На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога-психолога
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога-психолога
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)
Индекс материала
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога-психолога
Обязанности и ответственность педагогических работников
Аттестация педагога-психолога
Функциональные характеристики деятельности педагога-психолога
Документация педагога-психолога
Кабинет педагога-психолога и его методическое обеспечение
Все страницы

1. Профессионально-правовой статус педагога-психолога как педагогического работника

В настоящее время в России профессия педагога-психолога стала реальностью.
Педагоги-психологи относятся к категории педагогических работников.
Принадлежность педагогов-психологов к педагогическим работникам в настоящее время закреплена приказами Минздравсоцразвития России (от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»).

Объем основных прав и свобод педагогического работника, гарантированных Конституцией РФ, дополняется нормами трудового, административного, пенсионного, образовательного и др. законодательства.
Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее — ТК РФ), закрепляет право гражданина на занятие педагогической деятельностью, в соответствии с которым «к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
«К педагогической деятельности не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
— имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности» (в ст. 331 «Право на занятие педагогической деятельностью»).
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
«1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность» (ст. 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации»).
Законодательством РФ уделено особое внимание режиму труда и отдыха педагогических работников.
Труд педагогических работников регулируется главой 52 ТК РФ.
Особенности правового регулирования труда педагогических работников обусловлены несколькими обстоятельствами — особой ролью педагога в жизни общества, спецификой трудовой деятельности, связанной с нервными нагрузками и повышенными трудозатратами, важностью преподавательской работы.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (ст. 47 (п. 5)).
Статьей 333 ТК РФ «Продолжительность рабочего времени педагогических работников» для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 г. № 2075 (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.02.2011 г. Регистрационный № 19709) «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», педагогам-психологам, с учетом особенностей их труда устанавливается продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю. Из них:
— индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся, воспитанников составляет в общем объеме 24 рабочих часа в неделю (в ред. письма Минобразования РФ от 19.05.2000 № 27/970-6);
— подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации, затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю и не требуют обязательного присутствия педагога- психолога в образовательной организации (в ред. письма Минобразования РФ от 19.05.2000 № 27/970-6).
В приказе Минобразования Ростовской области от 24.03.2015 № 163 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области» представлены Рекомендации по организации рабочего времени педагога-психолога.
Ознакомимся с основными положениями документа: «Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации с учетом:
— выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
— подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательной организации, так и за ее пределами (Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 24.12.11 г. № 2075, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 г. № 69).
Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых».
Ниже приведено ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога для определения количественных показателей его деятельности по некоторым видам работ (расширенный перечень видов работ (см. Приложение к Письму Минобрнауки РФ от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»).

 

Виды
работ

I — практическая часть

II — организационнометодическая часть

Время, затраченное на один прием/ мероприятие

Время, затраченное на подго- товку/разработку/анализ одного приема/мероприятия

1

2

3

Индивидуальное
психологическое
обследование

1-1,5 часа

4,5-6 часов

Групповое психологическое обследование

1-1,5 часа

18,5-19 часов

Индивидуальная
консультация

1-1,5 часа

0,3-1 часа

Групповая консультация

2 часа

1,25 часа

Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие

0,5-1,5 часа

0,5-1,5 часа / до 12 часов на 1 программу с разработкой и анализом

1

2

3

Групповое развивающее и коррекционное занятие

1-1,5 час

2-3 часа / 40 часов на разработку 1 программы /
12 часов на комплектование и организацию / 1-2 часа на анализ и корректировку 1 занятия

Просветительская
работа

В зависимости от формы и длительности мероприятия 1-4 час.

До 40 часов (в случае необходимости разработки мероприятия)

Экспертная работа (экспертиза уроков, образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды

6 часов на 1 учебную программу

25 часов на учебный план ОО

Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательной организации, то время, отведенное на их выполнение, распределяется по усмотрению педагога-психолога и согласованию администрации на другие, более необходимые виды работ.
В условиях модернизации образовательного процесса значительно увеличивается организационно-методическая и экспертная составляющая содержания работы педагога- психолога. Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются содержанием основной образовательной программы с учетом ее типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (Приложение «Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных организаций»).
Право работника на отпуск является одной из важнейших социальных гарантий, предусмотренных Конституцией РФ.
Право педагогических работников на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск зафиксировано в ст. 334 «Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск» ТК РФ.
Продолжительность отпуска педагога-психолога определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» и Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». Продолжительность ежегодного отпуска педагога-психолога составляет 42 и 56 календарных дней и зависит от наименования организации, в которой он работает (см. Таблицу 1).


Таблица 1

Наименование должностей работников

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска

I. Дошкольные образовательные организации

Педагог-психолог

56

Педагог-психолог, работающий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении

56

II. Организации дополнительного образования

Педагог-психолог

42

Педагог-психолог, работающий в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств)

56

III. Общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования

Педагог-психолог

56

IV. Организации, осуществляющие обучение

Педагог-психолог

42

Педагог-психолог, работающий в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психологопедагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

56


В соответствии со ст. ст. 116 и 321 ТК РФ и ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» педагогам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 и 16 календарных дней соответственно. Лицам, работающим в других районах Севера, где утверждены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, устанавливает право на ежегодный дополнительный отпуск длительностью 8 календарных дней.
Согласно ст. 120 «Исчисление продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков» ТК РФ общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска исчисляется путем суммирования всех дополнительных оплачиваемых отпусков с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
По трудовому кодексу, работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается (ст. 263 «Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми» ТК РФ).
Статьей 335 «Длительный отпуск педагогических работников» ТК РФ установлено право педагогических работников образовательных организаций на длительный (сроком до одного года) отпуск, который должен предоставляться не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.
Приказом Минобрнауки России от 31.05.2016 г. № 644 (зарегистрирован в Минюсте РФ 15.06.2016 г. Регистрационный № 42532) утвержден новый Порядок предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года (далее — Порядок). Прежний Порядок признан утратившим силу.
Как сказано в документе, право на длительный отпуск не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы имеют педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе I Номенклатуры должностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678. Среди прочих в этом списке указана должность педагога-психолога.
Кроме того, уточнен порядок исчисления стажа непрерывной педагогической работы при получении такого отпуска.
В соответствии с новыми правилами при предоставлении отпуска сроком до одного года учитывается:
1. Фактически проработанное время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору. При этом периоды фактически проработанного времени суммируются, если продолжительность перерыва между увольнением и поступлением на работу (либо после увольнения из органов власти в сфере образования, при условии, что работе в указанных органах предшествовала педагогическая работа) составляет не более трех месяцев.
2. Время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) (в том числе время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы, переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, время, когда педагогический работник находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет).
3. Время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору в период прохождения производственной практики, если перерыв между днем окончания образовательной организации и днем поступления на педагогическую работу не превысил одного месяца.
Определено также, что продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску и другие вопросы определяются коллективным договором, а не уставом образовательной организации, как это было ранее.
Предоставление длительного отпуска оформляется распорядительным актом организации. В период длительного отпуска педагогического работника нельзя перевести его на другую работу или уволить по решению организации (исключение — ликвидация организации). Основанием для предоставления педагогу-психологу длительного отпуска является его заявление.
Педагоги-психологи также могут воспользоваться льготной пенсией до достижения пенсионного возраста. В соответствии с действующим законодательством, пенсия по старости назначается ранее установленного законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список должностей и организаций, а также периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных организациях для детей, утвержден постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
Право на назначение льготной пенсии по старости при наличии 25-летнего педагогического стажа дает замещение должности педагога-психолога, работающего на ставку:
— в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— в специальных (коррекционных) образовательных организациях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии;
— в специальных учебно-воспитательных организациях открытого и закрытого типа;
— в образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
— в организациях социального обслуживания.
Общеобразовательные школы, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования к указанным организациям не относятся.
В субъектах РФ могут быть утверждены различные положения, направленные на конкретизацию норм федерального законодательства о предоставлении педагогическим работниками дополнительных социальных гарантий.
Так, в соответствии с Областным законом от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, организаций социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организаций социального обслуживания, культуры, работающим и проживающим на территориях муниципальных районов в Ростовской области, производится компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом совместно проживающих членов семей педагогических работников. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Компенсации производятся педагогическим работникам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности.
В случае увольнения граждан, выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем увольнения (постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232).
Педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Ростовской области, выплачивается денежная компенсация расходов, связанных с их санаторнокурортным обслуживанием в санаториях, профилакториях, базах отдыха, пансионатах, находящихся в государственной собственности Ростовской области, или доля в уставном капитале которых находится в государственной собственности Ростовской области в размере 50 процентов стоимости санаторнокурортной путевки.
Регионы устанавливают выплаты молодым специалистам, закончившим вуз.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.