Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога-психолога - Функциональные характеристики деятельности педагога-психолога |
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 4 из 6
|
Трудовые |
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей |
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ |
|
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников |
|
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей |
|
Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами |
|
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые |
Использовать качественные и количественные методы психологического обследования |
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований |
|
Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся |
|
Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации |
|
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств |
|
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психологопедагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся |
|
Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий |
|
Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями |
Необходимые |
Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии |
Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы |
|
Теория и методы организации психологического исследования |
|
Методы статистического анализа данных психологического исследования |
|
Методы верификации результатов исследования |
|
Методы интерпретации и представления результатов исследования |
|
Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики |
|
Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ |
|
Профессиональная этика |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
— |
1. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций:
Трудовые |
Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности |
Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды |
|
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся |
|
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Необходимые |
Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой |
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации |
|
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
|
Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом |
|
Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления |
|
Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий |
|
Необходимые |
История и теория проектирования образовательных систем |
Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса. |
|
Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса |
|
Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования |
|
Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
— |
2. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса:
Трудовые |
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам |
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам |
|
Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
|
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам |
|
Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые |
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье |
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
|
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности |
|
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей |
|
Необходимые |
Современные теории и методы консультирования |
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития |
|
Этические нормы организации и проведения консультативной работы |
|
Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психологопедагогической, медицинской и социальной помощи |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
— |
3. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации:
Трудовые |
Разработка и реализация планов проведения коррекционноразвивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении |
Организация и совместное осуществление педагогами, учите- лями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации |
|
Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся |
|
Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые |
Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций |
Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы |
|
Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся |
|
Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками |
Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями |
|
Необходимые |
Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы |
Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи |
|
Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями |
|
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями- |
|
Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы |
|
Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
— |
4. Психологическая диагностика детей и обучающихся:
Трудовые |
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные Ресурсы |
Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи |
|
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся |
|
Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов |
|
Методы математической обработки результатов психологической диагностики |
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования |
|
Психология личности и социальная психология малых групп |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
— |
5. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса:
Трудовые |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста |
Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности |
|
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов) |
|
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации |
|
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка |
|
Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые умения |
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся |
|
Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся |
Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры |
|
Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций |
|
Необходимые знания |
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся |
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся |
|
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
— |
6. Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях):
Трудовые |
Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся |
Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер |
|
Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения |
|
Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения |
Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию) |
|
Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые умения |
Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации |
Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе |
|
Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды |
|
Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде |
|
Необходимые знания |
Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций. |
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи |
|
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды |
|
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития |
|
Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива |
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе |
|
Превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии) |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
— |
II. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовнопроцессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
Данная функция также включает в себя трудовые функции, каждая из которых предусматривает трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания педагога-психолога:
1) Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
Трудовые действия
|
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Необходимые умения |
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
Необходимые знания |
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, |
|
в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
— |
2) Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
Трудовые
|
Выявление условий, затрудняющих становление и развитие действия личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
|
|
программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни |
|
Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые умения |
Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации |
Создавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся признанных в |
|
Способствовать созданию благоприятного психологического климата в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность |
|
Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся |
|
Вырабатывать рекомендации педагогам, преподавателям, родителям (законным представителям), воспитателям и работникам образовательной организации по оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период |
|
Эффективно взаимодействовать с педагогами и другими специалистами образовательной организации по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности |
Необходимые знания |
Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типов |
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе |
|
Методы коррекции социально-психологического климата, урегулирования конфликтов |
|
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи |
|
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития |
|
Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов |
|
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе |
|
Типичные случаи возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива |
|
Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
— |
3) Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
Трудовые |
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам |
Консультирование преподавателей и других работников образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам |
|
Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях, по вопросам их профессионального самоопределения |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые умения |
Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов |
Консультировать администрацию образовательных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся |
|
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками |
|
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций |
|
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в образовательных организациях и в семье |
|
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
|
Необходимые знания |
Современные технологии и методы консультирования |
Теория, методология психологического консультирования, классификация методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования |
|
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития |
Методы и технологии, позволяющие решать консультационные и развивающие задачи |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
— |
4) Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
Трудовые |
Разработка и реализация планов коррекционноразвивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения |
Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации |
|
Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям |
|
Разработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность |
|
Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в соответствии с категорией детей с ограниченными возможностями здоровья |
|
Разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных организациях различных типов |
Разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые умения |
Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия |
Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных уровнях образования в образовательных организациях |
|
Применять методы психологической коррекции психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации) |
|
Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся |
|
Необходимые знания |
Современные теории, направления и практика психокоррекционной работы |
Теория психологической коррекции |
|
Методы и приемы индивидуальной психокоррекции |
|
Этапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой психокоррекционной работы |
|
Приемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекции |
|
Методы и способы определения и контроля результативности психокоррекции |
|
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи |
|
Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихся |
|
Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведения |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
— |
5) Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовнопроцессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Трудовые |
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы |
Скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|
Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|
Изучение интересов, склонностей, способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных |
|
признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые умения |
Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося |
Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов |
|
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям |
|
Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи |
|
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных ученических коллективов, диагностику социально-психологического климата в коллективе |
|
Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений, обучающихся с учителями, сверстниками, родителями (законными представителями) |
|
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования у лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении |
|
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
Необходимые знания |
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования |
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи |
|
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики |
|
Методы математической обработки результатов психологической диагностики |
|
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
— |
Профстандартом установлены требования к профессиональному образованию и обучению педагога психолога (психолога в сфере образования) — высшее образование по профильным направлениям, а также уровень (подуровень) квалификации — 7. По приказу Минтруда № 148н 7-й уровень — это квалификация высшего руководства, ответственного за работу крупных организаций или подразделений, вследствие чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Требования к высшему образованию в данном случае более серьезны: необходимо обучиться по программам специалитета или магистратуры.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом,
при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении квалификационного уровня работника, систем оплаты труда.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |