На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психология образования. Методические рекомендации - Методические советы к прочтению и самостоятельному написанию фрагмента лекции
Психология образования. Методические рекомендации - Методические советы к прочтению и самостоятельному написанию фрагмента лекции
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психология образования. Методические рекомендации
Учебная программа к курсу «психология образования»
Методические советы к прочтению и самостоятельному написанию фрагмента лекции
Планы-сценарии к семинарским занятиям
Вопросы к экзамену по предмету «психология образования»
Приложение
Все страницы

 

Методические советы к прочтению и самостоятельному написанию фрагмента лекции

В качестве примера для написания лекции Вам, уважаемые слушатели, приводится лекция на тему: «Творческое развитие личности как цель образования». Обратите внимание на структуру лекций: она имеет цель, в ней выделяются ключевые понятия. Для придания лекции проблемного характера в начале задаются вопросы, требующие размышления. Содержание лекции последовательно раскрывает основные понятия темы, выделенные в начале текста лекции. Проблемные вопросы, представленные в начале лекции позволяют слушателям включиться в творческую деятельность и стать субъектами по получению нового знания. В конце лекции сознательно предлагаются проблемные вопросы для более глубокого осмысления темы. Обратите внимание уважаемые слушатели как в содержании лекции происходит постепенное раскрытие ключевых понятий темы.
Желаю вам успеха в самостоятельном написании фрагмента лекции в соответствии с программой при подготовке к занятию.
Лекция на тему: Творческое развитие личности как цель образования.
Целью данной лекции является ознакомление слушателей с понятием «творчество» и условиями формирования творческой образовательной среды, которая позволит достичь цели образования, доминантой которой будет креативное развитие личности.
Ключевыми понятиями лекции являются: феномен творчества, его многофакторность и полифункциональность, дидактическая компетентность преподавателя, сотворчество обучающих и обучающихся, их творческая активность, самоуправляемая познавательная деятельность обучающихся.
В процессе подготовки семинарского занятия на данную тему Вам, уважаемые слушатели, необходимо будет ответить на следующие проблемные вопросы:
- Какова связь между интеллектуальным и творческим развитием личности?
- Почему важно у обучающихся развивать не только творческий интеллект, но и эмоциональный?
- Почему так важны в творческом развитии личности принципы педагогики (андрагогики) ненасилия?
Перед началом лекции давайте вместе поразмышляем над вопросом: «Почему проблема творчества именно сейчас считается проблемой века?»
Феномен творчества всегда привлекал внимание ученых - философов, психологов, педагогов. Вне творчества невозможно развитие жизни, культуры, цивилизации.
Философы, размышляя над предназначением человека и тайнами бытия, создавали новые философские теории о творчестве (М.М. Бахтин и
Э. Фромм). Психологи проникали в глубины человеческой психики, изучали факторы, способствующие развитию креативных способностей личностей.
Так, З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия.
А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод - неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.
Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
Педагоги - ученые всех столетий, начиная с XXVII века, уделяли значительное внимание как творческому развитию личности учащегося, так и педагогическому творчеству (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Д. Дьюи, У. Глассер, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский).
В результате на рубеже XIX-XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества», «психология творчества» и «педагогика творчества».
Как любое научное понятие, «творчество» многофакторно и полифункционально. В самом высшем своем значении творчество - это рождение нового: нового знания, новой теории или концепции, инновационного проекта, нового стиля в живописи, архитектуре.
Самое главное предназначение творчества, как составляющей жизни человека, - это формирование более совершенного, с точки зрения духовности, образа своей личности.
Таким образом, творчество можно определить как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого не существующее.
Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.
Философы определяют творчество как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.
Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество - это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г.С. Батищев).
В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А.Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству (Виноградов А.Г., 1990).
Российский исследователь В.Л. Иноземцев выделяет 5 основных групп определения творчества:
- творчество как всеобщая форма развития;
- творчество как форма труда («творческий труд»);
- творчество как форма создания нового;
- творчество как реализация внутреннего мотива деятельности - в данном понимании творчества лежит тезис о слитности в творчестве достижения цели и удовлетворения потребности в самосовершенствовании;
- творчество как мировоззрение - творчество в данном случае рассматривается как нестандартное отношение субъекта к миру и не определяется деятельностью. Однако самосовершенствование человека осуществляется только в деятельности, порождаемой внутренними стремлениями человека, и, таким образом, нельзя рассматривать творчество абсолютно вне деятельности.
Психологическую основу творчества составляют творческое мышление и творческие способности личности. В качестве критериев успешности выделяют: новизну, оригинальность получаемых решений, сложность решаемых задач, социальную значимость творческих решений. И в этом смысле задача образования заключается в развитии, закономерном изменении, переходе творческих способностей в качественно новое состояние в любом акте педагогической деятельности.
Образовательный процесс как вузе, так и в школе невозможен без раскрытия творческой индивидуальности как преподавателя, так и студента, как учителя, так и ученика. Творчество является и целью, и средством, и результатом «усиления себя», причем это относится как к личности преподавателя, так и студента, как учителя, так и ученика. Вместе с тем ак- меологическому развитию обучающихся уделяется недостаточное внимание. В большинстве предметов вузовских курсов диагностируется усвоение лишь знаний и умений, освоение опыта творческой деятельности, как правило, целенаправленно не диагностируется.
Сформировать творческую образовательную среду сможет лишь тот преподаватель, который во главу угла ставит не передачу знаний и даже не формирование умений (что необходимо и важно), а личностное развитие и саморазвитие обучающихся, что невозможно без целенаправленной организации со-знания (совместного знания) преподавателя и студента (1).
Процесс получения совместного знания возможен при условии диалогичности и полилогичности изложения материала. Последнее требует от преподавателя владения множеством андрагогических умений и навыков (рефлексивных, гностических, проектировочных, коммуникативных). В их основе - уважение к личному опыту и мнению каждого обучающегося, признание его права на ошибку, непонимание, бережное отношение к особенности личности, характера.
Толерантное взаимодействие, синтонное общение - это важнейшие составляющие диалогичности в обучении. Специфика образовательного процесса такова, что творчество не может развиваться в атмосфере давления и принуждения.
Что поможет преподавателю так организовать образовательное пространство своего предмета, чтобы оно побуждало и развивало творческий потенциал личности студента?
Основную и очень существенную помощь преподавателю любой дисциплины в формировании творческой активности студента оказывает его педагогическая эрудиция, педагогическая компетентность, в основе которых лежат знания основных дидактических теорий.
Разработка выдающимися дидактами ХХ века И.Я. Лернером, Н.М. Скаткиным, В.В. Краевским теории содержания образования и процесса обучения дает возможность максимально использовать весь дидактический инструментарий - принципы, методы, формы в формировании и развитии творческой индивидуальности учащихся.
Авторы впервые исследовали возможность и необходимость включения в содержание учебной информации по любому предмету не только знания и способы деятельности, но и такие важные компоненты обучения и воспитания креативной личности, как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Подчеркивая необходимость целенаправленной ориентации при изучении каждого фрагмента содержания учебной информации (каждого модуля) на усвоение всех четырех компонентов состава содержания образования, ученые исследуют и уровни реализации данных компонентов в образовательном процессе.
Рассмотрим творческий потенциал каждого из уровней состава содержания образования. Первый уровень - социального заказа - ориентирует образовательное сообщество на реализации цели образования - формирование ответственной, творческой, разносторонне развитой личности. Поддержку одаренности, развитие креативности в образовательной среде вузы осуществляют с помощью государственной политики (здесь и именные стипендии, премии за получение первых мест в конкурсах научных работ, поддержка лучших дипломных и магистерских проектов и т.д.).
Второй уровень - педагогической действительности - позволяет преподавателю реализовать такие важные для развития креативности принципы, как гуманизация и демократизация образовательного процесса, принципы проблемности дифференциации, индивидуализации.
Третий уровень - учебного предмета - позволяет структурировать учебную информацию от репродукции до творчества в соответствии с уровнями «Знать», «уметь», «владеть».
Четвертый уровень - учебного материала - предполагает разработку системы творческих заданий.
Пятый - акцентирует внимание преподавателей на учет особенности личности студентов, их потребностей и интересов. Студенты не только разные, они - другие по сравнению с предыдущими поколениями. Если десять лет назад со студенческой аудиторией можно было общаться на деловом и стандартизованном уровнях, то современная студенческая молодежь нуждается во все большей степени в конвенциональном общении, необходимом для установления партнерских отношений, и еще больше в духовном уровне общения, затрагивающем проблемы смысла жизни и вечные духовные ценности.
Способствовать созданию на занятиях творческой креативной среды можно в полной мере, лишь целенаправленно организуя самоуправляемую познавательную деятельность обучающихся, которая максимально способствует развитию их креативности. Раскрывая сущность понятия «опыт творческой деятельности», необходимо оказывать студентам педагогическую поддержку в очень непростом пути овладения его структурными элементами (способность к переносу знаний в знакомую и незнакомую ситуацию, владение приемами гипотетического мышления, видение альтернативных функций объекта и др.).
Способность к ближнему и дальнему переносу осваивается обучающимися и в ходе докладов, в качестве обязательного требования к которым - сопоставление понятий педагогического содержания, точек зрения различных авторов, изложение своей позиции, а также при выполнении заданий уровня «знать» - на формирование понятий педагогического содержания и уровня «уметь» на сопоставление понятий друг с другом и с реальным педагогическим процессом («). Дальний перенос отрабатывается в деловой игре «ассистирование преподавателю», в которой помощник преподавателя разрабатывает сценарий занятия, отбирает методы, задумывается о форме его проведения, организует работу «белого» и «черного» оппонента, вместе с которыми приобретает навыки диагностирования знаний студентов, усваивает приемы толерантного общения и синтонного взаимодействия (3).
Освоение такого сложного креативного приема, как дальний перенос, происходит также при выполнении студентами задания уровня «владеть» на проектирование и моделирование педагогических ситуаций и проектов.
Способствовать организации творческой среды будет система заданий, имеющих нравственно-практическую, творческую, духовную направленность. Задания помогают студентам овладеть новыми ценностными духовными установками: «я-субъект творчества», «я-субъект своего развития».
Очень важно целенаправленно ориентировать студентов на формирование навыков работы в команде, выдвижение гипотез, приобретения терпимости к мнению другого, соблюдение речевого и делового этикета за счет создания творческой атмосферы на лекциях (проблемные лекции, лекции-полилоги, «лекции вдвоем») и за счет всех форм контроля, включая экзамены.
Для активизации творческого развития личности целесообразно использовать следующие методы:
Метод эмпатии (метод личной аналогии). В основе данного метода лежит принцип замещения исследуемого объекта (процесса) другим. Метод основан на отождествлении себя с предметом и объектом творческой деятельности, осмыслении функций исследуемого предмета на основе «вживания» в его образ, которому приписываются личные чувства, эмоции, способность видеть, слышать, рассуждать и т.д. В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения, происходит активизация фантастических образов и представлений, однако именно это приводит к снятию барьеров «здравого смысла» и появлению оригинальных идей.
«Диверсионный» анализ - направлен на поиск, выявление в прогнозировании скрытых дефектов. Сущность метода заключается в том, что вместо вопроса: «Какие отрицательные последствия/дефекты возможны в процессе применения или реализации чего-либо?» задается вопрос «Как с помощью какой диверсии испортить данный объект, как обеспечить дефект?» (На одном из семинарских занятий студенты пытались ответить на вопрос «Как сорвать комбинированный урок?»). Естественно, что после того, как «диверсия» придумана, следует проанализировать: есть ли вероятность ее реализации на практике. Если такая возможность есть, необходимо решить задачу, «как этого не допустить».
Следует отметить, что выбор того, или иного метода активизации творческой деятельности учащихся зависит от содержания учебной дисциплины. По мере изучения предмета материал должен усложнять и повышаться степень креативности поставленных перед учащимися задач и проблем - это способствует развитию творческих способностей и умению творчески и неординарно мыслить, находить отличные от других собственные решения.
Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде, субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).
Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки творчества - как развивать творчество.
Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество - это создание нового в разных планах и масштабах.
При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.
Таким образом, среди факторов, способствующих творческому развитию личности как целеобразования, наиболее важными являются дидактическая и психологическая компетентность преподавателя, максимальная профессиональная направленность образовательного процесса, которая может стать наиболее полно реализована в режиме самоуправления познавательной деятельности студентов, а также при реализации преподавателем функции андрагога.
Уважаемые слушатели! Для более глубокого осмысления темы ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Как Вы в своей профессиональной деятельности развиваете собственную творческую активность?
2. Что способствует и препятствует Вашей творческой самореализации?
3. Какие открытия и достижения принадлежат лично Вам?
Спасибо за внимание!


ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер, А. Что означает для тебя жизнь? / А. Адлер. - М., 1998.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер.
3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб., 2008.
4. Олпорт, Г. Личность в психологии / Г. Олпорт. - М., 1998.
5. Формирование культуры академической учебы в студентов «круглый стол» // Диалог. - 2014. - № 6.
6. Ракова, Н.А. Андрагогическая модель обучения: учеб.-метод. комплекс / Н.А. Ракова. - Витебск: УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2012.
7. Дьяченко, Л.С. Тесты и творческие задания к курсу «Педагогика современной школы» / Л.С. Дьяченко. - Витебск, 2002.
8. Дьяченко, Л.С. Теория образования взрослых: учеб.-метод. комплекс / Л.С. Дьяченко. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012.
9. Дьяченко, Л.С.От творчества преподавателя - к творчеству студента / Л.С. Дьяченко // Поддержка одаренности - развитие креативности: материалы международного конгресса. - Витебск: УО «ВГУ имени П.М. Машерова». - 2014. - Т 1. - С 201.
10. Адарченко, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности в креативной педагогике / Е.Л. Адарченко // Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 27-28 мая 2010 г. - Витебск: УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», 2010. - С. 57-58.
11. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: «Питер», 2009. - 448 с.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.