На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психологические особенности проявления эмоционального выгорания педагогов
Психологические особенности проявления эмоционального выгорания педагогов
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психологические особенности проявления эмоционального выгорания педагогов
Анализ и обсуждение результатов исследования
Все страницы

1. Методы и процедура исследования

Для выявления наличия и особенностей проявления психологического синдрома эмоционального выгорания педагогов нами использовался комплекс методов, который исследовал существующие тенденции: присутствие психологических особенностей заявленного синдрома; уровень развития духовно-нравственных качеств изучаемых личностей.
Соответственно этому приемы диагностического наблюдения были объединены в два блока. Первый блок включал познавательные методы выявления психологического синдрома эмоционального выгорания. Второй блок содержал приемы, диагностирующие духовно-нравственные качества личности педагога на этапе профессионального становления.

Нами были выделены следующие критерии психологического синдрома эмоционального выгорания внутри профессиональной деятельности:
1) стресс-реакция;
2) показатели эмоциональной истощенности преподавателей (коэффициент истощенности);
3) показатели синдрома эмоционального выгорания.
Изучались духовно-нравственные качества личности:
1) индекс доброжелательности;
2) уровень развития духовных (эмпатии, альтруизма, отзывчивости) и коммуникативных качеств личности.
Первый признак, который исследовал наличие синдрома эмоционального выгорания, изучался методом стресс-реакции. Этот прием нами был определен как основной критерий эмоционального выгорания. Реакция (от лат. re - против, actio - действие) - любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде.
Второй показатель (эмоциональной истощенности преподавателей) выявлял тест А. Аппелса. Тест нидерландского профессора А. Аппелса состоит из 14 вопросов и позволяет оценить степень истощенности жизненных сил.
Если испытуемый набрал от 0 до 4 баллов, то у него отсутствуют признаки излишнего перенапряжения и переутомления, риск срыва низкий. Результат от 5 до 9 баллов говорит о том, что имеются сигналы перенапряжения и переутомления, и если не начать работать над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы, снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва в следующую группу, где результат от 10 до 14 баллов. Это указывает на истощение жизненных сил, высокий риск срыва защитных механизмов и на необходимость обратиться к психологу или психотерапевту [109, с. 610].
Показатель синдрома эмоционального выгорания - третий в ряду озвученных - определялся нами по тесту В. Бойко [18] и свидетельствовал, что ответы на поставленные вопросы демонстрируют особенности стрессреакции на эмоциональное выгорание, связанного с профессиональной деятельностью. Вопросы, требующие односложные ответы (положительные или отрицательные), обнаруживают проблемы эмоциональных отношений личности с партнерами, конфликты, напряженность, включение защитных механизмов, усталость и т. д.
Обоснованием использования адаптированного теста для студентов очного отделения послужило исследование Н. В. Молчановой [90], результаты которого показали, что эмоциональное напряжение, возникающее у субъектов коммуникации, приводит к стереотипизации, следовательно, те же модели и стратегии коммуникативного взаимодействия возникнут в любой напряженной ситуации. Сложная ситуация для студентов возникает в учебно-профессиональной деятельности и на педагогической практике, где они взаимодействуют с детьми, имеющими нарушения в психической, эмоциональной, поведенческой сферах. Поскольку в социальнопедагогической деятельности главным инструментом выступает личность самого педагога, то и вопросы теста, адаптированного нами для студентов очного отделения, позволяют выявлять у них эмоциональное выгорание в учебно-профессиональной деятельности как субъектов коммуникации.
Таким образом, тест В. В. Бойко (прил. А) дает подробную картину развития синдрома эмоционального выгорания и позволяет увидеть доминирующие симптомы и фазы. Данный тест состоит из 84 вопросов. Каждый вариант ответа оценивается тем или иным числом баллов. В. В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания по аналогии с развитием стресса по Г. Селье: напряжение, резистенция, истощение. В каждой фазе выделяется по четыре симптома. Нарастание симптомов и фаз характеризуют глубину эмоционального выгорания. Каждый из 12 симптомов трех фаз включает в себя по 7 соответствующих вопросов.

 


Симптомы в фазе напряжения следующие:
1) переживание психотравмирующих обстоятельств;
2) неудовлетворенность собой;
3) ощущение «загнанности в клетку»;
4) тревога и депрессия.


Фаза резистенция, т. е. сопротивление стрессу, содержит следующие симптомы:
1) неадекватное избирательное реагирование;
2) эмоционально-нравственная дезориентация;
3) расширение сферы экономии эмоций;
4) редукция профессиональных обязанностей.


Симптомы последней фазы истощение таковы:
1) эмоциональный дефицит;
2) эмоциональная отстраненность;
3) личностная отстраненность;
4) психосоматические и психовегетативные нарушения.


Данный диагностический тест выявляет не только особенности проявления синдрома выгорания, но определяет наличие психосоматических и психовегетативных нарушений. Он позволяет увидеть не только ведущие признаки выгорания, но и отметить, к какой фазе формирования эмоционального истощения относятся различные по выраженности симптомы: доминирующие, сложившиеся или складывающиеся.
Анализ характерных признаков по данным фазам показывает развитие психологического синдрома эмоционального выгорания на различных уровнях, а именно: от состояния напряжения и защитных механизмов личности до эмоционального истощения, отстраненности, психовегетативных нарушений на фоне все более деперсонализированного настроя.
При рассмотрении формирования симптомов отдельных фаз психологического синдрома эмоционального выгорания мы использовали три характеристики каждого показателя: складывающийся, сложившийся, доминирующий. Они определялись по бальной системе. Характеристика «не сложившегося» симптома указывает на отсутствие выгорания по данному признаку или фазе в целом.


Показатели симптомов:
- симптом до 9 баллов - не сложившийся симптом;
- 10-15 баллов - складывающийся симптом;
- 16 и более баллов - сложившийся симптом;
- симптомы с показателями 20 и более баллов являются доминирующим и в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания. При оценке данного симптома мы учитывали общий процент выраженности данного симптома каждой фазы у отдельной группы.
Количественные данные также свидетельствуют о сформированно- сти той или иной фазы: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37- 60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформированная фаза.
При анализе полученных результатов мы посчитали целесообразным выделить доминирующие и сложившиеся симптомы и фазы эмоционального выгорания. Но и нельзя, по нашему мнению, игнорировать симптомы и фазы в стадии формирования, так как в любой момент они могут перерасти в сложившийся симптом или фазу. Симптомы и фазы в стадии формирования показывают источники неблагополучия во всем симптомокомплексе.
Для выявления особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания можно провести упрощенную методику по эмоциональному выгоранию К. Маслач и С. Джексон, адаптированную Н. Е. Водопьяновой [27].
Необходимо проставить баллы к ответам на 22 вопроса.
Указывая балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства, ориентируемся на следующие:
0 - никогда; 1 - очень редко; 2 - редко; 3 - иногда; 4 - часто; 5 - очень часто (Прил. А).
Следующий критерий - индекс истощенности - изучался при помощи теста нидерландского профессора А. Аппелса (прил. А) с целью определения оценки степени истощения жизненных сил и риска срыва защитных механизмов студентов [109, с. 610].
Тест содержит 14 вопросов с вариантами ответов: «да», «нет», «не знаю». Ответив на все, необходимо подсчитать количество баллов.
Показатели индекса истощенности до 4 баллов свидетельствует о низком риске срыва защитных сил; от 5 до 9 баллов - сигнал перенапряжения или переутомления; показатели от 10 до 14 баллов свидетельствует об истощении жизненных сил и риске срыва защитных механизмов.
Анализ теста показывает, что субъективное ощущение усталости выявляется как на физическом уровне, так и на психологическом.
На физическом уровне нами выделены следующие показатели ощущения постоянной усталости и истощенности: «часто чувствую усталость», «физически истощен, как подсевшая батарейка», «нет сил», «просыпаюсь с чувством усталости»; физический дискомфорт вербально выражается так: «постоянно чувствую слабость»; обессиленность - «нет сил»; нарушение сна: «мне трудно уснуть», «за ночь просыпаюсь несколько раз».
На психологическом уровне проявление чувства раздраженности: «раздражают мелочи»; подавленное настроение, депрессия: «порой кажется, что лучше умереть»; ощущение неудачи, установка на неудачу: «многое не удается»; эмоциональное переживание тупика - «жизнь заводит в тупик»; снижение результативности труда, которые приводят к неудачам в деле.


Второй блок составили методики, определяющие духовно-нравственные качества личности:
1. Диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири, (прил. Б).
2. Тест на эмпатию И. М. Юсупова, (прил. Б).
Основной методикой второго блока, определяющей духовнонравственные качества личности и индекс доброжелательности, являлась диагностика личности в системе межличностных отношений Т. Лири [108, с. 295-309].
Опросник включал 128 вопросов. Баллы подсчитывались по 8 октантам (от лат. octans - восьмая часть круга, см. прил. Б), и определялся соответствующий тип межличностных отношений. Показатели каждого октанта соответствовали определенному типу отношений: I - авторитарный; II - независимо-доминирующий; III - агрессивный; IV - недоверчивоскептический; V - покорно-застенчивый; VI - зависимый; VII - сотрудничающий; VIII - альтруистический.
Каждый октант оценивался от 1 до 16 баллов и определялся в трех уровнях: характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, определяют гармоничную личность и положительное качество в данном октанте; 9-12 баллов свидетельствуют об акцентуации личностных свойств; 13-16 баллов обнаруживают трудности в социальной адаптации испытуемого. Низкие результаты (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого.
По данной методике, согласно формуле Т. Лири, высчитывался индекс доброжелательности как основной показатель духовно-нравственных качеств
ИД = VII - III + 0,7(VIII + VII - IV + II),
где ИД - индекс доброжелательности, который вычислялся при диагностике личности в системе межличностных отношений (ДМО) Т. Лири. Индекс доброжелательности (ИД) получался от разности показателей сотрудничества и агрессивности личности при суммировании произведения 0,7 на разницу сумм показателей сотрудничества и альтруизма, доминирования и агрессии, а именно: индекс доброжелательности (G) равен сотрудничеству (VII), минус агрессивность (III), плюс результат произведения (0,7) на разницу результатов сумм альтруизма (VIII), плюс сотрудничество (VII) и минус обидчивость (недоверчивость) (IV) плюс самодовольство (обособленность) (II).
Индекс доброжелательности в нашем исследовании стал основным показателем развития духовно-нравственных качеств личности. Он показал, что значения индекса соотносятся с тремя уровнями духовнонравственного развития. При положительных значениях индекса обнаруживается высокий уровень духовно-нравственных качеств: у личности преобладают альтруистические качества, мягкосердечность, склонность к сотрудничеству. При отрицательных значениях индекса доброжелательности выявляется низкий уровень развития духовно-нравственных качеств: преобладают агрессия, эгоистическая направленность, замкнутость, обидчивость.
Индекс доброжелательности, имеющий нулевые показатели, выявляет равнодушную личность, что соответствует промежуточному уровню развития духовно-нравственных качеств.
Результаты индекса мы сопоставляли с доминирующими стилями межличностного поведения личности. Преобладающие тенденции октанта сравнивали с данным индексом и определяли по результату, отклоняющемуся как в положительную сторону (со знаком +), так и в отрицательную сторону (со знаком -). В нашем исследовании мы установили, что преобладание какого-либо доминирования, за исключением VII (сотрудничающего, конвенционального) и VIII (ответственновеликодушного), может привести к отрицательным значениям индекса доброжелательности.
Следовательно, индекс доброжелательности соотносится с уровнем эмоционального выгорания. Соотношение выглядит следующим образом:
1) ИД со знаком плюс (+) показывает отсутствие выгорания (первый уровень). А человек с преобладанием положительных свойств - это личность с высоким уровнем развития духовно-нравственных качеств;
2) ИД со знаком минус (-) демонстрирует яркое проявление выгорания (третий уровень). Человек с преобладанием отрицательных качеств - личность с низким уровнем развития духовно-нравственных качеств;
3) ИД, близкий к нулю (0), соответствует промежуточному этапу (второй уровень выгорания), а человека с такими качествами мы назовем равнодушным.
Оценивая индекс доброжелательности, мы обращали внимание на баллы октантов, выходящие за рамки восьми баллов.
Результаты, превышающие восемь баллов с I по IV октант, выявляли деспотичную, самовлюбленную, агрессивную, злобную личность;
с V по VIII октант определяло покорную, неуверенную, неадекватную личность.
Сопоставление результатов противоположных октант соответственно I и V; II и VI; III и VII; IV и VIII показывает достоверность результатов. Значения данных должны быть противоположны. Высокие значения, например, первого (I) октанта должны соответствовать низким значениям пятого октанта (V) и т. д.
Таким образом, показатели индекса доброжелательности должны соответствовать гармоничным межличностным отношениям без акцентуаций (значений, превышающих 14-16 баллов). Отсутствие доминирования может показывать положительные значения данного индекса.
Тест, созданный Тимоти Лири, ориентирован на самоанализ различных, в том числе духовных, качеств личности: альтруизма, отзывчивости, тактичности, коммуникативности и общительности. Методика личностного профиля Т. Лири (табл. 2) выявляет самооценку респондентов и «рисует их личностный профиль».

Таблица 2

Личностный профиль (по Т. Лири)

профиль лири

В личностном профиле можно заметить высокие показатели властности, тревожности и в тоже время гибкости.


В данном списке 15 личностных характеристик и их противоположных значений. Высокие показатели в 6-7 баллов демонстрируют высокую самооценку по наличию данного положительного качества у студента. Средний уровень самооценки качества - 4-5 баллов. Низкий уровень развития определенного личного качества демонстрирует преобладание негатива. В этом случае испытуемые показывают результаты от 1 до 3 баллов. Из пятнадцати личностных характеристик пять мы отнесли к духовнонравственным качествам личности: общительность, коммуникативность, тактичность, отзывчивость и альтруизм.
Тест на эмпатию И. М. Юсуповой [151, с. 366] необходим для оценки способности педагога к сопереживанию. Опросник содержит 36 вопросов, выявляющих эмпатийные тенденции личности. Надежность результатов данного тестирования достигается проверкой искренности респондентов перед подсчетом итогов.
Пять шкал от 11 и менее баллов до 90 определяют степень эмпатий- ности личности: очень высокий (82-90), высокий (63-81), нормальный (37-62), низкий (12-36) и очень низкий (11 и менее баллов) уровни. С помощью ключа-дешифратора можно получить общую характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и характеристики отдельных составляющих сопереживания. Так, отдельные шкалы диагностируют эмпатийные отношения к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. Количественные значения уровней эмпатии были получены И. М. Юсуповой на выборке испытуемых юношеского возраста, поэтому результаты данной методики на сходном возрасте, с нашей точки зрения, будут надежны.
В нашем исследовании было важным выявить результаты не только общей эмпатии, но и главным образом, ее уровень по отношению к студентам. Мы условно определили уровни сопереживания студентам, оценив каждый ответ в 5 баллов, определили 3 уровня эмпатии к ним: высокий уровень от 13-15 баллов, средний - от 9 до 13 баллов, низкий - ниже 9 баллов.
Очевидно, что все методики данного направления взаимосвязаны: индекс доброжелательности с эмпатийными тенденциями личности и духовно-нравственными качествами личности по самооценке. Можно определить неадекватную (высокую или низкую) самооценку духовнонравственных качеств, сравнивая ее уровень с соответствующими показателями других методик, и, прежде всего, с индексом доброжелательности.
Следовательно, данные методики двух блоков могут определить зависимость развития синдрома эмоционального выгорания от развития духовно-нравственных качеств личности (при сопоставлении индекса доброжелательности и других показателей духовно-нравственных качеств личности). Показатели индекса доброжелательности должны соответствовать остальным параметрам. При высоких значениях индекса доброжелательности соответственно должны быть высокие значения эмпатии к студентам, показатели по самоанализу духовно-нравственных качеств личностного профиля, и в то же время, низкие значения индекса истощенности и эмоционального выгорания. Низкие показатели индекса доброжелательности должны соответствовать невысоким нормативам духовнонравственных качеств личности и высокой истощенности жизненных сил, сформированностью симптомов и фаз эмоционального выгорания.
Количественные показатели критериев психологического синдрома эмоционального выгорания и духовно-нравственных качеств личности, положенные в основу определения уровней их сформированности у тесту- емых, представлены в табл. 3.
Как видно из табл. 3, совокупность критериев по каждому уровню показывает прямую зависимость психологического синдрома эмоционального выгорания и истощения жизненных сил от духовно-нравственных качеств личности (индекса доброжелательности и показателей по общительности, коммуникативности, отзывчивости, тактичности и альтруизму).
Таким образом, методы в соответствии с заданными критериями не только выявляют особенности проявления психологического синдрома эмоционального выгорания, но и позволяют соотнести их с уровнем духовно-нравственного состояния педагогов.


Таблица 3


Количественные показатели критериев на трех уровнях развития синдрома эмоционального выгорания

Уров
ни
СЭВ

Стресс-реакция

Индекс
истощен
ности

Индекс
доброжелатель
ности

Духовно
нравственные
качества

Фазы

напря
жение

резистен-
ция

исто
щение

 

 

 

I

-

-

-

до 4 баллов

+ 8 баллов и выше

6-7 баллов

II
1
2
3

или + - или - +

-

5-9 баллов

от 0 до + 7 баллов

4-5 баллов

+

+

-

+

+

+

1
III1

  1. 3

или +             -
или -              +

-

10-14
баллов

как правило, значение от 0 и ниже

до 4 баллов

++

++

-

++

++

++


В исследовании приняли участие 58 преподавателей из двух транспортных вузов. Для выявления особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания мы использовали следующие диагностические методики: опросник MBI (К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой), тест на определение истощения жизненных сил и срыва защитных механизмов (тест Аппелса), опросник Е. Айзенка по определению экстраверсии, интроверсии, нейротизма (эмоциональной устойчивости).

 


 


2. Анализ и обсуждение результатов исследования


Проведенная работа позволила нам количественные показатели критериев двух блоков диагностического исследования определить по трем уровням развития синдрома. Проявления психологического синдрома эмоционального выгорания по степени нарастания данного синдрома во втором и третьем уровнях проведено в трех подгруппах испытуемых.
Первый уровень синдрома определяется отсутствием стресс-реакции, низким уровнем истощения жизненных сил и высокими баллами духовно-нравственных качеств личности.
Первому уровню соответствовали данные педагогов без показателей стресс-реакции, с субъективным ощущением внутренней силы и молодости. По количественным данным у них ни одна из трех фаз эмоционального выгорания не была сформирована и даже не находилась на стадии формирования. Индекс истощенности у педагогов не превышал четырех баллов и свидетельствовал о низком риске срыва защитных сил. Педагоги первого уровня демонстрировали высокие показатели индекса доброжелательности и духовно-нравственных качеств личности.
Второй уровень психологического синдрома эмоционального выгорания является промежуточным и определяется формированием показателей фаз синдрома эмоционального выгорания на стресс-реакцию, средними показателями индекса истощенности и духовно-нравственных качеств личности, что сигнализирует о перенапряжении сил и переутомлении.
К этому уровню были отнесены данные тех педагогов, у которых отмечалось нарастание показателей по критерию стресс-реакция, проявляющиеся в степени формирования одной, двух или трех фаз эмоционального выгорания. По этому критерию были определены три подгруппы испытуемых по глубине нарастания эмоционального выгорания.
К первой подгруппе были отнесены те педагоги, у которых одна из фаз находилась на стадии формирования; во второй подгруппе на стадии формирования фиксировались уже две фазы эмоционального выгорания; а в третьей подгруппе определялись все три фазы эмоционального выгорания. С нарастанием эмоционального напряжения снижались значения индексов доброжелательности и духовные качества личности. Показатели истощенности жизненных сил педагогов этого уровня сигнализировали о перенапряжении или переутомлении.
Критерии третьего уровня синдрома эмоционального выгорания выявляют яркое проявление стресс-реакции, высокие показатели истощения жизненных сил, при которых существует риск срыва защитных механизмов и низкие показатели развития духовно-нравственных качеств личности.
К этому уровню мы отнесли тех педагогов, у которых имелись уже достаточно глубокие проявления эмоционального выгорания (61 балл и выше), ведущие к деформации личности. На этом уровне также были выделены три подгруппы по степени сформированности и доминирования фаз эмоционального выгорания. К первой подгруппе мы отнесли тех педагогов, у которых полностью сформировалась одна из первых двух фаз (напряжения или резистенции). Ко второй подгруппе третьего уровня были отнесены педагоги, у которых сформировались первые две фазы эмоционального выгорания. И, наконец, к третьей подгруппе данного уровня мы определили тех педагогов, у которых сформировались все три фазы эмоционального выгорания (напряжения, резистенция и истощение). Показатели истощения жизненных сил у педагогов, находящихся на третьем уровне, свидетельствовали о риске срыва защитных механизмов. В то же время у них отмечались низкие показатели индекса доброжелательности и духовно-нравственных качеств личности.
На первом уровне при отсутствии стресс-реакции индекс истощенности у всех педагогов не превышал 4 баллов и свидетельствовал об отсутствии риска срыва защитных сил (средний балл полученных результатов - 2,8).
Показатели по индексу истощенности на втором уровне эмоционального выгорания в основном не выходили за пределы 9 баллов (количественные показатели критерия индекса истощенности для второго уровня развития синдрома от 5 до 9 баллов) и показывали сигналы перенапряжения или переутомления. Средний общий результат индекса истощенности, составлявшей 6,9 баллов, нарастал с каждой подгруппой. Результаты по индексу истощенности у студентов пятого курса заочного отделения в первой подгруппе второго уровня развития эмоционального выгорания показывали низкие значения, соответствовавшие критерию первого уровня (соответственно: 3,4 и 3,8 балла). В результате этого возникло, на первый взгляд, явное противоречие: у субъектов первой подгруппы второго уровня при углублении симптомов критерия стресс-реакции не выявлялось истощение жизненных сил. Следовательно, при включении у педагогов защитного механизма эмоционального выгорания индекс истощения на промежуточном, втором, уровне развития синдрома не увеличивается в цифровых значениях.
На третьем уровне у педагогов подтверждается закономерность постепенного нарастания показателей истощенности по каждой подгруппе. Выявлялась общая закономерность, свойственная показателям третьего уровня (от 10 баллов и выше), что свидетельствовало об истощении жизненных сил и риске срыва защитных механизмов. Исключение составили неожиданные результаты. Так, показатели первых двух подгрупп третьего уровня у педагогов были значительно ниже показателей даже второго уровня и свидетельствовали о незначительном переутомлении. Подтверждается закономерность: у части респондентов при ярко выраженных признаках эмоционального выгорания включался защитный механизм «расширения сферы экономии эмоций» и, как следствие, признаков истощения практически не наблюдалось.
У другой части респондентов наблюдалось нарастание истощения при доминировании неадекватного эмоционального реагирования. С углублением синдрома (вторая подгруппа третьего уровня) повышался уровень истощенности жизненных сил - защитный механизм переставал справляться с возросшей нагрузкой. Нами не выявлены педагоги с тремя сформированными фазами эмоционального выгорания.
На психологическом уровне рассмотрим зависимость критерия «истощение жизненных сил» в следующих симптомах:
1) ощущение неудачи, установка на неудачу («многое не удается»);
2) появление чувства раздраженности («раздражают мелочи»);
3) эмоциональное переживание тупика («жизнь заводит в тупик»);
4) депрессия («порой кажется, что лучше умереть»).
На физическом уровне при этом мы определили истощение жизненных сил в следующих симптомах:
1) физический дискомфорт («беспрестанно чувствую слабость»);
2) ощущение постоянной усталости и истощенности («часто чувствую усталость», «физически опустошён, как подсевшая батарейка», «нет сил», «просыпаюсь с чувством усталости»);
3) нарушение сна («мне трудно уснуть», «за ночь просыпаюсь несколько раз»).
Данные эксперимента по всем подгруппам отражены в табл. 4.


Таблица 4


Проявление истощения жизненных сил (%)

Проявления

 

Педагоги

Уровень СЭВ

Психологии.
уповень

I

II

III

Ощущение неудачи

25

89

57

Чувство раздраженности

12

36

33

Эмоциональное переживание тупика

25

25

57

Депрессия

12

16

19

Физический дискомфорт

Физич.
уповень

12

52

42

Ощущение постоянной усталости и истощенности

9

49

34

Нарушение сна

3

9

4

Анализ результатов обнаруживает прямую зависимость индекса доброжелательности от уровня развития синдрома выгорания независимо от возраста и стажа работы.
В нашем исследовании мы рассмотрели обусловленность уровня развития психологического синдрома эмоционального выгорания от преобладания акцентуированного стиля межличностных отношений. Эти зависимости представлены на рис. 3.

лири

Рис. 3. Зависимость преобладающего стиля межличностных отношений от уровня эмоционального выгорания (СЭВ) по тесту Т. Лири:
I - авторитарный; II - независимо-доминирующий; III - агрессивный;
IV - недоверчиво-скептический; V - покорно-застенчивый; VI - зависимый;
VII - сотрудничающий; VIII - альтруистический

Как мы видим, на первом, благополучном, уровне выявляется стремление к лидерству, преобладание дружелюбного и альтруистического поведения.
На втором уровне развития эмоционального выгорания в межличностных отношениях доминирует агрессивность, высокая конфликтность.
Заметно проявляется интровертированность и заниженность самооценки, неуверенность и мнительность, эгоцентричность и критичность.
На третьем уровне все акцентуации в межличностных отношениях ярко выражены и превалируют во всех октантах. Особенно выделяются агрессивность и эгоцентричность.
Анализ данных всех трех уровней показывает, что с углублением признаков эмоционального выгорания нарастали признаки конфликтного поведения личности, и, как следствие, дезадаптивного поведения.
Для оценки взаимосвязи симптомов эмоционального выгорания, индекса истощенности и духовно-нравственных качеств личности мы использовали коэффициент линейной корреляции К. Пирсона. Данные представлены в табл. 5.


Таблица 5
Зависимость симптомов эмоционального выгорания от индекса истощенности

Фазы

Симптомы

И/И

и/д

Эмпатия

Альтруизм

 

Переживание психотравмирующих обстоятельств

r = 0,49

и. д.

r = -0,40

r = -0,25

I

Неудовлетворенность собой

r = 0,37

r = -0,67

r = -0.53

r = -0,28

 

Загнанность в клетку

r =0,23

r = -0,51

r = 0,44

r = -0,26

 

Тревога и депрессия

и. д.

и. д.

н. Д.

н. Д.

 

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

и. д.

r = -0,72

н. Д.

н. Д.

II

Расширение сферы экономии эмоций

r = 0,22

r = -069

r = -0,45

н. Д.

Эмоционально-нравственная дезориентация

r = 0,46

r = -0,36

r = -0,26

r = -0,37

 

Редукция профессиональных обязанностей

и. д.

r = -0,49

r = -0,22

н. Д.

 

Эмоциональный дефицит

r = 0,31

r = -0,39

r = -0,38

н. Д.

III

Эмоциональная отстраненность

и. д.

r = -0,37

r = -0,27

н. Д.

Личностная отстраненность

r = 0,31

r = -0,53

r = -0,50

r = -087

 

Психосоматические и психовегетативные заболевания

и. д.

r = -0,46

н. Д.

н. Д.



Примечание: r - значение коэффициента корреляции К. Пирсона; н. д. - различия статистически не достоверны

Анализ таблицы свидетельствует, что достоверно статистические данные зависимости симптомов эмоционального выгорания обнаружили показатели индекса доброжелательности (высокая отрицательная корреляция индекса доброжелательности от уровня развития синдрома).
Исследование зависимости индекса доброжелательности от уровня синдрома в совокупных показателях убедительно доказывает яркую их
выраженность в признаках эмоционально-нравственного порядка: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование - r = -0,72; расширение сферы экономии эмоций - r = -069; неудовлетворенность собой - r = -0,67; личностная отстраненность - r = -0,53; загнанность в клетку - r = -0,51; психосоматические и психовегетативные заболевания - r = -0,46 и т. д. Статистически недостоверные данные проявились в двух симптомах фазы «напряжение»: переживание психотравмирующих обстоятельств и тревоги и депрессии.
Индекс доброжелательности, таким образом, является интегральным показателем духовно-нравственных качеств личности, так как при положительных значениях индекса обнаружился высокий уровень духовнонравственных качеств: у личности преобладают альтруистические качества личности, мягкосердечность, склонность к сотрудничеству.
Высокие показатели отрицательной корреляции выявляет наиболее эффективный критерий оценки психологического синдрома эмоционального выгорания - индекс доброжелательности. Свидетельство эмпатии выявляют зависимость, но более низкую степень взаимосвязи. Признаки альтруизма по самооценке не выявляют существенной зависимости (кроме симптома «личной отстраненности») и показывают, неадекватно высокую самооценку преподавателей.
Индекс истощенности не обнаруживается в тех симптомах выгорания, которые демонстрируют эмоционально-нравственное реагирование и признаки отстраненности. Данный критерий не может служить в качестве определяющего синдрома эмоционально выгорания.
Исследование показало, таким образом, что существует прямая зависимость психологического синдрома эмоционального выгорания от развития духовно-нравственных качеств личности, которую можно представить в виде линейной функции (рис. 4).

индекс доброжелательности


На оси абсцисс находятся показатели индекса доброжелательности (ИД): от 0 до + X передаются плюсовые значения индекса доброжелательности, от 0 до - X изображаются отрицательные значения индекса доброжелательности .
На оси ординат - показатели индекса истощения. Максимальное значение индекса истощения (ИИ) - 14 баллов. Показатели от 0 до 4 баллов свидетельствуют об отсутствии истощения; от 5 до 9 баллов - о перенапряжении и переутомлении; с 10 до 14 баллов - об истощении жизненных сил, угрозе срыва защитных механизмов. 
От 60%до100% эмпатии к студентам Отсутствует СЭБч.
На графике линейной функции первый уровень синдрома эмоционального выгорания находится в области высоких плюсовых показателей индекса доброжелательности и эмпатии к студентам (от 60 до 100 %) и низких значениях индекса истощенности жизненных сил (до 4 баллов).
Второй уровень психологического синдрома эмоционального выгорания занимает на графике промежуточное положение, при котором индекс доброжелательности имеет средне-низкие показатели (невысокие положительные и отрицательные значения) при возрастании значений индекса истощенности жизненных сил.
Третий уровень психологического синдрома эмоционального выгорания находится в отрицательных величинах индекса доброжелательности и низкой эмпатии к студентами (от 14 до 40 %) и при высоких показателях истощенности жизненных сил. Поскольку показатели индекса истощения не могут быть выше 14 баллов, то при углублении симптомов СЭВ график функции теряет линейность, но область переходит во все более отрицательные значения индекса доброжелательности.
Таким образом, индекс доброжелательности становится интегральным показателем духовно-нравственного потенциала личности и в то же время основным критерием в определении психологического синдрома эмоционального выгорания. Индекс истощения не может стать определяющим показателем эмоционального выгорания из-за включения защитных механизмов (второй вариант образования синдрома). Это же доказывает проведенное нами исследование. 
Индекс истощения при положительных показателях индекса доброжелательности может быть высчитан с помощью математической формулы, где У - (ИИ) - индекс истощения, ИД (X) - индекс доброжелательности в плюсовых значениях: ИИ = -0,7ИД + 14.
С помощью данной формулы, зная только значения индекса доброжелательности, можно высчитать индекс истощения и уровень эмоционального выгорания, уровень развития духовно-нравственных качеств личности. При высоких показателях индекса истощенности необходимо с целью выяснения духовно-нравственных проблем личности провести более глубокое обследование по всем предложенным методикам.
Нами установлено, что к развитию психологического синдрома эмоционального выгорания приводят как хронические психоэмоциональные перегрузки в профессиональной деятельности, так и низкий уровень духовно-нравственных качеств личности до профессионального ее становления.
Мы посчитали целесообразным все заявленные симптомы психологического синдрома эмоционального выгорания на каждой фазе рассмотреть в когнитивном, эмоциональном и поведенческом планах, отдельно выявляя физический и психологический уровни (табл. 6). Детальный анализ симптомов позволит нам соотносить результаты исследования по данной методике, вычленяя проявления психологического синдрома у педагогов на различных уровнях, планах и на разных фазах развития.


Таблица 6
Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания на физическом и психологическом уровнях; когнитивном, эмоциональном
и поведенческом планах

Фазы

Критерии

КОГНИТИВНЫЙ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ

Напряжение

Физический уровень

Осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности

Снижение качества профессиональной деятельности

Попытки сократить обязанности, упростить роль в ходе деятельности

Психологический уровень

Интеллектуально -эмоциональный блок, тупик; неудовлетворенность собой

Переживание психотравмирующих                        обстоятель
ств, тревога и депрессия, чувство безысходности, загнанности в клетку

Повышенная       со
вестливость и чувство ответственности

Фазы

Критерии

КОГНИТИВНЫЙ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ

Резистенция

Физический уровень

Не осознанность разницы между         экономичным
проявлением эмоций и неадекватным       избира
тельным реагированием

Расширение сферы «экономии эмоций», как формы защиты. Осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями

Неадекватное     выбо
рочное реагирование в ходе рабочих контактов

Психологический уровень

Потребность в самооправдании, защита своей стратегии, не возможность войти в положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации

Эмоциональная дезориентация

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

Истощение

Физический уровень

Полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия

Падение общего энергетического                        тонуса       и
ослаблением нервной системы: психосоматиче
ские и психовегетативные нарушения

Профессиональная деформация     лично
сти: работает как робот, как бездушный автомат

Психологический уровень

Широкий диапазон умонастроений, отрицательно влияющих на принципы и систему ценностей, где личность воспринимается как объект манипуляций, деперсонализированный защитный эмо- ционально-волевой антигуманистический настрой

Эмоциональная защита: чаще          отрицательные
эмоции; эмоциональный дефицит,        пресыщение
контактами, эмоциональная отстраненность, реагирование без чувств и эмоций

Понижение       уровня
профессионализма: изменение поведенческих реакций, проявление резкости, грубости, раздражительности, обид, капризов, психопатологические проявления

Анализ названных методик не выявил зависимости проявления синдрома от возраста или пола преподавателей. В то же время, показатели нейротизма (эмоциональная неустойчивость) оказались напрямую связанными с проявлением синдрома. У педагогов с ярким проявлением эмоционального выгорания - высокая степень эмоциональной неустойчивости. Средние показатели экстравертности и интровертности у преподавателей существенно снижают проявления эмоционального выгорания.
Интересная особенность проявляется у преподавателей транспортного вуза: при отсутствии эмоционального истощения и низких показателей
уровня истощенности наблюдается нарастание симптомов редукции профессиональных обязанностей и деперсонализации. Данный феномен демонстрирует возможность высоких защитных механизмов у преподавателей и требует дальнейшего изучения
Полученные результаты свидетельствуют о важности формирования превентивных мер по профилактике эмоционального выгорания среди преподавателей вуза.


Резюме
1. У большинства педагогов обнаружен психологический синдром эмоционального выгорания как динамичный симптокомплекс, действие которого охватывает основные структурные характеристики личности. Происходит глубинное поэтапное нарастание показателей психологического синдрома эмоционального выгорания при доминировании агрессивного, недоверчиво-скептического или покорно-застенчивого типов межличностных отношений.
2. Синдром формируется чаще по традиционному варианту: напряжение в профессиональной деятельности приводит к резистенции (сопротивлению стрессу), затем - к эмоциональному истощению. На формирование синдрома эмоционального выгорания не влияет ни стаж, ни возраст испытуемых.
3. Развитие синдрома происходит вследствие духовно-нравственных проблем личности. При первом варианте эмоциональное выгорание возникает при неадекватном избирательном эмоциональном реагировании на стресс с отрицательными эмоциями, происходит падение энергетического тонуса. При втором варианте включается механизм психологической защиты без признаков истощения на первоначальном этапе, но с углублением синдрома защитный механизм перестает справляться с возросшей нагрузкой и развивается истощение.
4. Показатели критерия истощенности жизненных сил сначала возникают на психологическом уровне, где определяющим показателем является ощущение неудачи (психологический уровень). Это чувство вызывает раздражение, переживание эмоционального тупика и депрессию. На физическом уровне появляется дискомфорт, нарушение сна и ощущение истощенности.
5. Исследование выявило линейную зависимость синдрома эмоционального выгорания от уровня развития духовно-нравственных качеств личности: чем ниже уровень его развития, тем глубже нарастание показателей синдрома. Проявление психологического синдрома эмоционального выгорания напрямую зависит от коэффициента эмпатии к студентам. Высокие показатели эмпатии к обучающимся выявляли отсутствие синдрома. Со снижением эмпатии соответственно возрастали показатели развития синдрома эмоционального выгорания. Низкие показатели эмпатии соответствовали яркому проявлению синдрома эмоционального выгорания.
6. Индекс доброжелательности является индикатором эмоционального выгорания, показывает уровень развития синдрома эмоционального выгорания личности, с одной стороны, с другой - демонстрирует степень развития духовно-нравственных качеств личности. Отсюда следует, что он служит интегральной характеристикой в оценке данных качеств.
7. Нами не выявлена зависимость проявления синдрома от возраста или пола преподавателей. Показатели нейротизма (эмоциональная неустойчивость) оказались напрямую связанными с проявлением синдрома.
8. У преподавателей вуза высокий уровень защитных механизмов, нарастает редукция профессиональных обязанностей и деперсонализация. Показатели истощенности не выражены.

Источник: Кустова В. В. Феномен синдрома эмоционального выгорания педагогов : монография / В. В. Кустова. - Иркутск : ИрГУПС, 2016. - 168 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.