На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психологические особенности проявления эмоционального выгорания педагогов - Анализ и обсуждение результатов исследования
Психологические особенности проявления эмоционального выгорания педагогов - Анализ и обсуждение результатов исследования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психологические особенности проявления эмоционального выгорания педагогов
Анализ и обсуждение результатов исследования
Все страницы

 


2. Анализ и обсуждение результатов исследования


Проведенная работа позволила нам количественные показатели критериев двух блоков диагностического исследования определить по трем уровням развития синдрома. Проявления психологического синдрома эмоционального выгорания по степени нарастания данного синдрома во втором и третьем уровнях проведено в трех подгруппах испытуемых.
Первый уровень синдрома определяется отсутствием стресс-реакции, низким уровнем истощения жизненных сил и высокими баллами духовно-нравственных качеств личности.
Первому уровню соответствовали данные педагогов без показателей стресс-реакции, с субъективным ощущением внутренней силы и молодости. По количественным данным у них ни одна из трех фаз эмоционального выгорания не была сформирована и даже не находилась на стадии формирования. Индекс истощенности у педагогов не превышал четырех баллов и свидетельствовал о низком риске срыва защитных сил. Педагоги первого уровня демонстрировали высокие показатели индекса доброжелательности и духовно-нравственных качеств личности.
Второй уровень психологического синдрома эмоционального выгорания является промежуточным и определяется формированием показателей фаз синдрома эмоционального выгорания на стресс-реакцию, средними показателями индекса истощенности и духовно-нравственных качеств личности, что сигнализирует о перенапряжении сил и переутомлении.
К этому уровню были отнесены данные тех педагогов, у которых отмечалось нарастание показателей по критерию стресс-реакция, проявляющиеся в степени формирования одной, двух или трех фаз эмоционального выгорания. По этому критерию были определены три подгруппы испытуемых по глубине нарастания эмоционального выгорания.
К первой подгруппе были отнесены те педагоги, у которых одна из фаз находилась на стадии формирования; во второй подгруппе на стадии формирования фиксировались уже две фазы эмоционального выгорания; а в третьей подгруппе определялись все три фазы эмоционального выгорания. С нарастанием эмоционального напряжения снижались значения индексов доброжелательности и духовные качества личности. Показатели истощенности жизненных сил педагогов этого уровня сигнализировали о перенапряжении или переутомлении.
Критерии третьего уровня синдрома эмоционального выгорания выявляют яркое проявление стресс-реакции, высокие показатели истощения жизненных сил, при которых существует риск срыва защитных механизмов и низкие показатели развития духовно-нравственных качеств личности.
К этому уровню мы отнесли тех педагогов, у которых имелись уже достаточно глубокие проявления эмоционального выгорания (61 балл и выше), ведущие к деформации личности. На этом уровне также были выделены три подгруппы по степени сформированности и доминирования фаз эмоционального выгорания. К первой подгруппе мы отнесли тех педагогов, у которых полностью сформировалась одна из первых двух фаз (напряжения или резистенции). Ко второй подгруппе третьего уровня были отнесены педагоги, у которых сформировались первые две фазы эмоционального выгорания. И, наконец, к третьей подгруппе данного уровня мы определили тех педагогов, у которых сформировались все три фазы эмоционального выгорания (напряжения, резистенция и истощение). Показатели истощения жизненных сил у педагогов, находящихся на третьем уровне, свидетельствовали о риске срыва защитных механизмов. В то же время у них отмечались низкие показатели индекса доброжелательности и духовно-нравственных качеств личности.
На первом уровне при отсутствии стресс-реакции индекс истощенности у всех педагогов не превышал 4 баллов и свидетельствовал об отсутствии риска срыва защитных сил (средний балл полученных результатов - 2,8).
Показатели по индексу истощенности на втором уровне эмоционального выгорания в основном не выходили за пределы 9 баллов (количественные показатели критерия индекса истощенности для второго уровня развития синдрома от 5 до 9 баллов) и показывали сигналы перенапряжения или переутомления. Средний общий результат индекса истощенности, составлявшей 6,9 баллов, нарастал с каждой подгруппой. Результаты по индексу истощенности у студентов пятого курса заочного отделения в первой подгруппе второго уровня развития эмоционального выгорания показывали низкие значения, соответствовавшие критерию первого уровня (соответственно: 3,4 и 3,8 балла). В результате этого возникло, на первый взгляд, явное противоречие: у субъектов первой подгруппы второго уровня при углублении симптомов критерия стресс-реакции не выявлялось истощение жизненных сил. Следовательно, при включении у педагогов защитного механизма эмоционального выгорания индекс истощения на промежуточном, втором, уровне развития синдрома не увеличивается в цифровых значениях.
На третьем уровне у педагогов подтверждается закономерность постепенного нарастания показателей истощенности по каждой подгруппе. Выявлялась общая закономерность, свойственная показателям третьего уровня (от 10 баллов и выше), что свидетельствовало об истощении жизненных сил и риске срыва защитных механизмов. Исключение составили неожиданные результаты. Так, показатели первых двух подгрупп третьего уровня у педагогов были значительно ниже показателей даже второго уровня и свидетельствовали о незначительном переутомлении. Подтверждается закономерность: у части респондентов при ярко выраженных признаках эмоционального выгорания включался защитный механизм «расширения сферы экономии эмоций» и, как следствие, признаков истощения практически не наблюдалось.
У другой части респондентов наблюдалось нарастание истощения при доминировании неадекватного эмоционального реагирования. С углублением синдрома (вторая подгруппа третьего уровня) повышался уровень истощенности жизненных сил - защитный механизм переставал справляться с возросшей нагрузкой. Нами не выявлены педагоги с тремя сформированными фазами эмоционального выгорания.
На психологическом уровне рассмотрим зависимость критерия «истощение жизненных сил» в следующих симптомах:
1) ощущение неудачи, установка на неудачу («многое не удается»);
2) появление чувства раздраженности («раздражают мелочи»);
3) эмоциональное переживание тупика («жизнь заводит в тупик»);
4) депрессия («порой кажется, что лучше умереть»).
На физическом уровне при этом мы определили истощение жизненных сил в следующих симптомах:
1) физический дискомфорт («беспрестанно чувствую слабость»);
2) ощущение постоянной усталости и истощенности («часто чувствую усталость», «физически опустошён, как подсевшая батарейка», «нет сил», «просыпаюсь с чувством усталости»);
3) нарушение сна («мне трудно уснуть», «за ночь просыпаюсь несколько раз»).
Данные эксперимента по всем подгруппам отражены в табл. 4.


Таблица 4


Проявление истощения жизненных сил (%)

Проявления

 

Педагоги

Уровень СЭВ

Психологии.
уповень

I

II

III

Ощущение неудачи

25

89

57

Чувство раздраженности

12

36

33

Эмоциональное переживание тупика

25

25

57

Депрессия

12

16

19

Физический дискомфорт

Физич.
уповень

12

52

42

Ощущение постоянной усталости и истощенности

9

49

34

Нарушение сна

3

9

4

Анализ результатов обнаруживает прямую зависимость индекса доброжелательности от уровня развития синдрома выгорания независимо от возраста и стажа работы.
В нашем исследовании мы рассмотрели обусловленность уровня развития психологического синдрома эмоционального выгорания от преобладания акцентуированного стиля межличностных отношений. Эти зависимости представлены на рис. 3.

лири

Рис. 3. Зависимость преобладающего стиля межличностных отношений от уровня эмоционального выгорания (СЭВ) по тесту Т. Лири:
I - авторитарный; II - независимо-доминирующий; III - агрессивный;
IV - недоверчиво-скептический; V - покорно-застенчивый; VI - зависимый;
VII - сотрудничающий; VIII - альтруистический

Как мы видим, на первом, благополучном, уровне выявляется стремление к лидерству, преобладание дружелюбного и альтруистического поведения.
На втором уровне развития эмоционального выгорания в межличностных отношениях доминирует агрессивность, высокая конфликтность.
Заметно проявляется интровертированность и заниженность самооценки, неуверенность и мнительность, эгоцентричность и критичность.
На третьем уровне все акцентуации в межличностных отношениях ярко выражены и превалируют во всех октантах. Особенно выделяются агрессивность и эгоцентричность.
Анализ данных всех трех уровней показывает, что с углублением признаков эмоционального выгорания нарастали признаки конфликтного поведения личности, и, как следствие, дезадаптивного поведения.
Для оценки взаимосвязи симптомов эмоционального выгорания, индекса истощенности и духовно-нравственных качеств личности мы использовали коэффициент линейной корреляции К. Пирсона. Данные представлены в табл. 5.


Таблица 5
Зависимость симптомов эмоционального выгорания от индекса истощенности

Фазы

Симптомы

И/И

и/д

Эмпатия

Альтруизм

 

Переживание психотравмирующих обстоятельств

r = 0,49

и. д.

r = -0,40

r = -0,25

I

Неудовлетворенность собой

r = 0,37

r = -0,67

r = -0.53

r = -0,28

 

Загнанность в клетку

r =0,23

r = -0,51

r = 0,44

r = -0,26

 

Тревога и депрессия

и. д.

и. д.

н. Д.

н. Д.

 

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

и. д.

r = -0,72

н. Д.

н. Д.

II

Расширение сферы экономии эмоций

r = 0,22

r = -069

r = -0,45

н. Д.

Эмоционально-нравственная дезориентация

r = 0,46

r = -0,36

r = -0,26

r = -0,37

 

Редукция профессиональных обязанностей

и. д.

r = -0,49

r = -0,22

н. Д.

 

Эмоциональный дефицит

r = 0,31

r = -0,39

r = -0,38

н. Д.

III

Эмоциональная отстраненность

и. д.

r = -0,37

r = -0,27

н. Д.

Личностная отстраненность

r = 0,31

r = -0,53

r = -0,50

r = -087

 

Психосоматические и психовегетативные заболевания

и. д.

r = -0,46

н. Д.

н. Д.



Примечание: r - значение коэффициента корреляции К. Пирсона; н. д. - различия статистически не достоверны

Анализ таблицы свидетельствует, что достоверно статистические данные зависимости симптомов эмоционального выгорания обнаружили показатели индекса доброжелательности (высокая отрицательная корреляция индекса доброжелательности от уровня развития синдрома).
Исследование зависимости индекса доброжелательности от уровня синдрома в совокупных показателях убедительно доказывает яркую их
выраженность в признаках эмоционально-нравственного порядка: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование - r = -0,72; расширение сферы экономии эмоций - r = -069; неудовлетворенность собой - r = -0,67; личностная отстраненность - r = -0,53; загнанность в клетку - r = -0,51; психосоматические и психовегетативные заболевания - r = -0,46 и т. д. Статистически недостоверные данные проявились в двух симптомах фазы «напряжение»: переживание психотравмирующих обстоятельств и тревоги и депрессии.
Индекс доброжелательности, таким образом, является интегральным показателем духовно-нравственных качеств личности, так как при положительных значениях индекса обнаружился высокий уровень духовнонравственных качеств: у личности преобладают альтруистические качества личности, мягкосердечность, склонность к сотрудничеству.
Высокие показатели отрицательной корреляции выявляет наиболее эффективный критерий оценки психологического синдрома эмоционального выгорания - индекс доброжелательности. Свидетельство эмпатии выявляют зависимость, но более низкую степень взаимосвязи. Признаки альтруизма по самооценке не выявляют существенной зависимости (кроме симптома «личной отстраненности») и показывают, неадекватно высокую самооценку преподавателей.
Индекс истощенности не обнаруживается в тех симптомах выгорания, которые демонстрируют эмоционально-нравственное реагирование и признаки отстраненности. Данный критерий не может служить в качестве определяющего синдрома эмоционально выгорания.
Исследование показало, таким образом, что существует прямая зависимость психологического синдрома эмоционального выгорания от развития духовно-нравственных качеств личности, которую можно представить в виде линейной функции (рис. 4).

индекс доброжелательности


На оси абсцисс находятся показатели индекса доброжелательности (ИД): от 0 до + X передаются плюсовые значения индекса доброжелательности, от 0 до - X изображаются отрицательные значения индекса доброжелательности .
На оси ординат - показатели индекса истощения. Максимальное значение индекса истощения (ИИ) - 14 баллов. Показатели от 0 до 4 баллов свидетельствуют об отсутствии истощения; от 5 до 9 баллов - о перенапряжении и переутомлении; с 10 до 14 баллов - об истощении жизненных сил, угрозе срыва защитных механизмов. 
От 60%до100% эмпатии к студентам Отсутствует СЭБч.
На графике линейной функции первый уровень синдрома эмоционального выгорания находится в области высоких плюсовых показателей индекса доброжелательности и эмпатии к студентам (от 60 до 100 %) и низких значениях индекса истощенности жизненных сил (до 4 баллов).
Второй уровень психологического синдрома эмоционального выгорания занимает на графике промежуточное положение, при котором индекс доброжелательности имеет средне-низкие показатели (невысокие положительные и отрицательные значения) при возрастании значений индекса истощенности жизненных сил.
Третий уровень психологического синдрома эмоционального выгорания находится в отрицательных величинах индекса доброжелательности и низкой эмпатии к студентами (от 14 до 40 %) и при высоких показателях истощенности жизненных сил. Поскольку показатели индекса истощения не могут быть выше 14 баллов, то при углублении симптомов СЭВ график функции теряет линейность, но область переходит во все более отрицательные значения индекса доброжелательности.
Таким образом, индекс доброжелательности становится интегральным показателем духовно-нравственного потенциала личности и в то же время основным критерием в определении психологического синдрома эмоционального выгорания. Индекс истощения не может стать определяющим показателем эмоционального выгорания из-за включения защитных механизмов (второй вариант образования синдрома). Это же доказывает проведенное нами исследование. 
Индекс истощения при положительных показателях индекса доброжелательности может быть высчитан с помощью математической формулы, где У - (ИИ) - индекс истощения, ИД (X) - индекс доброжелательности в плюсовых значениях: ИИ = -0,7ИД + 14.
С помощью данной формулы, зная только значения индекса доброжелательности, можно высчитать индекс истощения и уровень эмоционального выгорания, уровень развития духовно-нравственных качеств личности. При высоких показателях индекса истощенности необходимо с целью выяснения духовно-нравственных проблем личности провести более глубокое обследование по всем предложенным методикам.
Нами установлено, что к развитию психологического синдрома эмоционального выгорания приводят как хронические психоэмоциональные перегрузки в профессиональной деятельности, так и низкий уровень духовно-нравственных качеств личности до профессионального ее становления.
Мы посчитали целесообразным все заявленные симптомы психологического синдрома эмоционального выгорания на каждой фазе рассмотреть в когнитивном, эмоциональном и поведенческом планах, отдельно выявляя физический и психологический уровни (табл. 6). Детальный анализ симптомов позволит нам соотносить результаты исследования по данной методике, вычленяя проявления психологического синдрома у педагогов на различных уровнях, планах и на разных фазах развития.


Таблица 6
Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания на физическом и психологическом уровнях; когнитивном, эмоциональном
и поведенческом планах

Фазы

Критерии

КОГНИТИВНЫЙ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ

Напряжение

Физический уровень

Осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности

Снижение качества профессиональной деятельности

Попытки сократить обязанности, упростить роль в ходе деятельности

Психологический уровень

Интеллектуально -эмоциональный блок, тупик; неудовлетворенность собой

Переживание психотравмирующих                        обстоятель
ств, тревога и депрессия, чувство безысходности, загнанности в клетку

Повышенная       со
вестливость и чувство ответственности

Фазы

Критерии

КОГНИТИВНЫЙ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ

Резистенция

Физический уровень

Не осознанность разницы между         экономичным
проявлением эмоций и неадекватным       избира
тельным реагированием

Расширение сферы «экономии эмоций», как формы защиты. Осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями

Неадекватное     выбо
рочное реагирование в ходе рабочих контактов

Психологический уровень

Потребность в самооправдании, защита своей стратегии, не возможность войти в положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации

Эмоциональная дезориентация

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

Истощение

Физический уровень

Полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия

Падение общего энергетического                        тонуса       и
ослаблением нервной системы: психосоматиче
ские и психовегетативные нарушения

Профессиональная деформация     лично
сти: работает как робот, как бездушный автомат

Психологический уровень

Широкий диапазон умонастроений, отрицательно влияющих на принципы и систему ценностей, где личность воспринимается как объект манипуляций, деперсонализированный защитный эмо- ционально-волевой антигуманистический настрой

Эмоциональная защита: чаще          отрицательные
эмоции; эмоциональный дефицит,        пресыщение
контактами, эмоциональная отстраненность, реагирование без чувств и эмоций

Понижение       уровня
профессионализма: изменение поведенческих реакций, проявление резкости, грубости, раздражительности, обид, капризов, психопатологические проявления

Анализ названных методик не выявил зависимости проявления синдрома от возраста или пола преподавателей. В то же время, показатели нейротизма (эмоциональная неустойчивость) оказались напрямую связанными с проявлением синдрома. У педагогов с ярким проявлением эмоционального выгорания - высокая степень эмоциональной неустойчивости. Средние показатели экстравертности и интровертности у преподавателей существенно снижают проявления эмоционального выгорания.
Интересная особенность проявляется у преподавателей транспортного вуза: при отсутствии эмоционального истощения и низких показателей
уровня истощенности наблюдается нарастание симптомов редукции профессиональных обязанностей и деперсонализации. Данный феномен демонстрирует возможность высоких защитных механизмов у преподавателей и требует дальнейшего изучения
Полученные результаты свидетельствуют о важности формирования превентивных мер по профилактике эмоционального выгорания среди преподавателей вуза.


Резюме
1. У большинства педагогов обнаружен психологический синдром эмоционального выгорания как динамичный симптокомплекс, действие которого охватывает основные структурные характеристики личности. Происходит глубинное поэтапное нарастание показателей психологического синдрома эмоционального выгорания при доминировании агрессивного, недоверчиво-скептического или покорно-застенчивого типов межличностных отношений.
2. Синдром формируется чаще по традиционному варианту: напряжение в профессиональной деятельности приводит к резистенции (сопротивлению стрессу), затем - к эмоциональному истощению. На формирование синдрома эмоционального выгорания не влияет ни стаж, ни возраст испытуемых.
3. Развитие синдрома происходит вследствие духовно-нравственных проблем личности. При первом варианте эмоциональное выгорание возникает при неадекватном избирательном эмоциональном реагировании на стресс с отрицательными эмоциями, происходит падение энергетического тонуса. При втором варианте включается механизм психологической защиты без признаков истощения на первоначальном этапе, но с углублением синдрома защитный механизм перестает справляться с возросшей нагрузкой и развивается истощение.
4. Показатели критерия истощенности жизненных сил сначала возникают на психологическом уровне, где определяющим показателем является ощущение неудачи (психологический уровень). Это чувство вызывает раздражение, переживание эмоционального тупика и депрессию. На физическом уровне появляется дискомфорт, нарушение сна и ощущение истощенности.
5. Исследование выявило линейную зависимость синдрома эмоционального выгорания от уровня развития духовно-нравственных качеств личности: чем ниже уровень его развития, тем глубже нарастание показателей синдрома. Проявление психологического синдрома эмоционального выгорания напрямую зависит от коэффициента эмпатии к студентам. Высокие показатели эмпатии к обучающимся выявляли отсутствие синдрома. Со снижением эмпатии соответственно возрастали показатели развития синдрома эмоционального выгорания. Низкие показатели эмпатии соответствовали яркому проявлению синдрома эмоционального выгорания.
6. Индекс доброжелательности является индикатором эмоционального выгорания, показывает уровень развития синдрома эмоционального выгорания личности, с одной стороны, с другой - демонстрирует степень развития духовно-нравственных качеств личности. Отсюда следует, что он служит интегральной характеристикой в оценке данных качеств.
7. Нами не выявлена зависимость проявления синдрома от возраста или пола преподавателей. Показатели нейротизма (эмоциональная неустойчивость) оказались напрямую связанными с проявлением синдрома.
8. У преподавателей вуза высокий уровень защитных механизмов, нарастает редукция профессиональных обязанностей и деперсонализация. Показатели истощенности не выражены.

Источник: Кустова В. В. Феномен синдрома эмоционального выгорания педагогов : монография / В. В. Кустова. - Иркутск : ИрГУПС, 2016. - 168 с.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.