Страница 3 из 3
Проект "Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога в системе социально – психологической службы (СПС) средней общеобразовательной школы"
Необходимость проекта Социально-педагогическая деятельность многогранна, она направлена на решение проблем социализации учащихся с учетом воспитательных возможностей микрорайона школы. Социальный педагог является основным ее реализатором, однако принимают участие и тесно связаны с ней все субъекты учебно-воспитательного процесса. Это обусловлено тем, что решение ряда педагогических задач невозможно в рамках деятельности одного специалиста, необходимы совместные усилия. Исходя из опыта работы социально-психологической службы СШ №11 г. Витебска, возникла первоочередная необходимость совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога школы, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них, во многом схож. Возникает вопрос: как организовать и построить совместную деятельность социального педагога и педагога-психолога школы? Ответом на этот вопрос послужила разработка данного проекта.
Обоснование проекта
В основе проекта лежат гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, а также принципы индивидуализации работы с ребенком, предоставления ребенку свободы выбора, вовлечения семьи в процесс воспитания.
Ведущие признаки социально-психологической службы:
- наличие общих целей;
- структурированность (распределение функций, четкость выполнения, отсутствие дублирования);
- целостность совместной деятельности;
- интегрированность и взаимодополняемость деятельности;
- организованность и управляемость изнутри.
Цели проекта:
- оптимизация процесса функционирования СПС школы;
- создание условий для успешной социализации учащихся.
Задачи:
- обеспечить комфортное взаимодействие социально-психологической службы с клиентом;
- повысить уровень эффективности деятельности СПС по решению проблем клиента;
- обеспечить социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- оказать профессиональную помощь детям, оказавшимся в ситуациях жизненного выбора;
- разработать социально-ориентированные учебные и коррекционно-развивающие программы.
Категории лиц, получающих пользу от проекта:
- Учащиеся СШ №11 г. Витебска
- Родители учащихся
- Социальный педагог
- Педагог психолог
- Администрация школы
Подготовительный ЭТАП
Для успешной реализации проекта необходимо наличие материального обеспечения:
- кабинета СПС, соответствующего нормативным требованиям;
- тренингового зала;
- научно-методической литературы;
- технического оборудования.
Повышение уровня эффективности деятельности СПС
Индивидуальная Групповая Общинная
- диагностическое - диагностическое - лекция; обследование; обследование; - диспут-встреча; - социально-психологи- - консультирование; - ролевая игра; ческое сопровождение - семейное консульти- - школярская клиента; рование; тусовка; - совет профилактики; - консультирование; - тренинг; - взаимодейст- - беседа; - обучающие занятия; вие с различ- ными соци- альными - интервью; - коррекционные занятия; институтами; - создание ситуаций - клуб; - обмен опытом; успеха; - создание воспита- - обучающие, коррекци- - педсовет тельных ситуаций; онно-развивающие игры; - дискуссия. - создание индиви- - анкетирование; дуальных коррек-; - соц. опрос. ционных программ. Самообразование. Взаимообучение Рефлексия - работа с научно-методической - оценка эффективности литературой; проведенной работы; - участие в семинарах, конференциях; - анализ деятельности. - семинары, практикумы; - методическое объединение; - консультирование у других специалистов. Диагностико – аналитическая деятельность - мониторинг; - изучение документации; - обновление банка данных; - составление картотеки; - социально-педагогическая паспортизация.
СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПС 1. Управление СПС управляется изнутри, в зависимости от заданных проблем, от личностных качеств специалистов, от профессионального опыта и знаний.
2. Обсуждение условий совместной деятельности Определение степени зависимости друг от друга, ответственности за проведенную работу.
3. Организация совместной деятельности
Постановка общих целей, формирование общих мотиваций. Написание перспективного плана работы СПС школы с целью оказания всесторонней помощи детям, испытывающим трудности в социализации.
Разделение единого процесса на некоторые отдельные части, четкое распределение функций социального педагога и педагога-психолога. Психолог проводит психологическую диагностику, социальный педагог исследует социальную ситуацию развития.
Определение точек соприкосновения.
- Координирование и выполнение деятельности
Согласование действий социального педагога и педагога психолога.
Оценка эффективности проведенной работы. Анализ результативности выбранных форм и методов работы. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
- Поддержка со стороны администрации школы.
- Высокий профессиональный уровень специалистов СПС.
- Желание и умение специалистов СПС действовать совместно.
- Обеспечение надлежащей материальной базы.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Проект рассчитан на три года.
ПЛАН совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога средней школы № 11 г. Витебска
№ п/п
|
Работа с учащимися
|
Дата
|
Категория учащихся
|
Сотрудничество
|
1.
|
Диагностическое обследование классных кол-вов
|
Сентябрь
|
по запросу кл. рук., администрации
|
Кл. рук., родители, администрация
|
2.
|
Диагностическое обследование отдельных учащихся
|
В течение года
|
По запросу кл. рук., администрации, родителей
|
Родители
|
3.
|
Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ для учащихся
|
Сентябрь-октябрь
|
По запросу кл. рук., администрации, родителей
|
Различные специалисты
|
4.
|
Обеспечение социально-психологического сопровождения учащихся
|
В течение года
|
По запросу кл. рук., администрации, родителей
|
Педколлектив и др.
|
5.
|
Тренинг по снятию агрессивности
|
Сентябрь-декабрь
|
По запросу кл. рук., родителей
|
Кл. рук., родители
|
6.
|
Беседы по профилактике ЗОЖ
|
В течение года
|
Все учащиеся
|
Медучреждения
|
7.
|
Беседы по профилактике преступлений и правонарушений
|
1 раз в четверть
|
По запросу кл. рук., администрации
|
Правоохранительные органы
|
8.
|
Индивидуальные беседы
|
В течение года
|
По проблеме
|
Различные специалисты
|
9.
|
Интервью "Мой режим дня"
|
Сентябрь
|
0-3 кл.
|
Кл. рук., родители
|
10.
|
Коррекционно-развивающие занятия
|
В течение года
|
С трудностями в учении
|
Кл. рук., родители
|
11.
|
Обучающие игры с гиперактивными детьми
|
Декабрь
|
По запросу 0-3 кл.
|
Родители
|
12.
|
Коррекционные игры с аг-рессивными детьми
|
Февраль
|
По запросу 0-3 кл.
|
Родители
|
13.
|
Клуб "Автограф"
|
2 раза в месяц
|
Проблемные дети
|
Различные специалисты
|
14.
|
Акция "Милосердие"
|
1 раз в полугодие
|
Все учащиеся
|
Педколлектив, районная организация Красный крест
|
15.
|
Обучающие занятия в рамках программы "Жизнь на перепутье"
|
1 раз в месяц
|
11 кл.
|
Кл. рук.
|
16.
|
Программа "Я выбираю профессию"
|
В течение года
|
9-11 кл.
|
Различные специалисты
|
17.
|
Программа "Дети без насилия"
|
В течение года
|
0-3 кл. 4-8 кл. 9-11 кл.
|
Кл. рук., родители
|
18.
|
Диспут-встреча "Не рядом, а вместе"
|
Сентябрь
|
Проблемные учащиеся
|
Правоохранительные органы, родители, кл. рук.
|
19.
|
Клуб "Подросток" (ролевые игры)
|
1 раз в четверть
|
7-9 кл.
|
Кл. рук., родители
|
20.
|
Социологические опросы
|
В течение года
|
Все учащиеся
|
Молодёжный центр "единство"
|
21.
|
Рейд "Подросток"
|
1 раз в месяц
|
По запросу
|
Кл. рук., идн, родители
|
22.
|
"Школярская тусовка"
|
В течение года
|
По запросу
|
Педколлектив, администрация
|
23.
|
Групповое консультирование
|
В течение года
|
По запросу
|
Кл. рук.
|
24.
|
Создание ситуаций успеха
|
В течение года
|
По запросу
|
Различные специалисты
|
25.
|
Создание воспитательных ситуаций
|
В течение года
|
По запросу
|
Различные специалисты
|
26.
|
Взаимодействие с различными социальными институтами (по планам совместной работы)
|
В течение года
|
Все учащиеся
|
Различные специалисты
|
№ п/п
|
Работа с педагогами
|
Дата
|
1.
|
Социально-педагогическая паспортизация
|
Сентябрь
|
2.
|
Мониторинг ситуации
|
1 раз в полугодие
|
3.
|
Обновление банка данных
|
Сентябрь
|
4.
|
Составление картотеки
|
В течение года
|
5.
|
Изучение документации
|
В течение года
|
6.
|
Педсовет
|
В течение года
|
7.
|
Совет профилактики
|
1 раз в четверть
|
8.
|
Обмен опытом работы
|
По запросу
|
9.
|
Семинары, конференции, РМО
|
По запросу
|
10.
|
Учебно-методические совещания
|
1 раз в четверть
|
11.
|
Консультирование
|
1 раз в неделю
|
12.
|
Индивидуальные беседы
|
По необходимости
|
13.
|
Информационные встречи
|
1 раз в четверть
|
14.
|
Тренинг взаимодействия с неуспевающими учениками
|
Октябрь
|
15.
|
Тренинг общения
|
Декабрь
|
16.
|
Тренинг по конфликтологии
|
Март
|
№ п/п
|
Работа с родителями
|
Дата
|
1.
|
Индивидуальные консультации
|
В течение года
|
2.
|
Групповые консультации
|
По запросу
|
3.
|
Родительские собрания
|
В течение года
|
4.
|
Клуб "Погода в доме"
|
1 раз в четверть
|
5.
|
Семейное консультирование
|
1 раз в неделю
|
6.
|
Диагностическое обследование семей
|
В течение года
|
7.
|
Оказание помощи проблемным семьям
|
В течение года
|
8.
|
Диспут-встреча "Не рядом, а вместе"
|
Сентябрь
|
9.
|
Дискуссия по теме "Закон и подросток"
|
Апрель
|
10.
|
Лекции по здоровому образу жизни
|
1 раз в четверть
|
11.
|
Обучающие занятия для родителей гиперактивных детей
|
Декабрь
|
12.
|
Тренинг коммуникативных навыков для родителей агрессивных детей
|
Октябрь-декабрь
|
13.
|
Рейд "Подросток"
|
1 раз в месяц
|
14.
|
Родительский патруль
|
1 раз в месяц
|
15.
|
Привлечение родителей к волонтерской деятельности
|
В течение года
|
№ п/п
|
Работа с общественностью
|
Дата
|
Сотрудничество
|
1.
|
Программа "Я выбираю профессию"
|
В течение года
|
Центр занятости, учебные учреждения города
|
2.
|
Профилактика преступлений и правонарушений, безнадзорности
|
В течение года
|
РОВД, ИДН, КДН, прокуратура, отдел опеки и попечительства
|
3.
|
Формирование здорового образа жизни
|
В течение года
|
СПЦ, Центр здоровья, психоневрологический диспансер, детские поликлиники, областной центр по профилактике СПИД
|
4.
|
Вовлечение учащихся в социально-полезную деятельность
|
В течение года
|
Молодежные и детские общественные организации
|
5.
|
Организация досуга
|
В течение года
|
ЖЭУ, детские и молодежные клубы и др.
|
№ п/п
|
Рефлексия
|
Время проведения
|
1.
|
Оценка деятельности социального педагога и педагога-психолога
|
После каждого вида деятельности
|
2.
|
Анализ деятельности социально-психологической службы
|
Раз в месяц
|
3.
|
Составление отчета о проделанной работе за учебный год
|
Май
|
№ п/п
|
Самообразование
|
Время проведения
|
1.
|
Работа с научно-методической литературой
|
1 раз в неделю
|
2.
|
Участие в семинарах, РМО, конференциях
|
В течение года
|
3.
|
Консультирование у других специалистов
|
По необходимости
|
Техническое оснащение, интерьер, методический инструментарий кабинета социально-психологической службы
Кабинет психологической службы должен соответствовать следующим требованиям:
- 15 посадочных мест (не менее 45 кв. м на 1 или 2 помещения).
- Телефон.
- Компьютер.
- Слайдопроектор.
- Магнитофон.
- Телевизор.
- Видеомагнитофон.
- Множительный аппарат (он может находиться в другом помещении).
- Экран.
- Рабочий стол и стул.
- Шкаф для техники и пособий.
- Металлический шкаф для хранения документации.
- Журнальный стол.
- 2 кресла.
- Цветные сменные перегородки.
- Цветы (аквариум, клетка для птиц, картины и т.д.).
- Набор диагностических методик и коррекционных программ.
- Набор игрушек и настольных игр.
- Набор материалов для детского творчества.
- Раздаточный материал (бланки, анкеты и т.д.) для учащихся, родителей, педагогов.
- Библиотека научно-методической литературы.
Е.В. Сето,
социальный педагог
СШ №11 г. Витебска
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Проект осуществляется с 2001 года, имеет большой уровень эффективности. Совместные формы работы социального педагога и педагога-психолога приносят положительные результаты, способствуют оптимизации процесса функционирования школы, созданию необходимых условий для успешной социализации учащихся. Разработанные социальным педагогом и педагогом-психологом совместные программы способствуют решению задач, возникающих в ходе общения и деятельности на основе содействия, соучастия, взаимопомощи. Совместная деятельность социального педагога и педагога-психолога значительно изменила социально-психологический климат в педколлективе, характер его ценностных ориентаций, межличностных отношений. Полное техническое оснащение кабинета СПС временно невозможно, так как в школе идет капитальный ремонт. Проект получил одобрение среди специалистов других школ.
Директор СШ № 11 г. Витебска Н.Л.Оберемок Зам. директора по ВР Р.А.Гайковая
Источник: Социально-педагогическое проектирование: опыт участников республиканского конкурса «Социальный педагог – 2003»: Методические материалы. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2004.- 57с.
|