Страница 2 из 3
Проект "Я - экоконцепция"
Содержание
- Вводный раздел.
- Обоснование актуальности проблемы
- Цели и задачи проекта
- Прогнозируемые результаты
- Участники проекта
- Основной раздел.
- Блок "Познаю природу и себя в ней"
- Блок "Изучаю природу и себя вней"
- Блок "Охраняю природу и себя в ней"
Обоснование актуальности разработки и реализации проекта Повторяют все: "Экология! Смерть лесов, загрязнение рек!". Но греховную идеологию Не желает сменить человек. Здесь нитраты, А там радиация, В водах разных бактерий полно, Словно вся наша цивилизация На себя ополчилась войной. И, читая газетные новости, Всё страшнее становится жить. Мы несёмся стремительно К пропасти, Продолжая губить и крушить. (Н. А. Стычинская) Одной из глобальных проблем современной цивилизации является экологический кризис, негативные последствия деятельности человека в окружающей среде, которые угрожают отторжением человека природой. Бурное развитие научно-технического прогресса, утверждение в обществе психологии потребления и насилия создали иллюзию беспредельного могущества человека и в то же время изолировали его от природы, от других людей, от его истинной сущности. И вот мы оказались на краю экологической пропасти, на грани антропогенной катастрофы. Сегодня мы стоим перед выбором. Ведь нельзя долго оставаться в горящем доме: либо надо бежать, либо тушить. Бежать нам некуда. И милостей от природы ждать не приходится после того, что мы с ней сделали. Человек всё равно подчиняется законам природы, даже если действует против них. В условиях коренных позитивных изменений в международных отношениях, радикальной экологической реформы и перехода страны к рыночным отношениям, преодоления результатов аварии на Чернобыльской АЭС, когда наиважнейшими задачами становятся оптимизация отношений общества и окружающей среды, рациональное природопользование, возрастает актуальность проблемы воспитания у человека ответственного отношения к природе. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от активной деятельности коллектива школьников и учителей. Уважать, беречь, заботиться о природе - вот чему необходимо учить детей в школе, кружке, клубе. Познавать природу и человека, изучать природу и человека. Охранять природу и человека, ибо "человек и природа - самоценны". В науке всё большую актуальность приобретает положение о том, что экологический кризис – это, прежде всего, кризис сознания человека. И, следовательно, человечество может выбраться из глобальных экологических проблем, только перестроив и изменив своё сознание и отношение к природе. Школа должна сформировать у подрастающего поколения осознание человеком своего места в мире. Поэтому мы разработали проект "Я - экоконцепция". Девиз проекта "От экологии природы - к экологии души".
Цели и задачи проекта ЦЕЛЬ:обеспечение формирования гуманной, духовно-нравственной, экологически образованной личности средствами организации активной творческой деятельности. ЗАДАЧИ:
- Создание необходимых условий для целостного восприятия учеником окружающего мира, человека в этом мире и человечности в самом себе.
- Овладение технологиями успешного обучения и воспитания, позволяющими решать основную цель проекта.
- Создание оптимальных условий для развития каждого участника проекта.
Предполагаемые результаты – изменения в личности и субъектном опыте учащихся
Младшие школьники
- Стремление руководствоваться в своих поступках такими моральными категориями, как чуткость, гуманность, воспитание "ответственности за тех, кого приручил".
- Накопление опыта любви и заботы о родной природе.
Подростковый возраст
- Осознание универсальной ценности природы для человека и общества.
- Понимание важнейших взаимосвязей в системе "Человек - Общество - Природа".
- Включение в практическую деятельность.
- Формирование мотивов необходимости научно-исследовательской работы.
Старший возраст
- Сформированность ответственного отношения к окружающей среде.
- Наличие системы научных знаний, ценностных экологических ориентаций.
- Способность к самоанализу и самовоспитанию.
- Включение в практическую и научно-исследовательскую работу.
Участники проекта:
- Учащиеся 0 - 11 классов
- Социальный педагог
- Педагогический коллектив
- Население микрорайона, экологические организации.
Предполагаемое количество участников, охваченное проектом
- Младшие школьники – 160 человек
- Подростковый возраст – 130 человек
- Старший возраст – 160 человек
- Педагогический коллектив -- 50 человек
- Население микрорайона -- 4 000 человек.
Блок "Познаю природу и себя в ней"
Отношение человека к природе, в конечном счёте, является выражением его отношения к людям, поскольку отрицательные последствия воздействия человека на природу распространяются во времени и пространстве, представляя собой угрозу как для ныне живущих, так и для будущих поколений. Становление экологической культуры, в первую очередь, требует познания природы и себя на психологическом и эмоциональном уровнях.
Средства реализации 1.Спецкурс "Экология души" Для проведения спецкурса "Экология души" (5-9 кл.) используются часы школьного компонента учебного плана.
Класс
|
Темы занятий
|
Класс
|
Темы занятий
|
5
|
Понятие об общении. Умеем ли мы общаться? Общение в мире людей и природы. Уроки творчества
|
6
|
Уроки творчества. Общение в мире людей и природы. Проблемы общения
|
7
|
"Жить в мире с собой и другими". Научись владеть собой. Любовь и дружба. Уроки творчества
|
8
|
Межличностное взаимодействие. Невербальное общение. Проблема эмоционального самовыражения. Вербальное общение
|
9
|
Этапы коммуникативного процесса. Личное обаяние и общение. Общение в конфликте. Научись владеть собой
|
|
|
2.Экотренинги
Класс
|
Темы занятий
|
Класс
|
Темы занятий
|
1
|
Мир цвета радуги
|
2,3
|
Есть ли общение в мире животных?
|
4,5
|
Каждый в мире уникален и ценен
|
6,7
|
Земля - наш дом
|
8,9
|
Экология нашего дома
|
10
|
Человечество - прекрасный сад любви и добра
|
3. Интеллектуально-познавательные игры.
Блок "Изучаю природу и себя в ней"
Формирование у школьников ответственного отношения к природе – длительный и сложный процесс. Зачем знать, если не умеешь? Поэтому в ходе познания природы и себя в ней мы развиваем умение - изучать природу и действия людей в природе и оценивать их с научных, гуманистических позиций. Формированию системы научных экологических знаний, ценных экологических ориентаций, положительной мотивации в отношении к экологической деятельности подчинена исследовательская работа. Спецкурсы по экологии и кружки экологической направленности способствуют раскрытию, развитию и совершенствованию задатков и способностей школьников.
Средства реализации 1.Спецкурс "Экология"
Класс
|
Темы занятий
|
Класс
|
Темы занятий
|
1,2,3
|
Природа вокруг нас
|
4
|
Школа юного натуралиста
|
5
|
Мир живой природы
|
6
|
Охрана природы
|
7
|
Природопользование
|
8
|
Лесоводство
|
9
|
Экология Беларуси
|
10
|
Экология, окружающая среда и человек
|
11
|
Социальная экология
|
|
|
2.Кружки экологической направленности "Лесовичок", "Экодизайн", "Цветоводство", "Декоративное цветоводство", "Экомода", "Экотеатр и экостудии". 3. Научное объединение учащихся "Набат" 4. Живой уголок.
Блок "Охраняю природу и себя в ней"
Третья стадия реализации проекта "Я - экоконцепция" видится нам как комплекс природоохранных, трудовых и творческих мероприятий. Ведь зачем знать и уметь, если не делать? Деятельность учащихся по охране природной среды направлена на внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей. Важной составляющей является работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактики вредных привычек у учащихся. Практический вклад школьников в улучшение окружающей среды наряду с осознанностью и прочностью знаний является показателем эффективности экологического образования и воспитания.
Средства реализации 1. Экологические акции и операции: "Муравейник", "Кормушка", "Первоцвет", "Птицеград", "Забота", "Зелёная ель", "Родничок" 2. Деятельность школьного лесничества "Зелёный мир". 3. Мероприятия по реализации программы "Здоровый образ жизни".
Н.А. Стычинская, социальный педагог СШ №25 г. Орши
|