На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Социальная подструктура личности - Психологические аспекты и механизмы социализации личности
Социальная подструктура личности - Психологические аспекты и механизмы социализации личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Социальная подструктура личности
Я-концепция личности. Самооценка
Психологические аспекты и механизмы социализации личности
Стадии социализации личности
Просоциальное и асоциальное поведение
Жизненный путь личности. Самоактуализация
Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания
Все страницы

 


3. Психологические аспекты и механизмы социализации личности


Большое влияние на жизнь человека оказывает его социализация. Социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество. Данный процесс подразумевает получение навыков о нормах поведения, моральных ценностях, способах и формах общения с другими людьми, которые позволяют ему находить компромиссы, допустимые способы достижения целей и сосуществовать с обществом в целом. Как правило, социализация личности проходит в течение всей жизни и разделяется на несколько этапов.


Группы и этапы социализации


В зависимости от роли человека в обществе процесс его социализации можно условно разделить на три группы: обучение, трудовая деятельность и послетрудовая (пенсионный возраст). Каждой из групп присущи свои особенности, так например, обучение в одно и то же время является подготовительным и основным периодом социализации, поскольку именно он создает необходимую базу взглядов, ценностей и моральных принципов, необходимых для понимания своей функции и преодоления неуверенности. Именно поэтому дотрудовая или обучающая социализация называется первичной.
Период трудовой деятельности, выступает в качестве получения практических навыков вторичной социализации, а также их непосредственного применения для достижения различных целей. При этом, несмотря на большой возрастной диапазон, при трудовой деятельности, даже если по факту она отсутствует, происходит вспомогательная социализация личности. Она моделирует базовые нормы и модели поведения человека, переданные в процессе обучения, в зависимости от внешних условий конкретного общества, окружения, вида деятельности и личностных качеств человека и окружающих людей, имеющих на него определенное влияние.
Послетрудовая социализация - это период подведения итогов. Она является заключительным этапом, когда устоявшиеся нормы и принципы поведения уже не поддаются изменению, в силу снижения активности мозговой деятельности, которая в целом ведет к торможению процессов обучаемости.
Стоит сказать, что каждый возрастной этап социализации сопровождается переоценкой полученных в предшествующий период знаний и навыков, среди которых некоторые могут отойти на второй план или могут быть полностью отторгнуты.
Для того чтобы понять процесс социализации, а также избежать возможных ошибок, необходимо понять механизмы социализации и факторы оказывающие на нее влияние.


Механизмы социализации


• Идентификация - определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.
• Копирование или подражание - повторение увиденных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т.д.
• Впечатление и внушение - выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.
• Социальное облегчение - влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации.
• Понимание противоречий - осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.


Факторы социализации


Факторы, влияющие на процесс социализации, разделяются на три типа:
• Микрофакторы - присущи первичной социализации в малых группах (распределение ролей в семье, коллективе на работе, в учебном заведении).
• Мезофакторы - социализация личности в средней группе общества: этнические и религиозные особенности, среда или место проживания (город, село).
• Макрофакторы - принадлежность к большой группе общества: государство, культурные ценности.


Агенты социализации


Исходя из вышесказанного, вполне понятно, что социализация не может происходить сама по себе, ведь для передачи навыков и знаний необходимы структуры, выступающие в роли агентов передачи информации. В этой роли могут выступать, как отдельные люди, так и различные учреждения (детские сады, школы, университеты, религиозные общины, военные части и т.д.).
При этом можно выделить агентов первичной социализации (родители, близкие друзья, тренеры, учителя), а также агенты вторичной социализации (представители администрации учебных заведений, предприятий, правоохранительные органы, средства массовой информации).


Виды социализации


Поскольку социализация - это процесс, сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами, социализация имеет несколько видов:
Полная социализация личности - полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.
Неполная или частичная социализация личности - соответствие полученных навыков и умений, необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе.
Односторонняя социализация индивида - когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например, в карьере или только в семейных отношениях.
Десоциализация - отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения.
Ресоциализация - получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.


Вопросы и задания для самопроверки:

1. Что такое первичная и вторичная социализация личности?
2. Какой механизм социализации способствует ее облегчению?
3. Как влияют на социализацию личности макрофакторы? Приведите примеры.
4. Выделите агентов первичной социализации.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.