На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психологические механизмы воздействия в процессе педагогического общения
Психологические механизмы воздействия в процессе педагогического общения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

В настоящее время в психологии нет одного универсального механизма воздействия на оппонента, который бы подходил для любой ситуации. Только гибкость в использовании набора приемов и методов помогает безболезненно достичь своей цели.


1. Убеждение - это направленное воздействие на человека посредством аргументации, где центральная роль принадлежит пониманию речи, смысла сказанного, а также подтекста - скрытого смысла, т.е. того, что не всегда вербализируется в общении. Это косвенное влияние на поведение оппонента, принуждение к действию через обращение к разуму.


Условиями эффективного убеждения считаются:
- искренность и правдивость убеждения, что сформирует доверительность, положительную психологическую установку, ведущую к взаимопониманию;
- вовлечение собеседника в обсуждение конкретных проблем с апелляцией к его интересам и потребностям;
- создание благоприятной обстановки взаимного расположения в процессе убеждения, что способствует сближению точек зрения собеседников;
- исключение из процесса построения аргументации слов «нет» и «не». Эти слова воспринимаются как запрет, ограничение, которое навязывается со стороны, как желание поставить собеседников в подчиненно -зависимое положение. Соответственно у оппонента возникает отрицательное отношение к сказанному;
- выбор правильного темпа и ритма речи.


Технология воздействия при убеждении:
> опора на эмоциональный настрой
> учет контраргументации и критической позиции собеседника
> эмоциональное отношение к предмету общения
> манипулирование голосом
> комплименты (эффект внушения - удовлетворение потребности
выглядеть лучше. Образование положительных эмоций).


2. Внушение (суггестия) - это активное воздействие одного субъекта на другого, адресованное не к логическому мышлению, а к эмоциональной готовности человека получить установку к действию.
Внушение основано на авторитетности источника информации. Если внушающий не обладает авторитетом, то внушение обречено на провал. Внушать можно только словом. Очень велика роль интонации: 90% зависит именно от интонации, которая выражает убедительность, значительность слова.
Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации снижают критичность и повышают податливость человека к получаемой информации:
- прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новое связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек относится эмоционально положительно, чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (перенос негативного отношения, тогда информация отторгается);
- приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученного, мыслителя);
- апелляция ко всем (большинство людей считают, что..
Эффект внушения зависит от возраста: дети лучше поддаются внушению, чем взрослые. Более внушаемы утомленные, ослабленные физически люди. Экспериментально доказано, что решающим условием эффективного внушения является авторитет внушающего.
Конформность - подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Различают:
> внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) - мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы;
> демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей), при сохранении собственного мнения в глубине души (внешняя, публичная конформность).
Конформность - это отсутствие собственной позиции личности, в результате - изменение своего поведения под влиянием других людей.
В основе конформизма лежит групповое единомыслие, предполагающее подавление индивидуальности человека, его собственных взглядов с целью поддержки общего мнения.
Установлено, что характеристики группы и индивидуальные особенности человека оказывают влияние на развитие конформизма личности по отношению к требованиям группы. Возникновению этого явления способствуют следующие условия:
> низкая самооценка индивида;
> чувство собственной некомпетентности человека, которому предстоит решение сложной задачи;
> сплоченность группы - если хотя бы один из ее членов имеет мнение, отличное от общего, эффект давления снижается, и человеку становится легче возражать и не соглашаться;
> многочисленность группы - максимальное влияние прослеживается в группе из 5 человек, дальнейшее увеличение количества ее членов не приводит к усилению эффекта конформизма;
> высокий статус и авторитет группы, нахождение в ее составе экспертов или значительных для человека людей;
> публичность - люди демонстрируют более высокий уровень конформного поведения, если им необходимо открыто выразить свое мнение окружающим.
> работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;
> значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.


Конформизм в группе проявляется в виде общественного влияния на человека, при этом индивид должен следовать групповым нормам и правилам, подчиняться интересам группы. Она, с помощью вводимых ею норм поведения, заставляет каждого следовать им для поддержания интеграции всех ее членов.


Факторы, под влиянием которых человек уступает группе:

1. Характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается. После 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне. У женщин конформизм выше, чем у мужчин, но не всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду стереотипно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, высокий уровень конформности наблюдается у сотрудников, вовлеченных в постоянную групповую деятельность, а у военных он выше, чем у инженеров.
2. Характеристики самой проблемы, характеристики стимульного материала: чем сложнее, амбивалентнее стимульный материал, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность к сопротивлению групповому давлению.
3. Размер группы. Когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность увеличивается, но в меньшей степени, нежели, когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3-5-7 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга. Таким образом, на конформность действует прежде всего количество воспринимаемых независимых источников информации.
4. Степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется групповому давлению.
5. Взаимоотношения человека и группы (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если человек хочет, ищет принятия себя группой, он чаще уступает группе, и наоборот, если не дорожит своей группой, то более смело сопротивляется групповому давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться мнению группы - ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены групповому давлению индивиды со средним статусом, лица полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.


3. Подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Механизм социально-психологического воздействия, связанного с самостоятельным и добровольным копированием действий, воспринятых в процессе наблюдения за другими. Во время подражания объект воздействия по собственной инициативе начинает следовать за ходом мыслей или поступков субъекта, влияет на него. При этом сам субъект часто даже не знает об этом.
Условия подражания:
- наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку - объекту подражания;
- меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания;
- ясность, выразительность, привлекательность образца;
- сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким).


4. Заражение - самый древний механизм. Передача определенного эмоционального, психического настроя от одного человека к другому и основано на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека. Продукт воздействия на других мощной энергетики психического состояния индивида или группы, человеческая способность к восприятию, сочувствию, соучастию, сопереживанию этого состояния.
Этот вид психологического воздействия может применяться и в процессе делового взаимодействия: партнерам можно передать свой
энтузиазм, воодушевить их, а можно заразить и негативными эмоциями. Причем необходимым условием заражения выступает наличие данного состояния у самого инициатора воздействия: он должен находиться в состоянии психоэмоционального транса. Если же психоэмоциональное состояние только изображается, то эффекта заражения не наступает, поскольку адресаты воздействия по мельчайшим проявлениям чувствуют неискренность инициатора воздействия.


5. Принуждение - механизм социально-психологического воздействия, который предусматривает насилие над волей личности или социальной группы путем применения определенных санкций. Это несанкционированное применение насилия к лицу или группе, которое осуществляется с целью добиться совершения им или ими вопреки их воле негативных, а часто и общественно опасных действий. Различают физическое и психическое принуждение. Принуждение может быть реализовано в форме приказа, требования, запреты, угрозы и т.


6. Паника - механизм социально-психологического воздействия на психическое состояние личности, связанное с бессознательным, безудержным страхом, вызванным действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей и характеризуется неконтролируемым стремлением избежать опасной ситуации. Паника возникает в массе людей в виде определенного эмоционального состояния, является следствием или дефицита информации о потенциальной страшную или непонятную новость или избытка этой информации.


7. Мода - это специфический механизм социально-психологического воздействия, динамическая форма стандартизированной массовой поведения; возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в общественном сознании настроений, а также вкусов и увлечений, быстро меняются. Мода-это динамичный социально-психологический феномен.


8. Слухи - это специфический механизм социально-психологического воздействия, является массовым явлением межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информации. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по вопросу, который интересует людей. Следует подчеркнуть, что слухи всегда искаженной, не вполне достоверной или полностью недостоверной, по меньшей мере, непроверенной информации. Если информация достоверна, она становится фактом. Разновидностью слухов является тетки, носят исключительно недостоверный характер и направлены на отражение преимущественно негативных характеристик людей, событий и фактов.


9. Критика - это специфический механизм социально¬психологического воздействия, заключается в формулировке неодобряемых или противоречивых суждений о личности или деятельности, поведении, акцентировании внимания на определенных недостатках.
Источник: Буслаева М.Ю. Тренинг педагогического общения / М.Ю. Буслаева. — Челябинск : Издательский центр «Титул», 2021. — 104 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.