Страница 1 из 2 1. Методы и процедура исследования
Для выявления наличия и особенностей проявления психологического синдрома эмоционального выгорания педагогов нами использовался комплекс методов, который исследовал существующие тенденции: присутствие психологических особенностей заявленного синдрома; уровень развития духовно-нравственных качеств изучаемых личностей. Соответственно этому приемы диагностического наблюдения были объединены в два блока. Первый блок включал познавательные методы выявления психологического синдрома эмоционального выгорания. Второй блок содержал приемы, диагностирующие духовно-нравственные качества личности педагога на этапе профессионального становления.
Нами были выделены следующие критерии психологического синдрома эмоционального выгорания внутри профессиональной деятельности: 1) стресс-реакция; 2) показатели эмоциональной истощенности преподавателей (коэффициент истощенности); 3) показатели синдрома эмоционального выгорания. Изучались духовно-нравственные качества личности: 1) индекс доброжелательности; 2) уровень развития духовных (эмпатии, альтруизма, отзывчивости) и коммуникативных качеств личности. Первый признак, который исследовал наличие синдрома эмоционального выгорания, изучался методом стресс-реакции. Этот прием нами был определен как основной критерий эмоционального выгорания. Реакция (от лат. re - против, actio - действие) - любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде. Второй показатель (эмоциональной истощенности преподавателей) выявлял тест А. Аппелса. Тест нидерландского профессора А. Аппелса состоит из 14 вопросов и позволяет оценить степень истощенности жизненных сил. Если испытуемый набрал от 0 до 4 баллов, то у него отсутствуют признаки излишнего перенапряжения и переутомления, риск срыва низкий. Результат от 5 до 9 баллов говорит о том, что имеются сигналы перенапряжения и переутомления, и если не начать работать над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы, снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва в следующую группу, где результат от 10 до 14 баллов. Это указывает на истощение жизненных сил, высокий риск срыва защитных механизмов и на необходимость обратиться к психологу или психотерапевту [109, с. 610]. Показатель синдрома эмоционального выгорания - третий в ряду озвученных - определялся нами по тесту В. Бойко [18] и свидетельствовал, что ответы на поставленные вопросы демонстрируют особенности стрессреакции на эмоциональное выгорание, связанного с профессиональной деятельностью. Вопросы, требующие односложные ответы (положительные или отрицательные), обнаруживают проблемы эмоциональных отношений личности с партнерами, конфликты, напряженность, включение защитных механизмов, усталость и т. д. Обоснованием использования адаптированного теста для студентов очного отделения послужило исследование Н. В. Молчановой [90], результаты которого показали, что эмоциональное напряжение, возникающее у субъектов коммуникации, приводит к стереотипизации, следовательно, те же модели и стратегии коммуникативного взаимодействия возникнут в любой напряженной ситуации. Сложная ситуация для студентов возникает в учебно-профессиональной деятельности и на педагогической практике, где они взаимодействуют с детьми, имеющими нарушения в психической, эмоциональной, поведенческой сферах. Поскольку в социальнопедагогической деятельности главным инструментом выступает личность самого педагога, то и вопросы теста, адаптированного нами для студентов очного отделения, позволяют выявлять у них эмоциональное выгорание в учебно-профессиональной деятельности как субъектов коммуникации. Таким образом, тест В. В. Бойко (прил. А) дает подробную картину развития синдрома эмоционального выгорания и позволяет увидеть доминирующие симптомы и фазы. Данный тест состоит из 84 вопросов. Каждый вариант ответа оценивается тем или иным числом баллов. В. В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания по аналогии с развитием стресса по Г. Селье: напряжение, резистенция, истощение. В каждой фазе выделяется по четыре симптома. Нарастание симптомов и фаз характеризуют глубину эмоционального выгорания. Каждый из 12 симптомов трех фаз включает в себя по 7 соответствующих вопросов.
Симптомы в фазе напряжения следующие: 1) переживание психотравмирующих обстоятельств; 2) неудовлетворенность собой; 3) ощущение «загнанности в клетку»; 4) тревога и депрессия.
Фаза резистенция, т. е. сопротивление стрессу, содержит следующие симптомы: 1) неадекватное избирательное реагирование; 2) эмоционально-нравственная дезориентация; 3) расширение сферы экономии эмоций; 4) редукция профессиональных обязанностей.
Симптомы последней фазы истощение таковы: 1) эмоциональный дефицит; 2) эмоциональная отстраненность; 3) личностная отстраненность; 4) психосоматические и психовегетативные нарушения.
Данный диагностический тест выявляет не только особенности проявления синдрома выгорания, но определяет наличие психосоматических и психовегетативных нарушений. Он позволяет увидеть не только ведущие признаки выгорания, но и отметить, к какой фазе формирования эмоционального истощения относятся различные по выраженности симптомы: доминирующие, сложившиеся или складывающиеся. Анализ характерных признаков по данным фазам показывает развитие психологического синдрома эмоционального выгорания на различных уровнях, а именно: от состояния напряжения и защитных механизмов личности до эмоционального истощения, отстраненности, психовегетативных нарушений на фоне все более деперсонализированного настроя. При рассмотрении формирования симптомов отдельных фаз психологического синдрома эмоционального выгорания мы использовали три характеристики каждого показателя: складывающийся, сложившийся, доминирующий. Они определялись по бальной системе. Характеристика «не сложившегося» симптома указывает на отсутствие выгорания по данному признаку или фазе в целом.
Показатели симптомов: - симптом до 9 баллов - не сложившийся симптом; - 10-15 баллов - складывающийся симптом; - 16 и более баллов - сложившийся симптом; - симптомы с показателями 20 и более баллов являются доминирующим и в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания. При оценке данного симптома мы учитывали общий процент выраженности данного симптома каждой фазы у отдельной группы. Количественные данные также свидетельствуют о сформированно- сти той или иной фазы: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37- 60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформированная фаза. При анализе полученных результатов мы посчитали целесообразным выделить доминирующие и сложившиеся симптомы и фазы эмоционального выгорания. Но и нельзя, по нашему мнению, игнорировать симптомы и фазы в стадии формирования, так как в любой момент они могут перерасти в сложившийся симптом или фазу. Симптомы и фазы в стадии формирования показывают источники неблагополучия во всем симптомокомплексе. Для выявления особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания можно провести упрощенную методику по эмоциональному выгоранию К. Маслач и С. Джексон, адаптированную Н. Е. Водопьяновой [27]. Необходимо проставить баллы к ответам на 22 вопроса. Указывая балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства, ориентируемся на следующие: 0 - никогда; 1 - очень редко; 2 - редко; 3 - иногда; 4 - часто; 5 - очень часто (Прил. А). Следующий критерий - индекс истощенности - изучался при помощи теста нидерландского профессора А. Аппелса (прил. А) с целью определения оценки степени истощения жизненных сил и риска срыва защитных механизмов студентов [109, с. 610]. Тест содержит 14 вопросов с вариантами ответов: «да», «нет», «не знаю». Ответив на все, необходимо подсчитать количество баллов. Показатели индекса истощенности до 4 баллов свидетельствует о низком риске срыва защитных сил; от 5 до 9 баллов - сигнал перенапряжения или переутомления; показатели от 10 до 14 баллов свидетельствует об истощении жизненных сил и риске срыва защитных механизмов. Анализ теста показывает, что субъективное ощущение усталости выявляется как на физическом уровне, так и на психологическом. На физическом уровне нами выделены следующие показатели ощущения постоянной усталости и истощенности: «часто чувствую усталость», «физически истощен, как подсевшая батарейка», «нет сил», «просыпаюсь с чувством усталости»; физический дискомфорт вербально выражается так: «постоянно чувствую слабость»; обессиленность - «нет сил»; нарушение сна: «мне трудно уснуть», «за ночь просыпаюсь несколько раз». На психологическом уровне проявление чувства раздраженности: «раздражают мелочи»; подавленное настроение, депрессия: «порой кажется, что лучше умереть»; ощущение неудачи, установка на неудачу: «многое не удается»; эмоциональное переживание тупика - «жизнь заводит в тупик»; снижение результативности труда, которые приводят к неудачам в деле.
Второй блок составили методики, определяющие духовно-нравственные качества личности: 1. Диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири, (прил. Б). 2. Тест на эмпатию И. М. Юсупова, (прил. Б). Основной методикой второго блока, определяющей духовнонравственные качества личности и индекс доброжелательности, являлась диагностика личности в системе межличностных отношений Т. Лири [108, с. 295-309]. Опросник включал 128 вопросов. Баллы подсчитывались по 8 октантам (от лат. octans - восьмая часть круга, см. прил. Б), и определялся соответствующий тип межличностных отношений. Показатели каждого октанта соответствовали определенному типу отношений: I - авторитарный; II - независимо-доминирующий; III - агрессивный; IV - недоверчивоскептический; V - покорно-застенчивый; VI - зависимый; VII - сотрудничающий; VIII - альтруистический. Каждый октант оценивался от 1 до 16 баллов и определялся в трех уровнях: характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, определяют гармоничную личность и положительное качество в данном октанте; 9-12 баллов свидетельствуют об акцентуации личностных свойств; 13-16 баллов обнаруживают трудности в социальной адаптации испытуемого. Низкие результаты (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. По данной методике, согласно формуле Т. Лири, высчитывался индекс доброжелательности как основной показатель духовно-нравственных качеств ИД = VII - III + 0,7(VIII + VII - IV + II), где ИД - индекс доброжелательности, который вычислялся при диагностике личности в системе межличностных отношений (ДМО) Т. Лири. Индекс доброжелательности (ИД) получался от разности показателей сотрудничества и агрессивности личности при суммировании произведения 0,7 на разницу сумм показателей сотрудничества и альтруизма, доминирования и агрессии, а именно: индекс доброжелательности (G) равен сотрудничеству (VII), минус агрессивность (III), плюс результат произведения (0,7) на разницу результатов сумм альтруизма (VIII), плюс сотрудничество (VII) и минус обидчивость (недоверчивость) (IV) плюс самодовольство (обособленность) (II). Индекс доброжелательности в нашем исследовании стал основным показателем развития духовно-нравственных качеств личности. Он показал, что значения индекса соотносятся с тремя уровнями духовнонравственного развития. При положительных значениях индекса обнаруживается высокий уровень духовно-нравственных качеств: у личности преобладают альтруистические качества, мягкосердечность, склонность к сотрудничеству. При отрицательных значениях индекса доброжелательности выявляется низкий уровень развития духовно-нравственных качеств: преобладают агрессия, эгоистическая направленность, замкнутость, обидчивость. Индекс доброжелательности, имеющий нулевые показатели, выявляет равнодушную личность, что соответствует промежуточному уровню развития духовно-нравственных качеств. Результаты индекса мы сопоставляли с доминирующими стилями межличностного поведения личности. Преобладающие тенденции октанта сравнивали с данным индексом и определяли по результату, отклоняющемуся как в положительную сторону (со знаком +), так и в отрицательную сторону (со знаком -). В нашем исследовании мы установили, что преобладание какого-либо доминирования, за исключением VII (сотрудничающего, конвенционального) и VIII (ответственновеликодушного), может привести к отрицательным значениям индекса доброжелательности. Следовательно, индекс доброжелательности соотносится с уровнем эмоционального выгорания. Соотношение выглядит следующим образом: 1) ИД со знаком плюс (+) показывает отсутствие выгорания (первый уровень). А человек с преобладанием положительных свойств - это личность с высоким уровнем развития духовно-нравственных качеств; 2) ИД со знаком минус (-) демонстрирует яркое проявление выгорания (третий уровень). Человек с преобладанием отрицательных качеств - личность с низким уровнем развития духовно-нравственных качеств; 3) ИД, близкий к нулю (0), соответствует промежуточному этапу (второй уровень выгорания), а человека с такими качествами мы назовем равнодушным. Оценивая индекс доброжелательности, мы обращали внимание на баллы октантов, выходящие за рамки восьми баллов. Результаты, превышающие восемь баллов с I по IV октант, выявляли деспотичную, самовлюбленную, агрессивную, злобную личность; с V по VIII октант определяло покорную, неуверенную, неадекватную личность. Сопоставление результатов противоположных октант соответственно I и V; II и VI; III и VII; IV и VIII показывает достоверность результатов. Значения данных должны быть противоположны. Высокие значения, например, первого (I) октанта должны соответствовать низким значениям пятого октанта (V) и т. д. Таким образом, показатели индекса доброжелательности должны соответствовать гармоничным межличностным отношениям без акцентуаций (значений, превышающих 14-16 баллов). Отсутствие доминирования может показывать положительные значения данного индекса. Тест, созданный Тимоти Лири, ориентирован на самоанализ различных, в том числе духовных, качеств личности: альтруизма, отзывчивости, тактичности, коммуникативности и общительности. Методика личностного профиля Т. Лири (табл. 2) выявляет самооценку респондентов и «рисует их личностный профиль».
Таблица 2
Личностный профиль (по Т. Лири)
В личностном профиле можно заметить высокие показатели властности, тревожности и в тоже время гибкости.
В данном списке 15 личностных характеристик и их противоположных значений. Высокие показатели в 6-7 баллов демонстрируют высокую самооценку по наличию данного положительного качества у студента. Средний уровень самооценки качества - 4-5 баллов. Низкий уровень развития определенного личного качества демонстрирует преобладание негатива. В этом случае испытуемые показывают результаты от 1 до 3 баллов. Из пятнадцати личностных характеристик пять мы отнесли к духовнонравственным качествам личности: общительность, коммуникативность, тактичность, отзывчивость и альтруизм. Тест на эмпатию И. М. Юсуповой [151, с. 366] необходим для оценки способности педагога к сопереживанию. Опросник содержит 36 вопросов, выявляющих эмпатийные тенденции личности. Надежность результатов данного тестирования достигается проверкой искренности респондентов перед подсчетом итогов. Пять шкал от 11 и менее баллов до 90 определяют степень эмпатий- ности личности: очень высокий (82-90), высокий (63-81), нормальный (37-62), низкий (12-36) и очень низкий (11 и менее баллов) уровни. С помощью ключа-дешифратора можно получить общую характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и характеристики отдельных составляющих сопереживания. Так, отдельные шкалы диагностируют эмпатийные отношения к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. Количественные значения уровней эмпатии были получены И. М. Юсуповой на выборке испытуемых юношеского возраста, поэтому результаты данной методики на сходном возрасте, с нашей точки зрения, будут надежны. В нашем исследовании было важным выявить результаты не только общей эмпатии, но и главным образом, ее уровень по отношению к студентам. Мы условно определили уровни сопереживания студентам, оценив каждый ответ в 5 баллов, определили 3 уровня эмпатии к ним: высокий уровень от 13-15 баллов, средний - от 9 до 13 баллов, низкий - ниже 9 баллов. Очевидно, что все методики данного направления взаимосвязаны: индекс доброжелательности с эмпатийными тенденциями личности и духовно-нравственными качествами личности по самооценке. Можно определить неадекватную (высокую или низкую) самооценку духовнонравственных качеств, сравнивая ее уровень с соответствующими показателями других методик, и, прежде всего, с индексом доброжелательности. Следовательно, данные методики двух блоков могут определить зависимость развития синдрома эмоционального выгорания от развития духовно-нравственных качеств личности (при сопоставлении индекса доброжелательности и других показателей духовно-нравственных качеств личности). Показатели индекса доброжелательности должны соответствовать остальным параметрам. При высоких значениях индекса доброжелательности соответственно должны быть высокие значения эмпатии к студентам, показатели по самоанализу духовно-нравственных качеств личностного профиля, и в то же время, низкие значения индекса истощенности и эмоционального выгорания. Низкие показатели индекса доброжелательности должны соответствовать невысоким нормативам духовнонравственных качеств личности и высокой истощенности жизненных сил, сформированностью симптомов и фаз эмоционального выгорания. Количественные показатели критериев психологического синдрома эмоционального выгорания и духовно-нравственных качеств личности, положенные в основу определения уровней их сформированности у тесту- емых, представлены в табл. 3. Как видно из табл. 3, совокупность критериев по каждому уровню показывает прямую зависимость психологического синдрома эмоционального выгорания и истощения жизненных сил от духовно-нравственных качеств личности (индекса доброжелательности и показателей по общительности, коммуникативности, отзывчивости, тактичности и альтруизму). Таким образом, методы в соответствии с заданными критериями не только выявляют особенности проявления психологического синдрома эмоционального выгорания, но и позволяют соотнести их с уровнем духовно-нравственного состояния педагогов.
Таблица 3
Количественные показатели критериев на трех уровнях развития синдрома эмоционального выгорания
Уров ни СЭВ
|
Стресс-реакция
|
Индекс истощен ности
|
Индекс доброжелатель ности
|
Духовно нравственные качества
|
Фазы
|
напря жение
|
резистен- ция
|
исто щение
|
|
|
|
I
|
-
|
-
|
-
|
до 4 баллов
|
+ 8 баллов и выше
|
6-7 баллов
|
II 1 2 3
|
или + - или - +
|
-
|
5-9 баллов
|
от 0 до + 7 баллов
|
4-5 баллов
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
1 III1
- 3
|
или + - или - +
|
-
|
10-14 баллов
|
как правило, значение от 0 и ниже
|
до 4 баллов
|
++
|
++
|
-
|
++
|
++
|
++
|
В исследовании приняли участие 58 преподавателей из двух транспортных вузов. Для выявления особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания мы использовали следующие диагностические методики: опросник MBI (К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой), тест на определение истощения жизненных сил и срыва защитных механизмов (тест Аппелса), опросник Е. Айзенка по определению экстраверсии, интроверсии, нейротизма (эмоциональной устойчивости).
|