Лекции и практикум по психологии -
Педагогическая психология
|
Сущность педагогической деятельности
Профессия учителя и педагога – одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы – Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Так, в настоящее время обращает на себя внимание факт феминизации профессии педагога во всем мире и особенно в России, где женщин-учителей более 80 %, что не может не сказаться на характере воспитания детей.
|
|
Лекции и практикум по психологии -
Педагогическая психология
|
Сущность воспитания
Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» – это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В процессе становления психолого-педагогической науки не сложилось однозначного понимания термина «воспитание». Приведем некоторые трактовки. Воспитание – целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание – это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека; процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых [39].
|
Лекции и практикум по психологии -
Педагогическая психология
|
Относительно основных структурных элементов учебной деятельнности до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения. Выделим ее основные компоненты: учебная мотивация, учебная ситуация, учебная задача, учебное действие, учебный контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Таким образом, классическая структура учебной деятельности содержит следующие элементы: Ø учебная мотивация; Ø учебная ситуация (состоит из учебной задачи и учебных действий); Ø контроль (самоконтроль); Ø оценка (самооценка).
|
|
Лекции и практикум по психологии -
Педагогическая психология
|
Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет нужные средства и информацию. В педагогической психологии обучение - это качественное изменение всего внутреннего мира, всей психики и личности ученика. В процессе обучения происходит познание как постижение действительности и приобретение знаний. Результатами познания являются: - обыденное знание, формирующееся в повседневном опыте, на основе которого отражаются, главным образом, внешние стороны и связи окружающей действительности; - научное знание, представляющее собой систематизированные, обобщенные разряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах отражения мира и закономерностей его развития.
|
Лекции и практикум по психологии -
Педагогическая психология
|
Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей, компетенций: научение, учение, обучение. Научение обозначает процесс и результат приобретения (усвоения) индивидуального опыта. Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения. Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.
|
|
|
|
<< Первая < Предыдущая 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 Следующая > Последняя >>
|
Страница 593 из 1091 |