Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога-психолога - Документация педагога-психолога |
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 5 из 6
|
Базовый блок |
||||||||
Содержание/ |
Категория |
|
||||||
Сопровождение |
|
Диагностика |
Коррекция и развитие |
Консул-ьтирование |
Просвесве- |
Профи- |
Экспер- |
Органи- |
|
Обу |
Цель — |
|
|
|
|
|
|
Сроки — |
|
|
|
|
|
|
||
Ответствен- ный — |
|
|
|
|
|
|
||
|
Роди |
Цель — |
|
|
|
|
|
|
Сроки — |
|
|
|
|
|
|
||
Ответственный — |
|
|
|
|
|
|
||
|
Педа |
Цель — |
|
|
|
|
|
|
Сроки — |
|
|
|
|
|
|
||
Ответствен- ный — |
|
|
|
|
|
|
||
Вариативный блок |
||||||||
Содержа- |
Кате |
|
||||||
Проект |
|
Диагно |
Коррекция и развитие |
Кон- |
Про- |
Про |
Экс- |
Органи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Обу |
Цель — |
|
|
|
|
|
|
Сроки — |
|
|
|
|
|
|
||
Ответствен- ный — |
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Родители |
Цель — |
|
|
|
|
|
|
Сроки — |
|
|
|
|
|
|
||
Ответственный — |
|
|
|
|
|
|
||
|
Педагоги |
Цель — |
|
|
|
|
|
|
Сроки — |
|
|
|
|
|
|
||
Ответственный — |
|
|
|
|
|
|
||
|
Админи |
Цель — |
|
|
|
|
|
|
Сроки — |
|
|
|
|
|
|
||
Ответственный — |
|
|
|
|
|
|
ГРАФИК
работы педагога-психолога (примерный образец)
(без учета перерыва)
Понедельник: с 8:00 до 16:00.
Вторник: с 9:00 до 16:00.
Среда: с 13:00 до 19:00.
Четверг: с 9:00 до 16:00.
Пятница: с 8:00 до 15:00.
Циклограмма (расписание)
Дни недели |
Планируемый вид деятельности с указанием времени и места |
Примечание |
Понедельник |
|
|
Вторник |
|
|
Среда |
|
|
Четверг |
|
|
Пятница |
|
|
Суббота |
|
|
Циклограмма составляется с учетом годового планирования. Время действия циклограммы (неделя, месяц, год) зависит от особенностей образовательной организации и запроса администрации.
Журнал учета работы позволяет отслеживать ежедневные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года.
В качестве регистрационной документации рекомендуется 3 вида журналов:
— Учет индивидуальной формы работы.
— Учет групповой формы работы.
— Экспертная и организационно-методическая работа.
Журнал учета индивидуальной работы
№ |
Дата |
ФИО |
Возраст |
Причина |
Проблема |
Вид |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды работ:
Д — диагностика, КР — коррекционно-развивающая работа, К — консультация, П — просвещение
В примечании делаются необходимые пометки, в т. ч. может быть направление к более узкому специалисту. При проведении индивидуальной развивающей и коррекционной работы прикладываются программы, по которым она проводятся, с указанием цели, методов, предполагаемого результата.
Журнал учета групповой работы
Групповая форма работы реализуется в различных видах деятельности педагога-психолога, что необходимо отразить в соответствующей графе. Субъектами регистрации могут являться класс, группа обучающихся, родительская группа или же группа педагогов и других специалистов образовательной организации.
№ |
ФИО/ |
Дата |
Количество |
Вид |
Содержание/тема |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Виды работ:
Д — диагностика, КР — коррекционно-развивающая работа, К — консультация, П — просвещение, ПФ — профилактика.
Развивающая и коррекционная работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр.
Фамилия, |
Даты занятий с отметками о посещении |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
|
1 1 1 1 1 1 1 |
|
Организационно-методическая, экспертная работа
Дата |
Вид работы |
Содержание работы |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Виды работ:
Э — экспертиза, ОМ — организационно-методическая.
К экспертной деятельности относятся экспертизы программ, проектов и образовательной среды.
К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
— анализ и планирование деятельности;
— подготовка к различным видам работ;
— разработка методических рекомендаций;
— курсы повышения квалификации;
— анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, профилактических и просветительских мероприятий;
— участие в научно-практических семинарах, конференциях;
— супервизорство;
— посещение совещаний и методических объединений;
— оформление кабинета (Приложение «Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных организаций»).
1. В отчете приводятся статистические и аналитические данные по всем направлениям работы педагога-психолога в отчетном периоде, в том числе количество воспитанников, работников и родителей, с которыми работал специалист, их обобщенные проблемы и динамику коррекции или другие результаты работы.
2. Отчет выполняется на листах формата А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк — 1,5. Размер полей: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1,5 см.
3. Основной текст отчета нумеруется арабскими цифрами снизу страницы, страницы приложений — цифрами сверху в правом углу листа.
4. Отчет необходимо представить заведующему не позднее следующих сроков:
— полугодовой отчет — до 27 января;
— годовой отчет — до 25 мая.
Полугодовой отчет педагога-психолога
(на примере дошкольной образовательной организации) за сентябрь-декабрь 20 года
г. Энск
2020
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
В целях эффективного выполнения плана психологопедагогической работы в первом полугодии особое внимание было уделено следующим задачам:
— организации адаптации и обеспечению психологического благополучия детей ясельных и младших дошкольных групп;
— психолого-педагогическому информированию и консультированию родителей детей, вновь принятых в детский сад;
— диагностике психологического развития и определения стартовых образовательных возможностей для освоения образовательной программы детьми всех возрастных групп, обработке результатов диагностики;
— разработке рекомендаций воспитателям, родителям по осуществлению коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
— коррекционно-развивающей работе с дошкольниками всех возрастных групп.
Приоритет этих направлений обусловлен трудностями адаптации детей нового набора к условиям детского сада, актуальными потребностями родителей в консультациях педагога- психолога о тактике общения с детьми и организации режима дня детей в детском саду и дома, необходимостью своевременной диагностики психологического развития детей всех возрастных групп для организации воспитательно-образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы.
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мероприятия |
Количество |
Процент выполнения годового плана |
Первичная диагностика воспитанников |
130 |
50 |
Оформление психологопедагогических характеристик для ППк |
9 |
35 |
Коррекционные занятия по развитию познавательных процессов |
12 групповых; 56 индивидуальных |
60 |
Выступление на родительских собраниях |
3 |
50 |
|
|
|
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Психологическая диагностика
Психологическая коррекция <...>
Консультативная работа <...>
Организационно-методическая работа <...>
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С целью выполнения годового плана работы по направлению «Коррекционно-развивающая работа» пересмотреть тематику индивидуальных групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ, которые не посещали детский сад в 1-м полугодии.
Оформить заявку на логопедическое обследование детей с нарушениями речи в ЦПМПК. Срок — март 2020 года.
Оформить заявку заведующему на приобретение специального оборудования для сенсорной комнаты «фотооптического душа» для работы с детьми с ОВЗ и на ремонт видеокамеры.
Годовой отчет педагога-психолога
за 2019-2020 учебный год
г. Энск
2020
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года в соответствии с годовым планом работы детского сада и планом педагога-психолога. Годовой план педагога-психолога выполнен на 100 процентов.
Цели работы педагога-психолога на отчетный период: <...>.
Задачи работы педагога-психолога на отчетный период: <...>
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
1. Психологическое консультирование.
За прошедший период было проведено 105 консультаций для воспитанников, 20 — для педагогов и 33 консультации для родителей воспитанников. Процесс консультирования проходил в два этапа: первичное консультирование и повторное. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер.
<...>
Выводы: В сравнении с прошлым годом увеличилось количество индивидуальных консультаций воспитанников, что свидетельствует о повышении доверия родителей к психологу. В следующем году необходимо продолжить работу родительского клуба, с целью большего вовлечения родителей в процесс обучения и воспитания детей.
2. Психодиагностика.
Традиционно проводилась диагностика интеллекта, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, деятельностных качеств, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии.
<...>
Выводы. Диагностический инструментарий, который есть в наличии, позволяет достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, с которыми обращаются участники образовательного процесса. Однако в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной работы.
3. Коррекционно-развивающая работа.
<...>
Выводы. <...>
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ В
Закупить оборудование для сенсорной комнаты.
Обновить методические материалы.
<...>
Специальная документация (рабочие материалы педагога-психолога) — это особый вид документации педагога- психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
Основной формой этой документации является:
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ребенка, группы, класса, педагога — в зависимости от проблемы).
Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы.
Карта шифруется, шифр известен только педагогу- психологу.
Карта содержит совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте, основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
Психолого-педагогическая карта развития ребенка входит в перечень специальной документации педагога-психолога.
В карту развития включаются основные анкетные данные, сведения о родителях и других членах семьи, а так же о социально-бытовых условиях проживания ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка — все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций.
Существует практика совместного оформления этого документа с медицинским специалистом ОУ. Это объясняется необходимостью анализа информации о перинатальном и постнатальном развитии, то есть особенностях протекания беременности и родов, а также возможных осложнениях. Кроме того, используются анамнез (описание хода) хронических и острых заболеваний в период раннего детства (младенчества), сведения о травмах и операциях, перенесенных ребенком, резюме осмотров специалистов. Данная информация не является психологической, но способствует определению причин отклонений в развитии ребенка. Точнее, исключает причины органического и функционального свойств.
Фиксируются также особенности нервно-психического развития в раннем возрасте: когда ребенок начал держать головку, сидеть, ходить, говорить; как шло развитие пассивной и активно речи; какими были первые двигательные и эмоциональные реакции.
Кроме того, в карту развития входят особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в ОУ и характеристики его взаимодействий со сверстниками.
Что касается оформления данного документа, то он может быть представлен либо в форме таблицы, либо свободного описания по вышеперечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития на разных возрастных этапах ребенка.
Образец карты:
1. Ф. И. О. ребенка
2. Семейное положение:
a. состав семьи;
b. жилищные условия;
c. тип семейного воспитания.
3. Состояние здоровья ребенка (общее развитие, болезни, отклонения).
4. Причины постановки ребенка на индивидуальный психологический учет.
5. Учет тестирования (с датами). Результаты обследования.
6. Рекомендации педагогам, родителям, ребенку.
2. Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы.
Протокол — форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия педагога-психолога с ребенком или взрослым. Чаще всего протокол оформляется в форме таблицы либо свободного описания психологических процедур. Обязательна фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.
Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т. е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются по окончанию процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога.
Иногда целесообразно использовать диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность, что помогает сфокусировать внимание на других важных показателях (например, личностноэмоциональные проявления, смена ролевых позиций и т. д.)
Он фиксирует такие сведения как:
— дата и время работы;
— основания для работы;
— формы работы (название метода, необходимые комментарии);
— краткий вывод;
— перспективы дальнейшей работы.
Ниже представлен один из вариантов оформления протокола психолого-педагогического обследования.
Протокол психолого-педагогического
обследования дошкольника
Ф. И. ребенка
Возраст (год рождения)
Образовательная организация
Группа
Дата обследования
Общие сведения
Легко ли вступает в контакт при обследовании
Представление ребенка о себе и ближайшем окружении
(точность представлений)
Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении)
Выделение в предмете существенных деталей, частей
Умение дорисовать предмет
Восприятие величины
Восприятие цвета:
а) соотносит ли цвет
б) различает ли цвета
в) различает и знает ли названия цветов
Восприятие формы:
а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры
б) узнает формы в рисунке, в предмете
Восприятие пространства:
а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека
б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)
в) ориентируется в пространстве
г) понимание предлогов (простых, сложных)
Восприятие времени (части суток, времени года)
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
Умение зрительно планировать — выполнение задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке»)
Особенности памяти
Быстрота запоминания, точность воспроизведения
Заучивание короткого стихотворения
Особенности мышления
Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма)
Способность к обобщению (по картинке)
Подбор обобщающего слова
Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда)
Исключение лишнего предмета (4-й лишний)
Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом
Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок
Может ли объяснить смысл загадки
Устанавливает ли причинно-следственные связи
Особенности речи
Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)
Объем пассивного и активного словаря (по предметным и сюжетным картинкам)
Особенности фразовой речи
Связная речь:
а) составит рассказ по малосюжетной картинке
б) составит рассказ по серии картинок
в) пересказ короткого текста
Развитие элементарных математических представлений
Пересчет предметов
Соотнесение данного количества предметов с количеством
пальцев
Выделение предметов из множества (1-5) по слову, образцу,
показу
Сравнение множеств (больше, меньше, равно)
Счетные операции (счет вслух, счет «про себя», без конкретного материала)
Решение простых задач (6 лет)
Придумывание простых задач (6 лет)
Конструктивная деятельность
Умение строить по образцу
Умение строить самостоятельно
Умение строить по графическому рисунку
Умение зарисовывать, обыгрывать постройку
Особенности эмоционально-волевой сферы
Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования
Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса
б) целенаправленность деятельности
в) наличие самоконтроля в деятельности
(нуждается ли в помощи, какой)
Критичность в оценке своей деятельности
Понимание эмоционального смысла картинок, текстов
Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения
Контактность в общении со взрослыми, детьми
Заключение по результатам обследования
Рекомендации по результатам исследования
Дата
Педагог-психолог
Протоколы коррекционных занятий, бесед чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме с указанием названия коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком или с группой, классом. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.
3. Психологическая характеристика и психологическое заключение.
Психологическая характеристика позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы детей в целом. Она свободна по форме. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, то есть особенностях его познавательной и личностноэмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр.
Примерная схема изучения и составления
психологической характеристики
1. Общие сведения о ребенке: возраст, класс (группа), ОУ, состояние здоровья.
2. Условия семейного воспитания: состав семьи; профессии, возраст, краткая характеристика родителей и других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т. д.), взаимоотношения в семье, согласованность действий взрослых по воспитанию ребенка.
3. Деятельность ребенка.
— Учебная деятельность: готовность к школьному обучению (для дошкольников); мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие «школьной тревожности».
— Игровая деятельность: преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми.
— Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения); мотивы, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; роли и функции в совместной трудовой деятельности.
— Общение: потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола.
— Ребенок как член классного коллектива: краткая характеристика класса (количество детей к классе (группе), соотношение мальчиков и девочек, формальная и неформальная структуры группы, психологический климат, межличностные отношения, степень сформированности в классе коллектива).
4. Особенности познавательных процессов.
— Внимание: виды, свойства, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрастным особенностям.
— Восприятие: целостность, скорость и точность, осмысленность; восприятие времени и пространства, восприятие человека; наблюдательность.
— Память: уровень развития различных видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности, склонность к зубрежке, влияние на успеваемость.
— Мышление: уровень развития видов и операций; самостоятельность, гибкость, активность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость.
— Речь: фонематические, лексические, грамматические, стилистические особенности; содержательность и понятность; логичность, богатство словарного запаса, наличие речевых «штампов»; выразительность, эмоциональность; половые особенности; уровень развития устной и письменной речи.
— Воображение: воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, конвергентность, гибкость, беглость, самостоятельность, обобщенность, эмоциональность; уровень развития креативности личности.
5. Структура личности обучающегося.
— Направленность: доминирующие мотивы и цели деятельности, тип направленности (общественная, личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности). Элементы формирующегося мировоззрения.
— Характер: описание черт характера по типам отношений (к себе, другим людям, деятельности, вещам), качеств характера, тип акцентуации.
— Самосознание и система управления: Я-концепция, самооценка (уровень, адекватность, устойчивость, ориентация, дифференцированность).
— Уровень притязаний: высота, адекватность, устойчивость, ведущая тенденция.
— Способности: общие, специальные, одаренность; как и в каких формах развиваются.
— Темперамент: тип нервной системы, психологическая характеристика (сензитивность, реактивность и активность и их соотношения, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, типы реакций), проявления в поведении и общении.
— Чувства и эмоции: преобладающие; эмоциональная возбудимость и нестабильность; склонность к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха; отношение к педагогическим воздействиям; доминирующие эмоции в межличностных контактах; склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности; фрустрационная толерантность.
— Воля: уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек.
6. Общие выводы и рекомендации: общий уровень психического развития ребенка, соответствие возрастным особенностям.
Психологические заключения являются основной рабочей документацией педагога-психолога.
Заключения по видам работы могут быть:
— психодиагностике — индивидуальной или групповой;
— по развивающей или коррекционной работе (лист коррекционной работы) — индивидуальной или групповой;
В настоящее время у педагогов-психологов наблюдается дифференциация психологических заключений, как по форме, так и по содержанию. Это связано с различными психодиагностическими технологиями, находящимися в компетентности педагогов-психологов.
Структура психологического заключения по психодиагностике должна включать следующие блоки:
— общая характеристика возрастного развития на основе особенностей психофизического характера, адаптационного и двигательного комплексов, специфики поведения;
— познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции;
— личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер;
— коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности;
— детская (учебная) компетентность на основе содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности.
Далее идут блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:
— особенности развития;
— проблемы развития;
— прогноз развития;
— рекомендации.
Ниже представлен один из вариантов оформления заключения.
Заключение по результатам проведенного
психодиагностического исследования
Объект исследования (Ф. И. О. ребенка, возраст)
Сроки проведения исследования
Место проведения
Причина исследования
План исследования
Рабочая гипотеза
Внешний вид и поведение в ситуации обследования
Темп работы и работоспособность
Перечень методик, используемых в исследовании (название, автор, источник)
Результаты исследования (можно оформить в виде таблички):
Задание |
Результаты выполнения диагностического задания |
Заключение |
|
|
|
Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание
полученных результатов и выводы по результатам
Рекомендации по результатам исследования
Дата
Педагог-психолог
4. Выписки из психологических заключений о возрастном развитии ребенка. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания, других специалистов. Основной текст выписки — адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
5. Данные о рекомендациях, даваемых детям, учителям и родителям.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми. Это — психологические карты, протоколы и заключения.
Для организаций специального образования обязательно документирование коррекционной работы. На каждого ребенка заводится лист коррекционных занятий и разрабатывается программа коррекционных занятий.
Лист коррекционных занятий представляет собой развернутую картину психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и способов ее реализации.
В коррекционном листе отражаются:
— исходные данные (Ф. И. О., возраст ребенка или код ребенка);
— исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка). Дифференцируется на основании психологического заключения;
— тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);
— средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые и т. д.);
— сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле);
— рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий. В листе коррекционных занятий фиксируется также динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе резюме к каждому занятию цикла. В заключении дается выпускающая характеристика с общими рекомендациями.
Ниже представлена форма оформления листа коррекционных занятий.
Фамилия, Имя Возраст _
Класс/группа Дата начала занятий
Специалист по коррекционной работе
(Ф. И. О.)
План коррекционной работы
(по мере необходимости план уточняется)
Период занятий |
1 полугодие/ мес. |
2 полугодие/ мес. |
Итого |
количество занятий / пропусков |
|
|
|
Динамика состояния ребенка в процессе работы: На « » г.
/
На « » г.
Результативность коррекционной работы (в соответствии со статусом ребенка на момент окончания занятий)
Рекомендации по дальнейшей работе
Дата
Подпись педагога-психолога
Ниже представлена форма оформления программы коррекционных занятий.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность, цель программы (в виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования)).
2. Задачи (в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий).
3. Адресат (с кем будут проводиться занятия).
4. Содержание (в виде, раскрывающем содержание разделов).
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№, п/п |
Тема занятий |
Цели и задачи |
Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Подпись педагога-психолога
Педагог-психолог несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат.
Деятельность педагога-психолога осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующей образовательной организации.
Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается. Необходимо заручиться согласием родителей на проведение психологической работы с несовершеннолетними. Администрация при участии педагога- психолога включает необходимый пункт в Устав ОО, в бланк договора, заполняемый родителями при приеме ребенка в ОО, ДОО.
В образовательной организации родители могут заполнить бланк заявления о согласии на проведение психологической работы с ребенком в текущем учебном году.
Вся документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |