На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психология образования. Методические рекомендации - Планы-сценарии к семинарским занятиям
Психология образования. Методические рекомендации - Планы-сценарии к семинарским занятиям
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психология образования. Методические рекомендации
Учебная программа к курсу «психология образования»
Методические советы к прочтению и самостоятельному написанию фрагмента лекции
Планы-сценарии к семинарским занятиям
Вопросы к экзамену по предмету «психология образования»
Приложение
Все страницы

 

Планы-сценарии к семинарским занятиям

Методические рекомендации
к семинарскому занятию № 1 на тему: «Объект, предмет психологии
образования, его основополагающие гуманистические концепции»

Данное семинарское занятие целесообразно проводить перед первой лекцией, т.к. у слушателей должна быть возможность познакомиться с программой курса, выбрать темы для лекций и докладов, определить цели и задачи курса, выразить свои пожелания по методике проведения занятий в режиме максимальной самостоятельности и активности.
В результате занятия слушатели должны быть сориентированы на: уровень «знать»: основные гуманистические концепции психологии образования, сущность иерархии потребностей А. Маслоу, «я-концепция» Роджерса по следующим параметрам: основные идеи, основные понятия, методы исследования, факторы развития, индивидуальные различия, развитие личности, достоинства теорий, направления критики ;
«уметь»: структурировать цель изучения курса, формируя самостоятельно его задачи, соотносить идеи концепции с теорией и практикой образовательного процесса;
«овладеть»: умением вступать в диалог и полилог, выдвигать гипотезы, моделировать педагогические и андрагогические ситуации.
Ход занятия.
1. Теоретическая часть - форма проведения: полилог. Преподаватель или его ассистент предлагают аудитории самостоятельно сформулировать объект курса, его предмет, проанализировать цель. Высказать самостоятельные суждения по цели курса поможет дискуссия, которая возникает при поиске ответа на такие вопросы, как: «Психология без педагогики бесполезна», «Педагогика без психологии беспомощна».
После осознания целей и задач курса ассистент предлагает докладчикам выступить с фрагментом лекции, с докладом, в которых они излагают основные идеи гуманистических концепций, делают краткий биографический экскурс, сопоставляют концепции друг с другом. Докладчик задает аудитории вопросы, проверяющие понимание изложенного материала. В свою очередь слушатели задают вопросы докладчику. Ассистент преподавателя предоставляет слово белому и черному оппонентам.
2. Организовать андрагогический процесс по усвоению переданного докладчиками фрагмента содержания можно с помощью обучающих заданий трех видов:
- задание на формирование и систематизацию понятий - уровень «Знать»;
- задание на сопоставление понятий друг с другом и с реальным анд- рагогическим процессом - уровень «уметь»;
- задание на прогнозирование и проектирование андрагогического процесса - уровень «владеть».
1) Например: «Закончите предложение: «Ключевым понятием в теории Карла Роджерса является...»
«Самосознание, «я-концепция», самоактуализация, конгруэнтность относятся к теории личности, созданной.»
«Проанализируйте последовательность потребностей от низших к высшим в пирамиде Маслоу:
- потребность самоуважения: потребности в достижении, в признании, в одобрении;
- физиологические потребности: голод, жажда, секс и т.д.;
- потребность в самоактуализации, реализации возможностей и способностей;
- потребность в безопасности: безопасность и защита от боли, страха, гнева;
- потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности, социальной присоединенности.
2) Уровень «уметь»:
- изучите более подробно таблицу 20 (с. 93) и таблицу 21 (с. 94) в учебном пособии «Психология личности» и определите, в чем сходство и различие данных теорий;
- раскройте педагогический и андрагогический потенциал гуманистических концепций Маслоу и Роджерса. Какие современные образовательные концепции и технологии основываются на их идеях?
- из предложенных ниже понятий составьте рассказ или эссе «Творчество, самовыражение, студент, уникальный потенциал, потребность в любви, потребность в самоуважении, акмеологическое развитие личности».
Литература к занятию
1. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - С. 105-573.
2. Холл Келвин, С. Теории личности / С. Холл Келвин, Линдсей Гарднер. - М., 1997. - С. 45-447.
3. Психология личности: учеб.-метод. комплекс для слушателей ИПК и ПК / сост. Е.П. Милашевич. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. - 146 с.
4. Дьяченко, Л.С. Тесты и творческие задания к курсу «Педагогика современной школы» / Л.С. Дьяченко. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2002.

Семинарское занятие № 2
«Проблемы личности в западной психологии»

В результате занятий слушатели должны:
- знать:
Сущность диспозиционной теории черт Г. Оллпорта, факторную модель личности Р. Кэттола, бихевиорийский взгляд на развитие личности А. Бандуры.
- уметь: сопоставлять основные положения теорий друг с другом, выделять индивидуальные различия, подчеркнуть достоинства теории и направления ее критики.
- владеть: умением находить возможности для разрешения собственных проблем, основываясь на вышеизложенных теориях.
Ход занятия.
I. Выступления докладчиков по темам:
1. Сущность теории черт Г. Олпорта.
2. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры.
II. Выполнение заданий уровня «знать»:
1. Выберите правильный ответ:
«Личность, с точки зрения бихевиоризма, это:
а) человек - это существо, который от природы хорош собой, и способен к самосовершенствованию;
б) не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку.
2. Кто из авторов для описания структуры личности ввел понятие «коллективное бессознательное»:
а) К. Юнг в) Э. Берн
б) Г. Олпорт г) З. Фрейд
III. Выполнение заданий уровня «уметь»:
1. Установите различия между теоретическими позициями авторов теории черт Г. Олпорта, Р. Кэттола, Г. Айзенка.
2. Почему считается, что представления К. Роджерса о человеке вносят в теорию личности коррективы, направленные против фрейдистских и бихевиористских взглядов?
IV. Выполнение задания уровня «владеть»:
Подумайте, какая из теорий личности помогла вам объяснить собственные проявления личности и свое собственное поведение?

Литература

Основная:
1. Келли Дж. Теория личности. - СПб., 2000.
2. Психология личности: учеб.-метод. комплекс для слушателей ИПК и ПК / сост. Е.П. Милашевич. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008.
3. Райгородский, Д.Я. Психология личности. Тексты. Т.1. Хрестоматия / Д.Я. Райгородский. - Самара, 2002.
4. Фрейджер, Р. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - СПб., 2007.
5. Фрейджер, Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология К. Роджерса, А. Маслоу и Р. Мэй / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - СПб., 2007.
6. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб., 1997.
7. Холл, С.К. Теории личности / С.К. Холл, Л. Гарднер. - М., 1997. Дополнительная:
1. Роджер, К. О групповой психотерапии / К. Роджер. - М., 1993.

Семинарское занятие № 3 на тему:
«Самосознание личности и ее жизненный путь»

В результате занятия слушатели должны знать:
- сущность понятия «самосознание»,
- трактовку понятия в отечественной и зарубежной психологии,
- методы исследования жизненного пути личности.
Уметь:
- сопоставлять зарубежные и отечественные трактовки понятия «самосознание»,
- находить зависимость жизненного пути личности от ее самосознания,
- владеть умением включать конкретные жизненные сценарии в обсуждаемую проблему.
Ход занятия:
I. Выступления докладчиков на темы:
- понятие «Я-концепции»,
- «личность как субъект жизненного развития»,
- «методы исследования жизненного пути личности»,
- обсуждение докладов в форме полилога, выступления «Белого» и «черного» оппонентов.
II. Организация андрагогического процесса с помощью заданий уровня «Знать» на формирование понятий и их системы:
- прочитайте следующие поэтические строки, Что можно сказать о выборе жизненного пути героя произведения?
Вот видишь... я бродил среди речных излучин И все не мог найти, где надлежащий путь.
Я должен быть избрать какой-нибудь
И что же? Опытом научен,
Я выбрал путь себе кратчайший и прямой.
- Какой же?
- Быть самим собой.
Э. Ростан. «Сирано де Бержерак».
уровня «уметь» на сопоставление понятий друг с другой:
ответьте на следующие вопросы:
1. Разделяете ли Вы точку зрения, что самосознание является «внутренним ядром» личности?
2. Когда используют выражение «сознательная личность», что подразумевают?
3. Зависит ли саморазвитие человека от уровня развития его самосознания?
уровня «владеть»:
напишите эссе на одну из предложенных тем: «Жизненный выбор личности, «Личность как субъект жизненного пути», «Жизненный сценарий личности и его реализация», «Философия жизни эффективной личности».

Литература

1. Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности: учеб. пособие / К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2002.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. Педагогика, 1986.
3. Психология личности: учеб.-метод. комплекс для слушателей ИПК и ПК / сост. Е.П. Милашевич. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008.
4. Пономарева, Н.А. Психодиагностика личности: пособие для студентов вузов / М.А. Пономарева, Т.И. Юхновец / под общ. ред. М.А. Пономаревой. - Минск: Тесей, 2008.
5. Райгородский, Д.Я. Психология личности. Тексты. Т.1. Хрестоматия / Д.Я. Райгородский. - Самара: ИД «Бахрах-М», 2002.
6. Фрейджер, Р. Джемс и психология самосознания / Р. Фрейджер, Дж. Фейди- мен. - СПб., 2007.
7. Логинова, Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь / Н.А. Логинова // Принцип развития в психологии. - М., 1978. - С. 156-172.
8. Штайнер, К. Сценарии жизни человека / К. Штайнер // Школа Эрика Берна. - СПб., 2003.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.