На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Социально-педагогическое проектирование - Проект: "Я - экоконцепция"
Социально-педагогическое проектирование - Проект: "Я - экоконцепция"
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Социально-педагогическое проектирование
Проект: "Я - экоконцепция"
Проект: Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога
Все страницы

 

Проект "Я - экоконцепция"

Содержание

  • Вводный раздел.
    • Обоснование актуальности проблемы
    • Цели и задачи проекта
    • Прогнозируемые результаты
    • Участники проекта
  • Основной раздел.
  • Блок "Познаю природу и себя в ней"
  • Блок "Изучаю природу и себя вней"
  • Блок "Охраняю природу и себя в ней"

Обоснование актуальности разработки и реализации проекта
Повторяют все: "Экология!
Смерть лесов, загрязнение рек!".
Но греховную идеологию
Не желает сменить человек.
Здесь нитраты,
А там радиация,
В водах разных бактерий полно,
Словно вся наша цивилизация
На себя ополчилась войной.
И, читая газетные новости,
Всё страшнее становится жить.
Мы несёмся стремительно
К пропасти,
Продолжая губить и крушить.
(Н. А. Стычинская)
Одной из глобальных проблем современной цивилизации является экологический кризис, негативные последствия деятельности человека в окружающей среде, которые угрожают отторжением человека природой.
Бурное развитие научно-технического прогресса, утверждение в обществе психологии потребления и насилия создали иллюзию беспредельного могущества человека и в то же время изолировали его от природы, от других людей, от его истинной сущности.
И вот мы оказались на краю экологической пропасти, на грани антропогенной катастрофы. Сегодня мы стоим перед выбором. Ведь нельзя долго оставаться в горящем доме: либо надо бежать, либо тушить. Бежать нам некуда. И милостей от природы ждать не приходится после того, что мы с ней сделали. Человек всё равно подчиняется законам природы, даже если действует против них. В условиях коренных позитивных изменений в международных отношениях, радикальной экологической реформы и перехода страны к рыночным отношениям, преодоления результатов аварии на Чернобыльской АЭС, когда наиважнейшими задачами становятся оптимизация отношений общества и окружающей среды, рациональное природопользование, возрастает актуальность проблемы воспитания у человека ответственного отношения к природе. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от активной деятельности коллектива школьников и учителей. Уважать, беречь, заботиться о природе - вот чему необходимо учить детей в школе, кружке, клубе. Познавать природу и человека, изучать природу и человека. Охранять природу и человека, ибо "человек и природа - самоценны".
В науке всё большую актуальность приобретает положение о том, что экологический кризис – это, прежде всего, кризис сознания человека. И, следовательно, человечество может выбраться из глобальных экологических проблем, только перестроив и изменив своё сознание и отношение к природе.
Школа должна сформировать у подрастающего поколения осознание человеком своего места в мире.
Поэтому мы разработали проект "Я - экоконцепция". Девиз проекта "От экологии природы - к экологии души".

Цели и задачи проекта
ЦЕЛЬ:обеспечение  формирования  гуманной,  духовно-нравственной, экологически образованной личности средствами организации активной творческой деятельности.
ЗАДАЧИ:

  • Создание необходимых условий для целостного восприятия учеником окружающего мира, человека в этом мире и человечности в самом себе.
  • Овладение технологиями успешного обучения и воспитания, позволяющими решать основную цель проекта.
  • Создание оптимальных условий для развития каждого участника проекта.

Предполагаемые результаты – изменения в личности и субъектном опыте учащихся

Младшие школьники

  • Стремление руководствоваться в своих поступках такими моральными категориями, как чуткость, гуманность, воспитание "ответственности за тех, кого приручил".
  • Накопление опыта любви и заботы о родной природе.

Подростковый возраст

  • Осознание универсальной ценности природы для человека и общества.
  • Понимание важнейших взаимосвязей в системе "Человек - Общество - Природа".
  • Включение в практическую деятельность.
  • Формирование мотивов необходимости научно-исследовательской работы.

Старший возраст

  • Сформированность ответственного отношения к окружающей среде.
  • Наличие системы научных знаний, ценностных экологических ориентаций.
  • Способность к самоанализу и самовоспитанию.
  • Включение в практическую и научно-исследовательскую работу.

Участники проекта:

  • Учащиеся 0 - 11 классов
  • Социальный педагог
  • Педагогический коллектив
  • Население микрорайона, экологические организации.

Предполагаемое количество участников,
охваченное проектом

  • Младшие школьники – 160 человек
  • Подростковый возраст – 130 человек
  • Старший возраст – 160 человек
  • Педагогический коллектив -- 50 человек
  • Население микрорайона -- 4 000 человек.

Блок "Познаю природу и себя в ней"

Отношение человека к природе, в конечном счёте, является выражением его отношения к людям, поскольку отрицательные последствия воздействия человека на природу распространяются во времени и пространстве, представляя собой угрозу как для ныне живущих, так и для будущих поколений. Становление экологической культуры, в первую очередь, требует познания природы и себя на психологическом и эмоциональном уровнях.

Средства реализации
1.Спецкурс "Экология души"
Для проведения спецкурса "Экология души" (5-9 кл.) используются часы школьного компонента учебного плана.

Класс

Темы занятий

Класс

Темы занятий

5

Понятие об общении.
Умеем ли мы общаться?
Общение в мире людей и природы.
Уроки творчества

6

Уроки творчества.
Общение в мире людей и природы.
Проблемы общения

7

"Жить в мире с собой и другими".
Научись владеть собой.
Любовь и дружба.
Уроки творчества

8

Межличностное взаимодействие.
Невербальное общение.
Проблема эмоционального самовыражения.
Вербальное общение

9

Этапы коммуникативного процесса.
Личное обаяние и общение.
Общение в конфликте.
Научись владеть собой

2.Экотренинги

Класс

Темы занятий

Класс

Темы занятий

1

Мир цвета радуги

2,3

Есть ли общение в мире животных?

4,5

Каждый в мире уникален и ценен

6,7

Земля - наш дом

8,9

Экология нашего дома

10

Человечество - прекрасный сад любви и добра

3. Интеллектуально-познавательные игры.

Блок "Изучаю природу и себя в ней"

Формирование у школьников ответственного отношения к природе – длительный и сложный процесс. Зачем знать, если не умеешь? Поэтому в ходе познания природы и себя в ней мы развиваем умение - изучать природу и действия людей в природе и оценивать их с научных, гуманистических позиций.
Формированию системы научных экологических знаний, ценных экологических ориентаций, положительной мотивации в отношении к экологической деятельности подчинена исследовательская работа. Спецкурсы по экологии и кружки экологической направленности способствуют раскрытию, развитию и совершенствованию задатков и способностей школьников.

Средства реализации
1.Спецкурс "Экология"

Класс

Темы занятий

Класс

Темы занятий

1,2,3

Природа вокруг нас

4

Школа юного натуралиста

5

Мир живой природы

6

Охрана природы

7

Природопользование

8

Лесоводство

9

Экология Беларуси

10

Экология, окружающая среда и человек

11

Социальная экология

2.Кружки экологической направленности
"Лесовичок", "Экодизайн", "Цветоводство", "Декоративное цветоводство", "Экомода", "Экотеатр и экостудии".
3. Научное объединение учащихся "Набат"
4. Живой уголок.

Блок "Охраняю природу и себя в ней"

Третья стадия реализации проекта "Я - экоконцепция" видится нам как комплекс природоохранных, трудовых и творческих мероприятий. Ведь зачем знать и уметь, если не делать?
Деятельность учащихся по охране природной среды направлена на внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей. Важной составляющей является работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактики вредных привычек у учащихся. Практический вклад школьников в улучшение окружающей среды наряду с осознанностью и прочностью знаний является показателем эффективности экологического образования и воспитания.

Средства реализации
1. Экологические акции и операции:
"Муравейник", "Кормушка", "Первоцвет", "Птицеград", "Забота", "Зелёная ель", "Родничок"
2. Деятельность школьного лесничества "Зелёный мир".
3. Мероприятия по реализации программы "Здоровый образ жизни".

Н.А. Стычинская,
социальный педагог
СШ №25 г. Орши

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.