На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования - СППС в различных учреждениях образования
Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования - СППС в различных учреждениях образования
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)
Индекс материала
Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования
СППС в различных учреждениях образования
Социальный педагог с составе СППС
Педагог-психолог в СППС
Кабинет и рабочее место СППС
Планирование и документации психологической службы
Критерии оценки психологической службы
Работа СППС по реализации декрета №18 (РБ)
Перечень нормативных документов
Перечень документов социального педагога
Аналитический отчет за год психологической службы
Все страницы

 

2.  Особенности функционирования СППС в различных учреждениях образования
Основные усилия СППС учреждения образования должны быть направлены на обеспечение успешной социализации воспитанников (учащихся, студентов), сохранение и укрепление их здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении, психолого-педагогическое сопровождение их жизненного самоопределения, создание благоприятного климата в учреждении образования и окружении. Вовремя помочь ребенку, выявить проблему и скорректировать действия всех участников образовательного процесса — главное в работе СППС. Особенности функционирования СППС в различных учреждениях образования будут определяться типом учреждения, вытекать из Положения об учреждении, обозначаться в образовательной программе учреждения на ближайшую перспективу. Различие будет прослеживаться в содержании работы специалистов СППС. Необходимо учитывать и то, что на разных этапах (ступенях) образования содержание работы СППС имеет свои особенности.
Учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования.
Работа СППС учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, строится, прежде всего, с учетом Положения об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования.
Учитывая специфику штатного расписания дошкольных учреждений (отсутствие в ряде учреждений должности педагога социального), в состав СППС могут входить педагог-психолог, медработники, дефектологи и другие педагогические работники.
Приоритетными задачами в работе СППС дошкольного учреждения являются: содействие созданию условий для реализации базисной программы воспитания и обучения детей в учреждении; оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного психологического климата в группах детей, создание благоприятных условий для социально-психологического развития детских коллективов; содействие в приобретении педагогами и родителями социально-педагогических и психологических знаний, необходимых для успешного воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста, ранняя профилактика семейного неблагополучия.
На этапе дошкольного образования важны: диагностика раннего развития; содействие развитию познавательной сферы, конструктивному становлению личности ребенка, его нравственному развитию; коррекция нарушений в развитии; психологическая подготовка к обучению в школе.
Основным направлением деятельности СППС в дошкольном учреждении выступает коррекционно-развивающее (на основе изучения личности воспитанников). Педагог-психолог организует работу по развитию эмоционально-волевой и поведенческой сфер детей, формирует у них навыки саморегуляции, гармонизирует эмоциональное состояние, учит распознаванию своих и чужих эмоций. Развитие познавательной сферы детей осуществляется через рекомендации психолога воспитателям, логопеду, родителям.
Необходимая диагностическая работа с детьми осуществляется по вопросам готовности к школе, выявлению (совместно с педагогами) воспитанников, имеющих трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии, а также имеющих специфические психофизические особенности (аутичных, гиперактивных, гипоактивных, инфантильных и т. д.).
Специалисты СППС осуществляют мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в образовательном процессе, посещают занятия с целью наблюдения за соответствием режима, методов воспитания, условий образовательной среды возрастным особенностям детей, своевременно информируют воспитателей об особенностях здоровья и работоспособности детей.
СППС располагает сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги и в случае необходимости направляет родителей с детьми на консультации.  Педагог-психолог собирает информацию о результатах посещения специалистов, ведет учет, формирует базу необходимых данных. На основании рекомендаций, полученных от специалистов центров или поликлиник, определяется система работы с ребенком для воспитателей, медиков и дефектологов с целью поддержки результатов коррекционно-развивающей работы.
В работе СППС с родителями значительное место принадлежит профилактике. Целесообразно через размещение информации в родительском уголке (стенды, папки-передвижки, газеты, информационные листки), выступления на родительских собраниях, организацию работы родительского клуба вести профилактику вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей, профилактику социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье), пропаганду здорового образа жизни, рекомендовать психологическую литературу по развитию и воспитанию детей.
Для выявления стиля родительского взаимодействия, специфических особенностей развития ребенка, в рамках адаптационных мероприятий, с целью выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, СППС организуется изучение внутрисемейной ситуации, посещение семей на дому.
Практика работы дошкольных учреждений показала целесообразность оборудования в них так называемой родительской комнаты. Именно там организуются различные (групповые и индивидуальные) формы общения с родителями и воспитателями: тематические консультации, мини-собрания и др. Творчески оборудованная родительская комната может использоваться и для работы с детьми.
СППС участвует в разработке программ развития дошкольного учреждения, проводит мониторинговые исследования психологического климата в педагогическом коллективе, участвует в программах работы с молодыми специалистами, обучает воспитателей психологическим техникам адаптации и социализации детей на разных этапах их развития, проводит психолого-педагогические консилиумы по вопросам предупреждения дезадаптации воспитанников, оптимизации образовательного процесса.
Учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования.
Работа СППС учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования, должна быть направлена на повышение эффективности его деятельности посредством гармонизации психического развития учащихся, предупреждения отклонений в их развитии и поведении, защиты их прав и законных интересов.
От специалистов СППС школы требуется способность к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса. Ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, окружающими сверстниками и взрослыми, а также с самим собой — предмет оказания службой комплексной помощи.
Приоритетными направлениями социально-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса являются: в начальной школе — определение готовности к обучению, содействие в адаптации, предупреждение отклонений в развитии и поведении, развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей; в базовой школе — обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы, поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития, помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика асоциального поведения и вредных привычек, поддержка талантливых школьников; в старших классах школы — это оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении проблем самопознания, достижения личной идентичности, развитии психосоциальной компетентности.
Важнейшими направлениями деятельности СППС являются профилактика и просвещение, где на первый план выступает развитие правовой, психолого-педагогической осведомленности учащихся, родителей, социально-педагогической культуры учителей  и воспитателей.
Основным содержанием просветительской работы СППС для педагогов школы должно стать проведение психологического всеобуча, обучение приемам интерактивного взаимодействия с учениками и родителями, оказание методической помощи в осуществлении педагогического диагностирования.
Просветительская работа педагога-психолога, как и педагога социального, осуществляется в интерактивной форме (на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях и классных часах). Специалистами СППС возможно использование и таких форм работы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, работа общественной приемной, групповые консультации и т. п. На постоянном контроле должна находиться работа с детьми, нуждающимися в помощи  и  защите государства.
Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического и среднего специального образования.
Деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического и среднего специального образования, должна быть направлена, прежде всего, на оказание комплексной помощи учащимся в развитии их самосознания как будущих рабочих и специалистов, их самообразовании и самореализации (в том числе и профессиональной).
Работая в тесном контакте с заместителем директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, начальником отдела по воспитательной работе с молодежью, кураторами учебных групп и другими членами педагогического коллектива над созданием благоприятного психологического климата в учреждении образования, специалисты СППС содействуют организации процесса адаптации учащихся к условиям производственной деятельности, в развитии мотивации к профессиональной деятельности, ведут активную работу с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном становлении.
Повышенного внимания требует от СППС работа по профилактике противоправного поведения учащихся: предупреждение правонарушений, алкоголизма, курения, наркомании, выявление в учреждении образования неформальных группировок асоциальной направленности, определение степени их влияния на учащихся, выработка направлений работы по данному вопросу и др.
Особой заботой в работе специалистов СППС является социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная адаптация в системе новых социальных отношений. Бывшим воспитанникам интернатных учреждений чаще всего характерна пассивность в учебе, низкая самооценка, неуверенность в сделанном выборе, ожидание помощи со стороны окружающих. Оказать им своевременную социально-педагогическую и психологическую поддержку — задача службы.
Учреждения, обеспечивающие получение высшего образования.
Деятельность СППС учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, должна быть направлена на оказание помощи студентам в решении таких проблем, как социальная адаптация, организация жизнедеятельности (включая жилищно-бытовые вопросы), организация самоподготовки. Она осуществляется совместно с кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе.
Особое место в работе службы занимают вопросы по адаптации первокурсников: самостоятельное проживание без родителей, самостоятельное ведение бюджета и преодоление возможных материальных трудностей, интенсивность и загруженность учебного процесса, организация самоподготовки, налаживание отношений с проживающими в одной комнате общежития и т. д.
Системного подхода требует работа по решению вопросов социальной поддержки студентов, профилактике противоправного поведения. Помощь специалистов СППС нужна для предупреждения стрессов (в том числе и предэкзаменационных), депрессий, сложностей в межличностных отношениях.
Важной задачей СППС является и содействие в организации досуга студентов.
Особое внимание должно уделяться работе со студентами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Интернатные учреждения.
Работа СППС должна строиться с учетом следующих принципов: целостности; полного охвата вниманием всех воспитанников.
Приоритетом в работе СППС в интернатном учреждении должно быть: создание благоприятного микроклимата; установление доверительных отношений с детьми; комплексный анализ причин попадания ребенка в интернатное учреждение; осуществление индивидуального подхода к детям; выстраивание гипотезы и проектирование будущего ребенка; формирование его приемлемых интересов; выявление и развитие творческих способностей детей; подготовка воспитанников к профессиональной деятельности и семейной жизни; поддержка контактов воспитанника с родственниками; постинтернатное сопровождение.
В условиях интернатного учреждения основополагающим является индивидуальный подход.
Важное содержание деятельности СППС учреждения — гуманизация процесса социальной реабилитации несовершеннолетних, содействие формированию позитивного сотрудничества между воспитанниками и их окружением, гибкое использование многообразия методов реабилитации.
Работа с воспитанниками предполагает оказание им помощи в осознании себя личностью, в выявлении и развитии их потенциальных возможностей, в становлении самосознания, в самоутверждении и самореализации общественно значимых функций, в формировании чувства собственного достоинства, уважения к окружающим, к миру в целом.
Социально-педагогические учреждения.
Основные задачи социально-педагогических учреждений и их функции широко представлены в Положении о социально-педагогическом учреждении (далее — СПУ). Важными составляющими работы социально-педагогических центров (далее — СПЦ) и детских социальных приютов (далее — ДСП) являются восстановление детско-родительских отношений, оказание индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-правовой помощи несовершеннолетним и их родителям. Работа педагога социального и педагога-психолога, как и других специалистов СПУ, организуется в соответствии со следующими государственными задачами: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращение вытеснения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологической семье; защита прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите; развитие семейных форм устройства детей на воспитание и сопровождение замещающих семей.
Для решения этих задач от специалистов СППС помимо профессиональных знаний, умений и навыков потребуются способности к организации творческой деятельности, как собственной, так и совместной, с заинтересованными учреждениями и организациями, к системному анализу трудных жизненных ситуаций ребенка и его семьи, к выработке планов помощи и поэтапному их выполнению, к координации усилий всех участников социально-психолого-педагогического сопровождения и реабилитации.
Специалисты СППС социально-педагогического учреждения зачастую имеют дело с экстремальной ситуацией в жизни ребенка и его семьи, что вызывает большие эмоциональные нагрузки. Для решения сложных проблем детей и их семей специалисты СППС должны не только обладать развитой эмпатией и проявлять профессиональный интерес к своим подопечным, но и уметь контролировать состояние собственного психологического здоровья.
Педагоги-психологи ДСП могут руководствоваться в своей работе методическими рекомендациями «Основные направления работы педагога-психолога детского социального приюта» (Зб.НД МО РБ, 2006, № 22)



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.