватели готовы оказать другим такую же помощь какую хотели бы получить сами (доверие, понимание и поддержка); референтная группа - семья (муж, дети), «Я».
«Проблемная зона» может быть описана следующим образом: неудовлетворенность состоянием костно-мышечной системы (степень выраженности показателя 9.6 баллов - переходная зона); слабо сформированное представление об оздоровительной деятельности - 6.2% от максимально сформированного; нет преподавателей со сформированным представлением об оздоровительной деятельности; наиболее сформирована стадия представления о своих возможностях в оздоровлении, но нет представления о результате оздоровления; потребностное напряжение в отношении оздоровления также не сформировано (уровень выраженности показателя баллов), то есть в индивидуальную концепцию здоровья включается информация о причинах не здоровья и о том, как его поддерживать, однако для реализации этих знаний в своем образе жизни не хватает внутренней мотивации, что, соответственно, не позволяет начать саму деятельность и быть эффективным в ней, поэтому преподаватели задумываются о здоровье лишь тогда, когда болеют, и считают возможным игнорировать свое здоровье ради других целей; ценности-цели - деятельная жизнь, интересная работа, мудрость, общественное
призвание, познание, максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей; ценности- средства: образованность, эффективность в делах, самоконтроль, независимость, рационализм, твердая воля, актуальная потребность, одновременно являющаяся проблемой развития и соответственно программой развития: для 60 % преподавателей актуально формирование уверенности в себе и умения выстраивать гармоничные межличностные отношения; для 40 % - преподавателей формирование умения мотивировать себя к деятельности;
для 30% - в самоутверждении и материальном благополучии; пороговая сопротивляемость стрессу (выраженность показателя 276 баллов); в качестве референтной группы не указывают представителей профессиональной группы, что говорит о трудностях адаптации в коллективе; узкий кругозор в области оздоровительных технологий: в основном участники исследования используют для своего оздоровления технологии физической активности; слабо сформированный запрос на оздоровление: у трети преподавателей сформирован запрос на обучение технологиям оздоровления и достижение душевного покоя; менее трети преподавателей готовы обратиться к врачу или психологу.
Анализ приведенных выше результатов исследования показывает, что: психоэмоциональный компонент, оказывающий наибольшее влияние на эту готовность и, как следствие, профессиональную адаптацию, так как определяет активность субъекта в деятельности, является ресурсным; когнитивный компонент слабо сформирован, что не позволяет управлять своей профессиональной деятельностью с точки зрения сохранения своего здоровья; психофизический компонент так же сформирован недостаточно, что мешает в первую очередь систематически заниматься личным оздоровлением и организовывать свою деятельность как здоровьесохранную с достаточным уровнем регулярной, равномерно распределенной физической активности; промежуточный уровень сформированности ценностно-мотивационного компонента (иерархия терминальных и инструментальных ценностей) готовности к деятельности снижает чувствительность личности к витальным потребностям и делает ее зависимой от уровня социального признания, что понижает стрессоустойчивость личности и сказывается на профессиональной адаптации.
Таким образом, психологическая готовность к профессиональной деятельности, сберегающей здоровье самого преподавателя, сформирована частично, что и является фактором нарушения его здоровья.
Активность преподавателя, как субъекта деятельности, направленная на повышение уверенности в себе, самоуправление и построение гармоничных межличностных отношений, блокируется низкой мотивацией к личным изменениям, ориентацией на достижение душевного покоя.
Опираясь на результаты нашего исследования, считаем, что наиболее эффективной поддержкой для преподавателей будет психологическое консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья, проходящее в виде индивидуальных сессий с последующими
поддерживающими встречами, либо индивидуальными, либо на семинарах-тренингах или мастер-классах.
Консультирование по вопросам субъективного здоровья - одно из наиболее эффективных и продуктивных направлений в академической психологической работе с преподавателями вуза . При этом часто может быть использована технология индивидуально-группового
консультирования по вопросам субъективного здоровья. Она позволяет выявить универсальную причину различных нарушений здоровья (зависимостей) людей, трансформировать ее в ресурсное состояние и научить людей управлять своей жизнью.
Технология консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья разработана нами и совершенствуется на основе опыта четырнадцатилетних исследований коллектива ученых Института здоровья и экологии человека Челябинского государственного педагогического университета (ныне Южно-Уральского государственного педагогического университета), в области здоровья и оздоровительной деятельности. Работа велась и ведется под руководством З.И. Тюмасевой и при участии многих других исследователей университета..
Результат консультирования: переориентацией человека из заложника зависимого поведения в сотворца своей жизни. Данная технология применяется в консультирования по проблемам возрастного кризиса, кризиса отношений, преодоления посттравматического синдрома, а также при формирования здорового образа жизни. Она актуальна как для проблем связанных с конкретным нарушением самочувствия или конкретной зависимостью, так и всегда, когда человек хочет стать более благополучным.
Формы работы разннобразны. Обычно же применяется индивидуальное или групповое консультирование, которое включает шесть стадий: согласование ожиданий; анализ состояния субъективного здоровья; психологическая работа с «Я-концепцией» и «жизненным сценарием», как системообразующими факторами образа жизни; определение и коррекция стиля взаимоотношений; прогнозирование и моделирование здорового образа жизни; моделирование обучающихся сценария здорового образа жизни.
Для осуществления консультативной деятельности используются разные методы: экзистенциального анализа, семейной терапии, нейролингвистического программирования, скакотерапии, символдраммы, социодраммы, телесно-ориентированной терапии,
прогнозирования и моделирования образа жизни др. Выбор методик зависит от индивидуальных особенностей человека и конкретной проблемы.
Психологическое консультирование мы рассматриваем как организацию и сопровождение процесса осознания и разрешения человеком своих трудностей в процессе развития (Валеева Г.В., 2015; Валеева Г.В., Тюмасева З.И., Орехова И. Л., 2015). Результатом этого процесса для преподавателей педагогического вуза должно стать: повышение уверенности в себе, развитие умения мотивировать себя к деятельности и выстраивать гармоничные межличностные отношения, а так же повышение удовлетворенности состоянием костномышечной системы, поскольку эти показатели являются критериями благополучия для преподавателей педагогического вуза.
Первый этап консультирования включает «Анализ субъективной составляющей здоровья», который мы создали, опираясь на принципы, личностно-центрированного подхода К. Роджерса: «Я» человека безоценочная категория, любые отклонения от нормы - недостаток его опыта развития, знание особенностей своего «Я» позволяет определить путь устранения этого недостатка (Валеева Г. В., 2015; Валеева Г.В., Тюмасева З.И., Орехова И.Л., 2015). Результатом этого этапа является определение реального запроса, выраженного через конфликт между «хочу» и «могу» клиента. Формулирование реальной проблемы было конкретным ответом на вопрос клиента. Например: Все показатели психоэмоционального компонента повышены. «Я хочу построить гармоничные отношения с мужчиной, для того чтобы чувствовать себя защищенной, но не могу, так как я не такая как все («ЧМО»)».
На втором этапе мы исследуем этапы и условия формирования и развития негативной установки и ограничивающего сценария. Созданная нами технология личностного развития «Психология образа» позволяет изменить те компоненты жизненного сценария, которые ограничивают развитие человека в актуальных возрастных циклах как субъективного препятствия на пути реализации реального запроса. Теоретико-методологическую основу предлагаемой технологии составили научные взгляды Р. Бернса, который «Я-концепцию» понимал, как совокупность всех
представлений человека о самом себе, сопряженных с их оценкой; Эр. Берна, определяющего «сценарий», как «бессознательный жизненный план». Технология
заключается в уникальном сочетании метода фрактального рисунка, символодраммы, сказкотерапии и драммотерапии, и состоит из трех этапов: I этап - исследование «Я-концепции»; II этап - исследование технологии взаимодействия; Ш этап - сказкотерапия (изменение жизненного сценария). В
соответствии с задачей осознания и изменения «Я- концепции» была разработана авторская методика выявления и интерпретации «Я-концепции», «технологии взаимодействия» человека; разработана авторская методика анализа сценарной сказки и ее дальнейшей постановки, а также использование «сигнальной фотографии» для моделирования желаемого будущего (Валеева Г.В., 2015; Валеева Г.В., Тюмасева З.И., Орехова И.Л., 2015). На этом этапе консультирования мы интерпретируем жизненный сценарий клиента: трансформируя негативную установку в позитивную меняем жизненный сценарий в соответствии с «Я - идеальным» клиента. Так как выработка нового представления о себе сопровождается нарушением стабильности, что усиливает стресс на фоне и так высокой стрессонапряженности, клиент не чувствуют себя в безопасности, следовательно, растет сопротивление процессу консультирования. В этот период особенно важно создание ситуации безопасности в рамках консультирования.
Технология создания «ситуации безопасности следующая: настройка консультанта на процесс консультирования, сонастройка консультанта с клиентом, как правило, медитативные техники; развитие доверия на основе субъект - субъектного взаимодействия клиента и консультанта. В этой ситуации нужно относиться к сопротивлению как к помощнику в психологической работе. Психологу важно удерживать в сознании оба фокуса: форму проявления сопротивления (как сопротивляется клиент) и содержание сопротивления (чему сопротивляется клиент). Наиболее продуктивным способом работы является создание условий, позволяющих клиенту осознать собственное сопротивление и восстановить способность к оздоровлению. Объективным критерием эффективности консультационного процесса является переход конфликта в творчество.
Третий этап консультирования. Прогнозирование и моделирование здорового образа жизни начинается с выстраивания иерархии приоритетов развития, как основного условия личностного самоуправления. Мы используем разработанную нами методику «Иерархия приоритетов личного развития: моделирование и
эффективное планирование жизни» (Валеева Г.В., 2015; Валеева Г.В., Тюмасева З.И., Орехова И.Л., 2015).
Активность клиента и развитие у него причинно-системного подхода к пониманию своей проблемы является показателем успешности консультирования.
Формирование и реализация эффективного стереотипа поведения происходит на четвертом этапе консультирования и заключается в определении и коррекции стиля взаимоотношений, освоении навыков коммуникации, уверенного поведения, партнерских взаимоотношений, творческого самовыражения, конструктивного взаимодействия в конфликте, улучшении психофизического самочувствия.
Моделирование клиентом сценария здорового образа жизни, выявление ресурсов для его реализации и определение критериев успеха - показатель эффективности консультационной сессии (Валеева Г.В., Щелчкова Н.Н., Романова Е.А., 2018).
Также мы можем обратиться к анализу консультирования преподавателей как проектной деятельности, для которой требуются определенные психолого-педагогические условия: «ситуации доверия»; рефлексия; прогнозирование и моделирование собственной жизнедеятельности. В рамках этого подхода также важны технологии, позволяющие преподавателям, а также и студентам, проектировать свое будущее на основе стадий моделирования и этапов формирования «Я-концепции».
Высокая степень неопределенности будущего давно характеризует наше настоящее, что ведет к повышению стрессонапряженности и является причиной регресса человечества (Ананьев В. А., 2006). Потребность справиться с ситуацией «неопределенности будущего» актуализирует применение проектного подхода во всех сферах жизнедеятельности человека. Мы, как И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Ю.И. Попов и др., понимаем проект как изменение какой-либо существующей в настоящем системы, посредством целенаправленной, организованной работы (Компанейцева Г. А., 2016). Любой проект создается
человеком ради благополучия человека, т.е., его здоровья и развития. Под здоровьем и развитием человека, мы понимаем процесс сохранения динамического равновесия между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды, в процессе которого происходит трансформации неэффективных форм психической организации и поведения человека и рождение «новых», более эффективных (Валеева Г.В., 2014; Валеева Г.В., Тюмасева З.И., 2014). Именно поэтому проект всегда отражает разные грани единой системы индивидуальности человека: факторов субъективного здоровья («Я -
концепция», смысла жизни, иерархии приоритетов развития, технологии построения отношений с Миром) (Валеева Г.В., Тюмасева З.И.,2018), психологической готовности к оздоровлению (конкретные состояния психологических характеристик субъекта, физическим выражением которых
является поведение, направленное на оздоровление) (Артеменко Б.А., Валеева Г.В., Тюмасева З.И., 2016; Валеева Г.В., 2014) и стиля жизнедеятельности человека (результата взаимодействия психологической готовности к оздоровлению с объективными характеристиками здоровья), а так же природно-социальные условия в которых проект реализуется (Валеева Г.В., 2018; Валеева Г.В., Дудченко З.Ф., 2018). Проектирование, как целенаправленная работа по изменению существующей системы, связанна с процессом предвидения будущего, в котором
устанавливается тенденция гармонизации системы субъективных факторов. Успешность любого проекта зависит от того как образ будущего, созданный в этом проекте, позволяет реализовать различные грани смысла жизни предназначение каждого человека - участника проекта. Образование, понимаемое в широком смысле, как раз и формирует этот образ будущего. Поэтому проектирование является сутью эффективного образовательного процесса. Понимание проекта как изменение какой-либо существующей в настоящем системы, посредством целенаправленной, организованной работы, позволяет рассматривать консультирование как проектную деятельность, поскольку психологическое консультирование - это организация и сопровождение процесса осознания и разрешения клиентом своих внутренних проблем.
Например, психолого-педагогическое консультирование, можно рассматривать как проектную деятельность, направленную на психологическую перестройку поведения субъектов образования. В проектной деятельности проявляется и изменяется индивидуальность человека, поэтому для реализации этой деятельности требуются психолого-педагогические условия, которые мы понимаем, как взаимосвязанную совокупность внутренних причин и внешних воздействий, определяющих психологическое развитие человека (Артеменко Б.А., Валеева Г.В., Тюмасева З.И. , 2016; Валеева Г.В., 2014). К этим условиям относят: «ситуации доверия»; рефлексию психофизического и психоэмоционального состояния, потребностей и
представлений о желаемом, ценностей; прогнозирование и моделирование собственной жизнедеятельности (Артеменко Б.А., Валеева Г.В., Тюмасева З.И. , 2016; Валеева Г.В., 2014).
Создание «ситуации доверия» между субъектами на основе субъект - субъектных отношений обеспечивает безопасность личностного проявления и самоактуализации человека и оказывает определяющее влияние на психоэмоциональное и психофизическое состояние человека. «Ситуация доверия» обеспечивает возможность реализации второго условия - рефлексии. Мы рассматриваем рефлексию как деятельность субъекта по самопознанию внутренних психических актов и состояний, обеспечивающую субъекту осознание личностного смысла деятельности, потребностей, целей; управление программой своих действий.
Преобразующая функция рефлексии лежит в основе самоуправления и проявляется форме ретроспективного восстановления и проспективного прогнозирования событий, переживаний и поступков. Рефлексия, таким образом, представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и, в итоге, - всей жизни человека. Рефлексия стабилизирует психоэмоциональное и
психофизическое состояние влияет на иерархию ценностей и мотивов человека. Кроме того, на основе рефлексии развиваются процессы прогнозирования и моделирования - третье условие проектирования.
Способность представлять себе нечто как будущее основывается на ассоциативном соотнесении представления прошедшего и будущего состояния с настоящим состоянием субъекта рефлексии. Прогнозируемый образ будущего, составляющий содержание гипотез и есть мысленная модель проектной деятельности. Аналитичность, глубина, гибкость, перспективность, доказательность мышления обеспечивают эффективность прогнозирования.
В процессе моделирования конкретизируется образ будущего, созданный благодаря прогнозированию, и определяется путь реализации проекта. Этот процесс включает пять стадий: стадия «Хочу» (осознание индивидуальных потребностей); стадия «Могу» (осознание потенциальных разноплановых возможностей); стадия «Делаю» (осознание уже имеющихся разноплановых ресурсов); стадия «Результат» (осознание конкретного желаемого результата); стадия «Экологическая проверка» (анализ соответствия конкретного желаемого результата целям актуальной деятельности и сложившейся системе отношений). Стадии моделировании, перечисленные выше в сочетании с этапами формирования «Я-концепции» привели к появлению технологии, позволяющей проектировать свое будущее (Поляков В.А., Полякова И.Ю., Панова О.И., Меньшова А.Ю., 2006; Валеева Г.В., 2014; 2016). Будущее всегда связанно с развитием. Процесс развития представляет цикл, состоящий из 4-х стадий развития. 1) Зарождение (программа развития, актуальная потребность развития, а, следовательно, и проблема развития) - «Хочу» - «Я- идеальное» - установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать - на основе уже имеющегося опыта. Вопросы для анализа: Что вас
беспокоит? О чем Вы хотите поговорить? Что хотите изменить? Каков основной смысл? В чем основной конфликт? 2) Взаимодействие - «Могу» - «Я-зеркальное» - установки, связанные с согласованием своего идеального образа с представлениями индивида о том, как его видят другие. Эта стадия характеризует традиции, привычки, стиль поведения, жизненную позицию. Вопросы для анализа: Как вы сами думаете, в чем причина того, что произошло\ происходит? 3) Управление (мотив) - «Делаю» -«Я-
реальное» - внутренние ресурсы человека: мотивы, реальная оценка своих возможностей, формирование представлений о том, каков он на самом деле по отношению к целям проекта. Вопросы для анализа: Что Вы уже предпринимали, чтобы что-то изменить?; Зачем Вам это нужно?; Чего Вы хотите на самом деле?; Что приносят Ваши действия Вам и другим людям? 4) Реализация (цель человека, создающего проект) - «Я-концепция» - итог процесса проектирования,
включающий стратегию, тактику, конкретные методики достижения результата и воплощение намеченного в жизни, конкретный результат. Вопросы для анализа: Что Вы хотите получить в результате?; Какова мораль?; Чему Вы научились?; Как этот опыт применяется в жизни? Таким образом, проектирование будущего развивается на основе внутреннего опыта человека: «Я - концепции», смысла жизни, иерархии приоритетов развития, технологии построения отношений с Миром, - и в то ж время само проектирование меняет человека, что и обеспечивает его развитие.
На реализацию проектной деятельности ведущее влияние оказывают состояния психологических характеристик субъекта этой деятельности (человека). В зависимости от степени выраженности и качества проявления состояний психологических характеристик, они могут быть как ресурсной, так и проблемной зонами.
Освоение преподавателями, также, как и студентами технологии, позволяющей проектировать свое будущее, приводит к улучшению психологической составляющей здоровья: осознание жизненных целей и перспектив развития повысило стрессоустойчивость; снизился уровень ригидности вследствие осознания многообразия представлений о себе; уровень агрессии за счет изменения установок (Валеева Г.В., 2018a, b; Валеева Г.В., Меньшова А.Ю., 2014; Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В., Саламатов А.А., Калугина Е.В., 2018).


Литература

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.
Артеменко Б.А., Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Модель психологической готовности студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в
общеобразовательных организациях // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 80-89
Валеева Г. В. Гармонизация детско-родительских отношений Челябинск: Изд-во Челябинский
государственный педагогический университет, 2015. 233с.; 2016. 250 с.
Валеева Г.В. Консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья// Ученые записки СПбГИПСР. 2018a. № 2, Т. 30. С. 112-119.
Валеева Г.В. Проблема осознания смысла жизни в консультировании по вопросам субъективной составляющей здоровья // Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века. Канада, Торонто: Издательсколитературное агентство Альтасфера, 2018b. С.158-165.
Валеева Г.В., Меньшова А.Ю. Сказочная жизнь или жизненная сказка // Практикум по сказкотерапии. Челябинск: «ИскраПрофи», 2014. - 115 с.
Валеева Г.В., Дудченко З.Ф. «Я - концепция» как фактор здоровья личности // Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы X Международной научнопрактической конференции. Челябинск: Библиотека А.
Миллера, 2018. С. 45-48.
Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Психологическая готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности монография. Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2014. 140 с.
Валеева Г.В., Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Комплексное изучение субъективной составляющей здоровья // Ученые записки СПбГИПСР. 2015. № 1, Т. 23. С 24-30.
Валеева Г.В., Щелчкова Н.Н., Романова Е.А. Методология изучения субъективного здоровья в парадигме экологопсихологической готовности магистрантов к оздоровительной и безопасной жизнедеятельности // Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения. : материалы X Международной научно-практической
конференции. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018. С. 48-51. — 243 с.
Компанейцева Г. А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 363-368.
Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России 2005. № 7. С. 48-58.
Поляков В.А., Полякова И.Ю., Панова О.И., Меньшова А.Ю. Психосистемное консультирование. М., 2006. 160 с.
Тюмасева З.И., Валеева Г.В. Технология консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья обучающихся // Вестник ВЭГУ. Октябрь 2018. — № № 5 (97). С. 128- 135.
Тюмасева З.И., Орехова И. Л., Валеева Г.В., Гладкая Е.С. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 240с.
Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В., Романова Е.А. Критерии и показатели психолого-оздоровительной оценки безопасности и здоровьесбережения образовательной среды в системе «вуз - школа» // Фундаментальные исследования. М., 2015. № 8 (часть 1), С. 158-167.
Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В., Саламатов А. А., Калугина Е.В. Феномен тьюторства в здоровьесбережении: факторы риска и устойчивости//Образование и наука. 2018. Т. 20. № 9. С. 139-157.
Источник: Академическое психологическое консультирование: психологическое сопровождение образования 2019 Арпентьева Мариям Р., Валеева Галина В., Гриднева Светлана В., Ключевская Ирина С., Тащёва Анна И., Малышева Евгения В., Максакова Елизавета В., Прусова Александра А., Ромашенкова Евгения С.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.