Психологические особенности проявления эмоционального выгорания педагогов - Анализ и обсуждение результатов исследования |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 2 из 2
|
Проявления |
|
Педагоги |
||
Уровень СЭВ |
Психологии. |
I |
II |
III |
Ощущение неудачи |
25 |
89 |
57 |
|
Чувство раздраженности |
12 |
36 |
33 |
|
Эмоциональное переживание тупика |
25 |
25 |
57 |
|
Депрессия |
12 |
16 |
19 |
|
Физический дискомфорт |
Физич. |
12 |
52 |
42 |
Ощущение постоянной усталости и истощенности |
9 |
49 |
34 |
|
Нарушение сна |
3 |
9 |
4 |
Анализ результатов обнаруживает прямую зависимость индекса доброжелательности от уровня развития синдрома выгорания независимо от возраста и стажа работы.
В нашем исследовании мы рассмотрели обусловленность уровня развития психологического синдрома эмоционального выгорания от преобладания акцентуированного стиля межличностных отношений. Эти зависимости представлены на рис. 3.
Рис. 3. Зависимость преобладающего стиля межличностных отношений от уровня эмоционального выгорания (СЭВ) по тесту Т. Лири:
I - авторитарный; II - независимо-доминирующий; III - агрессивный;
IV - недоверчиво-скептический; V - покорно-застенчивый; VI - зависимый;
VII - сотрудничающий; VIII - альтруистический
Как мы видим, на первом, благополучном, уровне выявляется стремление к лидерству, преобладание дружелюбного и альтруистического поведения.
На втором уровне развития эмоционального выгорания в межличностных отношениях доминирует агрессивность, высокая конфликтность.
Заметно проявляется интровертированность и заниженность самооценки, неуверенность и мнительность, эгоцентричность и критичность.
На третьем уровне все акцентуации в межличностных отношениях ярко выражены и превалируют во всех октантах. Особенно выделяются агрессивность и эгоцентричность.
Анализ данных всех трех уровней показывает, что с углублением признаков эмоционального выгорания нарастали признаки конфликтного поведения личности, и, как следствие, дезадаптивного поведения.
Для оценки взаимосвязи симптомов эмоционального выгорания, индекса истощенности и духовно-нравственных качеств личности мы использовали коэффициент линейной корреляции К. Пирсона. Данные представлены в табл. 5.
Таблица 5
Зависимость симптомов эмоционального выгорания от индекса истощенности
Фазы |
Симптомы |
И/И |
и/д |
Эмпатия |
Альтруизм |
|
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
r = 0,49 |
и. д. |
r = -0,40 |
r = -0,25 |
I |
Неудовлетворенность собой |
r = 0,37 |
r = -0,67 |
r = -0.53 |
r = -0,28 |
|
Загнанность в клетку |
r =0,23 |
r = -0,51 |
r = 0,44 |
r = -0,26 |
|
Тревога и депрессия |
и. д. |
и. д. |
н. Д. |
н. Д. |
|
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
и. д. |
r = -0,72 |
н. Д. |
н. Д. |
II |
Расширение сферы экономии эмоций |
r = 0,22 |
r = -069 |
r = -0,45 |
н. Д. |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
r = 0,46 |
r = -0,36 |
r = -0,26 |
r = -0,37 |
|
|
Редукция профессиональных обязанностей |
и. д. |
r = -0,49 |
r = -0,22 |
н. Д. |
|
Эмоциональный дефицит |
r = 0,31 |
r = -0,39 |
r = -0,38 |
н. Д. |
III |
Эмоциональная отстраненность |
и. д. |
r = -0,37 |
r = -0,27 |
н. Д. |
Личностная отстраненность |
r = 0,31 |
r = -0,53 |
r = -0,50 |
r = -087 |
|
|
Психосоматические и психовегетативные заболевания |
и. д. |
r = -0,46 |
н. Д. |
н. Д. |
Примечание: r - значение коэффициента корреляции К. Пирсона; н. д. - различия статистически не достоверны
Анализ таблицы свидетельствует, что достоверно статистические данные зависимости симптомов эмоционального выгорания обнаружили показатели индекса доброжелательности (высокая отрицательная корреляция индекса доброжелательности от уровня развития синдрома).
Исследование зависимости индекса доброжелательности от уровня синдрома в совокупных показателях убедительно доказывает яркую их
выраженность в признаках эмоционально-нравственного порядка: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование - r = -0,72; расширение сферы экономии эмоций - r = -069; неудовлетворенность собой - r = -0,67; личностная отстраненность - r = -0,53; загнанность в клетку - r = -0,51; психосоматические и психовегетативные заболевания - r = -0,46 и т. д. Статистически недостоверные данные проявились в двух симптомах фазы «напряжение»: переживание психотравмирующих обстоятельств и тревоги и депрессии.
Индекс доброжелательности, таким образом, является интегральным показателем духовно-нравственных качеств личности, так как при положительных значениях индекса обнаружился высокий уровень духовнонравственных качеств: у личности преобладают альтруистические качества личности, мягкосердечность, склонность к сотрудничеству.
Высокие показатели отрицательной корреляции выявляет наиболее эффективный критерий оценки психологического синдрома эмоционального выгорания - индекс доброжелательности. Свидетельство эмпатии выявляют зависимость, но более низкую степень взаимосвязи. Признаки альтруизма по самооценке не выявляют существенной зависимости (кроме симптома «личной отстраненности») и показывают, неадекватно высокую самооценку преподавателей.
Индекс истощенности не обнаруживается в тех симптомах выгорания, которые демонстрируют эмоционально-нравственное реагирование и признаки отстраненности. Данный критерий не может служить в качестве определяющего синдрома эмоционально выгорания.
Исследование показало, таким образом, что существует прямая зависимость психологического синдрома эмоционального выгорания от развития духовно-нравственных качеств личности, которую можно представить в виде линейной функции (рис. 4).
На оси абсцисс находятся показатели индекса доброжелательности (ИД): от 0 до + X передаются плюсовые значения индекса доброжелательности, от 0 до - X изображаются отрицательные значения индекса доброжелательности .
На оси ординат - показатели индекса истощения. Максимальное значение индекса истощения (ИИ) - 14 баллов. Показатели от 0 до 4 баллов свидетельствуют об отсутствии истощения; от 5 до 9 баллов - о перенапряжении и переутомлении; с 10 до 14 баллов - об истощении жизненных сил, угрозе срыва защитных механизмов.
От 60%до100% эмпатии к студентам Отсутствует СЭБч.
На графике линейной функции первый уровень синдрома эмоционального выгорания находится в области высоких плюсовых показателей индекса доброжелательности и эмпатии к студентам (от 60 до 100 %) и низких значениях индекса истощенности жизненных сил (до 4 баллов).
Второй уровень психологического синдрома эмоционального выгорания занимает на графике промежуточное положение, при котором индекс доброжелательности имеет средне-низкие показатели (невысокие положительные и отрицательные значения) при возрастании значений индекса истощенности жизненных сил.
Третий уровень психологического синдрома эмоционального выгорания находится в отрицательных величинах индекса доброжелательности и низкой эмпатии к студентами (от 14 до 40 %) и при высоких показателях истощенности жизненных сил. Поскольку показатели индекса истощения не могут быть выше 14 баллов, то при углублении симптомов СЭВ график функции теряет линейность, но область переходит во все более отрицательные значения индекса доброжелательности.
Таким образом, индекс доброжелательности становится интегральным показателем духовно-нравственного потенциала личности и в то же время основным критерием в определении психологического синдрома эмоционального выгорания. Индекс истощения не может стать определяющим показателем эмоционального выгорания из-за включения защитных механизмов (второй вариант образования синдрома). Это же доказывает проведенное нами исследование.
Индекс истощения при положительных показателях индекса доброжелательности может быть высчитан с помощью математической формулы, где У - (ИИ) - индекс истощения, ИД (X) - индекс доброжелательности в плюсовых значениях: ИИ = -0,7ИД + 14.
С помощью данной формулы, зная только значения индекса доброжелательности, можно высчитать индекс истощения и уровень эмоционального выгорания, уровень развития духовно-нравственных качеств личности. При высоких показателях индекса истощенности необходимо с целью выяснения духовно-нравственных проблем личности провести более глубокое обследование по всем предложенным методикам.
Нами установлено, что к развитию психологического синдрома эмоционального выгорания приводят как хронические психоэмоциональные перегрузки в профессиональной деятельности, так и низкий уровень духовно-нравственных качеств личности до профессионального ее становления.
Мы посчитали целесообразным все заявленные симптомы психологического синдрома эмоционального выгорания на каждой фазе рассмотреть в когнитивном, эмоциональном и поведенческом планах, отдельно выявляя физический и психологический уровни (табл. 6). Детальный анализ симптомов позволит нам соотносить результаты исследования по данной методике, вычленяя проявления психологического синдрома у педагогов на различных уровнях, планах и на разных фазах развития.
Таблица 6
Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания на физическом и психологическом уровнях; когнитивном, эмоциональном
и поведенческом планах
Фазы |
Критерии |
||
КОГНИТИВНЫЙ |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ |
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ |
|
Напряжение |
Физический уровень |
||
Осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности |
Снижение качества профессиональной деятельности |
Попытки сократить обязанности, упростить роль в ходе деятельности |
|
Психологический уровень |
|||
Интеллектуально -эмоциональный блок, тупик; неудовлетворенность собой |
Переживание психотравмирующих обстоятель |
Повышенная со |
Фазы |
Критерии |
||
КОГНИТИВНЫЙ |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ |
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ |
|
Резистенция |
Физический уровень |
||
Не осознанность разницы между экономичным |
Расширение сферы «экономии эмоций», как формы защиты. Осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями |
Неадекватное выбо |
|
Психологический уровень |
|||
Потребность в самооправдании, защита своей стратегии, не возможность войти в положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации |
Эмоциональная дезориентация |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
|
Истощение |
Физический уровень |
||
Полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия |
Падение общего энергетического тонуса и |
Профессиональная деформация лично |
|
Психологический уровень |
|||
Широкий диапазон умонастроений, отрицательно влияющих на принципы и систему ценностей, где личность воспринимается как объект манипуляций, деперсонализированный защитный эмо- ционально-волевой антигуманистический настрой |
Эмоциональная защита: чаще отрицательные |
Понижение уровня |
Анализ названных методик не выявил зависимости проявления синдрома от возраста или пола преподавателей. В то же время, показатели нейротизма (эмоциональная неустойчивость) оказались напрямую связанными с проявлением синдрома. У педагогов с ярким проявлением эмоционального выгорания - высокая степень эмоциональной неустойчивости. Средние показатели экстравертности и интровертности у преподавателей существенно снижают проявления эмоционального выгорания.
Интересная особенность проявляется у преподавателей транспортного вуза: при отсутствии эмоционального истощения и низких показателей
уровня истощенности наблюдается нарастание симптомов редукции профессиональных обязанностей и деперсонализации. Данный феномен демонстрирует возможность высоких защитных механизмов у преподавателей и требует дальнейшего изучения
Полученные результаты свидетельствуют о важности формирования превентивных мер по профилактике эмоционального выгорания среди преподавателей вуза.
Резюме
1. У большинства педагогов обнаружен психологический синдром эмоционального выгорания как динамичный симптокомплекс, действие которого охватывает основные структурные характеристики личности. Происходит глубинное поэтапное нарастание показателей психологического синдрома эмоционального выгорания при доминировании агрессивного, недоверчиво-скептического или покорно-застенчивого типов межличностных отношений.
2. Синдром формируется чаще по традиционному варианту: напряжение в профессиональной деятельности приводит к резистенции (сопротивлению стрессу), затем - к эмоциональному истощению. На формирование синдрома эмоционального выгорания не влияет ни стаж, ни возраст испытуемых.
3. Развитие синдрома происходит вследствие духовно-нравственных проблем личности. При первом варианте эмоциональное выгорание возникает при неадекватном избирательном эмоциональном реагировании на стресс с отрицательными эмоциями, происходит падение энергетического тонуса. При втором варианте включается механизм психологической защиты без признаков истощения на первоначальном этапе, но с углублением синдрома защитный механизм перестает справляться с возросшей нагрузкой и развивается истощение.
4. Показатели критерия истощенности жизненных сил сначала возникают на психологическом уровне, где определяющим показателем является ощущение неудачи (психологический уровень). Это чувство вызывает раздражение, переживание эмоционального тупика и депрессию. На физическом уровне появляется дискомфорт, нарушение сна и ощущение истощенности.
5. Исследование выявило линейную зависимость синдрома эмоционального выгорания от уровня развития духовно-нравственных качеств личности: чем ниже уровень его развития, тем глубже нарастание показателей синдрома. Проявление психологического синдрома эмоционального выгорания напрямую зависит от коэффициента эмпатии к студентам. Высокие показатели эмпатии к обучающимся выявляли отсутствие синдрома. Со снижением эмпатии соответственно возрастали показатели развития синдрома эмоционального выгорания. Низкие показатели эмпатии соответствовали яркому проявлению синдрома эмоционального выгорания.
6. Индекс доброжелательности является индикатором эмоционального выгорания, показывает уровень развития синдрома эмоционального выгорания личности, с одной стороны, с другой - демонстрирует степень развития духовно-нравственных качеств личности. Отсюда следует, что он служит интегральной характеристикой в оценке данных качеств.
7. Нами не выявлена зависимость проявления синдрома от возраста или пола преподавателей. Показатели нейротизма (эмоциональная неустойчивость) оказались напрямую связанными с проявлением синдрома.
8. У преподавателей вуза высокий уровень защитных механизмов, нарастает редукция профессиональных обязанностей и деперсонализация. Показатели истощенности не выражены.
Источник: Кустова В. В. Феномен синдрома эмоционального выгорания педагогов : монография / В. В. Кустова. - Иркутск : ИрГУПС, 2016. - 168 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |