На главную Документация школьного психолога Работа психолога в вузе Консультативная деятельность психолога в вузе - Консультирование студентов
Консультативная деятельность психолога в вузе - Консультирование студентов
Документация школьного психолога - Работа психолога в вузе
Индекс материала
Консультативная деятельность психолога в вузе
Методы диагностической оценки и вмешательства
Специфика консультирования в вузе
Консультирование студентов
Консультирование сотрудников вуза
Все страницы

 

Консультирование студентов

Как свидетельствуют данные таблицы, за помощью к психологу обращаются все категории участников учебно-воспитательного процесса. Однако основными «потребителями» консультативных услуг психолога являются студенты.
Студенты дневного отделения вуза – в основном молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет, что соответствует двум стадиям в модели периодизации психического развития Э. Эриксона.
Таблица 1.2 – Стадии психосоциального развития студенческой молодежи (согласно периодизации Э. Эриксона)

Стадия, возраст

Область отношений

Результаты развития

Полярности
механизмов
приспособляемости

Общественные полярности в личности

Подростковая 12–19 лет

Группы сверстников

Преданность и верность

Быть самим собой – быть принужденным к одиночеству

Идентичность– ролевое смешение

Ранняя зрелость 20–25 лет

Друзья

Аффиляция и любовь

Потерять и найти себя в других

Сотрудничество, интимность – отчуждение, изоляция


На каждой стадии человек приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующей жизни. Главным, ядерным, образованием личности является идентичность, которая выступает условием психического здоровья, характеристикой достаточно зрелой личности.
На начальных курсах студент находится в конечной фазе подростковой стадии (17–19 лет). Он сталкивается с новыми социальными требованиями и новыми ролями, развивает трудолюбие, совершает выбор между собственным Я и другими, приобретает устойчивую систему внутренних координат для дальнейшего развития (эго-идентичность) либо переживает появление чувства неполноценности, некомпетентности.
На старших курсах (от 20 до 25 лет) студент формально начинает взрослую жизнь. Этот период характеризуется продолжением обучения для получения профессии, ухаживанием, ранними фазами брака и началом семейной жизни. Главная опасность данной психосоциальной стадии заключается в чрезмерной поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Сложности в установлении спокойных и доверительных отношений с другими ведут к чувству одиночества, социальному вакууму и изоляции. Такие студенты устанавливают поверхностные межличностные контакты, не вовлечены в близкие отношения, вступают лишь в формальное взаимодействие с однокурсниками и преподавателями, выглядят отчужденными и не заинтересованными в общении.
Таким образом, студенческой молодежи, находящейся в кризисных точках развития, достаточно часто требуется помощь педагога-психолога. Формирование мировоззрения, совершение профессиональных и личных выборов, психологическая готовность к профессиональной деятельности предполагают: сформи-рованность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего – самосознания. Психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает наличие определенной зрелости, выражающейся в ясных и целостных представлениях студента о себе, в сформированных психологических образованиях и механизмах, обеспечивающих возможность его непрерывного личностного роста сейчас и в будущем. Именно за обеспечение данной возможности отвечает психологическая служба образования в целом, а педагог-психолог – в частности, именно в этом заключается основной содержательный смысл деятельности службы. Такой проект по развитию, в отличие от педагогических проектов, требует от педагога-психолога высокого профессионализма, наличия не только теоретических знаний, но и умения концептуализировать их в работе с конкретным человеком.
Студенческая молодежь подвержена постоянным стрессам и волнениям из-за текущей успеваемости и экзаменов во время сессии. Во многих вузах низкие баллы ведут к лишению стипендии и выселению из общежития. Хроническая тревога зачастую приводит студентов к глубокой депрессии и подавленности. От этого чаще всего страдают первокурсники или студенты выпускных курсов, получающие диплом и стоящие перед выбором места работы. Далеко не всегда причиной психических отклонений у студентов являются регулярное недосыпание и не менее регулярное недоедание. Такой эффект может дать несправедливая оценка знаний студента преподавателем, оскорбления во время ответов, угрозы отчисления и пр.
Исследование особенностей психологического консультирования в вузе было проведено А.В. Юпитовым. Он подчеркивает, что психологическая служба «сопровождает» учебный процесс и поэтому сталкивается с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностного развития и деятельности.
А.В. Юпитов попытался классифицировать все запросы, жалобы, поводы обращения студентов в психологическую службу вуза. Он условно разбил их на несколько основных классов. Формулировки предъявляемых проблем приведены А.В. Юпитовым в том виде, как они давались клиентами.
1. Межличностные отношения (количество обратившихся за помощью в процентах):
а) со сверстниками – 7,9 %; в том числе с противоположным полом – 2,9 %, остальное – 5,0 % (формулировки: отсутствуют отношения с окружением; нет друга (парня); отсутствие настоящего друга; конфликты с соседями по комнате в общежитии; комплекс неполноценности во взаимоотношениях со сверстниками; неуверенность в общении; испортились взаимоотношения с друзьями; конфликты с окружающими; разрыв отношений с другом; конфликт с любимым человеком
и т. д.);
б) с родителями и другими близкими – 6,4 % (формулировки: беспокоят отношения между родителями; проблема с родителями; общение с родителями; сложные взаимоотношения с мужем; конфликты в семье; неудовлетворенность семейным положением; стрессовое состояние после развода и т. д.);
в) с преподавателями – 1,1 % (формулировки: конфликт с преподавателями; непонимание со стороны преподавателя и т. д.).
2. Учебный процесс (количество обратившихся за помощью в процентах):
а) экзамены – 1,4 % (формулировки: как сдать экзамены в конце семестра; страх перед экзаменом и пр.);
б) трудности в учении – 2,1 % (формулировки: плохая организация личного времени; как рассчитать силы; затруднения в учебе и пр.);
в) содержание предмета – 1,4 % (формулировка: какую выбрать специализацию).

3. Личность студента (качества личности, склонности, способности, характер и т. д.)
– количество обратившихся за помощью – 61,8 % (формулировки: как стать более практичной; как лучше разбираться в жизни; одиночество; незнание себя; лучшее понимание себя; трудно понять другого; реализация своих потенциальных возможностей; составление своего психологического портрета и пр.).
4. Я в системе общественных отношений
– количество обратившихся за помощью – 10,0 % (формулировки: финансовые затруднения; как закончить обучение с хорошим конечным результатом; чтобы выбранная профессия не оказалась не той; оценка выбора профессии; правильно ли выбрано место в жизни; какая специальность подходит; цель в жизни и место в ней; проверить правильность выбора профессии; выбрать нужное для дальнейшей жизни дело; потеря жизненного ориентира; подбор профессии в случае отчисления; будущее устройство жизни; принятие решения о месте работы после окончания вуза и т. д.).
5. Психическое состояние
обратившихся за помощью – 7,9 %
(формулировки: хочу бросить курить; страх перед будущим, страх одиночества из-за потери близких людей; негативные изменения эмоционального состояния; неуверенность в себе; длительный стресс; язва желудка; внутреннее напряжение; снижение работоспособности; безотчетный страх; возможность онкологического заболевания; психологический дискомфорт; обрыв мыслей; снижение настроения; тревога за будущее устройство жизни; беспокойство по поводу лишнего веса; неуверенность в себе; стрессовое состояние после развода; плохой сон и пр.).

Таким образом, чаще всего студенты обращаются с проблемами, которые А.В. Юпитов отнес к индивидуальному Я студента. Однако эта классификация несовершенна, так как существуют «пересечения» проблем, относящихся к разным классам.
С целью выявления различных аспектов консультативной деятельности СППС вуза нами было проведено анкетирование 69 психологов, работающих в 25 службах вузов Беларуси. Были выявлены типичные проблемы и частота обращения студентов к педагогу-психологу. С этой целью задавался вопрос: «С какими типичными проблемами и как часто обращаются за консультациями студенты? (1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно)».
Таким образом, спектр проблем, с которыми студенты обращаются за консультативной помощью к психологу, разнообразен и связан как с характеристиками самого студента, так и с характеристиками их социальной системы. Чаще всего студенты обращаются за помощью из-за проблем в отношениях с друзьями/ подругами (4,3); внутриличностных проблем (4,0); проблем адаптации к учебно-воспитательному процессу (3,9); проблем в межличностных отношениях с членами семьи (3,9); проблем актуального психического/эмоционального состояния (депрессия, агрессия, апатия и др.) (3,9).

Таблица 1.3 – Типичные психологические проблемы студентов и частота их обращения за психологической помощью

№ п/п

Проблема

Частота

1)

проблемы в отношениях с друзьями/подругами

4,3

2)

проблемы в межличностных отношениях в студенческой группе

4,1

3)

внутриличностные проблемы

4,0

4)

проблемы адаптации к учебно-воспитательному процессу

3,9

5)

проблемы в межличностных отношениях с членами семьи

3,9

6)

проблемы актуального психического/эмоционального состояния (депрессия, агрессия, апатия и др.)

3,9

7)

проблемы с актуальным партнером

3,9

8)

проблемы в межличностных отношениях в общежитии

3,7

9)

проблемы в обучении

3,5

10)

проблемы поиска брачного партнера

3,1

11)

проблемы профессионального самоопределения

2,8

12)

проблемы в межличностных отношениях с преподавателями

2,6

13)

экзистенциальные проблемы

2,4

14)

суицидальные намерения (попытки)

17

15)

проблемы с администрацией общежития

1,8

16)

проблемы с администрацией факультета

1,4


Все аспекты личности и деятельности студента взаимосвязаны и взаимозависимы. Именно поэтому психолог, помогая студенту преодолеть кризис в межличностных отношениях с актуальным партнером, помогает ему и в остальных аспектах жизнедеятельности, потому что именно эти проблемы могли обусловливать снижение успеваемости, депрессию и снижение интереса к жизни. Таким образом, по каким бы проблемам не осуществлялось консультирование, оно всегда направлено на гармонизацию личности студента и его психологическое сопровождение на данном этапе его жизни.
Участвовавшим в анкетировании педагогам-психологам также задавался вопрос: «Какое количество студентов каждого курса обратилось к вам за помощью в течение года?»

Таблица 1.4 – Среднее количество студентов разных курсов, обращающихся за помощью к педагогу-психологу в течение года

Субъекты консультативной помощи

Количество обратившихся за консультативной помощью в течение года

Студенты 1 курса

142

Студенты 2 курса

66

Студенты 3 курса

46

Студенты 4 курса

30

Студенты 5 курса

29

Всего

313


Чаще других обращаются за помощью студенты 1 курса – они составляют 45,4 % обратившихся за помощью в СППС вуза, реже всего – студенты 4 и 5 курсов, составляющие соответственно 9,6 % и 9,3 % от общего количества обратившихся за психологической помощью студентов.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.