Социальная подструктура личности |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | ||||||||||
1. Объективные и субъективные факторы развития личностиВопрос о факторах (условиях и движущих силах) развития человека долгое время оставался дискуссионным. Одни исследователи считали, что решающее значение имеет фактор наследственности (Ф. Гальтон, З. Фрейд), другие приписывали главную роль среде (Дж. Уотсон), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют (В. Штерн). Таким образом, можно выделить биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное направления в исследованиях проблем развития человека.
|
Составляющая |
Описание |
«Духовное Я» |
Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок |
«Материальное Я » |
То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.) |
«Социальное Я» |
Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль |
«Физическое Я» |
Тело человека, его первичные биологические потребности |
Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии.
«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними).
В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента: когнитивный (представление индивида о самом себе), оценочный (эмоциональная оценка образа «Я»), поведенческий (поведенческие реакции или действия, вызванные знаниями о себе и отношением к себе).
Самооценка - один из структурных важнейших компонентов Я- концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Основная функция самооценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования состоит в творческом отношении к собственной личности - стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.
Самооценка - сложное образование человеческой психики, она постоянно изменяется, совершенствуется.
Источником оценочных представлений человека о себе являются окружающие люди, социальные реакции на проявления его личности. Иными словами, человек не только сам о себе выносит суждение, но и склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. На самооценку влияют достижения личности. Чем значительнее будут успехи личности, тем выше будет ее самооценка.
Принято различать адекватную и неадекватную самооценку. Термин адекватность предполагает наличие в самооценке той или иной степени самокритичности, понимания резервов собственного развития.
Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя; объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то это адекватная самооценка.
Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
Завышенная самооценка приводят к переоценке себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Вместе с тем подобная амбициозность ставит перед человеком более сложные задачи и претензии к достижениям. В случае успеха закрепляется уверенность человека в своих силах, появляются силы для новых достижений. Но в случае неудач, могут возникнуть разочарования, тревожность, страхи, депрессия.
Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе. Такой человек воспринимает свои достижения и успехи как случайные, временные, не зависящие от него самого. Любая неадекватная самооценка - завышенная или заниженная - затрудняет жизнь человека. Для развития положительного самоотношения, устойчивой положительной самооценки важно, чтобы ребенок в детстве был окружен постоянной заботой и любовью независимо от того, каков он.
Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:
• ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
• чувством личной адекватности индивида;
• отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Выделите структурные компоненты «Я-концепции».
2. Что является источниками оценочных представлений человека о себе?
3. Какова роль «Я-концепции» в жизни человека?
Большое влияние на жизнь человека оказывает его социализация. Социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество. Данный процесс подразумевает получение навыков о нормах поведения, моральных ценностях, способах и формах общения с другими людьми, которые позволяют ему находить компромиссы, допустимые способы достижения целей и сосуществовать с обществом в целом. Как правило, социализация личности проходит в течение всей жизни и разделяется на несколько этапов.
Группы и этапы социализации
В зависимости от роли человека в обществе процесс его социализации можно условно разделить на три группы: обучение, трудовая деятельность и послетрудовая (пенсионный возраст). Каждой из групп присущи свои особенности, так например, обучение в одно и то же время является подготовительным и основным периодом социализации, поскольку именно он создает необходимую базу взглядов, ценностей и моральных принципов, необходимых для понимания своей функции и преодоления неуверенности. Именно поэтому дотрудовая или обучающая социализация называется первичной.
Период трудовой деятельности, выступает в качестве получения практических навыков вторичной социализации, а также их непосредственного применения для достижения различных целей. При этом, несмотря на большой возрастной диапазон, при трудовой деятельности, даже если по факту она отсутствует, происходит вспомогательная социализация личности. Она моделирует базовые нормы и модели поведения человека, переданные в процессе обучения, в зависимости от внешних условий конкретного общества, окружения, вида деятельности и личностных качеств человека и окружающих людей, имеющих на него определенное влияние.
Послетрудовая социализация - это период подведения итогов. Она является заключительным этапом, когда устоявшиеся нормы и принципы поведения уже не поддаются изменению, в силу снижения активности мозговой деятельности, которая в целом ведет к торможению процессов обучаемости.
Стоит сказать, что каждый возрастной этап социализации сопровождается переоценкой полученных в предшествующий период знаний и навыков, среди которых некоторые могут отойти на второй план или могут быть полностью отторгнуты.
Для того чтобы понять процесс социализации, а также избежать возможных ошибок, необходимо понять механизмы социализации и факторы оказывающие на нее влияние.
Механизмы социализации
• Идентификация - определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.
• Копирование или подражание - повторение увиденных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т.д.
• Впечатление и внушение - выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.
• Социальное облегчение - влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации.
• Понимание противоречий - осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.
Факторы социализации
Факторы, влияющие на процесс социализации, разделяются на три типа:
• Микрофакторы - присущи первичной социализации в малых группах (распределение ролей в семье, коллективе на работе, в учебном заведении).
• Мезофакторы - социализация личности в средней группе общества: этнические и религиозные особенности, среда или место проживания (город, село).
• Макрофакторы - принадлежность к большой группе общества: государство, культурные ценности.
Агенты социализации
Исходя из вышесказанного, вполне понятно, что социализация не может происходить сама по себе, ведь для передачи навыков и знаний необходимы структуры, выступающие в роли агентов передачи информации. В этой роли могут выступать, как отдельные люди, так и различные учреждения (детские сады, школы, университеты, религиозные общины, военные части и т.д.).
При этом можно выделить агентов первичной социализации (родители, близкие друзья, тренеры, учителя), а также агенты вторичной социализации (представители администрации учебных заведений, предприятий, правоохранительные органы, средства массовой информации).
Виды социализации
Поскольку социализация - это процесс, сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами, социализация имеет несколько видов:
Полная социализация личности - полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.
Неполная или частичная социализация личности - соответствие полученных навыков и умений, необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе.
Односторонняя социализация индивида - когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например, в карьере или только в семейных отношениях.
Десоциализация - отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения.
Ресоциализация - получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Что такое первичная и вторичная социализация личности?
2. Какой механизм социализации способствует ее облегчению?
3. Как влияют на социализацию личности макрофакторы? Приведите примеры.
4. Выделите агентов первичной социализации.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчивоконцептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
• сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
• изменение себя, стремление «стать как все» - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Конформность (подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц). Различают внутреннюю (мнение человека действительно меняется под воздействием группы) и внешнюю (демонстративное согласие с мнением группой лиц, сохранив при этом в глубине души свое собственное мнение).
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Раскройте сущность процесса социализации личности. Как полученные знания могут быть использованы вами в профессиональной деятельности?
2. Перечислите и охарактеризуйте стадии процесса социализации.
3. Определите стадию социализации, на которой вы находитесь.
4. Как проходит ваша социализация на данной стадии? Проанализируйте свои успехи и поражения.
5. Тест «Уровни социализации личности» (версия Р.И. Мокшанцева).
О результатах социализации можно судить по социальному поведению человека. Если процесс социализации протекает нормально, то у человека наблюдается выраженное просоциальное поведение и отсутствует антисоциальное поведение, хотя проявления асоциального поведения могут иметь место.
Просоциальное поведение (от лат. рго - приставка, обозначающая действующего в интересах кого-то и socialis - общественный) - поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп и отдельных личностей и без надежды на вознаграждение.
Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (иногда - мотивом помощи, иногда - заботы о людях). Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета. Альтруизм - это самая чистая форма просоциального поведения.
Однако многие кажущиеся альтруистическими просоциальные модели поведения на самом деле мотивируются нормой взаимности, представляющей собой обязательство ответить благом на благо. Люди чувствуют себя виноватыми, не отвечая взаимностью, и могут сердиться, когда им не отвечают взаимностью.
Необходимо осознать важную истину о просоциальном поведении: люди редко помогают по какой-то одной причине. Мы помогаем, чтобы:
1) улучшить наше собственное благополучие;
2) повысить социальный статус и заслужить одобрение других;
3) поддержать наш образ «я»;
4) справиться с собственным настроением и эмоциями.
В зависимости от соблюдения или несоблюдения индивидом интересов общества его поведение оценивается или как социальноположительное (просоциальное), или как асоциальное.
Асоциальное (от греч. «а» - отрицательная частица) - характеристика личности или группы, своим поведением противоречащей общепринятым нормам. Отсюда асоциальное поведение - поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом.
Для обозначения поведения индивида, противоречащего различным общественным нормам, в психологической науке используют несколько понятий. Так, можно встретить обозначение такого поведения как отклоняющегося, девиантного или деструктивного. Чаще всего эти понятия используются как синонимы, и при помощи их обозначают один и тот же феномен.
Девиантное (отклоняющееся, деструктивное) поведение - это система поступков человека, отличающаяся от общепринятых культурных, этических, правовых и других общественных норм.
В девиантном поведении выделяют виды:
1) поведение, противоречащее различным общественным нормам, к нему относятся следующие формы: аддиктивное, антисоциальное, суицидное.
2) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, его формы: конформистское, нарцисстическое, фанатическое и аутистическое.
Кратко охарактеризуем каждую из указанных форм.
Аддиктивное поведение. Данное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ (аддиктов) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. При этом употребление того или иного вещества (спиртного, табака, наркотика и др.), изменяющего психическое состояние, привязанность к предмету или участие в активности, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным и не способным противодействовать происходящему.
Антисоциальное поведение. Особенностью такого поведения является совершение действий, противоречащих установленным в данном обществе моральным нормам и правилам. В этом случае игнорируются правовые законы, требования других людей, установленные правила.
Суицидное поведение. Данное поведение выражается в повышенном риске совершить самоубийство. Известный зарубежный специалист по этой проблеме Дюркгейм выделил три различных типа самоубийств в зависимости от особенностей контактов индивида с социальной средой:
1. «Аномическое» самоубийство, связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями: смерть близкого человека, потеря работоспособности, утрата имущества, несчастная любовь и др.;
2. «Альтруистическое» самоубийство, совершаемое ради блага других людей, общества (чтобы не обременять собой других, не позорить их в связи с каким-то преступлением или нарушением морали и др.);
3. «Эгоистическое» самоубийство, связанное с каким-либо конфликтом, неприемлемостью социальных требований, определенных норм поведения, не соответствующих интересам.
Конформистское поведение. Характеризуется отсутствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженностью к официальным точкам зрения, приспособленчеством, некритичным следованием указаниям лиц, обладающих властью.
Нарцисстическое поведение. Отличительной чертой этого поведения является концепция грандиозности, которая проявляется в фантазиях и действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания.
Фанатическое поведение выражается в слепой приверженности какой-либо идее, доктрине, нетерпимости к любым другим взглядам, что может сопровождаться действиями насильственного характера. Фанатическое поведение может наблюдаться как у одного человека, так и может быть свойственно группе людей. При этом в группе активизируются многие социально-психологические механизмы, способствующие некритическому восприятию идей, догм, взглядов. Это может привести к непрогнозируемым социальным конфликтам.
Аутистическое поведение. При таком поведении человек находится в отрыве от действительности и заменяет ее принятие погружением в мир фантазий, мечтаний, галлюцинаций, бредовых идей.
Среди причин асоциального, девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность самого человека, а так же повышенную индивидуальную восприимчивость к внешним воздействиям.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Выделите основные факторы асоциального поведения.
2. Приведите примеры асоциального поведения в обществе.
3. В чем состоят особенности девиантного поведения?
4. Какие причины лежат в основе делинквентного поведения?
5. Составьте схему видов и форм девиантного поведения.
6. Жизненный путь личности. Самоактуализация
Изучение жизненного пути личности - одна из центральных проблем современного социального знания, в которой сосредоточены фундаментальные интересы философии, социологии, психологии, антропологии и других наук.
С развитием общества у человека появляется возможность выбора из большего количества жизненных стратегий, что позволяет достигать более высокой степени самореализации.
Одной из главных задач индивидуальной жизни, жизненного пути личности является соотнесение себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, особенности, и на этом основании определить свое место в постоянно изменяющихся социальных формах, структурах.
Жизненный путь личности - это целостный, непрерывный, динамический процесс гармонизации отношений индивида и общества, представленного его социальными институтами. Динамику этого процесса можно представить как положение постоянно меняющегося индивида в непрерывно изменяющемся мире. Вектор развития этого динамического процесса должен идти в направлении конструирования личностью своего жизненного пути к личности, творящей себя и свой жизненный мир.
Конструирование жизненного пути личности можно представить как совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей, при помощи которой человек может оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию. Механизм формирования жизненного пути личности представляется нам как процесс, в основе которого лежат социальные потребности индивида, служащие формированию системы ценностных ориентации, которая выполняет роль регулятора социального поведения в краткосрочной и долгосрочной перспективах, что соответствует тактике и стратегии жизни индивидов. Жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать следующим образом: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии.
Наиболее детально разработанная и признанная в психологии периодизация жизненных циклов принадлежит Э. Эриксону, который выделяет в жизненном пути личности восемь стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом, который является поворотным моментом в жизни, возникающим в результате достижения определенного уровня психического развития и изменения отношений с окружающими людьми и миром. Вследствие этого человек приобретает нечто новое, характерное для данного цикла развития личности. В своей концепции личностного развития Э. Эриксон описывает лишь крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они встречаются редко, но зато вмещают возможные промежуточные варианты личностного развития человека.
В соответствии с теорией Э. Эриксона, основы личностного развития закладываются на первой стадии (стадии доверия - недоверия), которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период развивается социальное взаимодействие, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным - недоверие. Степень доверия зависит от проявляемой к ребенку заботы, ласки, внимания к его потребностям и т. д. Отсутствие любовной заботы, должного внимания и ухода вырабатывают недоверие, боязливость и подозрительность. Доверие-недоверие ребенок несет с собой в другие стадии развития, и на последующих стадиях ребенок может преодолевать первоначальную недоверчивость, но может и потерять доверие к другим.
Вторая стадия (автономии - стыда) длится от полутора до трехчетырех лет. В этот период на основе развития моторных и психических способностей развивается самостоятельность ребенка. Он все стремится делать сам, проявляет активность. Г лавный позитивный результат развития на этой стадии - достижение чувства независимости. Но жизненная активность может быть и небезупречной, в результате чего ребенок сталкивается с неодобрением со стороны окружающих. Слишком строгий или непоследовательный внешний контроль заставляет ребенка усомниться в значимости своей личности, формируют застенчивость, сомнение в своих силах и чувство стыда.
Третья стадия (инициативы - вины) начинается примерно в четыре года (до 6 лет). В этот период у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Интенсивно развивается познавательная активность ребенка, любознательность. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществлять, способствуют развитию инициативы. Но если родители показывают ребенку, что его инициатива, любознательность нежелательна и вредна, игры бестолковы, вопросы назойливы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины и покорность в следующие стадии.
Четвертая стадия (трудолюбие или чувство неполноценности) длится примерно с шести до одиннадцати лет. В этот период ребенок включается в систематическую организованную деятельность, которую осуществляет самостоятельно. На протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание, заслужить одобрение, осуществляя учебную, трудовую деятельность. У него развивается трудолюбие. Но если у ребенка не формируется трудолюбие, то уровень развития навыков учебной, трудовой деятельности ниже, чем у других, низкий статус в ситуациях совместной деятельности способствует появлению чувства неадекватности, некомпетентности и неполноценности.
Пятая стадия (идентификация личности или ролевая неопределенность). При переходе на пятую стадию (12-18 лет) подросток созревает физиологически и психически, у него формируются новые взгляды на мир, новый подход к жизни и себе. Идет активный поиск себя, проигрывание различных ролей. В поисках личной идентичности человек решает, что является для него важным, вырабатывает нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан с осознанием собственной ценности и компетентности, развитием планов на будущее. Если человек успешно справляется с задачей психосоциальной идентификации, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Неспособность к идентификации может привести к статусной неопределенности, путанице ролей, неуверенности в себе, проблемам в самоопределении.
Шестая стадия (близость - изоляция) начинается в 20 и завершается к 45 годам. Под близостью Э. Эриксон понимает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом человеке, устанавливать доверительные отношения, любить. Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно человек прошел другие стадии. Социальные условия могут облегчить или затруднить достижение близости. Но если человек не достигает близости, уделом его становится одиночество - такое состояние человека, при котором ему не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.
Седьмая стадия (общечеловечность - самопоглощенность). Эта стадия охватывает период от 45 до 60 лет. Общечеловечностью Э. Эриксон называет способность человека интересоваться другими людьми, задумываться над жизнью грядущих поколений. Человек испытывает гордость за своих детей, удовлетворенность полноценной и разнообразной жизнью, он творчески работает над собой. Этот период отличается высокой продуктивностью в самых разных областях. Тот же, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредотачивается на самом себе, главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт.
Восьмая стадия (полнота жизни - отчаяние) переживается во время старения, после 60 лет. Это стадия достижения человеком цельности, ощущения им полноты и полезности прожитой жизни и осознание того, что жизнь прошла не зря. Смерть неизбежна, но не страшна. Если человек не удовлетворен прожитой жизнью, осознает бессмысленность своего существования, то он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии.
Жизненная периодизация личности и ее жизненные структуры зависимы от самой личности, от ее возможностей и смысла жизни. Смысл жизни - это обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни, т. е. концепция жизни человека.
Осуществление личностью своих жизненных планов, задач является самоактуализацией личности. По А. Маслоу, самоактуализация - это становление человека тем, кем он хочет и может стать, это полное раскрытие талантов и способностей личности, это реализация творческого потенциала личности (каждый по своему творчески одарён), это постоянный труд человека над собой во имя реализации своего потенциала.
А. Маслоу выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию:
1) потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности),
2) потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность),
3) потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе),
4) потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении),
5) потребность в самоактуализации. 1-4 группы являются насыщаемыми потребностями, которые можно полностью удовлетворить. 5-я потребность - человек может очень долго реализовывать свой личный потенциал.
По мнению А. Маслоу, для того чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей. Первые четыре группы потребностей, являясь низшими по отношению с потребностью самоактуализации, в то же время являются самыми насущными. До тех пор пока не удовлетворены потребности 1 -4 уровня активность человека будет направлена на удовлетворение именно этих потребностей.
Характеристики самоактуализировавшейся личности:
• более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения к ней,
• принятие себя, других, природы,
• спонтанность, простота, естественность,
• центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе),
• автономия, независимость от культуры и среды,
• постоянная свежесть оценки,
• чувство сопричастности, единения с другими,
• более глубокие межличностные отношения,
• различие средств и целей, добра и зла,
• философское, невраждебное чувство юмора,
• демократическая структура характера.
Пути достижения самоактуализации:
• неравнодушие к себе, самопознание,
• умение «самонастраиваться» в соответствии со своей внутренней природой и задачами,
• способность к самоуправлению, регулирование состояния своего организма,
• умение делать адекватный жизненный выбор,
• умение нести ответственность за свой жизненный путь, за свое природное становление,
• отношение к самоактуализации как к мировоззрению, образу жизни.
Самоактуализация, как отмечает А. Маслоу, - это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным.
Самоактуализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности и вместе с тем определяет ее.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Определите свою жизненную стратегию личности (потребности, ценности, цели, поведение).
2. Что способствует реализации вашей жизненной концепции?
3. Выделите первичные и вторичные потребности в пирамиде А. Маслоу.
В отличие от социализации, в процессе которой влияние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание - это целенаправленное действие на личность.
В узком, педагогическом смысле воспитание - это процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
Целью воспитания сегодня является нужный и полезный для общества, способный к личному успеху человек, личность которого, развивается и самореализуется в гармонии с собой, природой и обществом.
Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.
Воспитание осуществляется через воспитательный процесс - целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид-
группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детском доме, интернате), образовательных (школе, гимназии, лицее), профессионально-технических (колледже, училище) учреждениях, высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на реализацию педагогических целей, - воспитательном или педагогическом процессе.
В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процессов. Это разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности.
Таким образом, воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. Цель воспитательного процесса - ориентация учеников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
В современном обществе воспитание выполняет три основных
функции:
1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);
2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);
3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).
Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.
Закономерности воспитания - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и характером развития педагогической науки. Выделяют внешние и внутренние закономерности воспитательного процесса.
Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.
Внутренние закономерности характеризуют связи между компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди внутренних закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие:
• воспитание всегда связано с обучением;
• цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;
• эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц;
• чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;
• воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве.
Принципы воспитания - это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации воспитательного процесса.
В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако чаще других называют следующие: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.
Персонификация (индивидуализация) предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.
Принцип природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у человека ответственность за окружающую природу и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У формирующейся личности следует культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.
С позиций принципа природосообразности необходимо, чтобы в ходе воспитания формирующаяся личность: а) осознавала себя гражданином Вселенной; б) отчетливо понимала происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы; в) ощущала сопричастность природе и социуму; г) осознавала себя субъектом, творящим ноосферу, разумно и сохранно потребляющим, сберегающим и воспроизводящим ее.
Кулътуросообразностъ - принцип воспитания, который впервые был обоснован в трудах Д. Локка, утверждавшего, что душа ребенка - это tabula rasa («чистая доска»), что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций и И.Г. Песталоцци, основываясь на идеях Д. Локка, обосновали роль социокультурного фактора в воспитании. Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег, который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны. В отечественной педагогике принцип культуросообразности (принцип народности) разрабатывали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев - они положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Реализовать принцип культуросообразности в воспитании - значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.
Принцип гуманизации (от лат. humanus - человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация этого принципа требует от педагога: 1) уважения прав и свобод воспитанника; 2) предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований; 3) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 4) уважения права воспитанника быть самим собой; 5) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 6) ненасильственного формирования требуемых качеств; 7) отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности; 8) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.); 9) оптимистической стратегии в определении воспитательных задач; 10) предупреждения негативных последствий в процессе педагогического воздействия; 11) учета интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе. По характеру воспитательного воздействия принцип дифференциации базируется на том, что педагог изучает, анализирует и классифицирует качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по ее включению в совместную деятельность и общение. Достоинство принципа дифференциации состоит в том, что ребенок в меньшей степени ощущает себя объектом воспитания, поскольку основные педагогические воздействия направлены не на него одного, а на группу в целом.
Методы воспитания - это пути достижения заданной воспитательной цели. Это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие.
В соответствии с одной из существующих классификаций методов воспитания выделяют три группы методов:
1) методы формирования сознания личности (рассказы на этические темы, беседы, внушения, диспуты, пример и др.);
2) методы организации деятельности (упражнение, требование, приучение, метод поручений и др.);
3) методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание и др.).
К использованию каждого метода воспитания выдвигаются отдельные правила и условия, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанника, чтобы последовал положительный воспитательный эффект. Любой метод не является сам по себе хорошим или плохим, его эффективность зависит от условий его применения. Правильный выбор и оптимальное сочетание методов приводят к желаемому результату, позволяют эффективно осуществлять воспитательный процесс.
Форма воспитания - это система организации воспитательной работы, которая задаёт логику взаимодействий участников воспитательного процесса как коллективной деятельности, взаимодействия его участников. Формы воспитания чрезвычайно многообразны. Классификация форм воспитания:
1) по количеству воспитанников (индивидуальные, групповые, коллективные, массовые);
2) по количеству организаторов (организуемые одним человеком, группой, коллективом);
3) по результату (информационный обмен, выработка решения коллективного мнения, общественно значимый продукт);
4) по наличию подготовки (экспромт, запланированный эпизод воспитательной работы, итог большого отрезка воспитательной работы);
5) по характеру включения воспитанников (предусматривающие обязательное участие всех воспитанников, отдельных членов ученического коллектива, основанные на добровольном участии);
6) по взаимодействию с другими людьми и коллективами (открытые, закрытые);
7) по характеру доминирующей деятельности (игровые, познавательные, трудовые, спортивные, коммуникативные, ценностноориентирующие);
8) по частоте использования (традиционные, эпизодические, нестандартные).
Воспитание является действенным, если оно переходит в самовоспитание. Поэтому одним из главных показателей эффективности воспитания личности выступает её потребность и способность к самовоспитанию. Высокие требования, которые предъявляет жизнь к современному специалисту, вынуждают его постоянно заниматься самовоспитанием.
Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к анализу своих поступков и поступков других людей.
Предпосылки организации самовоспитания:
- отношение человека к своим потенциальным возможностям;
- правильность самооценки;
- умение видеть свои недостатки.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов:
- самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
- самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
- осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
- самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.
К методам самовоспитания относятся:
- самопознание. Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение;
- самообладание. Опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение;
- самостимулирование. Предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение;
Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.
Вопросы и задания для самоподготовки:
1. Раскройте сущность процесса воспитания.
2. Какова основная цель воспитания в современном обществе?
3. Какие фундаментальные положения отражают общие требования к организации воспитательного процесса?
4. К какой группе методов относятся поощрение и наказание?
5. Определите основные приемы самовоспитания.
Литература:
1. .Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003. - 592с.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: учеб. Пособие / Г.М. Андреева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
3. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М., 2001.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. - М., 1986.
5. Богданова, В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации / В.В. Богданова // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 3 - Социология.
6. Ковалева, А. И. Социализация / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1.
7. Лютова, С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): курс лекций / МГИМО(У) МИД РФ, каф. Философии / С.Н. Лютова. - М.: МГИМО, 2002. - 175 с.
8. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб., 1997.
9. Милорадова, Н.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.Г. Милорадова.- М.: Гардарики, 2007. - 335с.
10. Мудрик, А. В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - 2007.
11. Немов, Р.С. Психология в 2 т. / Р.С. Немов. - Т. 2: Психология образования - М.: Владос: Просвещение, 1994. - 496 с.
12. Психология и педагогика. / Под. ред. А.А. Радугина - М.: Центр, 2000. - 254с
13. Рогов, Е.И. Общая психология: курс лекций / Е.И. Рогов. - М.:ВЛАДОС, 2000. - 448с.
14. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
15. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 2001. - 672 с.
Источник: Основы психологии и педагогики: конспект лекций. Часть 1 / А.Л. Церковский, О.А. Касьян, И.И. Возмитель. - Витебск: ВГМУ, 2017. - 65 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |