На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Социальная подструктура личности - Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания
Социальная подструктура личности - Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Социальная подструктура личности
Я-концепция личности. Самооценка
Психологические аспекты и механизмы социализации личности
Стадии социализации личности
Просоциальное и асоциальное поведение
Жизненный путь личности. Самоактуализация
Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания
Все страницы

 


7. Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания


В отличие от социализации, в процессе которой влияние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание - это целенаправленное действие на личность.
В узком, педагогическом смысле воспитание - это процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
Целью воспитания сегодня является нужный и полезный для общества, способный к личному успеху человек, личность которого, развивается и самореализуется в гармонии с собой, природой и обществом.
Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.
Воспитание осуществляется через воспитательный процесс - целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид-
группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детском доме, интернате), образовательных (школе, гимназии, лицее), профессионально-технических (колледже, училище) учреждениях, высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на реализацию педагогических целей, - воспитательном или педагогическом процессе.
В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процессов. Это разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности.
Таким образом, воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. Цель воспитательного процесса - ориентация учеников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
В современном обществе воспитание выполняет три основных
функции:
1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);
2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);
3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).
Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.
Закономерности воспитания - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и характером развития педагогической науки. Выделяют внешние и внутренние закономерности воспитательного процесса.
Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.
Внутренние закономерности характеризуют связи между компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди внутренних закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие:
• воспитание всегда связано с обучением;
• цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;
• эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц;
• чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;
• воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве.
Принципы воспитания - это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации воспитательного процесса.
В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако чаще других называют следующие: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.
Персонификация (индивидуализация) предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.
Принцип природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у человека ответственность за окружающую природу и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У формирующейся личности следует культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.
С позиций принципа природосообразности необходимо, чтобы в ходе воспитания формирующаяся личность: а) осознавала себя гражданином Вселенной; б) отчетливо понимала происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы; в) ощущала сопричастность природе и социуму; г) осознавала себя субъектом, творящим ноосферу, разумно и сохранно потребляющим, сберегающим и воспроизводящим ее.
Кулътуросообразностъ - принцип воспитания, который впервые был обоснован в трудах Д. Локка, утверждавшего, что душа ребенка - это tabula rasa («чистая доска»), что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций и И.Г. Песталоцци, основываясь на идеях Д. Локка, обосновали роль социокультурного фактора в воспитании. Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег, который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны. В отечественной педагогике принцип культуросообразности (принцип народности) разрабатывали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев - они положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Реализовать принцип культуросообразности в воспитании - значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.
Принцип гуманизации (от лат. humanus - человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация этого принципа требует от педагога: 1) уважения прав и свобод воспитанника; 2) предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований; 3) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 4) уважения права воспитанника быть самим собой; 5) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 6) ненасильственного формирования требуемых качеств; 7) отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности; 8) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.); 9) оптимистической стратегии в определении воспитательных задач; 10) предупреждения негативных последствий в процессе педагогического воздействия; 11) учета интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе. По характеру воспитательного воздействия принцип дифференциации базируется на том, что педагог изучает, анализирует и классифицирует качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по ее включению в совместную деятельность и общение. Достоинство принципа дифференциации состоит в том, что ребенок в меньшей степени ощущает себя объектом воспитания, поскольку основные педагогические воздействия направлены не на него одного, а на группу в целом.
Методы воспитания - это пути достижения заданной воспитательной цели. Это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие.
В соответствии с одной из существующих классификаций методов воспитания выделяют три группы методов:
1) методы формирования сознания личности (рассказы на этические темы, беседы, внушения, диспуты, пример и др.);
2) методы организации деятельности (упражнение, требование, приучение, метод поручений и др.);
3) методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание и др.).
К использованию каждого метода воспитания выдвигаются отдельные правила и условия, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанника, чтобы последовал положительный воспитательный эффект. Любой метод не является сам по себе хорошим или плохим, его эффективность зависит от условий его применения. Правильный выбор и оптимальное сочетание методов приводят к желаемому результату, позволяют эффективно осуществлять воспитательный процесс.
Форма воспитания - это система организации воспитательной работы, которая задаёт логику взаимодействий участников воспитательного процесса как коллективной деятельности, взаимодействия его участников. Формы воспитания чрезвычайно многообразны. Классификация форм воспитания:
1) по количеству воспитанников (индивидуальные, групповые, коллективные, массовые);
2) по количеству организаторов (организуемые одним человеком, группой, коллективом);
3) по результату (информационный обмен, выработка решения коллективного мнения, общественно значимый продукт);
4) по наличию подготовки (экспромт, запланированный эпизод воспитательной работы, итог большого отрезка воспитательной работы);
5) по характеру включения воспитанников (предусматривающие обязательное участие всех воспитанников, отдельных членов ученического коллектива, основанные на добровольном участии);
6) по взаимодействию с другими людьми и коллективами (открытые, закрытые);
7) по характеру доминирующей деятельности (игровые, познавательные, трудовые, спортивные, коммуникативные, ценностноориентирующие);
8) по частоте использования (традиционные, эпизодические, нестандартные).
Воспитание является действенным, если оно переходит в самовоспитание. Поэтому одним из главных показателей эффективности воспитания личности выступает её потребность и способность к самовоспитанию. Высокие требования, которые предъявляет жизнь к современному специалисту, вынуждают его постоянно заниматься самовоспитанием.
Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к анализу своих поступков и поступков других людей.
Предпосылки организации самовоспитания:
- отношение человека к своим потенциальным возможностям;
- правильность самооценки;
- умение видеть свои недостатки.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов:
- самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
- самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
- осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
- самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.
К методам самовоспитания относятся:
- самопознание. Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение;
- самообладание. Опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение;
- самостимулирование. Предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение;
Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.
Вопросы и задания для самоподготовки:
1. Раскройте сущность процесса воспитания.
2. Какова основная цель воспитания в современном обществе?
3. Какие фундаментальные положения отражают общие требования к организации воспитательного процесса?
4. К какой группе методов относятся поощрение и наказание?
5. Определите основные приемы самовоспитания.
Литература:
1. .Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003. - 592с.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: учеб. Пособие / Г.М. Андреева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
3. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М., 2001.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. - М., 1986.
5. Богданова, В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации / В.В. Богданова // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 3 - Социология.
6. Ковалева, А. И. Социализация / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1.
7. Лютова, С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): курс лекций / МГИМО(У) МИД РФ, каф. Философии / С.Н. Лютова. - М.: МГИМО, 2002. - 175 с.
8. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб., 1997.
9. Милорадова, Н.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.Г. Милорадова.- М.: Гардарики, 2007. - 335с.
10. Мудрик, А. В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - 2007.
11. Немов, Р.С. Психология в 2 т. / Р.С. Немов. - Т. 2: Психология образования - М.: Владос: Просвещение, 1994. - 496 с.
12. Психология и педагогика. / Под. ред. А.А. Радугина - М.: Центр, 2000. - 254с
13. Рогов, Е.И. Общая психология: курс лекций / Е.И. Рогов. - М.:ВЛАДОС, 2000. - 448с.
14. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
15. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 2001. - 672 с.

Источник: Основы психологии и педагогики: конспект лекций. Часть 1 / А.Л. Церковский, О.А. Касьян, И.И. Возмитель. - Витебск: ВГМУ, 2017. - 65 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.