Лекции и практикум по психологии -
Педагогическая психология
|
Слободчиков В. И. О субъективности и событийной общности Субъективность - базовая категория антропологической психологии (психологии человека), определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека. Как форма и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии.
|
|
Лекции и практикум по психологии -
Педагогическая психология
|
Слободчиков В. И. О возрасте Возраст - ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития субъективной реальности на всем интервале индивидуальной жизни. Понятие о возрасте связано со специальным конструированием его как особой категории, имеющей не отражательный, а регулятивный статус в рамках определенной общественной практики, в частности, в образовании и его организации. Основой понимания возраста может служить представление о соотношении генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого (И.С.Кон), что принципиально неодинаково у разных индивидов, относимых к одной возрастной когорте. Возрастные категории имеют не одну, а три системы отсчета:
|
Лекции и практикум по психологии -
Психология личности
|
1. Акселерация и инфантилизм
Акселерация и инфантилизм - вариации одной проблемы развития личности. Стоит отметить удивительное «родство» акселерации и инфантилизма. Явления эти, на первый взгляд, абсолютно разные и прямо противоположные, по сути своей происходят из одного корня, являются двумя вариациями одной проблемы - проблемы развития личности - фиксируя две ее стороны, две крайности, которые, как и полагается крайностям, сходятся. И то, и другое - и ускоренное развитие физических характеристик, и замедление темпов развития других личностных качеств - является нарушением нормального хода развития личности. Акселерация - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.
|
|
Лекции и практикум по психологии -
Педагогическая психология
|
Алексеев Н.Г. О проектировании
Проектирование - деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть. Фактически в этом определении подчеркиваются всего два момента: идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем. Именно эти две характеристики отличают проектирование как таковое от других широких (в некотором смысле предельных) типов деятельности, например, от исследования. Из столь широкого определения с неминуемостью следует, что могут существовать и реально существуют самые различные виды, методы и способы проектирования. Более того, они могут быть противоположными, т.е. в теоретическом осознавании вступать в борьбу друг с другом, что фактически и фиксируется в истории (например, противопоставление проектирования по прототипам и проектирования без прототипов).
|
Лекции и практикум по психологии -
Психология личности
|
ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
1 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность
Каждый возрастной период имеет свою ведущую деятельность. У маленьких детей — это игра, у школьников и студентов — учеба, у людей зрелого возраста — профессиональная деятельность и ведение домашнего хозяйства. Достигая социальной зрелости, человек осознает, что заботу об обеспечении своей жизни он должен взять на себя, а для этого он должен заняться трудом. С трудом связана значительная часть взрослой жизни человека.
|
|
|
|
<< Первая < Предыдущая 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 Следующая > Последняя >>
|
Страница 538 из 1094 |