На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психология образования. Методические рекомендации - Учебная программа к курсу «психология образования»
Психология образования. Методические рекомендации - Учебная программа к курсу «психология образования»
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психология образования. Методические рекомендации
Учебная программа к курсу «психология образования»
Методические советы к прочтению и самостоятельному написанию фрагмента лекции
Планы-сценарии к семинарским занятиям
Вопросы к экзамену по предмету «психология образования»
Приложение
Все страницы

 

Учебная программа к курсу «психология образования»

Содержание учебного материала.
Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий


п/п

Наименование тем

Содержание

Объем в часах

1.

Психология образования как наука и учебный предмет

Объект и предмет психологии образования. Образование как глобальный объект психологии образования. Структура курса «Психология образования». Место психологии образования среди других областей знания. Источники информации как основания методов психологии образования. Методы исследования психологии образования, классификация и характеристика. Особенности интервьюирования, опроса и анкетирования, наблюдения. Проверка значимости. Выборки. Основные этапы исследования.
Основополагающие гуманистические концепции психологии образования: иерархия потребностей А. Маслоу. «Я-концепция» К. Роджерса, подход Г. Оллпорта. Привнесение идей гуманистической психологии в теорию и практику педагогической работы

1

2.

Концепции личности и их педагогический потенциал

Личность и ее детерминанты. Теория личности З. Фрейда, А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни. Гуманистический (А. Маслоу) и феменологический (К. Роджерс) подходы.                      Факторные теории           личности
(Р. Кеттел, Г. Айзенк, Г. Олпорт). Бихевио- ральная теория личности (Б.Ф. Скиннер, А. Стаатс, Дж. Доллард, И. Миллер). Социально-когнитивное направление в теории личности (А. Бандура). Когнитивная теория личности (Дж. Келли). Проблема личности в трудах советских ученых-психологов. Концепция развития личности. Личностные тесты

1

3.

Психологические процессы и педагогические основы их акмеологического развития

Память и ее образовательные функции. Теоретическое и эмпирическое мышление и методы его формирования. Воля и эмоции как структурные компоненты педагогического процесса. Проблемы их формирования и развития, пути достижения «акме»

1

4.

Интеллектуальное развитие личности как цель образования

Понятие интеллекта. Методики оценки интеллектуальных способностей, тестирование интеллекта. Природа интеллектуальных способностей. Наследственность и среда. Факторные теории интеллекта (истоки факторных теорий, модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Теория интеллекта Р. Кэттела, иерархический подход). Системные теории интеллекта (теория множественности форм интеллекта Х. Гарднера, тройственная теория интеллекта Р. Стерн- берга). Интеллектуальное развитие и его детерминанты. Социокультурная теория развития Л.С. Выготского.

1

5.

Творческое развитие личности как цель образования.

Феномен творчества. Его диагностика в сфере образования. Развитие творчества. Основные направления экспериментального изучения творчества. Креативность как общая способность к творчеству, ее связь с интеллектом, диагностика. Психологические аспекты разно- стороннеого (нравственного, эстетического, физического) развития личности. Ненасилие и безусловная любовь как основные механизмы духовного личностного становления и развития

2

6.

Концепция научения

Теории научения. Ассоциативно-рефлекторная теория научения. Бихевиоральная концепция научения. Когнитивная концепция научения. Социальное научение, его сущность и функции. Деятельностная теория. Значение теорий научения для сферы образования.

 

7.

Развитие педагогического процесса на основе закономерностей психологии образования

Современные направления развития психологии образования. Задачи современного образования. Применение отдельных теорий научения в учебном процессе. Обзор продуктивных психолого-педагогических нововведений, систем и технологий.

 

8.

Состав и структура учебной деятельности

Учебная деятельность в системе других видов деятельности. Предмет, средства, способы, результаты и функции учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности и ее структура. Основные подходы к исследованию мотивации. Изучение мотивационной сферы и ее развитие.
Сущность и структура научения. Понятие «учение», «научение», «обучение», «усвоение» и их соотношение. Виды и механизмы научения. Факторы, определяющие успешность научения. Современные тенденции изучения результатов обучения.

 

Практические и семинарские занятия, их содержание и объем в часах


п/п

Наименование тем

С о д е р ж а н и е

Объем в часах

1.

Психология образования как наука и учебный предмет

Объект и предмет психологии образования. Образование как глобальный объект психологии образования. Структура курса «Психология образования». Место психологии образования среди других областей знания.
Источники информации как основания методов психологии образования. Методы исследования психологии образования, классификация и характеристика. Особенности интервьюирования, опроса и анкетирования, наблюдения. Проверка значимости. Выборки. Основные этапы исследования.
Основополагающие гуманистические концепции психологии образования: иерархия потребностей А. Маслоу. «Я-концепция» К. Роджерса, подход Г. Оллпорта. Привнесение идей гуманистической психологии в теорию и практику педагогической работы

1

2.

Концепции личности и их педагогический потенциал

Личность и ее детерминанты. Теория личности З. Фрейда, А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни. Гуманистический (А. Маслоу) и фе- менологический (К. Роджерс) подходы. Факторные теории личности (Р. Кеттел, Г. Айзенк, Г. Оллпорт). Бихевиоральная теория личности (Б.Ф. Скиннер, А. Стаатс, Дж. Доллард, И. Миллер). Социально-когнитивное направление в теории личности (А. Бандура). Когнитивная теория личности (Дж. Келли). Проблема личности в трудах советских ученых-психологов. Концепция развития личности. Личностные тесты

2

3.

Психологические процессы и педагогические основы их акмеологического развития

Память и ее образовательные функции. Теоретическое и эмпирическое мышление и методы его формирования. Воля и эмоции как структурные компоненты педагогического процесса. Проблемы их формирования и развития, пути достижения «акме»

2

4.

Интеллектуальное развитие личности как цель образования

Понятие интеллекта. Методики оценки интеллектуальных способностей, тестирование интеллекта. Природа интеллектуальных способностей. Наследственность и среда. Факторные теории интеллекта (истоки факторных теорий, модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Теория интеллекта Р. Кэттела, иерархический подход). Системные теории интеллекта (теория

2

 

 

множественности форм интеллекта Х. Гарднера, тройственная теория интеллекта Р. Стерн- берга). Интеллектуальное развитие и его детерминанты. Социокультурная теория развития Л,С. Выготского.

 

5.

Творческое развитие личности как цель образования

Феномен творчества. Его диагностика в сфере образования. Развитие творчества. Основные направления экспериментального изучения творчества. Креативность как общая способность к творчеству, ее связь с интеллектом, диагностика. Психологические аспекты разносто- роннеого (нравственного, эстетического, физического) развития личности. Ненасилие и безусловная любовь как основные механизмы духовного личностного становления и развития.

1

6.

Концепция научения

Теории научения. Ассоциативно-рефлекторная теория научения. Бихевиоральная концепция научения. Когнитивная концепция научения. Социальное научение, его сущность и функции. Деятельностная теория. Значение теорий научения для сферы образования.

1

7.

Развитие педагогического процесса на основе закономерностей психологии образования

Современные направления развития психологии образования. Задачи современного образования. Применение отдельных теорий научения в учебном процессе. Обзор продуктивных психолого-педагогических нововведений, систем и технологий

1

8.

Состав и структура учебной деятельности

Учебная деятельность в системе других видов деятельности. Предмет, средства, способы, результаты и функции учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности и ее структура. Основные подходы к исследованию мотивации. Изучение мотивационной сферы и ее развитие.
Сущность и структура научения. Понятие «учение», «научение», «обучение», «усвоение» и их соотношение. Виды и механизмы научения. Факторы, определяющие успешность научения. Современные тенденции изучения результатов обучения

 

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.