На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психология образования. Методические рекомендации
Психология образования. Методические рекомендации
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психология образования. Методические рекомендации
Учебная программа к курсу «психология образования»
Методические советы к прочтению и самостоятельному написанию фрагмента лекции
Планы-сценарии к семинарским занятиям
Вопросы к экзамену по предмету «психология образования»
Приложение
Все страницы

ВВЕДЕНИЕ
Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации по освоению курса «Психология образования». Программа по курсу охватывает такие важные темы, как «концепция личности и их педагогический потенциал», «психологические процессы и педагогические основы их акмеоло- гического развития», «интеллектуальное и творческое развитие личности как цель образования». Освоить содержание столь непростого курса можно при условии четкого структурирования содержания каждой темы в соответствии с уровнями «знать», «уметь», «владеть». Напомним, что уровень «знать» предполагает усвоение основных понятий темы, уровень «уметь» позволяет проверить умение сопоставлять понятия друг с другом и с реальным образовательным процессом, уровень «владеть» учит прогнозировать и моделировать учебно-воспитательный процесс в конкретном учреждении образования.

Так как аудитория магистрантов - это взрослые обучающиеся, то образовательный процессе обучения в магистратуре отвечает всем особенностям андрагогического процесса. Мы продолжим работу (вслед за курсом «Теория образования взрослых») в режиме самоуправления.
В данном учебном издании в качестве примерного образца будут представлены планы 3 семинарских занятий и одна лекция по теме «Творческое развития личности как цель образования». Кроме того, в приложении будут представлены материалы для отбора содержания при подготовке лекций и семинарских занятий самостоятельно.
На изучение курса отводится 16 часов - 6 лекций, 10 часов - семинарские.
Прежде чем остановимся более подробно на методике проведения лекционных и семинарских занятий, подчеркнем еще раз мысль о том, что изучение курса «Психология образования» будет строиться в соответствии с андрагогической моделью обучения. При подготовке фрагмента лекции в соответствии с программой (см. дальше) у магистранта будет возможность выбрать интересующий его раздел, тему - ассистент преподавателя (обучающийся) учитывает особенности психологии обучения взрослых. Лектору перед отбором содержания лекции и структурирования ее в соответствии с уровнями «знать», «уметь», «владеть» следует задать себе такие вопросы, как:
1. Будет ли у участников возможность самостоятельного поиска решений?
2. Насколько будет близок проектируемый андрагогический процесс к реальной жизненной ситуации, к поведению человека. Даст ли он возможность принимать решения и эмоционально переживать результат?
3. Смогут ли участники андрагогического процесса вступать в диалог и полилог, отвечающих принципам синтоннного общения, связанного с положительными эмоциями?
4. И, наконец, будет ли андрагогический процесс и передаваемое содержание по курсу «Психология образования» способствовать акмеоло- гическому развитию взрослой личности, что невозможно без поддерживания чувства собственного достоинства обучающихся, опоры на его личностные и профессиональные достижения.
Таким образом, задача ассистента-преподавателя, который выступает в качестве лектора и затем организатора максимально самостоятельной деятельности на практических занятиях, так излагать теоретический материал, чтобы он постоянно пробуждал у слушателя желание думать, размышлять вместе с Вами - лектором - над передаваемым знанием-фактом, закономерностью, понятием, самостоятельно приобретать новое знание в проблемной ситуации, эвристической беседе.
Лекция по любой теме начинается с названия, хотя можно предложить слушателям в конце или в середине, самим определить ее название. Лектор обязательно формирует цель предстоящего сообщения, активизирует внимание аудитории проблемными вопросами, ситуацией. Так, например, первая лекция по теме «Психология образования как наука и учебный предмет» может быть начата с вопроса к слушателям «Как Вы считаете, почему возникла данная отрасль научного знания? Какие педагогические и психологические знания Вам пригодятся при изучении данного курса? Что может явиться объектом и предметом науки «Психология образования» и как Вы можете объяснить цель (см. программу) нашего учебного курса. Какие задачи из нее следуют. Ассистенту преподавателя важно на первой лекции познакомить с программой всего курса. По форме данная лекция может быть лекцией-полилогом, но обязательно она будет являться лекцией вдвоем. Преподаватель поможет своему помощнику как на этапе моделирования коммуникативной палитры занятия, так и при отборе содержания. Но главное - он сопровождает лектора в процессе организации диалога, помогает создавать доброжелательную, творческую, а затем и свободную демократическую атмосферу андрагогического общения.
Приведенные ниже методические советы помогут лектору достигнуть успеха.
1. Не следует писать полный текст выступления. Выученная письменная речь сложна и не воспринимается на слух. Используйте живой язык - для этого основные ключевые моменты лекции, доклада разместите на карточках (основные идеи, примеры).
2. Структурируйте передаваемый материал. Даже если нет возможности предоставить план лекции на слайде, его следует обозначить во вступлении («Сначала я расскажу об этом, потом об этом...») и потом к нему возвращаться («Итак, я закончил первую часть. Теперь перейдет ко второй, в которой я расскажу о...»
3. Сделать все наглядным! Любые сложные блоки информации (цифры, новые термины, сложные фамилии, разделы доклада и т.п.) должны быть визуализированы, чтобы у слушателей была наглядная опора. Если помещение не приспособлено для этого, можно подготовить соответствующие данные заранее или просто писать по ходу доклада ярким фломастером на обычных листах бумаги, показывать залу и (или) прикреплять скотчем на стенку за собой.
4. Начало и конец должны быть яркими и запоминающимися. Эффектные начало (неожиданный вопрос? Необычный пример?) и конец (может, стихи?!) производят впечатление - причем «распространяются» на все выступление.
5. Обращайтесь к аудитории! Любое включение аудитории в ваш доклад («Помните?... Представьте, что., Вы, наверное, и сами знаете, что. Думали ли Вы над тем, как.» и т.п.) заставляет публику сопереживать и активно слушать.
6. Не заговаривайтесь! Во время выступления постоянно следите за залом - слушают? Не устали? Не ослабевает ли внимание? И если зал начинает отвлекаться, лучше перейти к заключительной части.
И, пожалуй, самое главное - думать не о себе, а о слушателях.
Предложенные в данном пособии сценарии семинарских занятий являются примерным алгоритмом их проведения. Мы взяли за основу задачно-заданиваемую систему их проведения, в содержательнопроцессуальном плане цель семинаров должна способствовать повышению андрагогической компетентности слушателей, формированию у них системы андрагогических знаний и умений, развитию творческого мышления, эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу.
При организации обучающих семинаров необходимо учитывать следующие факторы.
1. Профессионально значимые потребности обучающихся, опыт и особенности их профессиональной деятельности.
2. Потребности в развитии базовой теоретической подготовки участников семинара.
3. Возможность обогатить психолого-педагогическую профессиональную культуру преподавателя-андрагога.
Среди многочисленных видов семинара различают:

 

Вид семинара

Цель

Например:

Профессиональный

Новые знания, информация,    обмен
опытом

«Правовые знания», «Новое в составлении годового отчета» (для бухгалтеров).

«Корпоративный»

Анализ текущей ситуации, выработка новых подходов к деятельности

«Планирование сотрудничества» (для партнерских организаций, участвующих в одном проекте).

«Мастер-класс»

Все этапы создания какого-либо продукта (в том числе и нематериального).

«Уровневая подготовка специалиста-андрагога». Разработка модульной программы.

Экспериментальный

Знакомство с каким- либо методом работы и освоение его на практике, оценка.

«Использование психодрамы для работы с трудными подростками».

В какой бы форме не проходил семинар (деловой игры, творческой мастерской), необходимо помнить об обязательных его структурных компонентах.
1. Ассистент преподавателя обсуждает в начале занятия его гипотезу, уточняет его план.
2. По каждому докладу перед его началом выбирается черный и белый оппоненты. Первый в подчеркнуто корректной форме анализирует недочеты доклада, задает интересующие его вопросы; белый оппонент находит и отмечает положительные стороны выступления.
Предоставляя слово докладчику, ассистент преподавателя напоминает о том, что выступление необходимо сделать информативно и личностно значимым. Выступающий использует элементы риторического искусства - жесты, интонационно выразительную речь и т.д.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.