На главную Психологическое консультирование Теория и практика Методологические основы психотерапии и психологического консультирования
Методологические основы психотерапии и психологического консультирования
Психологическое консультирование - Теория и практика

Форма: семинар-беседа.
Метод: групповой опрос.
Технология контекстного обучения.


Вопросы для обсуждения
1. История психотерапии и психологического консультирования.
2. Психодинамическое направление в психотерапии.
3. Поведенческое направление в психотерапии.
4. Клиент-центрированный подход в психотерапии и психологическом консультировании.


Учебно-исследовательские задания
1. Опишите историю возникновения психотерапии и психологического консультирования.
2. Составьте таблицу с краткой характеристикой основных направлений психотерапии и психологического консультирования (психодинамическое направление, поведенческое направление, клиент-центрированный подход, гештальт-терапия, арт-терапия, трансактный анализ, когнитивный подход, др.)

Название
теории

Представители

Краткое
описание

Достоинства

Недостатки

 

 

 

 

 

 

1. Каковы принципы клиент-центрированной терапии (К. Роджерс)?
а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая
б) каждая личность не является уникальной, за которой признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью
в) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя
г) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения
д) каждая личность нуждается в оказании директивной помощи


2. Укажите психологическое направление, целью которого является перевод в сознание вытесненного в бессознательное материала, помощь клиенту в воспроизведении раннего опыта.
а) психоаналитическое направление
б) терапия поведения
в) адлерианское направление
г) рационально-эмоциональная терапия


3. Укажите психологическое направление, целью которого является трансформация цели жизни клиента, помощь ему в формировании социально значимых целей и в корректировке ошибочной мотивации.
а) терапия поведения
б) психоаналитическое направление
в) экзистенциальная терапия
г) адлерианское направление


4. Укажите психологическое направление, целью которого является исправление неадекватного поведения и обучение эффективному поведению.
а) рационально-эмоциональная терапия
б) терапия поведения
в) ориентированная на клиента терапия
г) экзистенциальная терапия


5. Как переводится термин «арт-терапия»?
а) терапия рисованием
б) терапия научения
в) терапия искусством
г) терапия песком


6. Кто впервые ввел термин «арт-терапия»?
а) А. Хилл
б) З. Фрейд
в) Л.С. Выготский
г) К.-Г. Юнг


7. В русле чьих идей возникла арт-терапия?
а) З. Фрейд
б) К. Роджерс
в) А. Маслоу
г) К. Хорни

 

Тема 2.2. Модель развития личности в норме и патологии


Форма: практическое занятие в форме обсуждения выделенных проблем.
Метод: работа в группах.
Технология обучения в сотрудничестве.


Вопросы для обсуждения
1. Определение понятия «личность».
2. Структурный и системный подход к понятию «личность».
3. Понятие «норма» в развитии личности.
4. Причины патологии развития личности.


Учебно-исследовательские задания
1. Раскройте понятие «личность» с точки зрения различных психологических направлений (психодинамическое направление, поведенческое направление, клиент-центрированный подход, гештальт-терапия, арт-терапия, трансактный анализ, когнитивный подход, др.)
2. Дайте характеристику структурному и системному подходам к понятию «личность».
3. Дайте определение понятию «норма» в развитии личности. Перечислите и дайте характеристику различным причинам патологии личности.


Тестовые задания для самоконтроля
1. В классическом психоанализе в структуру личности включаются следующие компоненты
а) защитные механизмы психики
б) Эго, Супер-Эго, Оно
в) уровни функционирования психики
г) влечения Эго: либидо и агрессия
2. Важность Я-концепции, зависящей от способов, которыми люди осознают и определяют себя, рассматривает
а) когнитивный подход
б) поведенческий подход
в) психодинамический подход
г) клиент-центрированный подход
3. Термин «комплекс неполноценности» принадлежит
а) З. Фрейду
б) А. Эллису
в) А. Адлеру
г) Э. Берну
4. Какие нормы регламентируют поведение и взаимоотношения индивида в обществе?
а) правовые
б) моральные
в) этнические
г) этические
5. Какой вид норм касается особенностей поведения и психики индивида в определенный возрастной период?
а) этнические нормы
б) возрастные нормы
в) моральные нормы
г) этические нормы
6. Какой подход строится на сопоставлении характеристик индивида с нормативными данными, предварительно установленными для разных возрастных периодов на основе масштабных исследований с применением методов математической статистики?
а) клинический
б) психометрический
в) психодиагностический
г) монометрический
7. Правила поведения, которые складываются в различных этнических группах, — это
а) этические нормы
б) возрастные нормы
в) моральные нормы
г) этнические нормы


Тема 2.3. Психологическое пространство консультирования


Консультативный контакт. Схема первичной встречи
Форма: семинар — круглый стол.
Метод: дискуссия.
Технология развития критического мышления.


Вопросы для обсуждения
1. Психологическое пространство консультирования.
2. Компоненты психологического пространства консультирования.
3. К. Роджерс о консультативном контакте.
4. Первичная встреча с клиентом.


Учебно-исследовательские задания
1. Дайте определение понятию «психологическое пространство консультирования» с точек зрения разных авторов.
2. Опишите каждый компонент психологического пространства, выскажите свое мнение о том, как бы вы организовали пространство консультирования.
3. Опишите возможные ошибки консультанта во время первой встречи.


Тестовые задания для самоконтроля
1. Укажите способ выражения чувств и установок, которые участники консультирования (консультант и клиент) испытывают один по отношению к другому.
а) беседа
б) консультативный контакт
в) консультация
г) контакт
2. Этот параметр консультативного контакта подразумевает исследование переживаний клиентов.
а) интенсивность
б) динамичность
в) эмоциональность
г) добросовестность
3. Какой параметр консультативного контакта предполагает искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями?
а) эмоциональность
б) интенсивность
в) динамичность
г) добросовестность
4. Какой параметр консультативного контакта обязывает консультанта не распространять сведения о клиенте и способствует доверительности?
а) конфиденциальность
б) динамичность
в) эмоциональность
г) добросовестность
5. Этот параметр консультативного контакта предполагает изменение специфики контакта при смене клиента.
а) конфиденциальность
б) динамичность
в) добросовестность
г) эмоциональность
6. Какой параметр консультативного контакта обеспечивает стабильность контакта, позволяет клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому?
а) конфиденциальность
б) добросовестность
в) эмоциональность
г) оказание поддержки


Тема 2.4. Терапевтический климат, его компоненты


Форма: семинар-беседа.
Метод: групповой опрос.
Технология контекстного обучения.


Вопросы для обсуждения
1. Терапевтический климат.
2. Физические составляющие терапевтического климата.
3. Эмоциональные составляющие терапевтического климата.


Учебно-исследовательские задания
1. Дайте определение понятию «терапевтический климат» с точек зрения разных авторов.
2. Опишите физические составляющие терапевтического климата у консультанта и клиента. Перечислите возможные ошибки консультанта, нарушающие безопасность клиента.
3. Опишите эмоциональные составляющие терапевтического климата у консультанта и клиента. Перечислите возможные ошибки консультанта, нарушающие безопасность клиента.


Тестовые задания для самоконтроля
1. Что является центральным моментом в консультативной беседе?
а) процесс взаимодействия психолога и консультируемого, установление доверительных взаимоотношений между ними
б) деятельность психолога
в) активность консультируемого
г) выявление проблем консультируемого и поиск решения
2. Отношения, в которых между клиентом и психологом возникает договоренность о том, что они вместе работают над общей задачей,— это
а) конструктивные рабочие отношения
б) межличностные отношения
в) надежные отношения
г) надежные межличностные отношения
3. Какие взаимосвязанные задачи решает психотерапевт (Н.Д. Линде)?
а) ведет процесс самопознания клиента
б) помогает клиенту в работе по самодиагностике
в) поясняет проблемы клиента
г) определяет личность клиента
д) выявляет мысли клиента
е) ведет процесс самосознания
4. Выберите верное утверждение.
а) психолог не может ничего сделать с проблемой клиента помимо его воли
б) психолог несет всю ответственность за решение проблемы клиента и должен очень хотеть ему помочь
в) психолог обязан решить проблему клиента
5. В случае завершения консультирования по инициативе консультанта необходимо
а) скрыть причины завершения работы
б) честно объявлять об истинных причинах завершения работы
в) завуалировать истинные причины завершения работы
г) направить клиента к психиатру


Тема 2.5. Отработка коммуникативных техник


Форма: семинар — круглый стол.
Метод: дискуссия.
Технология развития критического мышления.


Вопросы для обсуждения
1. Коммуникативная микротехника.
2. Группы микротехник.
3. Специфика невербального построения контакта с клиентом.
4. Особенности техник рефлексивного слушания.
5. Особенности техник воздействия.


Учебно-исследовательские задания
1. Определите, какую микротехнику использовал консультант (КН) в беседе с клиентом (КЛ).
КЛ: Да, я пытаюсь справиться сама, но это нелегко. Знаете, хочется найти человека, который бы подстегивал меня и говорил: «Я знаю, ты можешь это сделать, ты можешь это сделать, ты сделаешь это», и это бы...
КН: Это бы действительно помогло.
2. Определите, какую микротехнику использовал консультант (КН) в беседе с клиентом (КЛ).
КЛ: Да, это настолько хроническое ощущение, что его с трудом можно назвать активным чувством страха. Это просто постоянная скованность, которая превратилась в давление. Но иногда, когда мне ночью снится кошмарный сон, я замечаю, что это чувство как бы вскипает, это похоже на пульсирующую артерию.
КН: Страх все сильнее прорывается наружу?
3. Определите, какую микротехнику использовал консультант (КН) в беседе с клиентом (КЛ).
КЛ: Я считаю, что лучше бы они избавились от своих пуританских взглядов, вместо того чтобы обвинять меня во всех грехах.
КН: Вам кажется, что это почти предел, ведь так?
4. Определите, какую микротехнику использовал консультант (КН).
КН: Итак, вы говорили о страхе перед вашими родителями по поводу ваших отношений с этой девушкой. Вы хотели, чтобы я, как психолог, поговорила с вашими родными и убедила их оставить вас в покое. За время беседы вы пришли к выводу, что если хочется самостоятельности, то нужно ее самостоятельно отстаивать, что у вас достаточно для этого сил и ресурсов. Еще мы говорили о том, что ваши родители не обязательно будут против, но выяснить все можно, только поговорив с ними об этом. Вы решили поговорить с вашими родителями для того, чтобы объяснить свою позицию и выяснить их отношение к этому вопросу. И мы с вами договорились о следующей встрече...
5. Определите, какую микротехнику использовал консультант (КН) в беседе с клиентом (КЛ).
КЛ: Это так тяжело, я осталась совсем одна. после его. ухода.
КН: Да, вам сейчас нелегко, но пройдет какое-то время, и вам станет легче.
6. Определите, какую микротехнику использовал консультант (КН) в беседе с клиентом (КЛ).
КЛ: В этом году несчастья следуют одно за другим. Болела жена, а потом та авария, которая переполнила чашу, ну а теперь эта операция сына... Мне кажется, что неприятности никогда не кончатся.
КН: Кажется, что проблемы никогда не закончатся, и вы спрашиваете себя, всегда ли так будет.
7. Определите, какую микротехнику использовал консультант (КН).
КН: Итак, из вашего рассказа я поняла (понял), что в связи с тем, что вы живете совместно с родителями мужа, у вас возникают конфликты со свекровью, которые усугубляют и без того напряженные отношения с мужем. Кроме того, вы чувствуете, что ваш сын-подросток отдаляется от вас. В связи с этим вам необходимо решить, что лучше: разъехаться с родителями, развестись или наладить взаимоотношения в семье. При этом вы предпочли бы наладить отношения, но не знаете, возможно ли это. Верно? (Клиентка подтверждает.) Мне представляется, что эта большая проблема
состоит из нескольких: 1) ваши взаимоотношения со свекровью; 2) ваши взаимоотношения с мужем; 3) ваши взаимоотношения с сыном. Может быть, последовательно разобравшись с каждой из этих проблем, вы быстрее найдете верное решение? (Клиентка соглашается.) Тогда, как вы считаете, с какой из этих трех задач необходимо разобраться в первую очередь?
8. Определите, какие микротехники использовал консультант (КН) в беседе с клиентом (КЛ).
КЛ: Я не знаю, что делать с моей жизнью. Иногда я думаю, что должен пойти работать, чтобы получить опыт, а потом опять думаю, что должен продолжить учебу в университете, но я не уверен, что это главное.
КН: Вы стоите перед важным решением относительно того, куда двигаться по жизни дальше, и вы не уверены, какой выбор из этих двух более правильный.
9. Определите, какие микротехники использовал консультант (КН).
КН: Вы говорили, что иногда ощущаете некоторое стремление удержать это чувство. Вы можете что-нибудь еще сказать об этом или о тех ситуациях, когда у вас возникает такое ощущение?
10. Определите, какую микротехнику использовал консультант (КН).
КН: А теперь подведем итоги нашего консультирования.
11. Определите, какую микротехнику использовал консультант (КН).
КН: Я чувствую, что вы сегодня не в духе...
12. Определите, какую микротехнику использовал консультант (КН).
КН: Я правильно понял, что в этом месте вы разозлились?


Тема 2.6. Анализ коммуникативных техник в процессе консультирования


Форма: практическое занятие в форме обсуждения выделенных
проблем.
Метод: работа в группах.
Технология обучения в сотрудничестве.


Вопросы для обсуждения
1. В каких ситуациях применяется техника «молчание»? Приведите примеры фраз. Перечислите сложности при применении данной техники.
2. В каких ситуациях применяется техника «эмпатийное слушание»? Приведите примеры фраз. Перечислите сложности при применении данной техники.
3. В каких ситуациях применяется техника «вербализация чувств»? Приведите примеры фраз. Перечислите сложности при применении данной техники.
4. В каких ситуациях применяется техника «интерпретация»? Приведите примеры фраз. Перечислите сложности при применении данной техники.
5. В каких ситуациях применяется техника «самораскрытие»? Приведите примеры фраз. Перечислите сложности при применении данной техники.
6. В каких ситуациях применяется техника «конфронтация»? Приведите примеры фраз. Перечислите сложности при применении данной техники.
7. В каких ситуациях применяется техника «резюмирование»? Приведите примеры фраз. Перечислите сложности при применении данной техники.
1. В тройке «консультант — клиент — супервизор» проведите консультирование по различного рода проблемам.
2. Супервизор и клиент должны выявить и перечислить, какие коммуникативные техники использовал консультант.
3. Консультант должен использовать все вышеперечисленные коммуникативные техники.


Тестовые задания для самоконтроля
1. Что подразумевает техника психологического консультирования?
а) «я» как объект
б) «я» как предмет
в) «я» как инструмент
г) «я» как индивид
2. Какая из техник определяет основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, личность консультанта?
а) упражнения
б) беседа
в) техника психологического консультирования
г) психоанализ
3. Чтобы лучше представлять себе весь спектр душевных переживаний, возникающих во время консультирования, консультанту необходимо
а) проконсультировать другого консультанта
б) провести большое количество консультаций
в) побывать в роли клиента
г) развивать самопознание посредством консультирования
4. Консультант помогает клиенту выявить свою систему ценностей на основе
а) отрицательных качеств клиента
б) собственных ценностей
в) теоретических знаний
г) профессиональных особенностей клиента
5. Чтобы избежать «синдрома сгорания», консультант должен
а) культивировать другие интересы, не связанные с консультированием
б) проявлять глубокий интерес к людям и терпение в общении с ними
в) изредка оценивать свою жизнь
г) вкладывать в работу большие жизненные ресурсы
д) иметь хобби, доставляющее удовольствие
6. Важнейшими функциями консультанта в общении с клиентом являются
а) построение отношений с клиентом на взаимном доверии
б) выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов
в) непосредственное «вхождение» в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми
г) беседа на отвлеченные темы
д) создание вокруг клиентов здорового психологического климата и постоянное совершенствование процесса консультирования
е) осуществление консультирования на личном опыте


Тема 2.7. «Спасательство» в психотерапии и психологическом консультировании


Форма: практическое занятие в форме обсуждения выделенных проблем.
Метод: работа в группах.
Технология обучения в сотрудничестве.


Вопросы для обсуждения
1. Понятие «спасательство» в психотерапии и консультировании.
2. Признаки «спасательства» у психотерапевта и консультанта.
3. Причины «спасательства» у психотерапевта или консультанта.
1. Дайте определение понятию «спасательство» с точки зрения различных теорий.
2. Опишите явление «спасательства» у психотерапевта или консультанта. Перечислите плюсы и минусы «спасательства».
3. Перечислите и дайте характеристику причинам «спасательства».
4. Перечислите способы помощи консультанту при «спасательстве».
Тестовые задания для самоконтроля
1. Перед тем как приступить к консультированию, консультанту необходимо
а) избавиться от внутренних конфликтов
б) делиться с семьей своими «психотерапевтическими» впечатлениями
в) научиться преувеличивать личностные переживания клиента
г) освоить технику терапевтического гипноза
2. Что подразумевает техника психологического консультирования?
а) «я» как объект
б) «я» как предмет
в) «я» как инструмент
г) «я» как индивид
3. Какая из техник определяет основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, личность консультанта?
а) упражнения
б) беседа
в) техника психологического консультирования
г) психоанализ
4. От чего зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта?
а) от невротической установки в отношении денег
б) от консультативного контакта
в) от симпатии к клиенту
г) от склонности использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей
5. Кто из психологов подчеркивал, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли консультанта?
а) З. Фрейд
б) К. Роджерс
в) А. Адлер
г) Э. Мэйман
6. Сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, который часто встречается в профессии консультанта, — это
а) синдром повышенной ответственности
б) синдром сгорания
в) самопонимание
г) самокопание
7. Что обычно «мучает» начинающего консультанта?
а) профессиональная зависимость
б) профессиональное совершенствование
в) профессиональное бессилие
г) профессиональная требовательность


Тема 2.8. Стили консультирования и позиции консультанта


Форма: семинар-беседа.
Метод: анализ конкретных ситуаций.
Технология контекстного обучения.
Вопросы для обсуждения
1. Личность психотерапевта и консультанта как инструмент воздействия.
2. Эмоциональные стили консультирования: характеристика.
3. Позиции консультанта.
1. Перечислите основные профессиональные качества личности психотерапевта и консультанта. Опишите положительные и отрицательные с точки зрения профессиональной деятельности психотерапевта и консультанта качества.
2. Опишите эмоциональные стили консультирования. Перечислите плюсы и минусы каждого стиля. Докажите свою позицию.
3. Перечислите и охарактеризуйте позиции консультанта. Перечислите плюсы и минусы каждой позиции. Докажите свою позицию.
Тестовые задания для самоконтроля
1. Какие качества личности необходимы консультанту?
а) доверие к людям
б) авторитарность
в) уважение ценностей другой личности и проницательность
г) пассивность
д) отсутствие предубеждений
е) самопонимание и сознание профессионального долга
ж) артистичность
2. Какие качества личности относят к вредным для консультанта чертам?
а) неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов
б) уважение личности
в) авторитарность
г) доверие к людям
д) пассивность и зависимость
е) замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей
3. Что является одним из важнейших требований профессиональной этики консультанта?
а) цинизм консультанта
б) компетентность консультанта
в) возраст консультанта
г) самопонимание консультанта
4. Что установил Комитет по надзору и подготовке консультантов в 1964 году?
а) типы личности
б) шесть вредных качеств личности
в) шесть качеств личности, необходимых консультанту
г) возрастные особенности личности
5. Какие качества необходимы консультанту в работе с клиентом?
а) гибкость
б) доверие к людям
в) эмпатия
г) авторитарность
д) проработанность собственных серьезных проблем
е) чувство юмора
6. Чем определяется эффективность консультанта?
а) специальными навыками
б) авторитарностью
в) свойствами личности
г) замкнутостью
д) профессиональными знаниями
е) пассивностью
7. Какие свойства личности консультанта выделяет Национальная ассоциация профессиональной ориентации США?
а) проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними
б) авторитарность
в) чувствительность к установкам и поведению других людей
г) эмоциональную стабильность и объективность
д) способность вызывать доверие других людей
е) закрытость


Тема 2.9. Этапы принятия решения. Отработка техник консультирования по принятию решений


Форма: семинар-беседа.
Метод: анализ конкретных ситуаций.
Технология контекстного обучения.


Вопросы для обсуждения
1. Этап принятия решения.
2. Виды и типы решений в консультировании и психотерапии.
3. Техники консультирования на этапе принятия решения.
Учебно-исследовательские задания
1. Опишите и дайте характеристику этапа принятия решения в консультировании и психотерапии.
2. Перечислите возможные исходы на этапе принятия решений.
3. Перечислите и приведите примеры техник консультирования на этапе принятия решений.
Тестовые задания для самоконтроля
1. Сколько шагов включает в себя модель принятия решения?
а) шесть
б) пять
в) семь
г) девять
2. Как называется техника рефлексивного слушания, когда консультант прямо просит говорящего разъяснить непонятное место в его рассказе?
а) непонимание
б) прояснение
в) перефразирование
г) резюмирование
3. Как называется техника рефлексивного слушания, когда консультант демонстрирует непонимание?
а) непонимание
б) отражение
в) перефразирование
г) молчание
4. Как называется техника рефлексивного слушания, когда консультант повторяет слова или фразы собеседника?
а) непонимание
б) отражение
в) молчание
г) резюмирование
5. Как называется техника рефлексивного слушания, когда консультант передает сообщение клиента другими словами?
а) непонимание
б) отражение
в) перефразирование
г) резюмирование
6. Как называется техника рефлексивного слушания, когда консультант подводит итог сказанному?
а) непонимание
б) отражение
в) перефразирование
г) резюмирование
7. Какая техника предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение?
а) молчание
б) отражение
в) перефразирование
г) резюмирование


Тема 2.10. Кризисная интервенция


Форма: семинар-беседа.
Метод: групповой опрос.
Технология контекстного обучения.
Вопросы для обсуждения
1. Кризисная интервенция.
2. Принципы кризисной интервенции.
3. Стадии кризисной интервенции.
Учебно-исследовательские задания
1. Дайте определение понятию «кризисная интервенция».
2. Перечислите и дайте характеристику принципам кризисной интервенции.
3. Опишите стадии кризисной интервенции.
4. Перечислите плюсы и минусы кризисной интервенции. Докажите свою позицию.
Тестовые задания для самоконтроля
1. Выделите основные направления работы с психической травмой.
а) снижение тревоги посредством выражения своих переживаний в связи с травмой
б) интерпретация опыта раннего детства
в) формирование доступа к ресурсам личности
г) включение переработанного травматического опыта в личную историю
д) восстановление целостности личности
е) определение противоречивых высказываний клиента
2. Социальная и психологическая экстренная помощь, которая оказывается пострадавшему, — это
а) посттравматическое стрессовое расстройство
б) кризисная интервенция
в) травматическое стрессовое расстройство
г) психологическая коррекция
3. Подразделение, организованное с целью оказания социальнопсихологической, социально-педагогической, медицинской и иной помощи населению в состоянии травматического стресса, — это
а) психологический центр
б) кризисная служба
в) группа психологов
г) центр раннего развития
4. Как называется синдром с психологической и соматической симптоматикой, длящийся несколько месяцев и переходящий затем в нормальные реакции горя?
а) патологическое горе
б) острое горе
в) посттравматическое стрессовое расстройство
г) психосоматическое заболевание
5. Применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения с целью приобретения или сохранения политического, экономического, психологического господства — это
а) конфликт
б) насилие
в) фрустрация
г) кризис
6. Безотлагательное психологическое воздействие в соответствии с состоянием пострадавших — это
а) экстренная психологическая помощь
б) психологическое консультирование
в) психотерапия
г) психологическая коррекция
7. Что такое психическая травма?
а) хронические паттерны поведения в виде унижения, оскорбления, высмеивания, издевательства над ребенком или взрослым
б) потрясение, вызванное угрозой жизни и здоровью человека или его родных и друзей
в) затяжная или отсроченная реакция на травматический стресс
г) изображение попыток самоубийства, направленное на привлечение внимания и с расчетом на спасение


Тема 2.11. Личность в кризисе. Особенности протекания кризиса. Типы кризисов. Техники кризисной интервенции


Форма: семинар-беседа.
Метод: групповой опрос.
Технология контекстного обучения.
Вопросы для обсуждения
1. Кризис. Стадии протекания кризиса.
2. Что происходит с личностью человека, проживающего кризис?
3. Каковы последствия различных видов кризиса?
4. Техники кризисной интервенции.
Учебно-исследовательские задания
1. Дайте определение понятию «кризис». Опишите стадии протекания кризиса.
2. Опишите личность в кризисе. Перечислите положительные и отрицательные стороны личности в кризисе.
3. Перечислите и охарактеризуйте виды кризисов.
4. Перечислите техники кризисной интервенции. Приведите примеры.
Тестовые задания для самоконтроля
1. Как называется резкий, крутой перелом или острое затруднение в чем-либо, тяжелое переходное состояние или тяжелое положение?
а) консультирование
б) кризис
в) интервенция
г) психотерапия
2. Переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается человеком при движении от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития, — это
а) травматический кризис
б) социально-экономический кризис
в) возрастной кризис
г) посттравматическое стрессовое расстройство
3. Какой кризис сопровождается нанесением человеку психической травмы?
а) возрастной кризис
б) травматический кризис
в) социально-экономический кризис
г) нормативный кризис
4. Ситуация, выходящая за рамки обычного опыта человека, к которой у него нет готовых адаптивных стереотипов поведения, — это
а) социальная ситуация развития
б) кризисная ситуация
в) учебная ситуация
г) проблемная ситуация
5. Выделите виды кризисной ситуации.
а) неожиданное событие
б) экстремальная ситуация
в) социальная ситуация развития
г) ситуация утраты близкого
6. Витальное переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями преодолеть их, сопровождающееся чувством беспомощности, незащищенности, вызывающее длительное потрясение и изменение в понимании себя и мира, — это
а) когнитивный диссонанс
б) психическая потребность
в) конгруэнтность
г) психическая травма
7. Как называется общая, неспецифическая реакция мобилизации ресурсов организма в ответ на неблагоприятные факторы?
а) стресс
б) фрустрация
в) конфликт
г) депривация

Тема 2.12. Семейное консультирование. Семейная системная терапия. Консультирование по вопросам детско-родительских отношений


Форма: семинар-беседа.
Метод: групповой опрос.
Технология контекстного обучения.
Вопросы для обсуждения
1. Семейное консультирование.
2. Семейная системная терапия.
3. Консультирование по вопросам детско-родительских отношений.
Учебно-исследовательские задания
1. Опишите семейное консультирование с позиций разных психологических теорий. Опишите свою позицию.
2. Дайте характеристику семейной системной терапии. Перечислите ее плюсы и минусы.
3. Опишите основные проблемы консультирования по вопросам детско-родительских отношений. Выскажите свою точку зрения по каждой проблеме.
Тестовые задания для самоконтроля
1. Как называется недостаток эмоциональной близости, тепла в общении с матерью, вызывающий нарушения развития, невротические и аффективные расстройства, порождающий у ребенка страх, агрессивность?
а) материнская депривация
б) внутриличностный конфликт
в) интеллектуальная депривация
г) сенсорная депривация
2. Выделите методы работы с эмоциональными зависимостями.
а) метод разъединения в случае эмоционального слияния
б) метод «зависимость как черта орального характера»
в) метод возвращения «неверно вложенных капиталов»
г) метод «зависимость как результат психологического слияния»
д) метод обретения самостоятельности в случае оральной зависимости
е) метод прощания с потерей
3. При эмоциональной зависимости
а) человек злоупотребляет психоактивными веществами или специфическими видами деятельности
б) человек теряет свою волю и самостоятельность, общаясь с некоторым человеком
в) человек действует не сам по себе, а в соответствии с желаниями и поведением другого лица
г) человек проводит много времени в виртуальной реальности
д) человек спонтанен, счастлив и доволен собой
4. Укажите разновидность поведения, характеризующуюся непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другого человека.
а) любовь
б) зависимое поведение
в) привязанность
г) утомление


Тема 2.13. Профессиональные качества консультанта и психотерапевта


Форма: семинар-беседа.
Метод: групповой опрос.
Технология контекстного обучения.
Вопросы для обсуждения
1. Личность консультанта и психотерапевта.
2. Профессиональные качества консультанта и психотерапевта.
3. Ошибки консультанта и психотерапевта.
Учебно-исследовательские задания
1. Какие ошибки допустил консультант?
КН: Вы знали об этом раньше?.. То есть вы догадывались об этом?
2. Какие ошибки допустил консультант?
КН: У меня такая же свекровь, как у вас. Поэтому я постоянно с нею ссорюсь, таким людям нельзя давать спуску, а то на шею сядут!
3. Какие ошибки допустил консультант?
КН: Ну, а вы?... А он?... Вот беда какая, ну вы не расстраивайтесь...
4. Какие ошибки допустил консультант?
КН: То есть дела в вашей семье обстоят совсем плохо.
5. Какие ошибки допустил консультант?
КН: Я думаю, что мы достаточно поговорили о ваших чувствах. Теперь я предлагаю поступить вам следующим образом, это хороший способ наладить отношения!
6. Какие ошибки допустил консультант?
КН: Ваш случай не единственный. Я знаю, как вам помочь.
7. Какие ошибки допустил консультант?
КН: В чем вы видите затруднение? Оно раньше было?
8. Какие ошибки допустил консультант?
КН: Не расстраивайтесь, не вы первая, не вы и последняя.
9. Какие ошибки допустил консультант?
КН: А дома у вас все хорошо?
10. Какие ошибки допустил консультант?
КН: Теперь я позабочусь о вас, раз вы не в состоянии сделать выбор.
11. Какие ошибки допустил консультант?
КН: Теперь я вам скажу, что нужно делать.
12. Какие ошибки допустил консультант?
КН: Сейчас я расскажу, как было у меня.

Источник: Психотерапия и психологическое консультирование : электронное учебно-методическое пособие / сост. Е.В. Некрасова. — Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.