Социальная подструктура личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Социальная подструктура личности
Я-концепция личности. Самооценка
Психологические аспекты и механизмы социализации личности
Стадии социализации личности
Просоциальное и асоциальное поведение
Жизненный путь личности. Самоактуализация
Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания
Все страницы

1. Объективные и субъективные факторы развития личности

Вопрос о факторах (условиях и движущих силах) развития человека долгое время оставался дискуссионным. Одни исследователи считали, что решающее значение имеет фактор наследственности (Ф. Гальтон, З. Фрейд), другие приписывали главную роль среде (Дж. Уотсон), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют (В. Штерн). Таким образом, можно выделить биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное направления в исследованиях проблем развития человека.


Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, объясняют поведение человека действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Биологизаторское направление можно проиллюстрировать следующими высказываниями: «Все в личности предопределено наследственностью»; «Учитель - повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться» (Сократ).
Представители социологизаторского направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д. Проиллюстрировать позицию социологизаторского направления в исследованиях помогут следующие высказывания: «Ребенок - «чистый лист», все зависит от условий среды. Развитие полностью зависит от обучения»; «Женщина должна нам дать организм, а мы из него сделаем советского человека» (Т.Д. Лысенко).
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели (то есть результаты социальной жизни), которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т.п.).
Личность, по определению Л.С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношении с другими людьми. Таким образом, личность существует, проявляется и формируется в деятельности и в общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
Как подчеркивал Л.С. Выготский, ни одно из специфических человеческих психических качеств (логическое мышление, воображение, волевая регуляция и т.д.) не может возникнуть лишь путем вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств нужны определенные условия жизни и воспитание. Воспитание (понимаемое как специально организованный педагогический процесс) выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности. При этом нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в развитии личности имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность. Активность человека и внутренняя позиция личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям определяют направления формирования личности.
Таким образом, все воздействия и влияния, которые развивают и формируют личность, делятся на объективные и субъективные факторы.
К объективным факторам развития личности относятся: все предметы и явления окружающей действительности; преобразованная человеком природа; созданное человеком общество; культура в широком её понимании, а также обучение и воспитание. К субъективным - наследственность; установки и ценности человека; индивидуальные психологические особенности (характер, способности, обучаемость, воспитуемость и т.д.). В целом можно выделить три основных фактора, влияющих на развитие человека:
1. Наследственность.
2. Среда.
3. Воспитание.
Влияние наследственности проявляется в степени и скорости развития человека на разных возрастных этапах. Влияние среды проявляется в особенностях усвоения типичных моделей поведения. Воспитание рассматривается как целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие воспитателя и воспитуемого, целью которого является развитие и формирование личности человека.
Воспитание будет играть определяющую роль в развитии личности только при условии, что оно стимулирует и активизирует работу человека над собой. Именно активность и собственное стремление человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют ее развитие. Создать условия для развития личности означает не просто изменить внешние условия социальной среды. Необходимо задействовать внутренний механизм собственной активности личности (внутреннюю мотивацию) и включить личность в деятельность, а именно: в общение, игру, учение, труд.


Вопросы и задания для самопроверки:
1. Выделите три основных фактора, влияющих на развитие человека.
2. Назовите основные функции личности по Л.С. Выготскому.
3. При каких условиях воспитание сыграет определяющую роль в развитии личности?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.