На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования - Педагог-психолог в СППС
Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования - Педагог-психолог в СППС
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)
Индекс материала
Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования
СППС в различных учреждениях образования
Социальный педагог с составе СППС
Педагог-психолог в СППС
Кабинет и рабочее место СППС
Планирование и документации психологической службы
Критерии оценки психологической службы
Работа СППС по реализации декрета №18 (РБ)
Перечень нормативных документов
Перечень документов социального педагога
Аналитический отчет за год психологической службы
Все страницы

 

4.  Педагог-психолог в составе СППС учреждения образования
Основные усилия педагога-психолога СППС должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии и поведении, психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, процесса профессионального становления и жизненного самоопределения, создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, группах и педагогическом коллективе.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на разных этапах (ступенях) образования имеет свои особенности.
Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению и содействие адаптации к школе, предупреждение отклонений в развитии и поведении, формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.
В базовой школе — это психологическое обеспечение адаптации ребенка при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья, предупреждение семейного неблагополучия, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантливых школьников.
В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, вредных привычек у учащихся.
В рамках проводимой воспитательной работы педагог-психолог должен активно сотрудничать с классными руководителями, осуществлять анализ соответствия внеклассных мероприятий поставленным развивающим задачам, возрастным особенностям учащихся и ситуации социального развития. Важно использовать классные часы для проведения совместно с классными руководителями мероприятий профилактического и просветительского характера, в том числе в интерактивной форме (психологические и деловые игры, психологические акции и т. п.).
Деятельность педагога-психолога предполагает этические нормы поведения. В связи с этим педагог-психолог должен:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современной психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
препятствовать проведению психопрофилактической, психо-коррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
исходить из интересов детей, учащихся и студентов, задач их полноценного психического развития;
оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования и педагогическим коллективам учреждений образования в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, учащихся и студентов, индивидуализированного подхода к ним. Оказывать необходимую и возможную помощь им в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или лицам, их заменяющим, в решении проблем воспитания детей. В решении вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т. е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, учащихся и студентов, родителей, педагогов и др.;
хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и мол-сет нанести ущерб ребенку или его окружению;
информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учреждений образования о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение конфиденциальности полученной информации.
В своей профессиональной деятельности педагог-психолог имеет право:

  • Определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательных учреждений.
  • Формулировать конкретные задачи работы с детьми, учащимися, студентами и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.
  • Знакомиться с необходимой документацией.
  • Готовить обращения с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.
  • Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны детства. В случае несогласия с решением того или иного вопроса педагог-психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.
  • Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.
  • Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования в пределах своей компетенции для исследовательских целей.
  • Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.
  • Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем чтения лекций, выступлений и использования других активных методов обучения.
  • Иметь дополнительную педагогическую нагрузку в соответствии с базовым образованием и квалификацией, в соответствии с действующим законодательством.
  • Обращаться в установленном порядке с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с защитой прав детей, учащихся и студентов.
  • В своей работе педагоги-психологи могут использовать методические рекомендации  «Основные направления работыпедагога-психолога учреждения образования» (Зб.НД МО РБ, 2006г., № 19—20).

5.  Другие специалисты в составе СППС учреждения образования
Согласно п. 10 Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, конкретные наименования и численность должностей педагогических работников СППС определяются руководителем учреждения в пределах общей штатной численности. Это значит, что в состав СППС любого учреждения образования могут войти те работники педагогического коллектива и в том количестве, которое определит руководитель учреждения.
В состав СППС может быть включен педагог-организатор. Без него трудно себе представить массовое мероприятие любого характера — просветительское, развлекательное, соревновательное (например, конкурс на лучшее мероприятие по правовому воспитанию или психологическое ток-шоу).
Коррекционно-развивающая работа предполагает участие в ней педагога-логопеда (дефектолога).
Работу СППС невозможно считать полной и всеобъемлющей без содействия медицинского работника. Именно он способен дать грамотное заключение о физическом здоровье воспитанников, просветить в области валеологии.
Если в штате учреждения образования есть юрист, целесообразно включить его в состав СППС.
Будет полезным включение в состав СППС методиста. Его задача — методическое обеспечение деятельности СППС, выпуск методической продукции с целью просвещения детей, родителей и педагогов через информационные листки, буклеты, стенды, психологические газеты, правовые вестники, создание тематических папок, обобщение опыта психологической и социально-педагогической работы и многое другое.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.