На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Социально-педагогическое проектирование - Проект: Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога
Социально-педагогическое проектирование - Проект: Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Социально-педагогическое проектирование
Проект: "Я - экоконцепция"
Проект: Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога
Все страницы

Проект "Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога в системе социально – психологической службы (СПС) средней общеобразовательной школы"

Необходимость проекта
Социально-педагогическая деятельность многогранна, она направлена на решение проблем социализации учащихся с учетом воспитательных возможностей микрорайона школы. Социальный педагог является основным ее реализатором, однако принимают участие и тесно связаны с ней все субъекты учебно-воспитательного процесса. Это обусловлено тем, что решение ряда педагогических задач невозможно в рамках деятельности одного специалиста, необходимы совместные усилия.
Исходя из опыта работы социально-психологической службы СШ №11 г. Витебска, возникла первоочередная необходимость совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога школы, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них, во многом схож.
Возникает вопрос: как организовать и построить совместную деятельность социального педагога и педагога-психолога школы? Ответом на этот вопрос послужила разработка данного проекта.

Обоснование проекта

В основе проекта лежат гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, а также принципы индивидуализации работы с ребенком, предоставления ребенку свободы выбора, вовлечения семьи в процесс воспитания.

Ведущие признаки социально-психологической службы:

  • наличие общих целей;
  • структурированность (распределение функций, четкость выполнения, отсутствие дублирования);
  • целостность совместной деятельности;
  • интегрированность и взаимодополняемость деятельности;
  • организованность и управляемость изнутри.

Цели проекта:

  • оптимизация процесса функционирования СПС школы;
  • создание условий для успешной социализации учащихся.

Задачи:

  • обеспечить комфортное взаимодействие социально-психологической службы с клиентом;
  • повысить уровень эффективности деятельности СПС по решению проблем клиента;
  • обеспечить социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
  • оказать профессиональную помощь детям, оказавшимся в ситуациях жизненного выбора;
  • разработать социально-ориентированные учебные и коррекционно-развивающие программы.

Категории лиц, получающих пользу от проекта:

  • Учащиеся СШ №11 г. Витебска
  • Родители учащихся
  • Социальный педагог
  • Педагог психолог
  • Администрация школы

Подготовительный ЭТАП

Для успешной реализации проекта необходимо наличие материального обеспечения:

  • кабинета СПС, соответствующего нормативным требованиям;
  • тренингового зала;
  • научно-методической литературы;
  • технического оборудования.
Социально-педагогическое проектирование

Повышение уровня эффективности деятельности СПС

Индивидуальная Групповая Общинная

- диагностическое              - диагностическое            - лекция;
обследование;                   обследование;               - диспут-встреча;
- социально-психологи-    - консультирование;         - ролевая игра;
ческое сопровождение   - семейное консульти-     - школярская
клиента;                              рование;                           тусовка;
- совет профилактики;
- консультирование;          - тренинг;                          - взаимодейст-
- беседа;                             - обучающие занятия;       вие с различ-
ными соци-
альными
- интервью;                     - коррекционные занятия;      институтами;
- создание ситуаций        - клуб;                                  - обмен опытом;
успеха;
- создание воспита-         - обучающие, коррекци-       - педсовет
тельных ситуаций;           онно-развивающие игры;   - дискуссия.
- создание индиви-          - анкетирование;
дуальных коррек-;          - соц. опрос.
ционных программ.

Самообразование. Взаимообучение Рефлексия
- работа с научно-методической                             - оценка эффективности
литературой;                                                        проведенной работы;
- участие в семинарах, конференциях;         - анализ деятельности.
- семинары, практикумы;
- методическое объединение;
- консультирование у других специалистов.
Диагностико – аналитическая деятельность
- мониторинг;
- изучение документации;
- обновление банка данных;
- составление картотеки;
- социально-педагогическая паспортизация.

СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПС
1. Управление
СПС управляется изнутри, в зависимости от заданных проблем, от личностных качеств специалистов, от профессионального опыта и знаний.

2. Обсуждение условий совместной деятельности
Определение степени зависимости друг от друга, ответственности за проведенную работу.

3. Организация совместной деятельности

  • Целеполагание

Постановка общих целей, формирование общих мотиваций.
Написание перспективного плана работы СПС школы с целью оказания всесторонней помощи детям, испытывающим трудности в социализации.

  • Структурирование

Разделение единого процесса на некоторые отдельные части, четкое распределение функций социального педагога и педагога-психолога.
Психолог проводит психологическую диагностику, социальный педагог исследует социальную ситуацию развития.

  • Объединение деятельности

Определение точек соприкосновения.

  • Координирование и выполнение деятельности

Согласование действий социального педагога и педагога психолога.

  • Рефлексия

Оценка эффективности проведенной работы. Анализ результативности выбранных форм и методов работы.

УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

  • Поддержка со стороны администрации школы.
  • Высокий профессиональный уровень специалистов СПС.
  • Желание и умение специалистов СПС действовать совместно.
  • Обеспечение надлежащей материальной базы.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Проект рассчитан на три года.

ПЛАН
совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога средней школы № 11 г. Витебска


п/п

Работа с учащимися

Дата

Категория учащихся

Сотрудничество

1.

Диагностическое обследование классных кол-вов

Сентябрь

по запросу  кл. рук., администрации

Кл. рук., родители, администрация

2.

Диагностическое обследование отдельных учащихся

В течение года

По запросу  кл. рук., администрации, родителей

Родители

3.

Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ для учащихся

Сентябрь-октябрь

По запросу кл. рук., администрации, родителей

Различные специалисты

4.

Обеспечение социально-психологического сопровождения учащихся

В течение года

По запросу кл. рук., администрации, родителей

Педколлектив и др.

5.

Тренинг по снятию агрессивности

Сентябрь-декабрь

По запросу кл. рук., родителей

Кл. рук., родители

6.

Беседы по профилактике ЗОЖ

В течение года

Все учащиеся

Медучреждения

7.

Беседы по профилактике преступлений и правонарушений

1 раз в четверть

По запросу кл. рук., администрации

Правоохранительные органы

8.

Индивидуальные беседы

В течение года

По проблеме

Различные специалисты

9.

Интервью "Мой режим дня"

Сентябрь

0-3 кл.

Кл. рук., родители

10.

Коррекционно-развивающие занятия

В течение года

С трудностями в учении

Кл. рук., родители

11.

Обучающие игры с гиперактивными детьми

Декабрь

По запросу
0-3 кл.

Родители

12.

Коррекционные игры с аг-рессивными детьми

Февраль

По запросу
0-3 кл.

Родители

13.

Клуб "Автограф"

2 раза в месяц

Проблемные дети

Различные специалисты

14.

Акция "Милосердие"

1 раз в полугодие

Все учащиеся

Педколлектив, районная организация Красный крест

15.

Обучающие занятия в рамках программы "Жизнь на перепутье"

1 раз в месяц

11 кл.

Кл. рук.

16.

Программа "Я выбираю профессию"

В течение года

9-11 кл.

Различные специалисты

17.

Программа "Дети без насилия"

В течение года

0-3 кл.
4-8 кл.
9-11 кл.

Кл. рук., родители

18.

Диспут-встреча "Не рядом, а вместе"

Сентябрь

Проблемные учащиеся

Правоохранительные органы, родители, кл. рук.

19.

Клуб "Подросток" (ролевые игры)

1 раз в четверть

7-9 кл.

Кл. рук., родители

20.

Социологические опросы

В течение года

Все учащиеся

Молодёжный центр "единство"

21.

Рейд "Подросток"

1 раз в месяц

По запросу

Кл. рук., идн, родители

22.

"Школярская тусовка"

В течение года

По запросу

Педколлектив, администрация

23.

Групповое консультирование

В течение года

По запросу

Кл. рук.

24.

Создание ситуаций успеха

В течение года

По запросу

Различные специалисты

25.

Создание воспитательных ситуаций

В течение года

По запросу

Различные специалисты

26.

Взаимодействие с различными социальными институтами (по планам совместной работы)

В течение года

Все учащиеся

Различные специалисты


п/п

Работа с педагогами

Дата

1.

Социально-педагогическая паспортизация

Сентябрь

2.

Мониторинг ситуации

1 раз в полугодие

3.

Обновление банка данных

Сентябрь

4.

Составление картотеки

В течение года

5.

Изучение документации

В течение года

6.

Педсовет

В течение года

7.

Совет профилактики

1 раз в четверть

8.

Обмен опытом работы

По запросу

9.

Семинары, конференции, РМО

По запросу

10.

Учебно-методические совещания

1 раз в четверть

11.

Консультирование

1 раз в неделю

12.

Индивидуальные беседы

По необходимости

13.

Информационные встречи

1 раз в четверть

14.

Тренинг взаимодействия с неуспевающими учениками

Октябрь

15.

Тренинг общения

Декабрь

16.

Тренинг по конфликтологии

Март


п/п

Работа с родителями

Дата

1.

Индивидуальные консультации

В течение года

2.

Групповые консультации

По запросу

3.

Родительские собрания

В течение года

4.

Клуб "Погода в доме"

1 раз в четверть

5.

Семейное консультирование

1 раз в неделю

6.

Диагностическое обследование семей

В течение года

7.

Оказание помощи проблемным семьям

В течение года

8.

Диспут-встреча "Не рядом, а вместе"

Сентябрь

9.

Дискуссия по теме "Закон и подросток"

Апрель

10.

Лекции по здоровому образу жизни

1 раз в четверть

11.

Обучающие занятия для родителей гиперактивных детей

Декабрь

12.

Тренинг коммуникативных навыков для родителей агрессивных детей

Октябрь-декабрь

13.

Рейд "Подросток"

1 раз в месяц

14.

Родительский патруль

1 раз в месяц

15.

Привлечение родителей к волонтерской деятельности

В течение года


п/п

Работа с общественностью

Дата

Сотрудничество

1.

Программа "Я выбираю профессию"

В течение года

Центр занятости, учебные учреждения города

2.

Профилактика преступлений и правонарушений, безнадзорности

В течение года

РОВД, ИДН, КДН, прокуратура, отдел опеки и попечительства

3.

Формирование здорового образа жизни

В течение года

СПЦ, Центр здоровья, психоневрологический диспансер, детские поликлиники, областной центр по профилактике СПИД

4.

Вовлечение учащихся в социально-полезную деятельность

В течение года

Молодежные и детские общественные организации

5.

Организация досуга

В течение года

ЖЭУ, детские и молодежные клубы и др.


п/п

Рефлексия

Время проведения

1.

Оценка деятельности социального педагога и педагога-психолога

После каждого вида деятельности

2.

Анализ деятельности социально-психологической службы

Раз в месяц

3.

Составление отчета о проделанной работе за учебный год

Май


п/п

Самообразование

Время проведения

1.

Работа с научно-методической литературой

1 раз в неделю

2.

Участие в семинарах, РМО, конференциях

В течение года

3.

Консультирование у других специалистов

По необходимости

Техническое оснащение, интерьер, методический
инструментарий кабинета социально-психологической службы

Кабинет психологической службы должен соответствовать следующим требованиям:

  • 15 посадочных мест (не менее 45 кв. м на 1 или 2 помещения).
  • Телефон.
  • Компьютер.
  • Слайдопроектор.
  • Магнитофон.
  • Телевизор.
  • Видеомагнитофон.
  • Множительный аппарат (он может находиться в другом помещении).
  • Экран.
  • Рабочий стол и стул.
  • Шкаф для техники и пособий.
  • Металлический шкаф для хранения документации.
  • Журнальный стол.
  • 2 кресла.
  • Цветные сменные перегородки.
  • Цветы (аквариум, клетка для птиц, картины и т.д.).
  • Набор диагностических методик и коррекционных программ.
  • Набор игрушек и настольных игр.
  • Набор материалов для детского творчества.
  • Раздаточный материал (бланки, анкеты и т.д.) для учащихся, родителей, педагогов.
  • Библиотека научно-методической литературы.

Е.В. Сето,

социальный педагог

СШ №11 г. Витебска

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Проект осуществляется с 2001 года, имеет большой уровень эффективности. Совместные формы работы социального педагога и педагога-психолога приносят положительные результаты, способствуют оптимизации процесса функционирования школы, созданию необходимых условий для успешной социализации учащихся. Разработанные социальным педагогом и педагогом-психологом совместные программы способствуют решению задач, возникающих в ходе общения и деятельности на основе содействия, соучастия, взаимопомощи.
Совместная деятельность социального педагога и педагога-психолога значительно изменила социально-психологический климат в педколлективе, характер его ценностных ориентаций, межличностных отношений.
Полное техническое оснащение кабинета СПС временно невозможно, так как в школе идет капитальный ремонт.
Проект получил одобрение среди специалистов других школ.

Директор
СШ № 11 г. Витебска                                                   Н.Л.Оберемок
Зам. директора по ВР                                                  Р.А.Гайковая

Источник: Социально-педагогическое проектирование: опыт участников республиканского конкурса «Социальный педагог – 2003»: Методические материалы. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2004.- 57с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.