Страница 2 из 2
4. Формы организации обучения
Вопрос о формах организации обучения один их центральных в дидактике. В энциклопедическом словаре «форма» - это внешнее очертание, наружный вид или внешнее выражение какого-либо содержания. В педагогике же под формой обучения понимается способ организации учебно-воспитательного процесса. Выбор формы обучения тесно связан и с содержанием, и с принципами, и с методами обучения. Существует классификация форм обучения. Основной формой обучения является урок. Кроме него существуют дополнительные и вспомогательные формы обучения. Дополнительные формы обучения могут быть использованы для организации обучения в дополнение изучаемого материала в рамках учебных планов, программ и образовательных стандартов. В дополнительных формах обучения решаются педагогические задачи в продолжение задач уроков. Проводятся чаще всего с постоянным составом учащихся класса. Вспомогательные формы обучения нацелены на организацию изучения материала предметной области вне рамок программы - шире и глубже, чем на уроке. Эти формы работы проводятся в сборном составе учащихся из разных классов одной параллели, или с разновозрастной группой учащихся, заинтересованных в углубленном изучении предмета. Итак, к основной форме обучения относится - урок. В нем четко прослеживаются стиль отношений между учителем и учащимися, отношение учеников к учебному процессу, результаты обучения. Урок как форма обучения существовал не всегда, а вошел в практику школы с классно-урочной системой Яна Амоса Коменского (начало 17 века). Все свои предложения Я.А. Коменский изложил в книге «Великая дидактика» (1632 г.), где теоретически обосновал классно-урочную систему. Он не только обобщил опыт и дал научное обоснование новой системы, но и основал проникновение её в практику. Его система называлась - классной, т.к. все ученики сгруппированы по классам соответственно их возрасту и уровню знаний, класс имеет свой постоянный состав; - урочной, т.к. учебный курс по каждому предмету расчленялся на ряд отдельных разделов и тем, а темы на ряд равномерно и последовательно расположенных частей - уроков, которые идут один за другим по определенному расписанию. Это было гениальное открытие, своеобразная революция в области обучения, а Коменский по праву считается великим педагогом. Его теория стала распространяться, завоевывать свои позиции, утверждаться не только в школах Чехии, но и всей Европы. Появление классно-урочной системы было огромным шагом вперед, но нельзя сказать, что она оставалась неизменной. Попытки ее изменения были связаны, прежде всего, с изменениями социально-экономических условий. Уроки разнообразны, их существует несколько типов. В основе типологии уроков лежит дидактическая задача, которая решается на уроке. Она является первичным моментом, определяющим тип урока, например: изучение нового материала, проверка знаний, обобщение материала по теме или разделу и т. д. Отсюда выделяют следующие типы уроков: - урок изучения нового материала; - урок формирования практических умений и навыков - урок обобщения и систематизации знаний; - урок проверки знаний, умений, навыков (контрольноучетный; - комбинированный или смешанный урок (включает в себя и усвоение новых знаний, и закрепление, и повторение, т.е. решает несколько дидактических задач). Будучи единым целостным образованием, урок включает в себя ряд этапов в работе с классом. Эти этапы тесно связаны между собой и плавно переходят друг в друга. Совокупность этапов представляет собой структуру урока. 1. Организационный момент или вводная часть урока (1-2 мин.). Это мобилизационная часть, ее задача - создать рабочую обстановку, что важно при любом типе урока. Здесь устанавливается контакт учителя с классом, проверяется наличие у учащихся всего необходимого на парте, выясняются отсутствующие, подготавливается восприятие учащихся, их внимание, настрой на урок, акцентирование того, о чем будет идти речь на уроке. 2. Этап актуализации ранее усвоенных знаний - повторительно-проверочная работа по пройденному материалу 10-15 мин. 3. Изучение нового материала (20-30 мин.). Эта часть урока занимает центральное место. Объяснения в том виде, в каком оно было принято ранее, может и не быть. Организовать этот этап можно по-разному: - если материал сложен, учитель излагает весь материал сам, а ученики осмысливают, записывают, отвечают в ходе рассуждения учителя на промежуточные вопросы; - если есть хорошие пособия, ученикам предлагается самим разобраться в определенном вопросе, пользуясь картой, книгой, учебником, дополнительными пособиями, заданным алгоритмом действия; - если есть база знаний и материал несложный, можно организовать эвристическую беседу, в ходе которой ученики сами приходят к выявлению новых знаний, усваивают новый материал; - учебное исследование (эксперимент), где ведутся наблюдения за изучаемым явлением, выводится новая закономерность или выводы, заключения; - использование индуктивных и дедуктивных методов познания; - на основе повторения изученного, вводятся дополнительные вопросы и задания, выполнение которых знакомит с новыми знаниями. Заканчивается этот этап урока обобщением и систематизацией знаний, с целью выделить основное и сформулировать выводы. 4. Закрепление и практическое применение усвоенного материала (5-10 мин.). Его назначение: - вторично зафиксировать в памяти, в сознании полученные знания и придать им большую прочность, - учиться использовать полученные знания, применять в новых ситуациях при решении новых интеллектуальных задач, т.е. работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике. 5. Домашнее задание (3-5 мин.). Этому этапу тоже отводится специальное время. Здесь раскрывается сущность задания, методика его выполнения, срок выполнения, инструкция, характер дифференциации и индивидуализации. Исполнение этого этапа возможно в любой период урока, в зависимости от целесообразности. 6. Окончание урока (1-3 мин.). На этом этапе идет подведение итогов урока, напоминание о том, какова была цель и насколько успешно она достигнута, здесь же возможно выставление и комментирование оценок, определение перспективы на следующий урок. Существуют также нетрадиционные, нестандартные уроки - это важный элемент процесса развития методики преподавания. Их можно использовать при решении различных дидактических задач. В основном, эти формы пришли из внеклассной воспитательной работы. Чаще всего они используются на повторении и обобщении тем. - Уроки-соревнования (типа КВН, брейн-ринг). Формируются команды, жюри, болельщики (или без них), подбираются задания, которые требуют знаний по усвоенной теме, могут быть конкурсы для команд, для капитанов, для болельщиков, подсчитываются баллы, подводятся итоги, объявление победителей. - Урок-путешествие: в другую страну, в другую эпоху, в гости к какой-либо личности (поэту, писателю, ученому и др.), в вымышленный город или страну (Полиглотия, Вычисляндия, Музыкания) и т. д. Основная задача - знакомство с какой-либо темой. - Урок-фестиваль (съехались гости из разных стран или городов, времен). Это может быть обобщающий урок по теме. Продумать содержание фестиваля: о чем говорят, с чем выступают и т.д., как завершить и подвести итоги. - Урок-лекция: ставится проблема, обозначается круг вопросов, подбирается материал, основное содержание, наглядность. Слушая лекцию, ученики составляют план, записывают наиболее важные положения, даты, имена, названия, выводы. Используется в основном на гуманитарных предметах, только в старших классах. Время школьной лекции 20-30 минут. - Урок-семинар, урок-конференция. Даются вопросы-темы по основному материалу, распределяются между учениками, которые будут готовить сообщения. Можно назначить содокладчиков, оппонентов. Учитель дает список литературы, необходимый для подготовки, проводит консультации. На уроке идет заслушивание и обсуждение сообщений. - Уроки творчества: работа по творческим группам, где у каждой свое задание и его представление, литературный салон и т.д. - Урок-аукцион знаний (по пройденной теме, с четкими вопросами) - Урок-сказка в младших классах (урок ведут литературные или сказочные персонажи: один объясняет, другой ведет физкультминутку, третий спрашивает - загадки, викторины, конкурсы, призы). Несмотря на обилие образовательных концепций и систем уже четыре столетия классно-урочная система Я.А. Коменского остается преобладающей. Она является наиболее педагогически целесообразной, более адекватна природе процесса обучения и принята в нашей школе как основная. В то же время классно-урочная система имеет ряд как положительных, так и отрицательных сторон.
5. Методы обучения, их классификация
Методы обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, обеспечивающих усвоение содержания образования. Классификация методов обучения. 1. По источнику получения знаний а) словесные методы (рассказ, лекция (систематическое изложение материала), беседа (подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы.), дискуссия (обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем), семинар). Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося. Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм - засилье слова, опасность отрыва учения от жизни, практики. (рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар) б) наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстрация). Источником знаний является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. Функции наглядных методов: обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем; - создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами. в) практические (упражнение (многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков), лабораторная работа, практическая работа). Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию. Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными. 2. По характеру познавательной деятельности а) объяснительно-наглядный или репродуктивный (беседа, упражнения, лабораторные). Состоит в том, что учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что учитель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения. б) проблемное изложение (лекция, рассказ, объяснение). Заключается в том, что учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения. в) частично-поисковый (эвристический) включает учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах. г) исследовательский (книга, архивы, наблюдения, опытно - практическая работа). Предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска. 3. По дидактической цели а) методы изучения новых знаний б) методы закрепления знаний в) методы контроля. 4. По месту в структуре деятельности Ю.К. Бабанский предложил классифицировать методы, исходя из структуры деятельности. В ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Соответственно, по мнению Ю. К. Бабанского, должны быть три группы методов по их месту в структуре обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности, б) методы ее стимулирования и мотивации, в) методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью. Средства обучения - это источник и получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная. В науке нет строгой классификации дидактических средств. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В.Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.
Простые средства 1. Словесные: учебники и другие тексты. 2. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
Сложные средства 1. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр. 2. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. 3. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео. 4. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети. Технические средства обучения (ТСО) - это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля.
Существуют следующие виды ТСО: - информационные; - программированного обучения; - контроля знаний; - тренажеры; - комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы). Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое дидактика и какие проблемы она изучает? 2. Раскройте сущность обучения как способа организации целостного педагогического процесса. 3. Что понимается под «закономерностью» в обучении? 4. Перечислите и раскройте принципы обучения. 5. Какова сущность содержания образования? 6. Составьте таблицу «Классификация методов обучения». 7. Дайте классификацию современных форм организации обучения. 8. Почему урок - основная форма организации обучения?
Рекомендуемая литература. 1. Коджаспирова Г.М./ Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. - 2-2 изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2017. - 248 с. 2. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательсткий центр «Академия», 2014. 3. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебное пособие для вузов / П. И. Пидкасистый; отв. ред. П. И. Пидкасистый. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2011. 4. Сковородкина И.З., Герасимов С.А./Педагогика. Учебник. - М.: Издательство Академия, 2018. 5. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко .— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017 Источник: Брыкин, Юрий Вадимович. Педагогика: краткий курс лекций : учебное пособие / Ю. В. Брыкин, Д. Ю. Фролочкина. — Казань : Бук, 2018. — 120 с.
|