Страница 5 из 5
Консультирование сотрудников вуза Как свидетельствуют данные таблицы 1.1, за помощью также обращаются кураторы и воспитатели. При обращении этих профессиональных педагогов за консультативной помощью психолог сталкивается с широким кругом проблем, как относящихся непосредственно к учебно-воспитательному процессу, так и связанных с личностью самого сотрудника. Куратор – это педагог-профессионал, который организует через различные виды и формы воспитательной деятельности систему отношений в студенческой группе, создает условия для творческого самовыражения каждого студента, сохраняет и раскрывает их потенциальные способности, сопровождает процесс социализации. Воспитатель общежития – это профессиональный педагог, деятельность которого осуществляется в студенческом общежитии посредством организации различных аспектов отношений (межличностных, хозяйственно-бытовых и др.) проживающих там студентов. В сферу его компетенции входит, помимо воспитательных функций, работа по организации досуга студента, формированию у них здорового образа жизни и др. Кураторы и воспитатели общежитий обращаются за психологической помощью как для решения собственных проблем, так и проблем профессиональных, связанных с обучением и воспитанием студенческой молодежи. В первом случае психолог проводит стандартную консультацию, во втором он должен дополнительно принять решение о целесообразности приглашения на консультацию студента (группы студентов). Наиболее частые проблемы, с которыми обращаются кураторы и воспитатели, – это конфликты в студенческой среде, аддиктивное, девиантное или делинквентное поведение студентов. Чаще всего кураторы обращаются за консультативной помощью в связи с наличием проблем у студентов-первокурсников. Перед первокурсниками – вчерашними школьниками – встает нелегкая задача. Выходя из-под опеки школы, классного руководителя и родителей, студентам приходится самостоятельно принимать жизненно важные решения, которые в дальнейшем будут определять их жизненные ценности, убеждения и установки. Именно на этом этапе студентам необходим человек, который поможет сориентироваться, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, окажет необходимую психологическую поддержку. Поэтому значительная роль в воспитательном процессе в вузе принадлежит кураторам и воспитателям общежитий, деятельность которых определяется общими целями и задачами обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы. При работе с кураторами и воспитателями общежитий педагог-психолог использует как индивидуальное, так и групповое консультирование. В процессе совместной деятельности куратора и/или воспитателя общежития со студентами вуза осуществляется формирование гражданской активности в широком смысле этого слова через привитие студентам ценностей корпоративной культуры высшего учебного заведения, воспитание патриотизма, гражданственности, формирование профессионального самосознания. В ходе профессионального обучения происходит принятие студентами активной жизненной позиции, осознание себя субъектами, а не объектами в собственном жизненном пространстве. Куратор может целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, способствовать их саморазвитию и самореализации, формированию определенного опыта в различных ситуациях [33]. Преподаватели и администрация вуза лишь иногда обращаются за консультативной помощью. На первом месте стоят обращения с личными проблемами, на втором – проблемы в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, образовательное пространство вуза предоставляет основным участникам учебно-воспитательного процесса – преподавателям и студентам – не только возможности для профессионального и личностного развития, но также средства и методы для решения возникающих проблем. Источник: Олифирович Н.И. Психологическая служба образования: консультативная работа психо- лога в вузе : учеб.-метод. пособие / Н.И. Олифирович, С.И. Коптева, Т.В. Уласевич. – Минск : БГПУ, 2010. – 132 с.
|